Сборник ежеквартальных обзоров, создаваемых в постсоветских странах БПЛА, авиационных средств поражения, применяемых БПЛА, а также средств противодействия БПЛА.Несколько статей посвящены некоторым БПЛА США, Израиля, Турции, Китая, Ирана и др. стран.Вся информация, в т.ч. и фотоснимки, только из открытых и общедоступных источников.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевые БПЛА постсоветских стран. История развития в 2019–2021 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
IV-2019
За 10 прошедших лет количество государств, использующих БПЛА в военных целях, увеличилось до 95. Причем, наибольший интерес для военных ведомств различных стран представляют ударные БПЛА — барражирующие боеприпасы, которые не только осуществляют разведку, но и имеют ударную нагрузку, вследствие чего значительно сокращается время от обнаружения цели до ее поражения. Поэтому разработке таких БПЛА уделяют внимание не только страны — традиционные производители вооружений, но и новички на этом рынке. В результате на рынке вооружения предоставлены стратегические ударные БПЛА с управляемым вооружением не только производства США, Израиля, Китая, но и Турции, Ирана, Пакистана.
О своем намерении пополнить ряды производителей и продавцов ударных БПЛА заявила и Сербия. В конце декабря 2019 г. стало известно, что с целью доработки собственного БПЛА Pegaz до уровня ударного, планирует приобрести у Китая некоторое количество разведывательно-ударных БПЛА CH-92A. Вместе с сербскими БПЛА Pegaz они составят основу беспилотной авиации страны, к тому же оба типа БПЛА должны быть вооружены китайскими ракетами «воздух-поверхность» FT-8D с лазерной системой наведения.
Также заявляют о своих планах пополнить ряды производителей и продавцов ударных БПЛА Азербайждан, Беларусь, Казахстан, Россия, Украина. О некоторых из созданных в этих странах БПЛА рассказывалось в предыдущей главе, например, об азербайджанском Orbiter 1K Zerbe, который не только принят на вооружение собственной армией, но и предлагается зарубежным покупателям.
Очередная глава посвящена разработкам ударных БПЛА постсоветских стран и их партнеров, о которых стало известно за последние три месяца 2019 г.
Беларусь
В Беларуси компанией United Vehicles Robotics, осуществляющей разработки и реализации инновационных решений в транспортной сфере, была завершена разработка грузового БПЛА вертолетного типа соосной схемы EVA. Основой этого БПЛА стал вертолет Ка-26. Первый полет прототипа БПЛА состоялся в июне 2019 г. Взлет, полет и приземление были выполнены полностью в автоматическом режиме.
В дальнейшем прототип БПЛА использовался как летающая лаборатория, предназначенная для разработки и проектирования системы управления, отработки алгоритмов и комплексных решений. На основе полученных данных и был создан БПЛА вертолетного типа, который может нести груз весом до 2000 кг, в том числе и боевого назначения. Кроме того, данные, полученные в ходе полетов летающей лаборатории, используются для создания интеллектуальной системы управления, которая может применяться на различных типах транспорта, в том числе и ударных БПЛА.
Образцы других ударных БПЛА, созданные РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» Национальной академии наук Беларуси и ООО «КБ Беспилотные Вертолеты», были представлены потенциальным покупателям на 16-й Международной авиакосмической выставке Dubai Airshow 2019, которая проходила 17—21.11.2019 в ОАЭ.
Самым большим представителем семейства беларуских БПЛА был «Ястреб», который при максимальной взлетной массе 700 кг может нести 150 кг боевой нагрузки или 2—3 БПЛА-камикадзе, находясь в воздухе 6 час., а с подвесными баками — до 10.
Другим ударным БПЛА был «Буревестник МБ», который может доставить на дальность до 290 км БПЛА-камикадзе с радиусом поражения до 40 км.
Были представлены на Dubai Airshow 2019 и средства борьбы с БПЛА. Например, комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гроза» производства ОАО «КБ Радар», который может обнаруживать и сопровождать даже малые БПЛА, подавлять сигналы систем позиционирования GPS, GLONASS, BeiDou и GALIEO, а также дезинформировать БПЛА, уводя их с маршрута полета.
А еще до начала Dubai Airshow 2019, 14.11.2019 на 227-м общевойсковом полигоне «Борисовский» Северно-западного оперативного командования Вооруженных Сил Беларуси прошли контрольные занятия с операторами ударных БПЛА. Эти занятия явились итогом практической подготовки специалистов ударных БПЛА в ходе которой в ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» в 2019 г. было выполнено более 50 полетов с боевым применением, а в РУП «НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси — около 40 учебно-боевых вылетов ударных БПЛА.
В дальнейшем подготовку операторов ударных БПЛА и их совершенствование планируется проводить на базе организаций в рамках выполнения опытно-конструкторских работ, а практическое применение создаваемых БПЛА — на полигонах Вооруженных Сил в рамках испытаний, демонстрации боевых возможностей в ходе мероприятий подготовки войск и презентации изделий потенциальным покупателям.
