Перед вами книга-дневник. В ней нет художественного вымысла. Это запись бесед психолога со своей посетительницей. Автор – практический психолог с более чем пятнадцатилетним стажем работы. Ценность материала в том, что все рекомендации конкретны и направлены на саморазвитие личности посетительницы. Поэтому каждый читатель найдёт здесь что-то необходимое лично ему – что поможет справляться с жизненными задачами, которые возникают у каждого мыслящего человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девять выходов из безвыходного положения. Дневник психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава I. Настраиваем контакт
Беседа 1. «Я хочу научиться жить»
Как не одалживать деньги друзьям?
Вариант 1. В ответ на просьбу одолжить деньги вы говорите совершенно искренне (вы сами должны без сомнения верить в это!): «У меня есть заместитель по общим финансовым вопросам, мой большой друг. Только он может это решить. Обратитесь к нему». И дайте мой номер телефона.
Вариант 2. «У меня все деньги вложены в дело».
Для сохранения собственного «морального лица» вы должны понимать, что вы никого не обманываете: эти деньги ДЕЙСТВИТЕЛЬНО предназначены для вашего дела. Скажите себе: «Я действительно собираюсь через две недели купить новое платье (отправить деньги дочери, поехать в отпуск и т. п.). Если я одолжу эти деньги, то не смогу реализовать своё запланированное «дело».
Беседа 2. Одиночество
«Идея ещё не настолько безумна, чтобы быть правильной», — Нильс Бор.
Одиночество — это трагедия, а не шуточки типа «Все мужики — козлы». Надо донести до друзей: вы — не успешная «бизнес-леди» (на это притягиваются бездельники и альфонсы, а вам такие не нужны), а одинокая несчастная женщина.
«Бегемотик».
Надо появляться («вылезать») на поверхности жизни. Должен быть «открытый» дом, общение с людьми. При этом стараться сделать это общение приятным для всех.
«Эффект Ассоль».
Бездействие не приносит результат. В случае с Ассоль была задействована вся деревня. На протяжении 12 лет все только и жужжали, сплетничая о её «безумной» мечте, рассказывали об этом всем подряд. И в какой-то момент информация донеслась куда надо и дала результат.
Беседа 3. Интуиция и разум
«Карабас Барабас».
Интуитивист верит без СОМНЕНИЙ (!) и прячется под стол или делает в штаны. Разумник говорит: «Это папа!». И дёргает за бороду. У него нет СОМНЕНИЙ (!). Отсюда следует, что для развития интуиции вначале необходимо уничтожить (убрать) сомнения. А, значит, успокоить разум, которому они присущи.
«Троглодит» — упражнение для развития интуиции.
Первобытные люди жили, в основном, чувствами: иначе не выжить. Всё было обострено, чтобы вовремя учуять опасность. Они её интуитивно чуяли. Развивать чувствительный аппарат в любое произвольное время. Эдак, вдруг сказать: «Чем пахнет? Что звучит?»…
Беседа 4. Жить в настоящем времени
«Эффект Гофмана».
Фантазировать: «Что будет, если я поступлю так-то? А кто-то про это узнает и осудит?». Единственный критерий правильности поступка — радость, облегчение (катарсис) и наслаждение. Существует возражение: «Убийца вполне может испытывать наслаждение от убийства». Необходимо понимать, что в этом случае мы имеем дело с патологией психики.
Жить по Божьим заповедям! Не придумывать обстоятельства, «работать» с ними по мере поступления.
«Ключевые слова».
Совланут (арамейский — терпение), искренность, безупречность, безмятежность (не покой!).
Безупречность рассматривается с этимологической точки зрения — без упрека самому себе.
Совланут рассматривается как потенциальная возможность иметь будущее.
Искренность рассматривается по Станиславскому: «Не верю!». Ведь никто не поверит, если неискренне звучим или действуем.
Беседа 5. Сохранение своей энергии
«Спеши медленно». («Festina lente»).
Так, по словам Светония, говорил Цезарь Август («Божественный Август»). Не медлительность! Скорее — энергетическая мощь шага Учителя тай-цзи цюань. Учитель медленно идёт по песку вдоль кромки моря, его шаг кажется лёгким. Но следы, которые остаются, — глубоки, как будто он специально вдавливает ступни в песок.
