Боевые БПЛА постсоветских стран. История развития в 2019–2021 гг.

Леонид Владимирович Спаткай

Сборник ежеквартальных обзоров, создаваемых в постсоветских странах БПЛА, авиационных средств поражения, применяемых БПЛА, а также средств противодействия БПЛА.Несколько статей посвящены некоторым БПЛА США, Израиля, Турции, Китая, Ирана и др. стран.Вся информация, в т.ч. и фотоснимки, только из открытых и общедоступных источников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевые БПЛА постсоветских стран. История развития в 2019–2021 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II-2020
IV-2020

III-2020

Даже в период самой тяжелой пандемии в мире не прекращаются внутригосударственные или межгосударственные военные конфликты. Поэтому потребность, причем растущая, в новейшем оружии и вооружении, которые значительно расширяют возможности уничтожения человеком себе подобных, постоянно увеличивается. В первую очередь, увеличивается и будет увеличиваться потребность в сводящей к минимуму свои людские потери военной робототехнике, одним из видов которой являются БПЛА. Они, судя по боевым действиям в Сирии, Ливии, а теперь и в Нагорном Карабахе все явственней становятся оружием массового поражения и та сторона военного противоборства, которая их не имеет или имеет недостаточное количество, в этом противоборстве терпит поражение.

В этой связи увеличивается количество стран — разработчиков и производителей боевых БПЛА, которые, в отличие от США, отказавшихся от их экспорта, пользуясь растущим спросом, увеличивают поставки своей продукции на мировой рынок БПЛА. Особенно значительных успехов в продвижении своей продукции достигли Израиль, Китай и Турция, фактически ставшие здесь монополистами. Кроме того, Израиль, Турция, а также и Иран, оказывают существенное влияние на тактику и стратегию боевого применения БПЛА, поэтому все больше стран-импортеров БПЛА предпочитают приобретать БПЛА-камикадзе — барражирующие боеприпасы, которые способны атаковать противника в составе роя (стаи) или в составе эшелонированных формирований (подробнее — в разделе «Приложения» см. «Эшелонирование и рой — новые способы применения БПЛА»).

Таким образом, мировой рынок БПЛА фактически монополизирован тремя крупнейшими производителями и экспортерами (Израиль, Китай, Турция), поэтому перспективы получить здесь свое «место под солнцем» у постсоветских стран весьма скромные. Но, несмотря на это, разработка и производство БПЛА в этих странах продолжается.

Что же нового произошло в сфере разработки и производства боевых БПЛА постсоветских стран в третьем квартале 2020 г.?

Азербайджан

На вооружение армии Азербайджана находятся БПЛА в основном израильского и турецкого производства, а также БПЛА собственного производства, лицензионная сборка которых налажена на бакинском предприятии Azad Systems. Кроме того, возможно, поставлялись в Азербайджан БПЛА и из Беларуси.

Самым массовым из лицензионных БПЛА, собранных на Azad Systems, является «Шахин», которых было выпущено к концу третьего квартала 2020 г., судя по их бортовым номерам, не менее 60.

Также на предприятии Azad Systems с 2017 г. осуществляется сборка БПЛА Zerbe 1K — лицензионной версии БПЛА-камикадзе Orbiter 1K и, весьма вероятно, БПЛА-камикадзе — барражирующего боеприпаса Harop (модификация Harpy 2), которых в общей сложности выпущено около 100.

Другой азербайджанский производитель БПЛА — компания Idrak Technological Transfer, основанная в 1990 г., пока занимается только разработкой собственных БПЛА, среди которых «летающий автомобиль» — БПЛА двойного назначения, предназначенный для перевозки военных и гражданских грузов, а также эвакуации больных и раненных из труднодоступных районов. В настоящее время, по информации сайта Azeri Defense, в компании ведутся работы по созданию прототипа этого БПЛА.

Армения

Судя по имеющимся сведениям, к концу третьего квартала 2020 г. на вооружении армии Армении находилось не менее 15 тактических БПЛА «Крунк» («Журавль») собственного производства и их модификаций — Х-55 и «Азнив», а также разведчиков-корректировщиков «Базе».

