У меня были причины жить

К.А.Спектор, 2020

Большую часть своей жизни подросток Алекс проживает с лучшей подругой Асей, но в один день она вдруг пропадает. В панике и полном непонимании Алекс начинает поиск ответа, а Ася уже всё для этого подготовила, осталось только идти по оставленным следам. На разных этапах Алексу помогают разные люди, но основную часть пути он должен пройти самостоятельно, что очень сложно для него. Всё время Алекс полагался на Асю, сам того не подозревая. Чем ближе Алекс подходил к финалу поисков, тем ближе он становился к состоянию человека, который способен справиться с проблемами сам. Простая и трогательная история о том, насколько близкими могут быть люди и как порой тяжело отпускать их из жизни, даже если других вариантов нет. Главный герой проходит небольшой, но сложный для самого себя путь становления самостоятельной личностью благодаря одному лишь человеку. Ведь порой одного человека достаточно, чтобы жизнь в корне изменилась.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги У меня были причины жить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Персонажи:

1) Алекс. 15-16 лет. Среднего телосложения. Кудрявый.

2) Ася. 15-16 лет. Выглядит немного болезненно. На теле пятна кофейно-молочного цвета (симптом туберозного склероза), на лице узелковые высыпания, похожие на акне.

3) Мама Алекса. 35-40 лет.

4) Марго. 15-16 лет. Новенькая в классе.

5) Даня. 15-16 лет. Одноклассник.

6) Лиля. 15-16 лет. Одноклассница.

7) Елена Павловна. 40-50 лет. Классный руководитель.

8) Библиотекарь.

9) Бариста в кофейне.

10) Хостес в баре.

11) Гид в музее.

12) Директор музея.

13) Бездомный мужчина.

14) Роза. 60-65 лет. Бабушка Аси.

15) Маленький Алекс. 4-5 лет.

16) Маленькая Ася. 4-5 лет.

17) Десятилетний Алекс. 10 лет.

18) Десятилетняя Ася. 10 лет.

19) Отец Алекса. 40-45 лет.

20) Папа Аси. 30-35 лет.

21) Новый мужчина мамы Алекса. 45-50 лет.

22) Массовка — школа, кофейня, библиотека, бар, музей, вылечившиеся люди.

Сцена 1. Вступление:

На фоне играет популярная песня. Кадр — летящие птицы. Кадр — обдуваемые ветром деревья. Кадр — играющие на улице дети. Кадр — магазин канцелярских товаров.

В магазине большие очереди взрослых и детей со школьными принадлежностями. Люди толкаются, ругаются, торопят кассиров. Из магазина выходит Алекс в наушниках, через плечо переброшен рюкзак. Алекс оглядывается, идёт в сторону автобусной остановки. На остановке Алексу улыбается девушка, он улыбается ей в ответ. Подъезжает автобус, Алекс заходит в него.

Алекс выходит на своей остановке, отряхивается, идёт в сторону дома. У подъезда он заглядывает в почтовый ящик, достаёт счета.

Забегает в лифт, за ним забегают две девушки. Переглядываются, улыбаются.

Алекс выходит на своём этаже.

Сцена 2. Комната Алекса:

Алекс заходит в комнату, бросает рюкзак на кровать, ложится рядом. Достаёт из ушей наушники (музыка на фоне становится тише). Берёт в руки телефон, заходит в соцсеть, сообщения, третий диалог. Записывает голосовое сообщение:

Алекс: Надеюсь, ты со своей рыбьей памятью не забыла, что завтра снова в школу? (Кадр — на столе в рамке фотография Алекса и Аси) Готовься, этот год нас будут пугать экзаменами. (Кадр — учебники на столе) Особенно тебя. Утром, так и быть, напомню ещё раз. (Кадр — Алекс) Я купил тебе кое-что розовое и милое, прямо как ты любишь. Жду твоего рассказа о том, как съездила к бабушке. До завтра, курочка.