Грузия
В Грузии разработку собственного БПЛА вертолетного типа продолжало НТЦ Минобороны. Этот БПЛА, получивший наименование «Дельта», вооружен четырьмя ракетами украинского производства.
Украина
В Украине в этот период произошло несколько значимых событий в сфере создания БПЛА.
Одним из таких событий стало проведение испытаний ударного телеуправляемого БПЛА-камикадзе «Пилум», разработанного компанией A. Drones, который может выпускаться в двух вариантах — с двигателем и планирующая бомба. В первом варианте БПЛА может нести боевой снаряд массой 2 кг, во втором — 5 кг. Особенностью «Пилума» является модульная компоновка, что позволяет с минимальными изменениями его конструкции запускать БПЛА как из наземного контейнера, так и БПЛА-носителя, в качестве которого предполагается использовать БПЛА «Большая Химера». Еще одной особенностью «Пилума» является то, что он работает в одной сетевой среде по одним и тем же стандартам и протоколам с другими БПЛА, что делает возможным использование самолета-носителя в качестве ретранслятора сигналов для наведения БПЛА-камикадзе на значительном расстоянии от наземной станции. Управляется же БПЛА оператором или наводится на цель по известным координатам.
Также компанией A. Drones в ноябре 2019 г. были проведены испытания ударного БПЛА «Демон». На видео, размещенном на YouTube-канале компании, продемонстрировано применение прицельно-стрелкового комплекса БПЛА.
Еще одним событием стало принятие в эксплуатацию в начале ноября 2019 г. БПЛА Bayraktar TB2. Поставленные в Украину турецкие БПЛА успешно прошли приемочные испытания и 09.11.2019 в Киеве представителями компании Baykar, Минобороны Украины и Укрспецэкспорта были подписаны документы о принятии поставки.
А через день после подписания сдаточно-приемочных документов, БПЛА Bayraktar TB2 в Турции установил рекорд продолжительности полета — 150 часов.
Также в Турции 22.11.2019 начались испытания тяжелого БПЛА Bayraktar Akinci, оснащенного украинскими двигателями АИ-450. Этот разведывательно-ударный БПЛА может оснащаться различным управляемым вооружением, в том числе и ракетами «воздух-воздух». С почти 1350 кг боевой нагрузки (900 кг на внешних подвесках и 450 кг в фюзеляже) БПЛА может подниматься на высоту 12000 м и находиться в воздухе до 24 час.
Свой первый полет, продолжительностью 16 мин. Bayraktar Akinci выполнил 06.12.2019 с аэродрома Чорлу, расположенного на северо-западе Турции.
Работы над БПЛА проводятся с участием украинского предприятия «Ивченко-Прогресс» в рамках совместного украинского-турецкого предприятия, созданного ГП «Укрспецэкспорт» и Baykar Defence.
На вооружение турецкой армии БПЛА должен поступить уже в этом году, а Украина стала первой страной, заявившей о готовности его приобрести.
Украина может стать покупателем и турецкого БПЛА Songar, вооруженного пулеметом. Разработанный турецкой компанией Asisguard, он имеет боекомплект 200 патронов калибра 5.56х45 мм, а его специальные системы позволяют поражать мишени диаметром 15 см с расстояния в 200 метров. Дальность полета Songar — 10 км, высота — 2 800 м.
Ожидается, что вооруженные силы Турции получат Songar до конца 2020 г.
Также в рамках турецко-украинского сотрудничества по совместному производству БПЛА, двигатели украинского предприятия «Ивченко-Прогресс» будут устанавливаться и на турецком БПЛА-истребителе Goksungur. По словам Генерального директора Türk Havacılık ve Uzay Sanayii Темеля Котила, этот БПЛА, оснащенный модернизированными украинскими турбореактивными двигателями АИ-25, уже в этом году должен подняться в воздух.
По имеющейся информации, этот БПЛА, предназначенный для уничтожения наземных и воздушных целей, будет иметь максимальный вес до 3500 кг, потолок — более 12 км, продолжительность полета — до 5 часов, скорость — более 900км/ч, боевую нагрузку — до 1000 кг. Управление БПЛА будет осуществляться с помощью спутниковых систем.
Кстати, в 2020 г. летные испытания аналогичного БПЛА-истребителя планирует провести и корпорация Boeing. Этот БПЛА, разработанный австралийским подразделением Boeing Airpower Teaming System, представляет собой малозаметный многофункциональный истребитель, способный действовать в патрульных и боевых вылетах, включая маневренный воздушный бой, как самостоятельно, так и под управлением операторов, размещающихся на воздушном или наземном пункте управления и наведения. Боевое применение этих БПЛА позволит увеличить боевой радиус тактической авиации, минимизировать потери летного состава и сократить временные показатели воздушного боя при одновременном повышении его результативности.