Разработку и производство БПЛА в Армении осуществляет Военно-авиационный институт им. А. Ханферянца (ВАИ), а также компания UAVLab. В настоящее время из пяти моделей БПЛА, разработанных компанией, две прошли необходимые испытания и, возможно, уже приняты на вооружение армянской армии. Однако эти БПЛА имеют малые размеры и незначительную дальность полета. Например, вес полезной нагрузки БПЛА «Бзез», который имеет функцию самоуничтожения, составляет 4,6 кг, которую он может переместить на расстояние до 9 км.

Но о какой-либо деятельности компании по созданию тяжелого ударного БПЛА неизвестно, хотя были заявления о намерении расширять номенклатуру типов БПЛА.

О намерении осуществлять разработку БПЛА, в т.ч. и в кооперации с зарубежными специалистами, заявлял и открывшийся в феврале 2018 г. в Ереване Научно-исследовательский центр воздушной робототехники, созданный при участии Политехнического университета Армении. Однако о результатах его деятельности также ничего не известно.

Также не известно и о результатах войсковых испытаний и принятии на вооружение барражирующего боеприпаса HREESH, представленного армянской компанией PRO MAQ на выставке ArmHiTec еще в 2018 г.

14 августа образец этого БПЛА вместе с образцами других БПЛА, разрабатываемых в стране, был представлен председателю Военно-промышленной комиссии Армении Артаку Давтяну в ходе его встречи с оружейниками, на которой были подведены итоги применения армянских БПЛА в ходе боестолкновений на границе с Азербайджаном в июле 2020 г.

Затем 19 сентября министр высокотехнологической промышленности Армении Акоп Аршакян разместил на своей странице в Facebook видео полета нового ударного БПЛА, которое сопроводил комментарием: «Тестируется новый тип ударного БПЛА. Это очередное достижение армянской военной промышленности».

23 сентября Акоп Аршакян разместил еще одно видео полета ударного БПЛА, сопровождаемое комментарием: «Представляю вам одну из армянских ударных БПЛА в действии. Развитая военная промышленность — одна из важных составляющих экономического развития и безопасности независимой Армении».

Возможно, что эти видео были сняты в ходе войсковых испытаний барражирующего боеприпаса HREESH.

Беларусь

28 сентября в Ханое — столице Социалистической Республики Вьетнам открылся 11-й съезд всеармейской партийной организации Вьетнамской народной армии (ВНА) на срок полномочий 2020—2025 гг. На экспозиции образцов военной техники и вооружения ВНА, посвященной началу работы съезда, был впервые продемонстрирован полноразмерный макет средневысотного разведывательно-ударного БПЛА HS-6L большой продолжительности полета с подвешенными ракетами неизвестного типа.

Казалось бы, какое отношение эта информация имеет к Беларуси? Оказывается, имеет, так как создан БПЛА при непосредственном участии специалистов Беларуси.

Выкатка первого прототипа HS-6L состоялась 01.11.2015, а впервые он был публично продемонстрирован 9 декабря находившейся во Вьетнаме делегации Национальной академии наук Беларуси во главе с академиком В. Г. Гусаковым.

Летные испытания прототипа HS-6L планировалось начать над Южно-Китайским морем во втором квартале 2016 г.

О том, что Вьетнам купит у Беларуси БПЛА, еще 16.05.2013 заявил премьер-министр страны Михаил Мясникович во время встречи с премьер-министром Вьетнама Нгуен Тан Зунгом. По словам Мясниковича, вьетнамский премьер прилетел в Минск в том числе и для подписания контрактов на поставку БПЛА, но каких именно, Мясникович не уточнил. Также тогда Мясникович заявил о готовности Беларуси делиться с Вьетнамом наработками в области военных технологий и технологий двойного назначения.

Таким образом, используя беларуские наработки, Вьетнам создал собственный ударный БПЛА, хотя ранее сообщалось о его планах приобрести российские БПЛА корпорации «Иркут».