Алекс откладывает телефон, тянется к рюкзаку, достаёт розовую записную книжку с единорогом на обложке. Гладит обложку, улыбается. Кладёт записную книжку поверх стопки с учебниками. Садится на стул. Смотрит на школьную форму, висящую около двери. Вздыхает. Поворачивается к столу, открывает ноутбук, надевает игровые наушники. Заходит в игру, начинает играть. (Звуки игры постепенно перерастают в звук будильника)

Сцена 3. Утро:

Алекс тянется к телефону, отключает будильник, смотрит на время. Потягивается, открывает соцсеть, личные сообщения, второй диалог. Видит, что Ася не прочла сообщение, отправленное вчера. Алекс смотрит, когда она была онлайн в последний раз. Вчерашняя дата за два часа до отправленного сообщения. Алекс записывает голосовое сообщение:

Алекс:Я очень надеюсь, что твой телефон просто сел и ты забыла его зарядить. Встретимся в школе. Только попробуй не прийти, я лично тебя за уши притащу.

Кладёт телефон на стол, некоторое время сидит на краю кровати, смотрит в окно, встаёт, идёт умываться.

Сцена 4. Школа:

Алекс заходит в класс. В классе ребята что-то делают, разговаривают, не обращают внимания на Алекса. Он идёт ко второй парте в первом ряду, садится с краю. Кладёт рюкзак на стол, вынимает розовую записную книжку, кладёт на вторую часть парты у окна. Убирает рюкзак под стол, оглядывается. Поворачивается назад, за третьей партой первого ряда сидит Лиля в наушниках, смотрит в телефон. Алекс легонько дотрагивается до её руки, Лиля вынимает один наушник.

Лиля: Привет, Алекс.

Алекс: Привет. Лиля, а Ася уже пришла?

Лиля: Не знаю, не видела.

Лиля вставляет в ухо наушник, снова смотрит в телефон. Алекс поворачивается к сидящему на соседнем ряду Дане, который разговаривает с соседом по парте.

Алекс: Эй, Даня.

Даня: Чего?

Алекс: Видел Асю?

Даня: Нет, а что с ней?

Алекс: Пришла она или нет?

Даня: Не видел. Я думал, вы о каждом шаге друг друга знаете. Это мы у тебя спрашивать должны, где она.

Даня поворачивается к своему собеседнику. Алекс снова оглядывает класс, достаёт телефон, смотрит на время. Заходит в контакты, нажимает на имя «Ася(смайлик жёлтого сердечка)», собирается нажать на вызов. В класс заходит Елена Павловна. Все в классе быстро встают. Алекс убирает телефон, встаёт со всеми. Елена Павловна подходит к столу, кладёт классный журнал. Оглядывает учеников.

Елена Павловна: Доброе утро, десятый «А».

Класс(хором): Доброе утро, Елена Павловна!

Елена Павловна (садится): Не забыли моё имя, хорошо. Садитесь (ученики садятся). Я вижу, что все пришли и готовы учиться. Все ведь пришли, перекличку делать не надо? (Алекс поднимает руку) Латыпов?

Алекс: Ася… Анастасия, наверное, опаздывает.

Елена Павловна (удивлённо): Анастасия Шамрай? Она на прошлой неделе забрала документы, переезжать собралась. Она тебе не сказала? Я думала, что вы дружите.

Лиля (с насмешкой): Они были самыми лучшими друзьями, Елена Павловна. Только дружить с девочками себе дороже.

Даня: Ой, сама-то девчёнка!

Лиля: Я не такая! Я с девочками не дружу, они неинтересные и постоянно сплетничают.

Даня: Прямо как ты.

Елена Павловна: Тихо! После школы разберётесь, кто с кем дружит и не дружит. Сейчас вы в школе. У меня всего несколько минут, чтобы провести с вами классный час, а потом у нас общешкольная линейка!

Кто-то из учеников: А нас когда-нибудь научат целый час в несколько минут укладывать? Полезное умение.

Елена Павловна: Ермакова, может, ты вместо меня классный час проведёшь? (Напряжённое молчание) Кто бы сомневался. Итак, дети, вы перешли в десятый класс. Многим из вас предлагали уйти после девятого, но вы сами выбрали этот путь, поэтому будьте готовы, что с вас будут требовать больше, чем раньше. Эти два года будут направлены на то, чтобы подготовить вас к сдаче единого государственного экзамена. Это очень важно, потому что после школы вы будете поступать в институты.

