Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика

Сборник, 2020

Сборник предназначен для коучей, супервизоров, коуч-компетентных специалистов, руководителей, студентов, научных работников и тех, кто интересуется коучингом. В сборник включены статьи и тексты докладов, подготовленных к Научно-практической онлайн-конференции «КОУЧИНГ: методология, научные основы и профессиональная этика», 14 ноября 2020 г. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Научные основы и методология коучинга

Коучинг: базовые предпосылки и определение

Валиуллина Лилия Мажитовна
член комитета по профессиональной этике АРК, супервизор АРК

E-mail: valiullinaliliya.m@gmail.com

DOI: 10.38006/907345-57-7.8.18

Аннотация: в работе исследована взаимосвязь между философией Сократа и принципами Внутренней игры Тимоти Голви, сформулированы универсальные предпосылки коучинга и с учетом этого предложено уточненное определение коучинга.

Ключевые слова: коучинг, методология, философия, внутренняя игра, познание, мышление, способность обучаться, диалог, самореализация.

Введение

В нашу эпоху появились профессии, связанные с помощью в саморазвитии, самопознании и выстраивании эффективных человеческих отношений как с близкими, так и в бизнес-командах. Среди них особое место занимает коучинг, который включает сопровождение и помощь для желаемых изменений в личной жизни, используется в образовании, а также в сопровождении бизнес-процессов. Сама профессия коуча еще в процессе самого начала становления и осознавания глубинных основ и корней, осмысления собственной методологии, отличающей ее от смежных профессий. Коучинг — это, прежде всего, профессиональная деятельность, связанная с самореализацией, она направлена на получение субъективно нового внутреннего знания и одновременно объективно новых изменений в жизни. И, конечно, такого рода продуктивная деятельность нуждается в обосновании и методологии.

Практическая методология коучинга, как технология самого процесса практической деятельности коуча, достаточно проработана и содержит различные методики и техники, арсенал которых постоянно пополняется, хотя сама теоретико-методологическая база использования тех или иных инструментов мало изучена. В работах как зарубежных авторов, так и отечественных ученых, исследовавших особенности познавательной деятельности и мышления, можно обнаружить достаточно глубокие обоснования того, что происходит в процессе практики коучинга, но еще недостаточно исследований в этой области.

Методология теоретико-философских основ коучинга достаточно размыта, к истокам коучинга относят сократовскую майевтику, находят основы коучинга в гуманистических направлениях психологии и психотерапии. Сложность заключается в том, что коучинг — это еще и особая философия взаимоотношений людей в процессе поиска истинного знания, верного жизненного выбора, осуществления самореализации. Основной же источник, запустивший импульс к созданию коучинга как практического метода, — это метафора Внутренней игры Тимоти Голви, которая является методологической основой практической деятельности коуча.

Сами глубинные философские основы, универсальные законы, которые описывают феномен коучинга, еще недостаточно изучены. Философия Сократа — один из источников, в котором просматривается много параллелей с коучинговым процессом, и их стоит рассмотреть глубже. Важно изучить эти параллели для уточнения базовых методологических основ коучинга и уточнения формулировки определения коучинга.

1. Базовые предпосылки коучинга

Если начать с прояснения базовых понятий, то методология буквально означает учение о способах, путях познания и исследования чего-либо, и, по сути, в самом своем простом представлении это способ достижения цели в соответствии с психологической схемой деятельности: «цель — мотив — способ — результат», и если говорить еще проще, то «методология — это учение об организации деятельности» [7].

Логично предположить, что изначально методология в истории развития человечества касалась практичных вещей, а размышления о мотивах и способах достижения цели возникли позже. Постепенно по мере развития человеческого сознания происходила дифференциация самих размышлений о мотивах и способах достижения цели и выборах подходящего варианта, и отдельно формировалась методология самих практических инструментов достижения желаемого результата.

Таким образом, больше и больше происходило разделение методологии на теоретическую и практическую, при этом возникло и разделение того, кто и чем занимается. Например, в условиях классового общества цель задавалась представителям некоторых слоев общества как бы «извне», или «сверху»: например, люди умственного труда задавали цели, задачи и «метод», а «трудящиеся» осуществляли достижение поставленных задач и достижение результата в соответствии с «методом» [7].

В процессе развития больше внимания стало уделяться теоретическим обоснованиям и постепенно начала выделяться методология как интеллектуальная научная деятельность, произошел своеобразный разрыв в цепочке психологической схемы деятельности: дискурс «цель — мотив» становится областью в большей степени теоретических научных исследований, а «способ — результат» — фокусом внимания методологии практической деятельности.

В период античной философии теоретические размышления выделяются в самостоятельную область философствования, делая самого человека и вопросы нравственности главным центром внимания. Сократ совершает своеобразный поворот, поставив в центр теоретического познания не только вопросы этики и самого человека, способного самостоятельно «родить истину», но и показывает при этом роль и значение другого рядом, указав на особый род взаимодействия с «мудрецом», у которого нет ответа, но он обладает способностью сопровождать таким образом, что человек сам различает «ложное» и «истинное»:

«Сократ из мальчика выуживает знание теоремы Пифагора как уже существующее в нем, но просто мальчика нужно как бы встряхнуть, чтобы слой знания, неизвестный ему самому, поднялся и вошел в камеру сознания этого мальчика. Так описывается процесс познания» [5].

Тимоти Голви, спортивный тренер, в 20 веке, наблюдая за игрой в теннис, заново открыл «правила», продемонстрированные великим философом тысячелетия назад, дав впоследствии импульс к рождению коучинга как отдельного вида профессиональной деятельности [1]. Заслуга Голви в том, что он обратил внимание на механизм естественного обучения и способность человека самостоятельно узнавать без особых усилий, как «надо действовать в конкретном моменте». Известный бизнес-тренер показал, что эта способность раскрывается, когда «перестаешь стараться» и ждать решения извне. Задача Внутренней игры — научиться доверять своей прирожденной естественной сути.

Наблюдения Голви и интуитивные прозрения Сократа о врожденной познавательной способности подтверждаются открытиями У. Матураны и Ф. Варелы, которые утверждают: «Живые системы — это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания» [13].

А на то, что познание — это совместный системный процесс, в котором значимую роль играет окружение, указывает феномен «коэволюции», раскрывающий, что «эволюция одного вида направляет и подталкивает эволюцию другого» [12].

Сократом раскрывается проявление некоего универсального закона, высказанного еще Протагором: «ничто не существует само по себе одно». Подтверждения дает сегодня квантовая механика, которая оперирует термином «глобального информационного поля»: «Материальный (классический) мир сопровождается глобальным информационным полем на всех уровнях» [11].

Из изложенного вытекает следствие: несмотря на то, что «истина рождается в собственной голове», рождение истинного знания опирается не на частные понятия, а на общие универсальные законы, которые связывают вещи.

Именно у Сократа впервые в западной философии появляется представление о процессе познания как особой деятельности, которую можно было бы связать с мышлением. Но это не так называемое логическое мышление, а, как сказал позже Платон в «Государстве», такое, когда «повернуты глаза души», которое М. Мамардашвили раскрывает следующим образом:

«…то есть наши глаза, реальные глаза смотрят на то же самое, они те же самые, что у всех, но можно увидеть нечто, не обходя вокруг предмета и не глядя на него реальными глазами, а повернув глаза души» [5].

Попытка особо выделить деятельность мышления как «мыследеятельность» (МД) была сделана российским ученым Г. П. Щедровицким в 1980 г. МД была сформулирована так: «комплекс интеллектуальных и коммуникативных процессов, включенных в контексте организованной коллективной деятельности» [6]. Это понятие им же впоследствии было отвергнуто как «продуктивная ошибка», как «редукция более сложной реальности, которую можно было бы назвать «МыслеДеятельностной реальностью» [14].