О каких либо других наработках беларуских производителей боевых БПЛА пока не известно. Зато известно о новых разработках средств противодействия БПЛА. В частности, ОАО «КБ Радар» выпустило второе поколение комплекса обнаружения операторов БПЛА «Гроза-О». По информации Госкомвоенпрома, комплекс состоит из летающей платформы с установленным на ней радиопеленгатором и системой связи, а также ноутбука оператора. По сравнению с предшественником, «Гроза-О» имеет повышенную точность пеленгования, почти вдвое меньшие габариты и вес, на 30% большую продолжительность полета и на 40% — дальность полета.

Также ОАО «КБ Радар» начало серийное производство комплекса противодействия БПЛА «Гроза-Z1», предназначенного для защиты надводных и наземных объектов. В автоматическом режиме комплекс способен обнаруживать БПЛА на расстоянии до 2 км и высотах до 1,3 км, а эффективное воздействие на БПЛА с блокированием его управления осуществляет на дальностях до 1,5 км и на высотах до 1 км.

Грузия

28.09.2020 на авиабазе Марнеули ВВС Грузии в присутствии министра обороны страны Ираклия Гарибашвили состоялась демонстрация новых БПЛА, приобретенных в Испании: Alpha 800 производства компании Alpha Systems и Atlantic I производства компании SCR. Оба БПЛА приняты на вооружение грузинской армии. Собственного производства БПЛА в Грузии нет, хотя еще 08.12.2019 НТЦ Минобороны страны заявило о разработке собственного БПЛА вертолетного типа «Дельта», вооруженного четырьмя ракетами украинского производства.

Россия

В России продолжаются обсуждения и презентации проектов ударных БПЛА для вооруженных сил. Однако серийного выпуска БПЛА все еще нет, а реализация все еще считающегося перспективным проекта БПЛА «Альтаир» вновь откладывается из-за различных конфликтов и возбуждаемых уголовных дел. В результате все более очевидно, что Россия существенно отстает в разработке боевых БПЛА от мировых производителей, причем, не только от США, Израиля и Китая, но и от Турции и Ирана.

В подтверждение этого — информация об очередном переносе сроков начала поставки в российские войска ударного БПЛА С-70 «Охотник». В частности, 03.08.2020 глава АО «Объединенная авиастроительная корпорация» Госкорпорации «Ростех» Юрий Слюсарь доложил президенту Владимиру Путину, что от Минобороны была получена задача ускорить опытно-конструкторские работы, максимально сдвинув их «влево», а основное требование — начало поставок в войска уже в 2024 г.

Но, очевидно, что этим планам не суждено сбыться, так как 8 октября ПАО «Компания «Сухой», которая входит в состав АО «Объединенная авиастроительная корпорация» Госкорпорации «Ростех», разместила на сайте госзакупок информацию о проведении закупки у единственного поставщика работ по опытно-конструкторской работе (ОКР) «Создание наземного пункта управления НПУ-70» для обеспечения испытаний ударного БПЛА С-70 «Охотник». На выполнение этих работ к 30.09.2025 планируется выделить 2 млрд 250 млн руб.

Согласно проекту контракта на ОКР, два опытных образца НПУ-70 должны быть переданы компании «Сухой» в середине 2021 г., третий — в январе 2022 г., предварительные госиспытания НПУ-70 планируется завершить до конца 2023 г., а полный объем Государственных совместных испытаний комплекса СК-70 планируется провести 01.01—30.09.2025. Утвердить рабочую конструкторскую документации с литерой «О1» для организации серийного производства НПУ-70 планируется до 30.10.2025.

Помимо этого, согласно условий проекта контракта, разработчик НПУ-70 должен принять участие в изготовлении третьего и четвертого опытных образцов БПЛА С-70 «Охотник», первый из которых должен быть готов к 30.03.2022, а второй — к 30.11.2022. Пока же есть только один образец БПЛА С-70, который выполнил свой первый полет еще 03.08.2019.

Также на портале госзакупок опубликованы данные еще нескольких тендеров и уже заключенных контрактов, касающихся производства С-70, общая стоимость которых более 2 млрд руб. а срок исполнения всех контрактов — сентябрь 2025 г. Среди этих контрактов и три контракта (стоимость каждого — 286 млн руб.) на поставку комплектов полимерных композиционных материалов для планера БПЛА С-70, первый из которых должен быть поставлен компании «Сухой» в четвертом квартале 2020 г., а два других — в первой половине 2021 г.