Даня: Елена Павловна, а если я не собираюсь поступать, а в армию после школы пойду?

Елена Павловна: Тогда, Дягилев, постарайся учиться хотя бы ради того, чтобы не выглядеть дураком и не позорить школу. На чём я остановилась…

Пока Елена Павловна и Даня разговаривают, Алекс смотрит на розовую записную книжку, притягивает к себе, разглядывает единорога на обложке. Выглядывает в окно, растерянно и задумчиво смотрит в даль.

Сцена 5. После школы:

Класс фотографируется на школьном дворе. Сфотографировавшись, Елена Павловна говорит всем идти домой и быть завтра в школе вовремя. Алекс неторопливо идёт к выходу, его догоняет Даня.

Даня: Алекс, подожди. Я так ничего и не понял. Что с Асей случилось?

Лиля (проходя мимо): Бросила она его, что непонятного. (Вдохновлено) Ушла по-английски. Я бы тоже так сделала.

Даня: Вот поэтому с тобой никто и не дружит. (Лиля обиженно фыркает) И они не встречались.

Лиля: Тогда чего вы вообще переживаете? Может, Ася потому и уехала, что Алекс ей сердце своим безразличием разбил.

Даня: Дура ты, Лиля, вообще ничего не понимаешь.

Лиля (пискляво): Я понимаю уж побольше вашего! (Поправляет сумку, быстро уходит)

Алекс: Ася не могла просто так уехать и не попрощаться. Это странно.

Даня: И я о том же. Может, тебе написать ей?

Алекс: Я писал, она со вчерашнего дня в сети не была.

Даня: Дела… Ну ты, это, не расстраивайся. Если ей надо будет, она сама с тобой свяжется. А если не свяжется, то… Может, и хорошо, что вы перестали общаться?

Алекс пожимает плечами. Парни продолжают идти, что-то обсуждают.

Сцена 6. Разговор с мамой:

Алекс заходит домой, разувается.

Мама (из кухни): Сынок, иди обедать!

Алекс заходит на кухню, садится за стол. Мама ставит перед ним тарелку с супом, нарезанный хлеб, подаёт ложку. Алекс опускает ложку в суп, подпирает голову рукой, мешает суп. Мама садится рядом.

Мама (обеспокоенно): Что-то случилось? В школе что-то не так? Или кто-то обидел?

Алекс (отодвигая суп): Ася уехала.

Мама: Как уехала? Куда? Когда?

Алекс: Не знаю. Елена Павловна сказала, что она на прошлой неделе документы из школы забрала, потому что переезжает.

Мама: А как же она тебе не сказала?

Алекс: Не знаю! Может, я что-то не так сделал или… Это вообще на неё не похоже. Этим летом мы мало общались, да, но… Это ведь не повод не попрощаться. Могла бы хоть написать. Я же думал, что мы друзья. (Складывает руки, кладёт голову, глубоко вздыхает)

Мама (поглаживая сына по голове): Вы ведь правда всегда были очень близки. Я не верю, что она могла просто так оставить тебя в неведении. Либо что-то случилось, либо она что-то задумала. (Алекс поднимает голову, смотрит на маму) Попробуй ей позвонить. Если не возьмёт трубку, найдём другие способы с ней связаться. Договорились?

Алекс улыбается, кивает. Мама улыбается в ответ, выходит из кухни. Алекс достаёт телефон, заходит в контакты, нажимает на контакт «Ася(смайлик жёлтого сердечка)», вызов. Спустя два гудка в трубке голос:

Из телефона: Доброго времени суток, вы позвонили Анастасии Шамрай. К сожалению, я сейчас не могу ответить на звонок. Если вы ошиблись номером, нажмите кнопку завершения вызова. Если вам нужно оставить мне голосовое сообщение, дождитесь конца этой записи (Алекс собирается нажать на кнопку отключения вызова). А если вас зовут Алекс (прижимает телефон к уху), то вы знаете, где находится почтовый ящик моей квартиры и каким образом его можно открыть. Хорошего дня! Можете оставить своё сообщение после звукового сигнала.

Алекс нажимает на кнопку завершения вызова. Некоторое время задумчиво смотрит на телефон, резко встаёт, хватает рюкзак, выбегает из кухни.