Еще одним направлением сотрудничества Турции и Украины в сфере БПЛА стал проект по оснащению украинскими турбореактивными двигателями турецких крылатых ракет. Проектирование двигателя, получившего наименование АИ-35, началось в январе 2017 г., а по состоянию на декабрь 2019 г. известно, что ведутся работы по изготовлению его первого образца.
Кроме Турции, Украина осуществляет совместную деятельность по производству БПЛА и с Великобританией. Например, в 2015 г. была основана компания Evolve Dynamics, персонал которой находится и в Великобритании, и в Украине. В настоящее время БПЛА Sky Mantis, разработанный компанией, по информации на ее сайте, собирается в Великобритании и используется полицией этой страны. Кроме того, в 2019 г. компания Evolve Dynamics была одобрена как производитель БПЛА класса 1b для Минобороны Великобритании.
А результатом реализации совместного проекта украинского предприятия UMT с иностранной компанией стала разработка специальных магнитометрических датчиков для БПЛА Cicada, предназначенных для обнаружения неразорвавшихся боеприпасов. По информации на сайте компании, БПЛА с такими датчиками безошибочно идентифицирует 82 мм и 120 мм мины с точностью до 1 см, как днем, так и ночью, а полученная информация может передаваться как в режиме реального времени, так и после приземления. Несомненно, что применение таких БПЛА экономит время на разведку местности, повышает точность определения взрывоопасных предметов и избавляет саперов от необходимости рисковать жизнью.
Россия
В России одним из значимых событий в сфере создания БПЛА стало завершение 05.12.2019 первого этапа государственных испытаний нового комплекса, созданного ЦНТУ «Динамика». В состав комплекса входят БПЛА самолетного и вертолетного типов, которые, имитируя самолеты и вертолеты, способны создать в воздухе обстановку для выполнения учебных и боевых задач.
Испытательные полеты проходили в сентябре-октябре на аэродроме «Протасово» под Рязанью. Испытания проводили специалисты АО «ЦНТУ «Динамика» и ГЛИЦ ВВС.
Вторым значимым событием стало открытие 25.12.2019 около Нижнего Тагила единого центра испытаний БПЛА Минобороны, строительство которого было начато в 2015 г.
Также в России, как в Беларуси и Грузии, ведутся работы над созданием БПЛА вертолетного типа, который получил обозначение VRT300. Основой данного БПЛА является перспективный вертолет VRT500, который может получить гибридную силовую установку. В частности, об этом заявил ТАСС глава «Вертолетов России» Андрей Богинский: «Появление батареи дополнительно к существующему газотурбинному двигателю позволит сделать однодвигательную машину более безопасной. В случае отказа двигателя, батареи хватит на 15 минут полета. За это время можно осуществить безопасное приземление. Следующий шаг при развитии технологий батарей — это, скорее всего, полностью переход на электрическую тягу или электрический привод несущей системы».
Еще одну новинку, но уже из сферы средств борьбы с БПЛА, представители России продемонстрировали на прошедшей 17—21.11.2019 в ОАЭ 16-й Международной авиакосмической выставке Dubai Airshow 2019. Этой новинкой был проект системы эшелонированной обороны от БПЛА, которая якобы способна оказать противодействие всем типам военных и коммерческих БПЛА.
Учитывая, что по оценке исследовательской компании Research & Markets, текущий финансовый объем мирового рынка систем борьбы с БПЛА составляет 502 млн долл. (из них на коммерческие системы приходится 123 млн долл., на военные — 379 млн долл.), а к 2026 г. эти показатели увеличатся до 1,496 млрд долл. (273 млн долл. и 1,223 млрд долл. соответственно), то у этого проекта большие перспективы. Но это только в том случае, если в ходе работы над ним не произойдет «распил» выделяемых средств.
Одновременно с созданием системы противодействия БПЛА, в России ведутся и работы по созданию системы массированного удара БПЛА. В частности, в Воронеже разрабатывается «Стая-93» — система управления малыми БПЛА, предназначенными для нанесения массированного удара. Боевая нагрузка БПЛА, применяемых в этой системе, может достигать 2,5 кг, они будут применяться в построении «летающее крыло» и смогут подниматься в воздух и садиться в вертикальной плоскости. Якобы нынешние системы противодействия БПЛА могут обезвредить только 90% этих БПЛА.
Что же касается перспектив создания ударных средневысотных БПЛА, то они вряд ли появятся в России в ближайшие 5—7 лет. Такой пессимистический прогноз основывается на том, что сроки производства БПЛА затягиваются на неопределенное время, С-70 не готов, а другие заявленные ударные БПЛА либо имеют значительно меньшие параметры, либо вообще остались в чертежах.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Боевые БПЛА постсоветских стран. История развития в 2019–2021 гг. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других