Дарить России

Лидия Довыденко, 2023

В книге раскрывается уникальная личность князя Никиты Дмитриевича Лобанова-Ростовского, живущего в Лондоне, выдающегося мецената и собирателя редкой русской театральной живописи первой четверти 20 века, спасенной им от забытья и гибели за границей, а также щедрого дарителя России возвращенных художественных ценностей. Читатель знакомится с выставочной деятельностью князя в России, с его мнением о современной культуре в сопоставлении с западной, с его издательской деятельностью в Москве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дарить России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Открытое письмо клеветникам князя

Бывали хуже времена, Но не было подлей.

Н. Некрасов

(Опубликовано: 20 августа 2017 г.)

К сожалению, Музей в Ростове Великом дискредитировал себя скандалом. Я написала открытое письмо.

Глубокоуважаемый Никита Дмитриевич! После 40 лет дарения России предметов искусства, документов истории и культуры нашего Отечества различным музеям Москвы и Санкт-Петербурга, Вы были оклеветаны в 2017 году, обвинены в дарении якобы нескольких поддельных работ Ростовскому музею. Вас обидели и оскорбили газеты: «Комсомольская правда» и «Радио Свобода», которые опубликовали клеветнические статьи. Мне хотелось бы сказать, что очень много достойных и порядочных людей в России также сейчас страдают от разгула «светской черни», от «шантрапы», оказавшейся у власти, от «либерастии», засевшей во главе СМИ, театров и музеев, поливающих грязью Россию и её достойных представителей за бюджетные деньги.

Им ведь не нужна великая Россия, а нужны скандалы и «потрясения». Не удивительно, что на Вас набросились с клеветой.

Ведь с Вами, общественным, культурным деятелем Русского мира, несущим за собой целую эпоху расколотой России, начиная с 70-х годов находящему возможности для служения искусству своего Отечества, спасшему своей коллекцией театральной живописи огромное количество работ от гибели и забвения, очень неудобно тем, кто хотел бы управлять послушным стадом, а не мыслящими людьми.

Вы в интервью и публикациях делитесь своим правдивым и предупреждающим взглядом на современную Россию, вместе с другими русскими аристократами, живущими в европейских странах, открыли глаза на псевдовеликую княгиню Марию Романову (Оксана Карнович. Может ли немецкий принц Георг Прусский объявлять себя Цесаревичем русского престола? Интервью с пятью русскими аристократами — Берега 1 (7), 2015) — https://www.dovydenko.ru)

На государственные средства и частично на средства русской эмиграции, в том числе и Ваши, в 2014 году был установлен памятник павшим в Первую мировую войну на Поклонной горе в Москве, Вы инициатор Памятника Примирения белых и красных в год 100-летия революции. Возможно, причина нападок на Вас в том, что кому-то очень не хочется единства России. Вы неоднократно выступали с инициативой создания Национальной портретной галереи в Москве с портретами тех людей, кому удалось сделать очень много для Отечества. 10 лет Минкульт тянет с воплощением этой идеи в жизнь. Также ни Минкульт, ни Государственная Дума не хотят слышать Вашу идею с меценатством в России: «Однако далеко не всех потенциальных меценатов можно в принципе мотивировать снижением налогов. Устремления многих из них проистекают из более благородных мотивов, чем материальная выгода. Я считаю чрезвычайно перспективным (и при этом абсолютно не требующим никаких расходов) создание гражданского звания, являющегося официальным признанием заслуг гражданина. Почему мы считаем правильным, когда за заслуги в искусстве самые достойные получают звание Народного Артиста или Народного Художника, но никто не слышал о подобном поощрении труда коллекционера или мецената, передавшего свое собрание или свое состояние Государству. Таким бы званием могли бы стать «Меценат Москвы» или любого города, а также и «Заслуженный меценат России». В 1900 году за свою благотворительную деятельность Александр и Василий Бахрушины были награждены званием Почетного гражданина Москвы. До этого такой чести был удостоен Павел Михайлович Третьяков». Приобретённое на торгах европейских аукционов Вы дарили российским музеям. Вместе с И.С. Зильберштейном стали радетелем создания Музея личных коллекций.

Ваши коллекции принадлежат Музею театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге и Музею театрального искусства имени Бахрушина в Москве. Ваши дары России размещены в Центральном государственном архиве литературы и искусства, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ими владеют Международная ассоциация творческой интеллигенции, Москва; Дом-музей Марины Цветаевой, Москва; Фонд «Русское зарубежье», Москва; Посольство РФ в Париже, Мэрия города Москва; Бюст И.С. Зильберштейна у входа в Музей частных коллекций в Москве оплачен Вами — и это далеко не полный список дарений. Вы надеялись, что в городе Ростове, связанном своей историей со славными именами князей Ростовских, Вам удастся создать музей Вашей семьи — Лобановых-Ростовских, столетиями служивших Отечеству, и вдруг после дарения свыше 15 000 предметов искусства и культуры Вас обвиняют в отсутствии подлинности пяти работ.

Но даже если вдруг эти картины оказались бы не подлинными, то ведь это минимальная пропорция среди 15 000 подаренных/дарованными (не проданных) Вами. Материальный и моральный ущерб в этом деле несете Вы, а не Музей Ростовского кремля. Думаю, что открывать музей Лобановых-Ростовских, который я видела в Филях, где сосредоточено огромное количество исторических документов, кому-то этого очень не хочется. Не «шпана» ли мстит Вам за Ваше правдивое слово?