Алекс: Мам, я потом доем, мне срочно надо ехать!

Сцена 7. Воспоминание:

Алекс и Ася подходят к подъезду, смеются. Ася подходит к почтовым ящикам, запускает пальцы в один из них.

Ася: Там что-то есть! (Восторженно) Наверное, мои ручки наконец-то пришли!

Ася открывает свой рюкзак, достаёт пенал, протягивает рюкзак Алексу.

Ася: Подержи.

Алекс берёт рюкзак. Ася открывает пенал, достаёт металлическую линейку, просовывает в прорезь почтового ящика рядом с замком. Шевелит линейкой, после чего дверца открывается. Ася открывает дверцу, достаёт счета и маленькую посылку, захлопывает дверцу. Поворачивается к Алексу, забирает у него рюкзак.

Ася (полушёпотом): Только не говори никому, что они так легко открываются, иначе все перестанут пользоваться ключами.

Ася прикладывает ключ к домофону. Алекс удивлённо на неё смотрит. Ася открывает дверь, оборачивается на Алекса, усмехается.

Ася: Ты взломщиков никогда не видел? Идём, надо проверить, как ручки пишут!

Ася заходит в подъезд, Алекс идёт за ней.

Сцена 8. Алекс у почтового ящика Аси:

Алекс стоит напротив почтовых ящиков, смотрит на почтовый ящик Аси. Достаёт из рюкзака линейку, подходит к почтовому ящику, оглядывается, вставляет линейку в прорезь, двигает линейку, дверца отворяется. Алекс заглядывает в почтовый ящик. Внутри лежит флешка. Алекс достаёт флешку, разглядывает. Снова оглядывается, захлопывает дверцу почтового ящика, кладёт флешку в карман, линейку в рюкзак, быстро уходит.

Сцена 9. Алекс смотри запись на флешке:

Алекс заходит в комнату, бросает рюкзак на кровать, садится за стол, открывает ноутбук. Достаёт из кармана флешку, ещё раз рассматривает её, вставляет в ноутбук. На флешке он видит одно видно, открывает его. На видео Алекс видит Асю.

Ася (на видео): Здравствуй, лисёнок. Что-то мне подсказывало, что ты обязательно найдёшь эту флешку. И это прекрасно. Не думай, что я просто так оставила тебя в неведении, что со мной происходит и почему же я не попрощалась. (Кадр — Алекс барабанит пальцами по столу) У меня есть причины. Но сейчас не об этом. В моей жизни кое-что происходит. (Кадр — напряжённое лицо Алекса) Кое-что нехорошее. Уже очень давно. Как бы мы ни были близки, даже ты знаешь не всё. (Кадр — Алекс сидит за столом, смотрит видео) Последние пару лет мне было очень тяжело жить. Физически тяжело. Я нездорова. (Кадр — Ася на видео) Самое обидное, что в этом даже никто не виноват. Я уехала в Израиль, чтобы подлечиться, в России со мной уже не справляются (смешок). Я предлагаю тебе немного поиграть. Небольшой квест. (Кадр — заинтересованное лицо Алекса) Если тебе интересно узнать, что со мной и почему всё именно так, а не иначе. Если ты не поддержишь мою игру, я не обижусь. (Кадр — Ася на видео) Да я же и не узнаю. (смешок). Если ты принимаешь участие в моём квесте, то слушай внимательно. Где я так и не узнала, что случится с Лизой Тураевой и Костей Карновским? В-7. Должно как минимум ранить. До встречи, мой дорогой друг. (Посылает воздушный поцелуй)

Видео закончилось. Алекс задумчиво смотрит в чёрный экран, переводит взгляд на свой рюкзак, берёт его, открывает, достаёт розовую записную книжку, разглядывает. Кладёт записную книжку на край стола, подвигает ближе к себе ноутбук, закрывает вкладку с видео, открывает поисковую строку браузера. Вводит в поисковую строку «Лиза Тураева и Костя Карновский». Один из результатов поиска: «Краткое содержание романа «Перед зеркалом» Вениамина Каверина». Алекс достаёт из рюкзака тетрадь и ручку, записывает название и автора. Через несколько секунд дописывает «В-7». Откладывает тетрадь и ручку, открывает на ноутбуке видео на флешке.