П. Г. Щедровицкий пишет о работе Московского методологического кружка, в рамках которого родилась и развивалась концепция мыследеятельности:

«Глядя на эту работу из сегодняшнего дня, можно сказать, что было вычерпано все то в мышлении, что действительно могло быть представлено как деятельность и сведено к деятельности. Вместе с тем уже на этом этапе было ясно, что в мышлении существуют пласты, которые принципиально не могут быть представлены и не являются по сущности деятельностью.… Пресловутое «чистое мышление» в схеме МД есть остаточная зона, всегда невычерпанное, всегда тайна — предмет бесконечного творчества и открытия Человечества» [14].

Таким образом, сложность постижения законов познания заключается в том, что мышление само одновременно и процесс, и некий «инструментарий», и феномен, и потому «чистое мышление», действительно, нечто «всегда невычерпанное, всегда тайна — предмет бесконечного творчества и открытия Человечества» (выделено мною — Л. В.) [14].

Когда мы доверяемся естественной способности обучаться, как некоему универсальному закону, мы становимся ближе к той тайне, что является источником творчества. Наше мышление и как феномен, и как инструмент — отражение нашей естественной творческой способности, которая является частью системного процесса познавательной деятельности.

В то же время для раскрытия этой естественной творческой способности важна способность человека мыслить независимо и самостоятельно. Т. Голви так обозначил связь между способностью к обучению и способностью мыслить самостоятельно: «Способность к обучению и росту без способности независимо мыслить сомнительна» [1].

Таким образом, универсальными ключевыми моментами познавательной человеческой деятельности как системного процесса являются:

врожденная (естественная) способность обучаться;

способность самостоятельно мыслить.

Коучинг, который является по сути процессом поиска человеком собственных ответов на свои вопросы, опирается именно на указанные универсальные способности. Никакое повторение даже самых успешных, но «чужих» моделей не является коучингом, а лишь научением.

На основе изложенного возможно сформулировать базовые предпосылки коучинга:

Опора на естественную способность человека обучаться.

Актуализация способности человека самостоятельно мыслить.

2. Способность обучаться и доверие

Тимоти Голви отмечает, что самое сложное в коучинге то, что и коуч, и коучи́ должны научиться доверять естественному процессу обучения. Также он отмечает доверие как один из важнейших факторов, необходимых для фокусировки внимания.

Основатель коучинга говорит о том, что доверие создается заботой о человеке, а это «самый важный ингредиент, которому нельзя научить: забота не только о внешних результатах, но и о человеке, с которым работает коуч-консультант» [1]. Этим еще раз подчеркивается, что коучинг — это совместная деятельность, которая предусматривает активное взаимодействие человека и среды, в котором важен именно «человеческий фактор».

В связи с этим можно сформулировать доверие как безусловное и необходимое условие коучинга, которое позволяет запустить процесс естественного обучения, а способность коуча к «заботе» признать необходимым личностным качеством коуча для создания доверия.

Забота — в самом широком смысле — это комплекс действий, направленных на благополучие объекта заботы. Благополучие — тема очень широкая и требует дополнительного исследования. Можно только отметить здесь, что Аристотель связывал «высшее благо» с счастьем и самореализацией. И если рассматривать заботу в плане коучинга — это, прежде всего, создание безопасной, конфиденциальной и доверительной атмосферы, в которой как раз возможна самореализация.

Таким образом, важно обозначить доверие как базовое, безусловно необходимое условие коучингового взаимодействия.

Важно также сделать акцент на безусловно необходимой способности коуча уметь заботиться, то есть обеспечивать необходимые условия для осуществления самореализации.

3. Уточнение понятия «коучинг»

Если говорить о методологии коучинга, то важно уточнить само понятие коучинга как вида взаимодействия и как профессиональной деятельности с учетом универсальных предпосылок и необходимых базовых условий, сформулированных выше, а также с учетом определения, данного Тимоти Голви.

Коучинг сегодня настолько сильно проник во все сферы нашей жизни, что в каждой области возникло специфическое понимание того, чем является данный вид деятельности. При анализе существующей литературы и публикаций по коучингу выяснилось, что наиболее часто повторяются следующие слова и выражения для определения понятия «коучинг»: технология; философия; недирективный подход; недирективная техника; системное сопровождение в процессе достижения цели; специфическая, особая форма рационального прояснения ситуации; работа с будущим; технология повышения эффективности; мировоззренческий подход; особый метод консультирования; раскрытие потенциала; процесс психологического сопровождения при достижении целей; система мотивации; позитивизация мышления; новый способ мышления.

Согласно формулировке Тимоти Голви:

«Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (выделено мною — Л. В.) Коучинг — это искусство, которому нужно учиться прежде всего на опыте. С точки зрения Внутренней игры коучинг можно определить как содействие мобильности. Это искусство создания — с помощью беседы и поведения — среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям так, чтобы оно приносило удовлетворение. Здесь необходим один важный ингредиент, которому нельзя научить: забота не только о внешних результатах, но и о человеке, с которым работает коуч-консультант [1].

Как можно заметить, при распространении в «широкие массы» коучинг редуцировался до технологии, техники, метода, от «духа» определения Голви осталось лишь про раскрытие потенциала, про повышение эффективности и про цели. Причем под эффективностью чаще всего понимается эффективность деятельности, в описании же Т. Голви речь идет о повышении эффективности потенциала, а это совершенно разные вещи. Да, эффективность человека проявляется в деятельности, но является и большим, чем его деятельность.

Если же обратить внимание на суть определения коучинга, данного Тимоти Голви, то он описывает коучинг как искусство (но никак не технологию), которому нужно учиться на своем опыте. Ключевыми моментами являются:

раскрытие потенциала человека,

повышение эффективности потенциала,

содействие мобильности,

создание соответствующей среды,

забота о человеке, которой научить нельзя.

Прежде чем далее уточнить понятие коучинга, важно прояснить суть главного термина — «искусство». «Изначально под искусством понималось всякое мастерство более высокого и особого сорта», или высокий уровень владения навыками, умениями [2].

Прояснение этимологии слова «искусство» дает нам следующее: на ст. — слав. «искус» означало «опыт», «испытание»; на англ. языке art — «творчество»; на греческом Τέχνη — «мастерство».

Можно обобщить следующим образом: искусство — это высокий уровень способности творчески преобразовывать свой опыт.

Мобильность Голви проясняет так:

«Мобильность — это осознанная мудрость. Она означает не просто пребывание в состоянии потока, но и то, что вам нужно очень хорошо осознавать, где вы находитесь, куда вы движетесь и почему. В сущности, она означает осознанную работу» [1].

С учетом коучинга как искусства мы можем дать следующее определение:

Коучинг — это осознанное содействие другому человеку в осознанном раскрытии потенциала с целью максимального повышения его эффективности и творческого преобразования его личного опыта на пути к желаемой им цели в атмосфере заботы и удовлетворения.

С точки зрения стандартов Международной Федерации Коучинга (ICF) коучинг определяется следующим образом:

«…процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал» [10].

В данном определении неоднозначно воспринимается фраза «с помощью коуча» — ее можно истолковать по-разному. А также понятие «партнерства» не позволяет ввести «заботу» как некий «ингредиент», которым должен обладать коуч с точки зрения Т. Голви.

Акцент на «самостоятельности» клиента ясно звучит в определении, данном Михаилом Клариным, также вводится понятие «диалог», тем не менее по-прежнему используется тема «помощи»»:

«Коучинг представляет собой особый вид диалога, в котором специалист (коуч) помогает клиенту самостоятельно уточнить, прояснить и сформулировать свои жизненные, профессиональные и/или деловые цели и задачи, сфокусировать внимание на задачах развития, искать как внутренние, так и внешние ресурсы, искать и находить альтернативы действий, строить планы, проверять их на реалистичность, принимать на себя ответственность за их реализацию» [3, 4].