Таким образом, судя по данной информации, поставка в войска ударного БПЛА С-70 «Охотник» может начаться не ранее 2026 г.

Тем не менее в свой профессиональный праздник — День ВКС России замглавкома ВКС генерал-лейтенант Сергей Дронов заявил, что уже в 2021 г. ВКС получат многоцелевые БПЛА большой дальности и продолжительности полета, способные поражать объекты противника высокоточными боеприпасами в стратегической глубине. Возможно, замглавкома имел ввиду не С-70 «Охотник», а «Альтиус» или «Орион». Последний в августе находился в опытно-боевой эксплуатации в ВКС, также к этому времени он «засветился» в Сирии, где поразил опорный пункт боевиков в г. Зака на севере провинции Хама. Взлетный вес «Ориона» — 1000 кг, масса полезной нагрузки — до 200 кг, радиус применение — 250 км, продолжительность полета — 24 час., крейсерская скорость — 120 км/ч, максимальная высота полета — до 7500 м. БПЛА оборудован противооблединительной системой и автономной РЛС.

БПЛА типа «Альтиус» был заявлен в экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2020» (МВТФ), который проходил 23—29.08.2020 в подмосковном Конгресс-выставочном центре «Патриот», на аэродроме Кубинка и еще на 66 других площадках. Причем, на МВТФ не было представлено ни макета, ни даже фото БПЛА под названием «Альтиус», только информация о БПЛА «Альтиус-РЭР», в которой указывалось, что это разведывательный БПЛА имеет массу 5000 кг и размах крыла 31,3 м. Так как еще в феврале 2020 г. была информация, что Минобороны России заказало Уральскому заводу гражданской авиации создание разведывательно-ударного БПЛА «Альтиус-РУ», который должен был стать «окончательным обликом» БПЛА, разрабатываемого по проекту «Альтиус», с максимальной взлетной массой 6000 кг при длине 12 м и размахе крыла около 30 м, то неизвестно, был ли БПЛА, заявленный в экспозиции МВТФ, этим же БПЛА или другим из этого семейства.

Еще одной новинкой на МВТФ был заявлен скоростной ударный БПЛА «Гром» компании «Кронштадт», подконтрольной АФК «Система». Его длина — 13,8 м, размах крыла — 10 м, максимальная взлетная масса — 7000 кг, максимальная боевая нагрузка — 2000 кг, максимальная скорость — 1000 км/ч, максимальная высота полета — 12 000 м, радиус боевого применения — 700 км. Согласно информации разработчика, БПЛА может применяться для решения нескольких задач: «верным ведомым» («Loyal Wingman») в передовом атакующем эшелоне во взаимодействии с истребителями Су-35 и Су-57; для вскрытия и поражения комплексов войсковой и объектовой ПВО; для поражения управляемым высокоточным оружием наземных целей в тактической и оперативно-тактической глубине; для поражения надводных целей и береговых объектов; для выполнение разведывательных функций.

Для поражения целей «Гром» может применять авиационные средства поражения с лазерным, спутниковым и телевизионным наведением, которые располагаются на двух подкрыльевых и двух внутрифюзеляжных точках подвески: корректируемые авиабомбы массой 500, 250, 100, 50 и 21 кг, а также фугасные авиабомбы ФАБ-50.

Кроме БПЛА «Гром» компанией «Кронштадт» на МВТФ были представлены завершивший полный цикл госиспытаний разведывательно-ударный БПЛА «Орион», макет разведывательно-ударного двухмоторного БПЛА «Сириус», который будет способен выполнять боевые задачи в радиусе до 1000 км с ракетно-бомбовой нагрузкой до 300 кг, а также макет БПЛА дальнего радиолокационного обнаружения (радиолокационного дозора) «Гелиос-РЛД». Причем впервые были представлены образцы вооружения БПЛА, некоторые из которых являются собственными разработками компании. Также в экспозиции «Кронштадта» были представлены и образцы вооружения БПЛА, созданные АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) — управляемые авиационные боеприпасы Х-50 и «Изделие 85».