Ася (На видео): Здравствуй, лисёнок. Что-то мне подсказывало, что ты обязательно найдёшь эту флешку. И это прекрасно. Не думай, что я просто так оставила тебя в неведении, что со мной происходит и почему же я не попрощалась…

Алекс расслабляется на стуле, смотрит видео, улыбается.

Сцена 10. Воспоминание:

Ася сидит в библиотеке с кресле рядом с книжной полкой, читает книгу «Перед зеркалом» Вениамина Каверина. Люди в библиотеке расставляют стулья для зрителей. Кто-то разглядывает книги на полках. Охранник болтает с библиотекаршей. Ася отвлекается от книги, достаёт из кармана телефон. Телефон на беззвучном режиме, на экране отображается звонок от контакта «Алекс(смайлик мордочка лисы)». Ася кладёт в книгу закладку, закрывает её, встаёт, направляется к выходу с книгой в руках. Проходит мимо охранника и библиотекарши, суёт книгу в руки охраннику:

Ася(полушёпотом): Я на минуту, надо ответить (вертит в руке телефон).

Ася выходит из библиотеки. Охранник кладёт книгу на стол перед библиотекарем, понимающе кивает, легка улыбается.

Ася нажимает на кнопку принятия вызова, подносит телефон к уху.

Алекс: Не отвлекаю?

Ася: Отвлекаешь.

Алекс: Не ври. Если бы сильно отвлекал, не ответила бы.

Ася (улыбается): Ну я тогда вернусь к тому, от чего ты меня отвлёк.

Алекс: Ага.

Несколько секунд молчат. Одновременно смеются. Ася резко перестаёт смеяться, но продолжает улыбаться.

Ася: Что тебе от меня нужно?

Алекс: Я игру новую купил. Тут можно вдвоём играть.

Ася (садится на ступеньки): И что мне делать с этой информацией?

Алекс: Ничего, просто рассказать решил.

Ася: И с кем будешь играть?

Алекс: Один. Можно играть вдвоём, но необязательно.

Ася (берёт в свободную руку с земли веточку, вертит в руках): Хорошо, буду знать.

Алекс: Так ты придёшь играть?

Ася: Не знаю, ты же не звал.

Алекс: Когда тебя это останавливало?

Ася: Действительно. (Рисует веточкой по земле) Я из-за твоей игры не узнала, что будет с Лизой и Костей.

Алекс: Какими Лизой и Костей?

Ася: Родственниками моими.

Алекс: Куда твои родственники денутся?

Ася: Умрут. (Бросает веточку) А твоя игра куда денется? Давай ты сначала сюда приедешь, а потом уже поиграем.

Алекс: В эту твою библиотеку? Что я там забыл?

Ася: Образованность и широкий кругозор. Скоро лекция о современной поэзии будет. Тебе сложно приехать и посидеть со мной?

Алекс: Только ради того, чтоб посидеть с тобой. Та же, что и в прошлый раз, на чистопрудном?

Ася: Ага. Поторопись, я очень тебя жду.

Алекс: Мчу на всех порах, принцесса.

Гудки. Ася убирает телефон в карман. Утыкается носом в колени, улыбается. Встаёт, оглядывается, заходит обратно в библиотеку.

Сцена 11. Завтрак:

Алекс заходит на кухню, садится за стол. Мама наливает два кофе, ставит один перед Алексом, подвигает ему тарелку с бутербродами, берёт свой кофе, садится рядом.

Мама: Доброе утро. Как спалось?

Алекс: Доброе. Нормально.

Алекс берёт бутерброд, откусывает, жуёт. Мама отпивает кофе.

Мама: Ты какой-то задумчивый. Это из-за Аси?

Алекс (улыбается): Всё ты знаешь. (Опускает глаза на кружку) Она мне квест устроила. Если хочу узнать, что вообще случилось, надо этот квест пройти.

Мама: А она никогда ничего так просто не делает, да? Помню, как она в окно к тебе залезла, чтобы самой первой с днём рождения поздравить. (Алекс улыбается). А на прошлый Новый Год, помнишь, к нам полиция заявилась, чтобы тебе подарок передать? (вместе смеются) Я же тогда подумала, что ты что-нибудь натворил. Испугалась очень.