В Профессиональном стандарте «Коуч» на сайте Ассоциации русскоязычных коучей (АРК) дано следующее определение:

«Коучинг — организация самостоятельной деятельности дееспособных взрослых граждан по развитию и мобилизации внутренних и внешних ресурсов. Основная цель вида профессиональной деятельности: повышение качества решений и действий по достижению жизненных, профессиональных и деловых целей посредством развивающего диалога с участием независимого специалиста — коуча» [9].

В двух последних определениях звучит тема «диалога», ресурсов как «внутренних», так и «внешних». Последнее является более широкой формулировкой, чем «профессиональный потенциал», звучащий в формулировке ICF.

Учитывая вышеизложенное, а также сформулированные в предыдущем разделе предпосылки коучинга, требование к личности коуча, можно уточнить определение коучинга следующим образом:

Коучинг — это осознанное и заботливое содействие другому человеку в том, чтобы он смог научиться достигать желаемых целей через раскрытие собственного потенциала и максимального повышения его эффективности, путем мобилизации как внутренних, так и внешних ресурсов и творческого преобразования своего личного опыта через способность самостоятельно мыслить.

В этом определении учтены все основные формулировки коучинга, существующие на данный момент в русскоязычном пространстве, добавлен акцент, обращающий внимание на важность творческого преобразования своего личного опыта самим человеком, сделан акцент на способности человека самостоятельно мыслить как необходимой базовой предпосылке и учтена необходимая базовая характеристика личности самого коуча.

Поиск более точного определения коучинга как профессиональной деятельности нуждается в дальнейшем обсуждении с коллегами в профессиональном сообществе.

Заключение

Если рассматривать коучинг как процесс содействия актуализации естественной способности человека обучаться и самостоятельно мыслить, то можно сформулировать следующее:

1. БАЗОВЫМИ ПРЕДПОСЫЛКАМИ КОУЧИНГА, вытекающими из универсальных основ познавательной деятельности, являются:

— опора на естественную способность обучаться;

— актуализация способности самостоятельно мыслить.

2. БАЗОВЫМ УСЛОВИЕМ коучинговых взаимоотношений, являющимся необходимым условием запуска естественного процесса обучения, выступает доверие.

3. БАЗОВЫМ ТРЕБОВАНИЕМ К КОУЧУ является наличие способности заботиться о клиенте таким образом, чтобы обеспечить для него необходимые условия для осуществления его самореализации.

Список литературы

1. Голви У. Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. — М., 2005. — 252 с.

2. Искусство. [Электронный ресурс]: Философский энциклопедический словарь. — 2010. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/ИСКУССТВО

3. Кларин М. В. Коучинг // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 2017. Интернет-ресурс https://bigenc.ru/psychology/ text/5094802 (доступ 30.09.2020).

4. Кларин М. В. Новая развивающая практика — коучинг. Новая профессия — коуч // Образовательные технологии. — 2014. — № 1. — С. 71–80. URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/klarin-coaching.pdf

5. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. — ООО «Издательская Группа “Азбука-Аттикус“», 2018.

6. Мыследеятельность. [Электронный ресурс]: Новейший философский словарь. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/795/МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

7. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ, 2007. — 668 с.

8. Платон, «Теэтет» [Электронный ресурс] / Перевод: Т. В. Васильева. В кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. — Т. 2. — М.: Мысль, 1993. URL: https://www.plato. spbu.ru/TEXTS/PLATO/theaitetos.htm

9. Профессиональный стандарт коуча. [Электронный ресурс]: Сайт Ассоциации русскоязычных коучей (АРК). URL: http://www.coach-rus.org/obshhie-svedeniya-profstandarta-kouch/

10. Сайт Международной Федерации Коучинга (ICF). URL: https://erickson. ru/coaching/

11. Соловьёв Е. А. Новые подходы в квантовой физике / Под ред. академика РАН Л. И. Пономарёва. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2019. — 216 с.

12. Циммер К. Эволюция: Триумф идеи / Карл Циммер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 564 с.

13. Шмерлина И. А., Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. — 2001.

14. Щедровицкий П. Г. Развивающее образование и мыследеятельная педагогика // Первые Чтения памяти В. В. Давыдова. — М., 1999. — С. 117–129.

Философия Сократа и практика коучинга

Валиуллина Лилия Мажитовна
член комитета по профессиональной этике АРК, супервизор АРК

E-mail: valiullinaliliya.m@gmail.com

DOI: 10.38006/907345-57-7.19.34

Аннотация: в данной работе представлены размышления на тему философских основ коучинга на примере символического анализа произведения Платона «Теэтет» и проиллюстрировано, как данный материал можно использовать для понимания практической работы коуча.

Ключевые слова: коучинг, методология, философия, познание, интуиция, рациональное, иррациональное, диалог, коуч-позиция, супервизия.

1. Философия Сократа, современная наука и коучинг

Философию и подход Сократа к постижению истинного знания часто вспоминают, когда говорят о коучинге. К сожалению, упоминание в литературе касается чаще только искусства великого мастера задавать вопросы. Наследие античного философа прежде всего важно тем, что он впервые обратил пристальное и целостное внимание на самые разные стороны процесса познания. Наряду с искусством выстраивания интеллектуального процесса прояснения истинного, философ показал саму суть диалога, этики взаимоотношений в процессе поиска истины и суть познания как совместного взаимодействия.

Философия Сократа в основном построена на его интуитивных прозрениях и представляет собой интеллектуально-интуитивный процесс постижения истины. Интуитивный процесс сложно поддается определению, пониманию, и, видимо, именно поэтому философия Сократа была «урезана» в применении лишь ее формальной логической стороной.

Многие интуитивные прозрения Сократа сегодня подтверждаются современной наукой. Перечислю самые основные моменты:

1. Сократ говорил: «В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить». Философ обращается к способности человека самостоятельно «преодолевать собственное неведение». Гениальное прозрение философа о том, что человек способен самостоятельно справляться с задачами и трудностями через «познавание», подтверждается современной наукой. Например, теория аутопойезиса — способности всех живых систем к самоорганизации, саморегуляции, самотворению — утверждает:

«Живые системы — это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания» [11].

Метафора Внутренней игры, открытая Тимоти Голви в начале 1970-х годов и ставшая импульсом к созданию коучинга, также основана на глубокой вере во врожденную способность человека учиться на собственном опыте, он описывает эту часть как Я 2:

«Я 2 — это сам человек. Я 2 — это весь внутренний, данный нам при рождении потенциал, все реализованные и еще не реализованные способности. Я 2 также включает нашу врожденную способность к обучению и развитию любых из этих природных способностей» [2].

2. Сократ считал, что истина познается в диалоге, то есть для продвижения в поиске истины нужен другой/другие. То, что процесс познания действительно совместный процесс, подтверждает теория «коэволюции», которая утверждает, что «эволюция одного вида направляет и подталкивает эволюцию другого» [10].

Тимоти Голви открыл феномен внутреннего диалога между двумя частями личности, где одна часть, «всезнайка» Я 1 контролирует и постоянно вмешивается. Но именно в те моменты, когда человек способен отказаться от самоконтроля и самовмешательства, возникает естественная уверенность в себе и достигаются лучшие результаты, проявляется феномен Я 2 как естественной способности развиваться. Но кто «побеждает», очень сильно зависит от того, насколько у человека высоко доверие самому себе. Формирование же этого доверия зависит от того, кто с человеком рядом. По сути, коучинг — это процесс по созданию такой среды для человека, которая минимизирует вмешательство Я 1 и создает максимальные условия для актуализации Я 2. То есть наблюдения Голви также подтверждают, что индивидуальное развитие происходит в тесном взаимодействии с окружением.