«Орион» имеет две подкрыльевые и одну подфюзеляжную точки подвески, на которых могут размещаться авиационные средства поражения общей массой до 200 кг. Однако на МВТФ «Орион» был представлен с двигателем австрийской фирмы «Rotax», что в условиях санкций западных стран по отношению к России чревато для «Ориона» перспективой остаться прикованным к земле. И здесь «Орион» не одинок, причем, не из-за технических причин, а не из-за несогласованности в кооперации и отсутствия возможности использовать наработки по одному двигателю для создания другого, а также из-за амбиций крупных корпораций «натянуть одеяло на себя».

«Гелиос-РЛД», заявленная взлетная масса которого 5000 кг, демонстрировался с радиолокационной системой, которая позволяет осуществлять разведку в интересах ВМФ или погранслужбы, а в составе нескольких БПЛА — способна сформировать сплошное радиолокационное поле в Арктике. Также было заявлено, что «Гелиос» может применяться и в качестве ударного БПЛА, так как замена радиолокационной системы на специальную подвеску, к которой крепятся средства авиационного поражения, производится за небольшое время.

Но это перспективы, пока же основным ударным российским БПЛА остается «Форпост» — лицензионная копия израильского Searcher-2, который может нести до 100 кг полезной нагрузки. В настоящее время он используется в качестве разведчика и корректировщика, но на МВТФ были продемонстрированы созданные специально для него корректируемые авиабомбы КАБ-20С (масса — 21 кг) и КАБ-50Л (масса — 50 кг).

Была представлена на МВТФ и многофункциональная беспилотная платформа «Альбатрос», созданная специалистами Института проблем управления РАН им. В.А.Трапезникова на базе привязных беспилотных платформ. Т.е. «Альбатрос» — это БПЛА, соединенный кабелем с наземным источником питания. Кабель заявлен, как одно из ноу-хау комплекса — он состоит из специального оптоволоконного провода, двух медных и, для прочности, кевларового жгута со фторопластовой изоляцией. По этому кабелю на высоту до 100 м может беспрерывно поступать электроэнергия мощностью до 8 кВт. Кроме того, БПЛА способен нести полезную нагрузку массой до 10 кг, например, оптическое оборудование или оборудование РЭБ. В этой связи, по заявлению разработчиков, БПЛА может быть использован не только для подъема базовой станции сотовой или широкополосной связи, но и для ведения в течение длительного времени непрерывной разведки тыла противника или радиоэлектронной борьбы. Также комплекс может быть использован в системе охраны границы, так как кроме систем GPS и ГЛОНАСС, он оснащен локальной системой геопозиционирования от наземных источников, что позволяет быть независимым от внешних спутниковых сигналов и работать в условиях, где последние глушатся или затруднен их прием.

Кстати, привязные БПЛА, т.е. получающие электропитание по проводам от стационарного или подвижного наземного (надводного) источника питания давно уже используются в ряде стран, например, в Китае и США, причем, этот сегмент БПЛА активно развивается. В частности, недавно американская компания Dragonfly Pictures (DPI) представила привязной мультироторный БПЛА UMAR DPI, предназначенный для сопровождения мобильных платформ, включая корабли, грузовики и суда. В настоящее время БПЛА проходит квалификационные испытания в ВМС США, где предполагается его использовать для разведки, наблюдения и увеличения радиуса действия прямой связи с 13 км до 50 км. Данный БПЛА, оптимизированный для использования в морских условиях, может находится в воздухе более 400 часов на высоте до 152 м, потребляя 8—10 кВт, а восемь независимых роторов позволяют выдерживать стационарное положение даже в условиях шторма.

Еще одним экспонатом на МВТФ, имеющим отношение к БПЛА, была автоматизированная интеллектуальная система управления роботами, созданная на основе нейросетей. Она предназначена для управления смешанными подразделениями, в составе которых как традиционные средства поражения, так и роботизированные комплексы, в том числе и БПЛА — разведывательные, ударные, мини-БПЛА и их рои.

Также на МВТФ были представлены и средства противодействия БПЛА. Например, концерном «Автоматика» — БПЛА «Сапсан-Конвой», предназначенный для противодействия БПЛА противника путем обнаружения и радиоподавления каналов глобальной навигационной спутниковой системы. По предложению министра обороны России БПЛА был опробован в ходе состоявшихся стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2020». О результатах испытания пока ничего не известно.