«Это всё мне?!»
Представить широко раскрытые глаза ребёнка. Суметь удивиться своим ощущениям, а не внешним воздействиям. «Удивите меня». Для этого необходимо быть готовым к «мурашкам» по коже или к сбою дыхания или к замиранию сердца.
Не реагировать в музее фразой: «Ах, какая великолепная картина!», а замереть перед ней, постараться слиться с ней и почувствовать себя: вот дрожь моя, вот слёзы мои, вот смех мой.
«Юмор — убийца гнева».
Как только почувствуется «закипание», сразу найти смешное в обстоятельствах. Чувство юмора необходимо тренировать. Иначе смех, как результат, неискренен.
«Это моё!».
Прислушиваться к себе. Аналогия — «это МОЙ человек», «это МОЁ платье»… Зафиксировать собственные ощущения в моменты «ПРИХОДА» чувства «МОЁ».
«Скафандр».
Одеть себя в скафандр. Можно покрыть чешуйками золотистого цвета. Лицо открыто — прожектор. «Нечего обогревать пространство».
Беседа 6. Поговорим о свободе
«Свобода выбора».
Творец создал Человека по образу и подобию своему и тем самым подарил ему возможность выбора. Выбрав потерю Рая, человек в дальнейшем стал выбирать, каким способом заработать «в поте лица своего». В конце концов, он волен выбирать между жизнью и смертью, становиться личностью или нет. Человек свободен в выборе.
«Почувствовать и понять манок!».
Внешний и внутренний мир беспрерывно дают человеку манки. Их надо только почувствовать. Манок обычно «говорит» о том, правильно ли совершён поступок, т. е. ТВОЙ ли он. Критерий правильности — радость. Для того, чтобы «учуять» манок необходимо развивать органы чувств. И когда, например, услышишь благостный звуки или увидишь нечто приятное, или унюхаешь приятный запах, или ощутишь завораживающее прикосновение, или сглотнёшь вкусную слюну, значит, ты на верном пути. Только научись слышать, видеть, ощущать…
«А кто же, по-твоему, посылал тебе три катера?!», — ответил Г-дь на претензии новоиспечённого утопленника, которого любил. Человек возгордился такой связью и отказался сесть катер, ибо…«меня любит Г-дь! Спасёт!». Манок не был понят. Гордыня мешает вИдению!
«Эффект кино».
Кино — это всегда монтаж. Стоит задуматься над таким обстоятельством: человеку интересно, что происходит в предыдущем эпизоде после того, как он зрителю уже не показывается. При этом зрителя не смущает, что это ему пока не показывают: он воспринимает жизнь персонажей ЦЕЛИКОМ.
Жизнь людей построена также. Она не перетекает, она кусочна. Например, человек находится в каком-то определённом состоянии, а неожиданный телефонный звонок выводит из него. И мы говорим о лабильности психики. Радуемся, что умеем быстро переключаться. Возможно, это неплохое умение, но ценнее все же непрерывный поток.
Как сохранять непрерывность? Ответ ясен: не слышать звонков. Иначе жизнь превращается в киноленту. При общей целостности, она кусочна, не течёт, вопреки известному ответу на вопрос «Как жизнь?» — «Течёт помаленьку». Увы, жизнь обычно не течёт, а несётся, прерываясь на стыках-порогах. Но каждый может, когда осознает, выбрать СВОЮ реку. Хорошо ли это? Вопрос выбора.
Беседа 7. Поговорим о свободе (продолжение)
«Надежда умирает первой».
«Надежда», как понятие, должна исчезнуть из лексикона (аналогично понятиям: «проблема»; «покой»; вместо которых можно использовать: «задача», «безмятежность»). В данном случае применима методика из сферы гуманитарных технологий, подразумевающая размышление о значении языка в процессе реализации (материализации) мысли. Надежда может не сбыться, и тогда наступает депрессия или сбыться и тогда наступает эмоциональный подъем. В общем, не жизнь, а «американские горки».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Девять выходов из безвыходного положения. Дневник психолога предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других