3. Сократ развивает и дополняет утверждение Протагора о том, что ничто само по себе не существует. Он дополняет его идеей становления:

«Ничто одно не существует как что-то или как какое-то, но из порыва, движения и смешения одного с другим возникают все те вещи, про которые мы говорим, что они существуют, хотя и говорим неверно, ибо ничто никогда не есть, но всегда становится» (выделено мною — Л. В.) [7].

Открытия в квантовой физике подтверждают это. Е. А. Соловьев, представитель ленинградской школы теоретической физики, сделавший заметный вклад в квантовую механику, пишет следующее:

«… существуют два объекта — материальные точки (классический уровень) и глобальное информационное поле (квантовый уровень). Мы принимаем всю информацию о внешнем мире через наши органы чувств, глаза, уши и т. д., которые являются окончательными устройствами во всех измерениях и являются классическими по своей природе. Таким образом, нашу жизнь можно интерпретировать как непрерывное измерение (выделено мною — Л. В.). Но у нас нет органов чувств с прямым доступом к уровню глобального информационного поля (помимо подсознания, которое является основным и самым непонятным объектом) — любые данные извне приходят в наше сознание на классическом уровне, и мы не можем получить полную информацию с квантового уровня (глобальное информационное поле) в результате одного измерения» [8].

Таким образом, из вышеизложенного вытекает важное следствие: несмотря на то, что «истина рождается в собственной голове», рождение истинного знания опирается не на частные понятия, а на некие общие устойчивые законы, которые связывают вещи. И уже в философии Сократа были проявлены эти универсальные основы, которые «переоткрыл» Т. Голви и подтверждают современные научные открытия.

Исходя из этого, обращение к наследию Сократа и изучение его философской системы может быть полезным для определения базовых понятий и основ методологии коучинга, а также идеи философа могут послужить метафорами для более глубокого символического понимания того, что происходит в процессе коучинга.

2. «Преодоление собственного неведения» как одаренность

В данной работе я хочу представить анализ диалога Сократа с его учениками, записанного Платоном в произведении «Теэтет» [7].

Диалог Сократа с Теэтетом, записанный Платоном, является первым достаточно тщательно задокументированным образцом того, как происходит процесс рождения истины, и по своему «духу» он во многом совпадает с тем, как Тимоти Голви описывает феномен Внутренней игры [2].

Прежде чем начать анализ самого диалога Сократа с Теэтетом, хочу обратить внимание на самое начало описания диалога Платоном, в котором есть слова Евклида об ученике Сократа. В самом начале, в истоках любого явления очень явно просматривается его суть, это уже давно замечено исследователями глубинной психологии. И начало описания беседы — очень важный момент в рассматриваемом описании.

Итак, цитата: «Я вспомнил и удивился, как пророчески говорил Сократ кроме всего прочего и об этом человеке… он приходил в большой восторг от его одаренности (здесь и далее выделено мною — Л. В.) … и, между прочим, сказал, что, судя по всему, этот мальчик непременно прославится, коли достигнет зрелого возраста». Терпсион в ответ утверждает: «Он был прав, как видно» [7].

Как мы видим, Сократ уже с самого начала заметил одаренность Теэтета, который тогда был еще подростком, это заметил и Евклид и потому так тщательно, практически дословно записал диалог Сократа с ним. Что это за «одаренность»?

Вспомним, как Сократ сказал: «Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого». Я смею предположить, что имеется в виду «одаренность» в смысле способности осознавать свое незнание и готовность преодолевать его — некая «способность осознавать свое неведение».

Этот момент очень важен как при прояснении сути коучинга, понимания коуч-позиции, тактики и стратегии ведения беседы, так и в вопросах выстраивания своей практики. Я здесь хочу немного остановиться на последнем.

Обычно коучи, которые только начинают свою практику, готовы откликаться на любые контракты, лишь бы наработать свою практику. И не секрет, что после завершения образования доля тех, кто остается в профессии, совсем невысока. Можно предположить, что причина неудачи в продолжении практики именно в том, что коучи готовы работать со «всеми», не ставя себе задачу различать — есть ли у потенциального коучи́ подобного рода «одаренность» — способность осознавать свое неведение и готовность преодолевать его?

Важно также то, есть ли у самих коучей подобного рода «одаренность» — способность осознавать свое неведение и преодолевать его? Обычно никто и не учит определять такого рода «одаренность». Речь в данном случае, конечно, не идет о какой-то «инструментальной» диагностике, но о возможности особым образом в процессе коммуникации тестировать, насколько выражена и достаточна эта способность определять границы своего знания и незнания и «преодолевать неведение». Возможно отрефлексировать приблизительное понимание этого, обратившись к профессиональным компетенциям коуча, разработанным коучами АРК [3].

Эти компетенции прекрасно описывают на базовом уровне границы нашего «знания/незнания» и указывают, как можно «преодолеть неведение». Например, уже при первой встрече с клиентом мы можем через анализ данных компетенций у себя самих и у коучи́ заметить, насколько у нас самих проявлена подобная «одаренность». Через анализ того, насколько клиент осознает, чего он хочет, насколько открыт и готов к тому, что нет «готовых ответов», насколько он открыт к восприятию нового опыта, насколько он отвечает именно на задаваемые вопросы, насколько способен признать собственные ограничения и т. д., мы можем оценить уровень его рассматриваемой «одаренности».

Возможно, именно неспособность различать и тестировать такого рода «одаренность» ведет к потере и коуч-позиции. Зная же о феномене «одаренности» рассматриваемого рода, можно несколько сессий, при необходимости, уделить тому, чтобы помочь сформировать основные необходимые навыки у клиента, понимая, что это не будет в чистом виде коучинговым процессом, а будет иным процессом, в котором потенциальный коучи́ будет осваивать науку «учиться учиться». Способность различать эти виды деятельности — коучинг и подготовку к коучинговому взаимодействию — есть необходимое условие для ясного определения границ коучинга от других видов помощи (консультирования, психотерапии, консалтинга и др.).

Важно отметить, что рассматриваемая «одаренность» как «способность к неведению» — необходимое условие для самого кандидата в коучи, и она прекрасно развивается в процессе супервизий и личного коучинга.

Но, возможно, есть некоторые и объективные критерии, которые определяют ее «наличие» и «достаточность», по которым Сократ смог определить «одаренность» подростка. Теэтет впоследствии, действительно, «прославился», Евклид называет его «безупречный человек». Важно понимать, что коучинг как профессиональная деятельность точно не для каждого, и как вид помощи тоже не каждому подходит. К сожалению, сегодня происходит дискредитация коучинга именно тем, что призывают всех и каждого овладеть этой профессией или пытаются, например, «строем» отправить на коучинг каждого сотрудника компании, не осознавая, что должны быть еще некоторые предварительные условия — наличие способности человека к признанию и преодолению неведения.

Более подробно сам этот процесс — признания и преодоления неведения — иллюстрирует следующий отрывок [7]:

«Сократ.…Вот скажи мне, учиться — это значит становиться мудрее в том деле, которому учишься?

Теэтет. А разве нет?

Сократ. А мудрецы, я думаю, мудры благодаря мудрости?

Теэтет. Да.

Сократ. А это отличается чем-то от знания?

Теэтет. Что именно?

Сократ. Мудрость. Разве мудрецы не знатоки чего-то?

Теэтет. Что ты имеешь в виду?

Сократ. Одно ли и то же — знание и мудрость?

Теэтет. Да.