Были представлены на МВТФ и другие комплексы противодействия и подавления БПЛА: переносной «Бастион-Автоматика», обновленный переносной «Купол-ПРО», мобильный автоматизированный «Рубеж-Автоматика», мобильный вариант комплекса противодействия БПЛА «Атака-DBS», первый российский мобильный многофункциональный комплекс «Рать» с системой направленного лазерного уничтожения, установленный на специально разработанном бронеавтомобиле СБА-70К2, использующем многие элементы от КамАЗа.

Комплекс «Рать» способен обнаруживать БПЛА на расстоянии до 3,5 км, направленное подавление каналов управления БПЛА имеет радиус 2,5 км, причем возможно подавление каналов связи и спутниковой навигации одновременно нескольких БПЛА, физическое уничтожение БПЛА осуществляется с лазерным лучом.

Кстати, в настоящее время в России уже «стоят на вооружении» комплексы борьбы с БПЛА «Черемуха», «Солярис», «Силок», которые обнаруживают БПЛА и отключают каналы их управления на площади до 80 кв. км, а также портативный комплекс РЭБ REX-1, портативное устройство подавления спутниковых навигационных систем и др. А в третьем квартале 2020 г. «Концерн «Автоматика» Госкорпорации «Ростех» заявил на этом рынке ручной комплекс для борьбы с БПЛА «Пищаль-ПРО», который позиционирован как самый легкий и мощный ручной комплекс, предназначенный для индивидуального или в составе других комплексов противодействия БПЛА на дальности до 2 км.

О создании собственной системы противодействия БПЛА заявила и «Лаборатория Касперского».

Но это перспективные комплексы противодействия и подавления БПЛА. Пока они не поступят в российские войска, там основным средством противодействия БПЛА будет комплекс РЭБ «Поле-21М», который предназначен для защиты стратегически важных объектов от крылатых ракет, управляемых авиабомб и БПЛА посредством радиоподавления приемников глобальных спутниковых и радионавигационных систем да дальности до 25 км и в районе 150 км на 150 км. В настоящее время «Поле-21М» состоит на вооружении войск Восточного военного округа (ВО), войск Центрального ВО, дислоцирующихся на Урале и в Самарской области, а также 201-й военной базы, дислоцирующейся в Таджикистане.

Амурское соединение Восточного ВО получило первую партию «Поля-21М» весной 2020 г., а в сентябре комплекс РЭБ уже принимал участие в учениях, проходивших на полигоне «Трёхречье» в Амурской области.

Также в сентябре 2020 г. на полигоне, но уже в Астраханской области, проводились испытания нового российского реактивного БПЛА ВМ «Дань-М». За 19 минут полета этот БПЛА массой 370 кг, оснащенный двигателем МГТД-125Э массой 22 кг, достиг скорости 676 км/ч на высоте более 2 000 м. Примечательно, что основные детали двигателя, разработанного ОКБ им. М. П. Симонова совместного с Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов, напечатаны на 3D-принтере, что позволило сократить время производства двигателя в 20 раз и снизить его стоимость в два раза.

Российские БПЛА на «Армии-2020»

В период с 23 по 29 августа 2020 г. в подмосковном Конгресс-выставочном центре «Патриот», на аэродроме Кубинка и еще на 66 других площадках состоялся очередной Международный военно-технический форум «Армия-2020» (МВТФ).

В ходе научно-деловой программы МВТФ состоялось 186 мероприятий по проблемам обеспечения обороны России, развития международного военно-технического и военно-экономического сотрудничества, участие в которых приняли более 11 тыс чел. Всего же МВТФ посетило почти 1,5 млн чел.

Участие в МВТФ приняли военные делегации из 92 стан, шесть из которых (Беларусь, Бразилия, Индия, Казахстан, Пакистан и Южная Осетия) представили свои экспозиции. На российской экспозиции около 1 500 организаций и предприятий Оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России представили более 28 тыс своих «новейших и перспективных образцов вооружения», из которых почти 700 были задействованы в статическом и динамическом показах. Кстати, с 27 организациями и предприятиями ОПК России в период проведения МВТФ было заключено 41 госконтракт на сумму 1,36 трлн руб., что стало рекордом в истории МВТФ.