Алекс (подпирая голову рукой, мечтательно): Да, она любит всё усложнять.

Мама: Кроме своей жизни, насколько я знаю. Её как не послушаешь, всё легко и просто, будто книга, а не жизнь. И что за квест?

Алекс: Она оставила мне флешку с видео, где задала вопрос. Если я правильно понял, надо поехать в библиотеку и найти книгу, которую она не дочитала.

Мама: Ого… Ты хоть примерно знаешь, что искать? Какая библиотека?

Алекс: Имени Достоевского. На чистопрудном. Она часто туда ходила и меня с собой таскала.

Мама: А это она правильно. Мне по работе в тот район надо будет, могу заехать за тобой после школы и подвезти. Договорились?

Алекс: Договорились.

Улыбаются. Одновременно отпивают кофе.

Сцена 12. Библиотека:

К библиотеке подъезжает автомобиль российской марки, за рулём мама Алекса, на соседнем сидении Алекс. Он выходит из автомобиля, собирается закрыть дверь.

Мама: Стой! Расскажешь мне вечером, что нашёл?

Алекс: Конечно. До вечера.

Мама: До вечера. Я люблю тебя, сынок.

Алекс: И я тебя.

Алекс закрывает дверь, мама уезжает. Несколько секунд Алекс смотрит вслед автомобилю, поворачивается к библиотеке, осматривает здание снизу вверх, заходит внутрь.

У входа сидит охранник, читает газету, рядом за столом сидит библиотекарша, она оживляется после прихода Алекса. Алекс оглядывается. Кто-то сидит с книжкой, кто-то ходит между полок. Он подходит к библиотекарше.

Алекс (полушёпотом): Здравствуйте. Помогите мне найти одну книгу. (Достаёт из кармана тетрадный листок, читает с него) «Перед зеркалом» Вениамина Каверина.

Библиотекарша (Прикрыв глаза): Ах, чудесный роман в письмах о талантливой художнице Елизавете Тураевой. Чудесный выбор, молодой человек. Но сначала я должна записать вас. Ваше имя?

Алекс: Алекс Латыпов.

Библиотекарша: Алекс? Алексей? Или, может, Александр?

Алекс: Нет, Алекс.

Библиотекарша: Чего только не придумают. Подождите, я посмотрю, в каком отделе можно найти Каверина.

Алекс: В-7.

Библиотекарша: Что? Ах, действительно. (Встаёт, обходит стол) Вы, наверное, пришли по чьей-нибудь рекомендации?

Алекс (идёт за ней): Да. Моя подруга тут часто бывала. Анастасия Шамрай.

Библиотекарша: Настенька? Точно, помню, вы несколько раз с ней вместе были. Чудесная девочка. Только в последнее время ходить перестала. Тогда я, пожалуй, дам вам именно ту книгу, которую она читала в последний раз.

Они доходят до нужной полки, библиотекарша оглядывает книги, достаёт одну.

Библиотекарша: Вот эта. Даже закладка её лежит. Так и не дочитала. Возьмите, приятного чтения.

Алекс: Спасибо.

Библиотекарша уходит. Алекс садится в кресло, оглядывает книгу, открывает на той странице, где лежит закладка. Берёт закладку в руки, разворачивает. Закладка оказывается письмом. Мелкими угловатыми буквами написано:

Письмо (на фоне голос Аси): Ты нашёл моё послание здесь. Значит, ты принял правила игры. Ты уже не отступишь и дойдёшь до конца, я тебя знаю. (Кадр — читающие за столом люди) Поверишь ли ты, если я скажу, что у каждого человека есть причины жить? (Кадр — Алекс читает письмо) У меня причины были тоже. Жить, а не просто существовать в ожидании жизни. Этих причин несколько. Я расскажу тебе о них. (Кадр — Ася и Алекс сидят за столом в библиотеке с книгами в руках. Алекс листает книгу. Ася отодвигает книгу, трёт глаза. Алекс обращает на это внимание, откладывает книгу. Ася убирает руки от глаз, улыбается, берёт книгу в руки, снова начинает читать. Алекс некоторое время смотрит на неё с волнением) Ты наверняка заметил, что в последнее время мне стало сложнее читать, концентрироваться на тексте. Это связано с моей болезнью. Но книгу, которую ты держишь в курах, обязательно стоит прочесть. Да и вообще тебе бы не помешало приходить сюда хотя бы раз в неделю. (Кадр — в библиотеке лекция. Алекс скучающе смотрит по сторонам, достаёт телефон, поворачивается к Асе. Она очень внимательно слушает лектора. Алекс дотрагивается до Аси, она дёргает рукой. Он ловит её руку, достаёт ручку, начинает рисовать на тыльной части ладони Аси. Она не обращает на это внимания) Начнём список. Первая причина жить — саморазвитие. Через книги, фильмы, музыку… Да через что угодно. Расширять свой кругозор. Каждый день узнавать что-то новое. Каждый день становиться ближе к лучшей версии себя. (Кадр — продолжение предыдущего кадра — Ася отвлекается на Алекса, рисующего на её руке. Их взгляды пересекаются. Ася со смешком улыбается, Алекс улыбается в ответ. Ася разглядывает нарисованный на руке узор. Даёт свою руку обратно Алексу, поворачивается в сторону лектора, снова внимательно слушает. Алекс продолжает рисовать) Ты можешь сколько угодно отрицать, но саморазвитие действительно прекрасная вещь. По крайней мере, когда ты сам желаешь этого. А если не желаешь, то, может, просто ещё не нашёл то, что будешь готов делать с удовольствием? (Кадр — Алекс читает письмо) Эта причина жить может показаться тебе глупой и несерьёзной, я же считаю иначе. Но это же ничего не изменит между нами, правда? Раз ты начал проходить мой квест, предлагаю тебе продолжить. Следующий шаг: «Специальный заказ для Аси. Ваш администратор знает, о чём я»

Под письмом Алекс находит визитку кофейни «Розетка и кофе» с адресом, телефонами и сезонным меню. Алекс закрывает книгу, кладёт её на колени. Разглядывает письмо, складывает его, убирает в передний карман рубашки, визитку кофейни убирает туда же. Берёт книгу, встаёт, идёт к библиотекарше. Подходит, она отвлекается от заполнения бумаг, поправляет очки.

Алекс: Извините, а можно брать книги домой? Я просто предпочитаю перед сном читать.

Библиотекарша: Конечно, можно, но для начала нужно сделать карту постоянного читателя. Вы не торопитесь?

Алекс: Нет. Давайте сделаем.

Библиотекарша печатает что-то на компьютере, Алекс разглядывает книгу, переводит взгляд на большое окно у входа. На улице ходят люди, ветер шевелит листья деревьев. Алекс переводит взгляд на библиотекаршу.

Библиотекарша: Повторите, пожалуйста, ваше имя.

Алекс: Алекс Латыпов.

Сцена 13. Марго:

Алекс сидит за своей партой в классе, разглядывает визитку кофейни. Одноклассники разговаривают, достают учебники, ходят с места на место. Звенит звонок. Все идут к своим местам, встают у парт. Алекс убирает визитку в передний карман рубашки, встаёт. В класс входит Елена Павловна, за ней идёт Марго, смущённо смотрит на ребят в классе. Ученики оценивающе осматривают её.

Елена Павловна: Доброе утро, десятый «А»

Ученики (хором): Доброе утро, Елена Павловна.

Елена Павловна: Садитесь. (ученики садятся, она садится тоже, Марго продолжает стоять) С небольшим опозданием к нашему классу присоединяется Маргарита Стронская. (Марго кивает, как бы здороваясь. Ученики пристально разглядывают её) Не обижайте её, а то я вас знаю. (Оглядывает сидящих в классе) Рядом с Латыповым свободно, садись к нему.

Кто-то из класса: А рядом со мной тоже свободно!

Елена Павловна: Гришко, ты у себя на камчатке не высовывайся. Она учиться пришла, а не спать. Садись, Маргарита. (Марго проходит к парте Алекса) Вы девочек что ли никогда не видели? Открывайте тетради, записывайте число. А пока проведём перекличку. Анохина…

Пока Елена Павловна проводит перекличку, Марго садится рядом с Алексом, достаёт учебник и тетрадь, смотрит на Алекса. Он замечает взгляд на себе, поворачивается к Марго. Она улыбается, он безучастно улыбается в ответ, опускает взгляд в тетрадь.