Сократ. Вот это как раз и приводит меня в затруднение, и я не вполне способен сам разобраться, что же такое знание. Поэтому скажи честно и благородно, что, по-твоему, есть знание?

Теэтет. Итак, мне кажется, что и то, чему кто-то может научиться у Феодора, — геометрия и прочее, что ты только что перечислял, — есть знания и, с другой стороны, ремесло сапожника и других ремесленников — а все они и каждое из них есть не что иное, как знание.

Сократ. Вот благородный и щедрый ответ, друг мой! Спросили у тебя одну вещь, а ты даешь мне много замысловатых вещей вместо одной простой.

Теэтет. Что ты хочешь этим сказать, Сократ?

Сократ. Может статься, и ничего, но все же я попытаюсь разъяснить, что я думаю. Когда ты называешь сапожное ремесло, ты имеешь в виду знание того, как изготовлять обувь?

Теэтет. Да, именно это.

Сократ. А когда ты называешь плотницкое ремесло? Конечно, знание того, как изготовлять деревянную утварь?

Теэтет. Не что иное и в этом случае.

Сократ. А не определяешь ли ты в обоих случаях то, о чем бывает знание?

Теэтет. Ну да.

Сократ. А ведь вопрос был не в том, о чем бывает знание или сколько бывает знаний. Ведь мы задались этим вопросом не с тем, чтобы пересчитать их, но чтобы узнать, что такое знание само по себе. Или я говорю пустое?

Теэтет. Нет, ты совершенно прав.

Сократ. Взгляни же еще вот на что. Если бы кто-то спросил нас о самом простом и обыденном, например о глине — что это такое, а мы бы ответили ему, что глина — это глина у горшечников, и глина у печников, и глина у кирпичников, — разве не было бы это смешно?

Теэтет. Пожалуй, да.

Сократ. Стало быть, смешно в ответ на вопрос, что есть знание, называть имя какого-то искусства. Ведь вопрос состоял не в том, о чем бывает знание».

В приведенном отрывке показано, как происходит «делегирование» в процессе поиска ответов самому подростку, показана стратегия и тактика ведения беседы, в процессе которой Теэтет именно на основе процесса саморефлексии и собственного творческого осмысления пришел к определенным выводам.

Рассмотренный отрывок также является наглядной иллюстрацией основного постулата в коучинге, что ответ есть у самого коучи́. При этом важно отметить, что поиск преодоления неведения весьма непрост. Мераб Мамардашвили пишет:

«… большая часть человека вне его. Она в том пространстве, о котором я говорил, определив его как пространство языка, и теперь лишь добавлю, что человек — это весьма и весьма длительное усилие. Надо иметь смелость и терпение на это усилие…» [5].

Итак, благодаря лишь первым фразам описанной Платоном истории нам удалось поразмышлять над очень важной темой — «одаренности» к коучингу как познавательной деятельности. Эта «одаренность» может быть сформулирована как способность «осознавать свое неведение и преодолевать его».

3. Два измерения процесса постижения истины

Достаточно часто используют для описания работы коуча метафору «повивальной бабки», вспоминая о Сократе. Проясним, что на самом деле имел в виду философ. Приведем известный момент из диалогов Сократа [7]:

«Сократ. …ремесло повитухи, однако моему делу оно уступает. Ибо женщинам не свой ственно рожать иной раз призраки, а иной раз истинное дитя, а вот это распознать было бы нелегко. Если бы это случалось, то великая и прекрасная обязанность — судить, истинный родился плод или нет, стала бы делом повитух. Или ты не находишь?

Теэтет. Нахожу.

Сократ. В моем повивальном искусстве почти все так же, как и у них, — отличие, пожалуй, лишь в том, что я принимаю у мужей, а не у жен, и принимаю роды души, а не плоти. Самое же великое в нашем искусстве — то, что мы можем разными способами допытываться, рождает ли мысль юноши ложный призрак или же истинный и полноценный плод.

К тому же и со мной получается то же, что с повитухами: сам я в мудрости уже неплоден, и за что меня многие порицали, — что-де я все выспрашиваю у других, а сам никаких ответов никогда не даю, потому что сам никакой мудрости не ведаю, — это правда.

А причина вот в чем: бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает.

Так что сам я не такой уж особенный мудрец, и самому мне не выпадала удача произвести на свет настоящий плод — плод моей души. Те же, что приходят ко мне, поначалу кажутся мне иной раз крайне невежественными, а все же по мере дальнейших посещений и они с помощью бога удивительно преуспевают и на собственный и на сторонний взгляд. И ясно, что от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.

Повития же этого виновники — бог и я. И вот откуда это видно: уже многие юноши по неведению сочли виновниками всего этого самих себя и, исполнившись презрения ко мне, то ли сами по себе, то ли по наущению других людей ушли от меня раньше времени. И что же? Ушедши от меня, они и то, что еще у них оставалось, выкинули, вступивши в дурные связи, и то, что я успел принять и повить, погубили плохим воспитанием. Ложные призраки стали они ценить выше истины, так что в конце концов оказались невеждами и в собственных и в чужих глазах».

Из этого фрагмента можно видеть, что постижение истины для Сократа — это достаточно сложный процесс, в котором «ложные призраки» могут затмить разум ищущего истину. И философ достаточно ясно говорит о том, что в отличие от «повивальной бабки» он должен быть в состоянии еще помочь различить «ложные призраки» от «истинных и полноценных плодов», чего не делает обычная повитуха. Во фразе «принимаю роды души, а не плоти» можно в этом услышать намек на критерий того, как определить «полноценный плод». Можно предположить, что этот критерий связан, прежде всего, с незримым внутренним процессом («душой»), который не всегда возможно описать рационально и конкретно (облечь в «плоть»).

Обращаясь далее к приведенному выше отрывку диалога Сократа с Теэтетом, можно говорить об определяющем значении в подобном сопровождении не столько роли «повитухи» в смысле ведения сократовского диалога по выявлению и разрешению противоречий, который часто понимается как логическая операция, а сколько о роли еще одного «незримого участника» в процессе «повития»: «повития же этого виновники — бог и я».

То есть в сократовском смысле философ лишь часть «пары», в которой есть еще иным образом влияющая на процесс «рождения истины» причина — иррациональная. Это отдельный и важный дискурс исследования, и я бы отметила, что Сократа можно считать предтечей современной гуманистической психологии, постулаты которой взяты в основу и коуч-подхода. Ведь «бога» можно символически рассматривать как тот самый творческий потенциал самого человека, поставившего вопрос.

О символической роли этого «незримого участника» говорит М. Мамардашвили:

«Предназначение человека состоит в том, чтобы исполниться по образу и подобию Божьему. Образ и подобие Божье — это символ, соотнесенно с которым человек исполняется в качестве человека.… я говорю о простой вещи, а именно: человек не создан природой и эволюцией, человек создается, непрерывно, снова и снова создается, создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. Эта его непрерывная создаваемость и задана для него в зеркальном отражении самого себя символом «образ и подобие Божье», то есть человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется, с каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [5].

«Непрерывная создаваемость» человека проявляется в процессе рождения собственных вопросов и нахождении собственных ответов через обращение к своему «божественному» творческому потенциалу. Данный процесс получил отражение в коучинге в форме принципа, взятого из гуманистического подхода: «у самого человека есть ответы и ресурсы для решения проблемы».

Когда мы говорим о том, что у человека есть все ресурсы и ответы, то мы имеем в виду обращение к интуитивной стороне процесса познания, нежели рациональной.

Чтобы углубить понимание тех интуитивных образов, которые нам оставил Сократ, важно осознавать, что «познание представляет собой единство не только рационального и чувственного моментов, но и включает в себя различные иррациональные элементы, связанные с ролью бессознательного в психике человека и предполагающие недостаточно ясно выявленную их связь с рациональной составляющей познавательной деятельности» [9].