В ходе выполнения этих контрактов Вооруженные силы России должны получить более 500 новых образцов техники, 80 тыс. различных ракет и боеприпасов, а также свыше 100 единиц модернизированного вооружения.

На выставке «Продукция ведущих предприятий ОПК России» были представлены более 1 100 «перспективных разработок образцов вооружения» и образцов высокотехнологичной продукции двойного назначения, из которых около 70 образцов были представлены впервые. Некоторые из них, в частности, облегченный плавающий бронеавтомобиль «Стрела» и «Тигр-багги», по поручению министра обороны России должны пройти испытания на командно-штабных учениях «Кавказ-2020», которые пройдут с 21 по 26 сентября, а комплекс по борьбе с БПЛА «Сапсан-Конвой» министр обороны поручил отправить для испытаний в Сирию.

Компанией «Кронштадт» на МВТФ были представлены четыре БПЛА: завершивший испытания разведывательно-ударный «Орион», разведывательно-ударный «Сириус», скоростной ударный «Гром» и макет БПЛА дальнего радиолокационного обнаружения (радиолокационного дозора) «Гелиос».

Причем все ударные БПЛА впервые были представлены с образцами вооружения, некоторые из которых являются собственными разработками компании.

Также впервые на МВТФ был продемонстрирован БПЛА, получающий электропитание по проводу от наземного источника, благодаря чему он может находиться в воздухе практически бесконечно. По заявлению разработчиков, такой БПЛА будет востребован в качестве телекоммуникационной вышки в районах стихийных бедствий или наблюдательного поста. Максимальная высота полета БПЛА — 200 м с полезным грузом весом до 20 кг.

Компания «Радар ммс» на МВТФ впервые продемонстрировала уменьшенный макет поисково-спасательного БПЛА вертолетного типа, успешно прошедший испытания в ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского. Управление им осуществляется наземной мобильной станцией на базе микроавтобуса Ford Transit, масса макета — 45 кг, высота полета — до 1500 м, продолжительность — до 2 час. По словам конструкторов, к 2024 г. макет должен стать полноразмерным БПЛА, способным перевезти по воздуху шесть человек. Летные испытания, на которых циклолёт должен подтвердить заявленные характеристики, запланированы на февраль 2021 г. Если их результаты будут успешными, то конструкторы циклолета перейдут к разработке полноразмерного БПЛА.

Концерном «Автоматика» на МВТФ был представлен БПЛА «Сапсан-Конвой» предназначенный для противодействия БПЛА противника путем обнаружения и радиоподавления каналов глобальной навигационной спутниковой системы. Осмотрев этот БПЛА, министр обороны России предложил опробовать его на стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2020», а затем, если положительно себя зарекомендует, отправить его в Сирию.

Также были представлены и другие комплексы противодействия и подавления БПЛА: переносной «Бастион-Автоматика», обновленный переносной «Купол-ПРО», мобильный автоматизированный «Рубеж-Автоматика», мобильный вариант комплекса противодействия БПЛА «Атака-DBS», первый российский мобильный многофункциональный комплекс «Рать» с системой направленного лазерного уничтожения, установленный на специально разработанном бронеавтомобиле СБА-70К2, использующем многие элементы от КамАЗа.

Комплекс «Рать» способен обнаруживать БПЛА на расстоянии до 3,5 км, направленное подавление каналов управления БПЛА имеет радиус 2,5 км, причем возможно подавление каналов связи и спутниковой навигации одновременно нескольких БПЛА, физическое уничтожение БПЛА осуществляется с лазерным лучом.

Еще одним экспонатом, имеющим отношение к БПЛА, была автоматизированная интеллектуальная система управления роботами, созданная на основе нейросетей. Она предназначена для управления смешанными подразделениями, в составе которых как традиционные средства поражения, так и роботизированные комплексы, в том числе и БПЛА — разведывательные, ударные, мини-БПЛА и их рои.