Елена Павловна: Латыпов.

Алекс: Здесь.

Сцена 14. После уроков:

Звенит звонок. Ученики начинают собирать сумки.

Учитель: Хорошо подготовьтесь к контрольной, она будет уже на следующем уроке!

Ученики постепенно выходят из класса. Алекс выходит, идёт вдоль школьного коридора. Мимо ходят ученики разных возрастов и учителя. Его догоняет Марго, идёт рядом.

Марго: Привет. Алекс, кажется?

Алекс(без интереса): Да.

Марго: А я Маргарита. Марго. Будем теперь учиться вместе.

Алекс смотрит на неё, кивает, снова смотрит вперёд.

Марго (нервничая): Я только вчера переехала в этот район, совсем ничего здесь не знаю. Я подумала… Если ты, конечно, не занят… Может, ты мог бы показать мне где тут что находится… Ну, чтобы я хоть немного ориентировалась… А то только до школы дорогу и знаю.

Алекс: Нет, я не могу. У меня есть дела после школы. Попроси кого-нибудь другого. Только не Лилю, она та ещё заноза, не отвяжешься потом от неё.

Марго: Ладно, прости.

Алекс: Не за что же…

Марго, не слушая его, быстро уходит вперёд. Алекс растерянно смотрит ей вслед. К нему подходит Даня.

Даня: Алекс, ты совсем тупой или что? Она тебе свидание предлагала, а ты…

Алекс: Что я? Я правда занят.

Даня: Ой, дурак ты. Когда ещё девчёнка первый шаг сама сделает?

Алекс: И что ты предлагаешь? Отменять свои планы и бежать за ней?

Даня: Нет, ну… Мог хотя бы сказать, что в следующий раз.

Алекс: Может, сам тогда пойдёшь и скажешь? Раз она тебе так понравилась.

Даня: Мне понравилась? Не… Хватит с меня… Я несколько дней назад Лилю в кино водил, она теперь как колючка прицепилась. И не отцепишь никак. (Резко останавливается) Опять она. Если что, меня тут не было.

Даня убегает назад. Алекс оборачивается ему вслед, поворачивается обратно, видит перед собой Лилю, вздрагивает.

Лиля: Куда Даня побежал?

Алекс: А… Вспомнил, что учителю что-то сказать должен был.

Лиля: Он меня несколько дней назад в кино водил. Моя очередь его куда-нибудь пригласить. А он будто специально меня избегает. Я даже в классе его поймать не могу.

Алекс: Специально? Да нет, просто так совпадает.

Лиля: Ладно. Так он в класс побежал?

Алекс: Да, наверное.

Лиля стремительно уходит в сторону, куда побежал Даня. Алекс удивлённо мотает головой, идёт дальше.

Сцена 15. Кофейня:

Алекс приходит по адресу на визитке, стоит напротив кофейни «Розетка и кофе». Вздыхает, заходит внутрь. Внутри немного людей, почти все места свободны. Бариста улыбается.

Бариста: Добрый день. Подсказать вам что-нибудь?

Алекс подходит к кассе, оглядывая интерьер.

Алекс: Специальный заказ для Аси. (Бариста непонимающе смотрит) Ваш администратор знает, о чём я.

Бариста (удивлённо): Одну минуточку. Я уточню у администратора.

Бариста уходит. Алекс видит меню, берёт в руки, разглядывает.

Сцена 16. Воспоминание:

Ася и Алекс в осенней одежде стоят в кофейне рядом с кассой, смотрят меню. Бариста обслуживает других посетителей.

Ася: Ты что-нибудь выбрал?

Алекс: Да. Я, пожалуй, буду фиалковый раф.

Ася: Фиалковый? Ты что, девчёнка?

Алекс: Может быть. Откуда тебе знать, что в моей душе творится. Может, я тоже мечтаю о шикарных букетах на какой-нибудь праздник. (Трагично) А приходится обходиться цветочным кофе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги У меня были причины жить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я