Более того, в рамках классического рационализма существует представление об «интеллектуальной интуиции», которая является высшим видом интеллектуального познания [9].

Мераб Мамардашвили, говоря о философе, пишет, что Сократ «лишь пытается ввести слушателя в область бытийного мышления, которое может происходить только путем своего рода индукции, диалектической индукции. Сократ так организует ситуацию, так ведет своего слушателя, чтобы тот сам впал в некоторое состояние ви́дения порядка, формы. Что это? Нельзя определить. Здесь мы действительно сталкиваемся с тайной человеческого бытия: то, что всегда случается и что нам ближе и доступнее, в то же время ускользает от нас, если мы хотим высказать это и в определенном высказанном виде передать другим» [4].

Если мы вернемся к коучингу и применим к нему метафору Сократа «повития же этого виновники — бог и я», то уже становится понятнее, что участие коуча в сессии не просто «рациональное», «по технологии», но это способность применять высший вид интеллектуальной деятельности — интеллектуальную интуицию, доверяя своим инсайтам, но умея отличить их от «ложных призраков».

Тогда применение сократовского метода в данном смысле в отношении коучинга становится вероятностным процессом, требующим достаточно глубокого знания человеческой природы и способности понимать, что «наблюдатель влияет на наблюдаемое». И, возможно, один из ответов на то, что такое коуч-позиция и как ее сохранить, — это осознавать свою роль влияющего наблюдателя и быть способным использовать ее осознанно в интересах коучи́.

Подобный вероятностный подход является основным в современной квантовой механике, где гипотезы создаются на основе отпечатков, которые оставляют микрочастицы, недоступные непосредственному наблюдению, на фотопластинке. Можно использовать эту аналогию и в коучинге: внутренний мир души и процесс мышления также является незримым для внешнего наблюдателя, мы в состоянии судить о нем лишь по «отпечаткам» — по символическим проявлениям на внешнем уровне. Такими символическими проявлениями на внешнем плане являются, например, наши словесные описания реальности, наши движения, действия, поступки, наши эмоции, сновидения, телесные симптомы и т. д.

Постижение истины как подлинного знания происходит скачкообразно — аналогично переходу квантовой системы на новый энергетический уровень, это абсолютно нерациональный процесс, которому трудно первоначально придать четкое рациональное объяснение, но именно он, похоже, является тем самым «полноценным плодом» по Сократу. Признание возможности использования интеллектуальной интуиции дает возможность актуализировать ее и у клиента, позволяя его системе осуществить квантовый скачок сознания на новый уровень. Важно признать, что «технологизировать» данный процесс невозможно, можно только самому коучу развивать чувствительность к этим процессам, постоянно проходя супервизии у более опытных коллег.

Таким образом, важно различать эти два измерения работы в коучинге рациональное и вероятностное. Последнее измерение можно назвать еще символическим, если понимать «символ» в философском ключе, где он трактуется не как «знак», а имеет более глубокое, духовное измерение, неопределимое обычным, ментальным образом, «… поскольку в измерении живого состояния мысль переплетена с бытием, постольку она неопределима обычным образом. Не может быть дана или получена определением.… Мысль, повторяю, не есть чистое ментальное состояние, здесь что-то другое» [6, с. 672].

В результате учета этих двух измерений — рационально-логического и вероятностного — возникает иное «рацио» — как «живой» элемент мышления, который несет понимание, как «структуру умопостижения», «пропорцию пропорций». Об этом хорошо сказал Мамардашвили.

«…рацио между тем (высказываемым), что предметно предикативно и может быть наглядно представлено, и несказуемым, что не поддается никакому наглядному представлению и предикации. Это именно живое, индивидуальное, уникальное, единственное» [6, с. 671].

«…большая часть человека вне его… Человек — это существо, которое всегда находится в состоянии становления, и вся история может быть определена как история его усилия стать человеком. Человек не существует — он становится…» [6].

В процессе развития коучинга как профессиональной практики, к сожалению, произошла своеобразная редукция, совершенно исчезло это вероятностное измерение, превратившись лишь в часть технологии по рациональному разбору вариантов решения и т. п. В процессе обучения часто утрачивается именно дух и философия базовых основ коучинга, которые раскрыты в метафоре Внутренней игры Тимоти Голви [2].

Например, бизнес-подход в коучинге направлен в первую очередь на достижение конкретного результата «быстро, и лучше еще быстрее» — по сути, непременно «нужно родить к определенному сроку». Такой подход — это, скорее, по Сократу только про «рождение плоти», но не про «рождение души». Мы, конечно, живем во времена совершенно других скоростей, и чтобы управлять производственными процессами, нужны, с одной стороны, технологии. Но, с другой стороны, организация — это прежде всего люди, и не толпа людей, не безликая «масса», а конкретные живые люди, которые хотят не только быть «производственными единицами», но и активными участниками процесса изменений в компании, чувствовать свою индивидуальность. Можно сказать, что это идеальное представление об организации, но коучинг проник из спорта в сферу бизнеса именно потому, что огромная текучесть кадров при самых совершенных технологиях заставила задуматься о пресловутом «человеческом факторе». И именно в коучинге многие тогда увидели ресурс для качественных преобразований в компаниях. Но оказалось, когда коуч занимался именно коучингом, то есть помогал человеку жить более осознанно, раскрыть свой творческий потенциал, то результатом явилось то, что значительная часть сотрудников просто покидала организацию.

В чем причина? В подлинном коучинге по ходу движения к цели может вдруг неожиданно выясниться, что цель была «ложным призраком» и нужно безжалостно от нее отказаться. Большая часть коучингового взаимодействия как раз бывает посвящена именно формулированию и уточнению истинного запроса, но как только он обнаружен, то обычно происходит тот самый «квантовый скачок сознания», и человек готов выйти на новый уровень жизни, но часто оказывается, что его личным целям уже не подходит продолжение работы в компании.

Постепенно в поисках разрешения данного противоречия организациям стала предлагаться под упаковкой «коучинга» скорее технология достижения и реализации конкретных задач, поставленных руководством компании перед коучем. Но технология достижения практической цели — это лишь верхушечка айсберга целостного коуч-подхода. Самой важной задачей коуча в работе с организациями является работа с лидером компании по выявлению его истинного запроса, как руководителя и как отдельной личности. Именно в этом заключается настоящее искусство бизнес-коуча, связанное со способностью «делать видимым невидимое» — проявить истинное «видение» лидером цели компании. За таким лидером точно готовы следовать. Чтобы быть способным выполнять подобные задачи, коуч должен владеть не только практической технологией и методологией коучинга, но и философией коучинга, которая дает знание о многомерном пространстве коучинга.

Таким образом, можно сделать два вывода:

1. Существуют как минимум два основных фокуса или измерения в работе коуча — рациональное и вероятностное (или символическое), они могут быть представлены как философская основа методологии гуманистической психологии в целом, так и коучинга.

2. Коучинг как познавательный процесс, в котором ответственность за нахождение решения полностью делегируется коучи́, является процессом, в котором огромную роль играет интеллектуальная интуиция, которой должен владеть коуч.

4. Диалог как условие процесса познания

Процесс общения в коучинге, как известно, это диалог. В данном контексте уместно прояснить этимологию понятия диалог. Обычно понимают диалог как беседу двух людей, но на самом деле это некорректно. Слово диалог состоит из двух частей — диа («через», «всецело» «повсюду») и логос («суждение», «смысл»). Принимая это во внимание, мы можем сформулировать диалог как некий процесс встречи разных смыслов и суждений, а также процесс порождения новых смыслов или рождения нового знания на двух уровнях коммуникации — рационально-логическом и вероятностном (символическом).