Украина

14 августа начались активные испытания БПЛА Akinci, который совместно разрабатывается Турцией и Украиной. 20 августа БПЛА достиг высоты 6 км, а затем показал боевой радиус в 750 км. Так образом, испытания проходят довольно успешно и, весьма вероятно, что к концу 2020 г. Akinci поступит на вооружение вооруженных сил Турции, а возможно — и Украины.

Также Украина и Турция вели весьма продуктивные переговоры о совместной разработке БПЛА и начале производства турецких ударно-разведывательных БПЛА Bayraktar TB2 в Украине. Об этом, в частности, 27 июля заявил в эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина» посол Турции в Украине Ягмур Ахмет Гюльдере: «Обсуждается совместная разработка еще более мощных систем и даже производства дронов Bayraktar в Украине при обеспечении соответствующих условий».

Кстати, приобретенные Украиной ударные БПЛА Bayraktar TB2 принимали самое непосредственное участие в стратегических командно-штабных учениях Украины и НАТО «Объединенные усилия — 2020», а перед этим, в июле 2020 г. — в плановых тактических учениях на полигоне в Ровенской области.

15 сентября БПЛА Bayraktar TB2 выполнил перелет из пункта постоянной дислокации на аэродроме «Староконстантинов» на аэродром «Кульбакино», с которого с 19 сентября совершал полеты в рамках учений.

Судя по всему, руководство Украины весьма довольно результатами военно-технического сотрудничества по разработке и производству БПЛА, так как Генеральный директор и совладелец компании BAYKAR, производящая ударные БПЛА, Халук Байрактар был награжден президентом Украины Владимиром Зеленским государственной медалью «за весомый вклад в развитие двусторонних отношений».

Образец же собственного украинского ударного БПЛА «Сокол-200» должен быть представлен ГККБ «Луч» на XVII Международной специализированной выставке «Оружие и безопасность 2020», которая должна была состоятся в Киеве с 13 по 16 октября 2020 г. Заявлено, что размах крыла этого БПЛА 14 м., что на 2 м больше чем у «Bayraktar TB2», большей будет и полезная нагрузка — 200—250 кг. Продолжительность же полета будет такой же, как и у турецкого БПЛА — 24 час.

Для реализации этого проекта используются технологические решения, которые уже применены в комплексе «Нептун» и других проектах ГККБ «Луч». Например, командный пункт с системами связи, инерциальная система наведения, части авионики ракеты Р-360.

Однако пока еще не решен вопрос о том, каким двигателем будет оснащен БПЛА — поршневым или турбовинтовым. Возможно, что выбор будет сделан в пользу двигателя украинской компании «Ивченко-Прогресс» АИ-450 (мощность — 450 л.с., масса — 130 кг), которым оснащены турецкие БПЛА «Akinci», либо поршневого, имеющего характеристики аналогичные австрийскому «Rotax 914» (мощность — 115 л.с., масса — 78 кг), которым оснащены БПЛА Hermes 900, Heron 1 и MQ-1B Predator.

Планируется, что «Сокол-200» будет вооружен четырьмя высокоточными ракетами типа «Барьер-В» с дальностью полета до 7,5 км, наведение которых на цель будет осуществляться оптической станцией ОПСН-И, оснащенной тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами, а также лазерным дальномером, которая способна обнаруживать цели на дальности до 14,5 км.

Также возможно, что БПЛА «Сокол-200» будет вооружаться и неуправляемыми авиационными бомбами, которые специально для БПЛА разработаны компанией «СпецОборонМаш». Вес авиабомбы — 4,2 кг, длина — около 45 см, ее осколочно-фугасная боевая часть с кумулятивным эффектом, оснащена взрывателем, имеющим различные режимы подрыва: над поверхностью, на поверхности, после погружения. Алгоритм применения авиабомбы, который зависит от ряда факторов (ТТХ БПЛА, его высота и скорость полета, метеорологические условия и др.) будет формироваться баллистическим вычислителем. Более подробно о характеристиках и возможностях этой авиабомбы возможно будет известно после завершения заводских испытаний.

IV-2020
II-2020

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевые БПЛА постсоветских стран. История развития в 2019–2021 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я