В сетях Интернета есть интервью с Вами, где у Вас спрашивают:

P. Есть ли вещи, которые у вас вызывают ярость?

Л.-Р. У меня давно не вызывает ярости то, на что я не могу повлиять. А вызывает огромную горечь. Будучи русским, проживающим вне России, я вижу, как меняется в мире отношение к русским. В Великобритании оно не было таким плохим даже во времена холодной войны. Тогда там жили белоэмигранты, про которых англичане знали: они — наши. Сейчас же вместо белоэмиграции появилась шпана. Те, которые приехали ради социального обеспечения — это одна группа. А другая — это финансово одаренные жулики. Почему же они едут в Англию? Потому что Англия — единственная в мире страна, которая предоставляет свободу политическим преступникам и позволяет им нести любую ересь». — http:// dimagubin.livejournal.com/44526.html

Обвинение в фальшивости картин сфальцифировано недобросовестными людьми по инициативе директора Ростовского музея Н. Каровской, в 2014 году принявшей вместе с картинами свидетельства экспертов из Франции и Германии, удостоверивших подлинность работ, несущих уголовную ответственность за свои свидетельства. И вот придуманы какие-то изотопы, говорящие, что картина не могла быть написана в первую половину 20-го века, что вызывает улыбку у серьёзных экспертов, СОМНЕВАЮЩИХСЯ в самом методе экспертизы фирмы «Рога и копыта».

Благодарю Вас, Никита Дмитриевич, что Вы прислали Ваши пояснения, которые говорят о Вашем благородстве и великодушии и расставляют всё по полочкам. Внимание, клевещущие:

1. «Подлинность «Абстрактной композиции» (1917–1918) А. Экстер подтвердил ведущий специалист по её творчеству Г.Ф. Коваленко, доктор искусствоведения, действительный член РАХ, заведующий отделом русского искусства XX века НИИ РАХ и главный научный сотрудник ГИИ. Экспертное заключение также содержит рапорт на 32 страницах с результатами технико-технологических исследований, проведенных ученым В.П. Голиковым в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, Москва.

Плюс исследование, проведенное Dr. Erhardt Jaegers и Pof. Elisabeth Jaegers из Microanalytisches Labor, Bornheim, Германия.

2. На картину И Машкова «Натюрморт с камелиями, фруктами и вином» (1918) искусствоведческую экспертизу подготовил Г.Г. Поспелов, чья докторская диссертация посвящена картинам мастеров «Бубнового валета» 1910-х гг. В его книге на эту тему воспроизведена эта картина. Химический анализ подготовил MicroanalytischesLabor, Bornheim, Германия, после значительных реставрационных работ над картиной.

3. Авторство Ж. Брака «Натюрморта с гитарой» (1928) подтверждено французской фирмой Institutd’Art conservatio-net couleur, аккредитованной в апелляционном суде Парижа, там же сделаны химические и графологические анализы подписи художника. В отличие от России, экспертное мнение по поводу живописи во Франции ведет за собой юридическую ответственность, предусмотренную законом. Ложные показания во Франции наказываются законом, и ущербной стороне выплачивается денежная компенсация. Все три картины были включены в основной фонд Ростовского музея после их утверждения Экспертной фондово-закупочной комиссией.

Теперь несколько слов об отрицании директором Ростовского музея Н. Каровской намерения о создании Музея Лобановых-Ростовских 2 августа 2014 г. на открытии выставки «Н.Д. Лобанов-Ростовский. Общественный деятель. Коллекционер. Даритель». Тогда директор музея Н.С. Каровская сообщила о решении создать в Ростовском музее на правах филиала или отдела Музей Лобановых-Ростовских. Для этой цели предполагалось использовать находящийся на балансе Ростовского музея далеко за пределами Ростовского кремля нуждающийся в реставрации купеческий особняк Шляковых. Решение принималось Н.С. Каровской без всякого давления со стороны Н.Д. Лобанова-Ростовского, и на вернисаже было объявлено о принятом решении впервые.

Момент, когда Н.С. Каровская передала Никите Дмитриевичу ключ от Дома Шлякова, был запечатлен на целом ряде фотографий. И как много было этому свидетелей! На открытии экспозиции помимо представителей местной власти — мэра города Константина Геннадьевича Шевкопляса и главы Ростовского муниципального района Владимира Михайловича Гончарова — присутствовали глава Департамента территориального развития в правительстве Ярославской области Юрий Александрович Бойко и заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Министерства иностранных дел Георгий Львович Мурадов. Были представители музейного сообщества — директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Государственного музея современной истории России Владимир Николаевич Фомин, директор Рыбинского музея-заповедника, председатель Совета директоров музеев Ярославской области Сергей Дмитриевич Черкалин. Были общественные и религиозные деятели — руководители Фонда Людвига Нобеля Анна Вячеславовна Яковлева и Евгений Владиславович Лукошков, член общественной палаты Ярославской области, сопредседатель ЯРО Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Анатолий Фёдорович Сергеев, священник Александр Парфёнов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дарить России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я