Сократовский диалог условно можно разделить на следующие элементы [1]:

1) сомнение — то есть осознавание того, что единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что «я знаю, что я ничего не знаю»;

2) ирония как способность к постоянной проверке рассуждений (или выявление противоречий);

3) майевтика — преодоление противоречия;

4) индукция — сбор подлинных фактов;

5) дефиниция — прояснение и окончательное установление искомого понятия.

В приведенной структуре сократовской беседы мы действительно можем увидеть все составляющие современной практической методологии коучингового взаимодействия, описанные во многих учебниках. Важно заметить, что «отцы-основатели» современного коучингового подхода пришли к этому базису во многом интуитивно в процессе наблюдения, рефлексии и саморефлексии практической деятельности. Стоит прежде всего упомянуть кроме Тимоти Голви еще и Майлза Дауни, заложившего основы именно рефлексивного практического подхода, позволяющего обнаружить во время диалога внутренние противоречия в процессе движения к цели и опираться на внутренний потенциал клиента.

Тимоти Голви выделяет три уровня диалога: внутренний диалог, непосредственный рабочий и культурный диалог [2].

Голви отмечает, что в коучинге внешний диалог важно вести в манере, отличающейся от той, которую ведет во внутреннем диалоге Я 1 (чрезмерный контроль, сомнение, манипулирование), а исходить из веры в Я 2. Именно тогда происходит актуализация внутреннего потенциала и повышение его эффективности, и часто изменения проявляются внезапно и скачкообразно. На эти процессы оказывают большое влияние и культурные диалоги, часто невидимые людям, но именно они «имеют огромное влияние на то, как работающие общаются друг с другом, и, следовательно, на их внутреннюю среду, часто оказывая давление и провоцируя конфликты, которые воспринимаются как «нормальная» рабочая обстановка» [2].

Таким образом, диалог — это не рационально-рассудочный обмен «мнениями», а пространство смыслов и суждений, существующее одновременно и в рациональном, и символическом измерении, и на трех уровнях коммуникации — внутренней, внешней и культурной. Именно такое понимание диалога позволяет дать коучингу качественное философское основание для его методологии.

Заключение

Мамардашвили однажды сказал: «Когда позже, через две тысячи лет, мы встречаемся с текстом, он оказывается не элементом книжной учености, а конструкцией, проникнув в которую мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся и которые возникли в людях посредством него [4].

Текст сократовских диалогов, переживший тысячелетия, действительно не «элемент книжной учености», он помогает оживить и метафорически прочувствовать те универсальные основы познавательной деятельности, которые есть в коучинге как деятельности, помогающей человеку в самореализации, раскрытии его творческого потенциала и решении практических жизненных задач.

Сравнительный символический анализ учения Сократа и основных положений коучинга дает основание сделать заключение, что коучинг как вид деятельности и способ познания имеет свои глубокие философские корни, отражающие проявление устойчивых универсальных законов, на которые опирается процесс познавательной деятельности. Прояснение этих универсальных оснований может служить базой для создания научной методологии коучинга.

Сократовский подход можно рассматривать как целостную философскую систему интеллектуальной познавательной деятельности, лежащую в основе коучинга как практической деятельности. В связи с этим можно сформулировать следующие основные положения, которые могут быть положены в основу философской методологии коучинга:

1. Для возможности получения необходимого результата в процессе поиска истины необходима определенного рода «одаренность» способность признать собственное неведение и его преодолевать.

2. Процесс постижения истины — это динамичный процесс диалога.

3. Диалог происходит как минимум в двух измерениях — рационально-логическом и интуитивном (или символическом) и трех уровнях коммуникации — внутреннем, внешнем и культурном.

Удовлетворяющий результат коучинга (достижение поставленной цели) возможен только при условии признания всех этих трех оснований.

Список литературы

1. Аникин Д. А. Этика: конспект лекций [Электронный ресурс]: ВикиЧтение. URL: https://culture.wikireading.ru/61334

2. Голви У. Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. — М., 2005. — 252 с.

3. Компетенции коуча АРК. [Электронный ресурс]: Сайт Ассоциации русскоязычных коучей. URL: http://www.coach-rus.org/kouching/kompetentsii-koucha-ark/

4. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. — ООО «Издательская Группа “Азбука-Аттикус“», 2018.

5. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация. — ООО «Издательская Группа “Азбука-Аттикус“», 2018.

6. Мамардашвили М. К. Философские чтения. — СПб.: Азбука-класика, 2002. — 832 с.

7. Платон, «Теэтет» [Электронный ресурс] / Перевод: Т. В. Васильева. URL: https://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/theaitetos.htm.

8. Соловьёв Е. А. Новые подходы в квантовой физике / Под ред. академика РАН Л. И. Пономарёва. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2019. — 216 с.

9. Философия (полный курс): Учебник для студентов ВУЗов / Под ред. проф. А. Н. Ерыгина. — Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 704 с. (Серия «Учебный курс»)

10. Циммер К. Эволюция: Триумф идеи / Карл Циммер; Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 564 с.

11. Шмерлина И. А., Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. — 2001.

Методология коучинга — влияние на нейробиологию мозга и связь с квантовой физикой

Васина Наталия Евгеньевна
супервизор АРК, коуч-мастер АРК

E-mail: nvasina@success-logic.com

DOI: 10.38006/907345-57-7.35.44

Аннотация: многие, кто знаком с коучингом, задаются вопросом: коучинг — это наука или околонаучное направление консалтинговых услуг? Но далеко не многие задумываются о том, как коучинг может быть связан с нейробиологией, нейронаукой в целом и даже с квантовой физикой. В этой статье я объясню эту связь и поделюсь выводами, на основе которых коучинг может рассматриваться как новая современная методология для эффективной работы со взрослыми людьми на их пути к системным изменениям в жизни, не только через постановку целей, но и работы по созданию и укреплению новых нейронных связей, отвечающих за привычки, автоматические действия, эмоции и даже индивидуальные мыслительные процессы и убеждения.

Ключевые слова: коучинг, методология коучинга, нейробиология, квантовая физика.

Начнем с простого — что такое методология?

Методология — учение о способах и стратегиях исследования того или иного предмета. Есть теоретическая и практическая методология. Важен практический вектор, так как теорией можно увлекаться вечно, но нужна доказательная база, которая дает подтверждение.

В ряде различных источников определений слов одинаково утверждается, что практическая методология — это программа (алгоритм), набор приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием. Качество (успешность, эффективность) того или иного метода проверяется практикой, через решение научно-практических задач — то есть поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

С точки зрения науки методология показывает алгоритм действий, который обязательно подтверждается определенной доказательной базой, или статистикой результативности экспериментов.

Методология предполагает наличие:

1) алгоритма или набора приемов;

2) эффективности использования алгоритма, то есть результативности;

3) доказательной базы.

1. Есть ли в коучинге алгоритм (принципы)? Я утверждаю — ДА, есть

Несмотря на то, что коучинг сравнительно молодое направление (до сих пор в процессе формирования), в нем есть достаточно ясный и понятный алгоритм, которому следует профессиональный[1] коуч, работая с клиентом. Важно помнить, что коучинговые технологии прежде всего предназначены для работы с ментально здоровыми, взрослыми людьми, так как ответственность за результат и практическую реализацию возлагается именно на клиента.

Если кратко описать алгоритм или этапы работы в коучинговой практике, то выглядит он так (рис. 1).

В каждом шаге есть достаточно большое количество подходов, инструментов, техник, которыми пользуются профессиональные коучи, подбирая именно те, которые будут максимально эффективно работать с конкретным клиентом и его задачей.

Основная работа коуча заключается в том, чтобы с помощью коучинговых техник, через сильные вопросы, предпосылки, обратную связь поднять уровень осознанности клиента, сопровождая его на пути к четкому осознанию своей истинной цели, создания плана действий, избавления от мешающих достижению барьеров/привычек/убеждений, и, в результате, достижения желаемой им цели.

Рис. 1

Надо отметить, что коуч не обязан следовать этому алгоритму пошагово, как робот. Коуч может поменять некоторые этапы местами, если это будет уместно, необходимо и более эффективно для клиента. Так или иначе, каждый шаг должен быть пройден, в противном случае коучинговая работа не может считаться профессиональной. Если какие-то шаги исключаются при работе с клиентом, то это уже не коучинг.

Коучинг также активно стимулирует прогнозирование и/или создание жизненной ситуации клиента и, при определенном наборе действий клиента, ее реализации. Прогнозирование как подход используется как в бизнесе, так и в науке. Есть успешные модели и методы математически обоснованных прогнозных техник. Единственная и принципиальная разница с бизнес — или математическим прогнозированием — модели прогнозирования в коучинге работают с живым человеком, которого окружают люди со своими реакциями, эмоциями, целями и планами. Это означает, что прогнозирование в коучинге охватывает все системы координат окружения клиента, а не какую-то одну его часть.

Как в науке, так и в бизнесе и соответственно в коучинге прогнозы могут корректироваться, в зависимости от меняющейся ситуации и действий вовлеченных в прогноз факторов и смыслов. Поэтому при существующем коучинговом алгоритме реализация «проекта» клиента может претерпевать как незначительные, так и серьезные корректировки, также, как может меняться и конечная цель. В случае коучинга существующий алгоритм дает опору для создания ясного вектора, который может быть модифицирован с течением времени.

2. Эффективность использования алгоритма коучинга, результативность и доказательная база

Коучинг сравнительно молодое направление, к которому относились как к особому развлечению, но не связывали коучинг с наукой. Поэтому никто не занимался сбором доказательной базы, и, на данный период времени, в России нет хаба или единой платформы, которая собирает статистику по результативности коучинговых услуг. Статистически значимым, устойчивым результатом может считаться метод, который дает однозначный результат (в случае с коучинговой работой, считаю, что результативность может оценить именно клиент, достигая или не достигая своей цели) в не менее чем 60–65 % общей клиентской базы. Оставшиеся 35–40 % отводятся на особые случаи, связанные с нежеланием клиента что-то менять и совершать действия на пути к своему желаемому достижению или проблемами с ментальным здоровьем клиента.

По своей практике работы как коуч и тренер по коучингу Глобальной Организации International Coaching Community с 2015 года, могу с уверенностью сказать, что в случае, когда коуч действует согласно вышеуказанному алгоритму, когда коуч с помощью инструментов и техник помогает клиенту найти истинную внутреннюю мотивацию к достижению нужного клиенту результата, соблюдая этику и компетенции, результативность достижения клиента приближается к 100 %.

Эффективность коучинга как работающего алгоритма имеет смысл рассматривать не с точки зрения локализации в моменте на основе причинно-следственных связей, а комбинации взаимовлияющих факторов в перспективе, так как в реальности причина и ее следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и времени. Следствие может проявиться спустя несколько дней, месяцев или лет, а действовать нужно уже сейчас [2]. Это как умелая игра в шахматы, когда помогает именно стратегическое системное мышление, «забрасывающее» клиента надолго вперед от сегодня. Влиять на эффективность деятельности человека могут всевозможные факторы извне, и это может как ускорить движение к желаемому результату, так и замедлить его. Учесть все возможные факторы в работе с клиентом для коуча не представляется возможным за период коучингового взаимодействия, поэтому в коучинге не может быть линейного подхода к измерению или оценке эффективности, как, например, в точных науках (физика, математика, химия и пр.).

После описания методологии коучинга уместно показать тесную связь методологии коучинга с нейробиологией мозга и квантовой физикой. Так как то, что в конечном итоге делает коуч, тесно связано как с квантовой теорией поля, так и с системным изменением нейронных связей в головном мозге клиента, что позволяет клиенту достигать значимых изменений в жизни, на работе, поднимая свою осознанность и личную эффективность.

3. Как коучинг связан с квантовой физикой?

Необходимо учитывать то, что ряд открытий в направлении квантовой физики создает новое понимание факта соединения мысли и последующей реальности (связь объяснена в книге «Неадекватное равновесие» Элизера Юдковски, и лучше всего прочесть всю книгу [3]).

Квантовые алгоритмы описывают поведение, действия и реакции человека не хуже (а часто и лучше) самых точных классических вариантов. Ученые считают, что квантовая физика напрямую связана с принятием решений человека как на поведенческом, так и нейрофизиологическом уровне. Квантовое описание поведения человека сильно отличается от классического знания, и эксперименты квантовой физики в направлении человека доказывают, что даже простые законы логики перестают работать (например, при квантовых подходах нарушается, казалось, незыблемое неравенство Белла [1]). Работа, которая подтверждает этот феномен экспериментом, опубликована в журнале Nature Human Behavior, в статье Quantum reinforcement learning during human decision-making [5].

Чтобы объяснить, как это работает, рассмотрим, к примеру, локальный реализм. Эйнштейн, будучи сторонником локального реализма, любил в связи с этим говорить, что Луна не исчезает с неба, даже если её никто не наблюдает. Под локальным реализмом понимается существование объективных характеристик микрочастицы перед проведением измерения. Данные современной квантовой механики, основанные на проведенных экспериментах неравенства Белла, ставят под сомнение адекватность модели локального реализма «истинному устройству» реальности [1] (Белл показал, что установить истину может эксперимент, результаты которого будут совершенно различны в зависимости от того, справедливо ли вероятностное описание для каждой частицы, или это есть свойство коллектива частиц. Предполагается, что каждая отдельно взятая частица с момента своего рождения имеет определенные значения всех физических параметров. У разных частиц эти параметры различны. Частиц невообразимо много, поэтому экспериментатор не может узнать набор параметров для каждой частицы (классический ансамбль-случайность). Если это так, то должно выполняться некое неравенство, получившее название неравенства Белла. Неравенство Белла является основным аргументом в споре между сторонниками локального реализма и квантовой нелокальности).

Сегодня мы имеем впечатляющее количество экспериментов (квантовой физики. — Доб. автора), в которых неравенства Белла явно были нарушены. Более того, эти результаты находятся в блестящем согласии с предсказаниями квантовой механики, учитывающими все известные особенности реального эксперимента [4].

Переводя все вышеописанное на простой человеческий язык, в случае работы коуча с клиентом коучинга принцип локального реализма выглядит как «особое знание или вера клиента в то, что его ситуация или характер устроены определенным и характерным только для него образом и что повлиять на ситуацию или изменить ее, увидев другую перспективу, не представляется возможным». Опыты ученых доказывают, что таких статичных характеристик нет в природе. Это означает, что наша мысль «в будущее» может формировать кардинально отличающуюся от, казалось, «логичных, основанных на анализе прошлого цепочке фактов» реальность. В коучинге это называется «визуализация будущей цели/ результата», когда клиент осознанно погружается в создание модели будущего и затем создает конкретный план действий из будущего к сегодняшнему дню, не опираясь на прошлый, возможно неудачный опыт.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Коучинг: методология, научные основы и профессиональная этика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Профессиональный коуч — это специалист, который прошел специальное обучение и получил сертификат, подтверждающий его профессионализм, четко разделяет инструменты, используемые в коучинге, и зоны работы психолога или психотерапевта, следует принципам и компетенциям коучинговой работы с людьми, имеет многочасовую наработанную практику и результативность клиентов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я