Религиозные аспекты атеизма: атеизм, ислам и христианство на языке метафизики

Константин Геннадьевич Волкодав, 2020

Более двухсот лет ведутся диспуты на тему «Религия и атеизм», в которых, как правило, говорят о религии представители христианства или ислама. Однако анализировать их абстрактно было бы не совсем верно. Поэтому мы прокомментируем один конкретный диспут, на примере которого постараемся раскрыть суть всех подобных диспутов. Это дебаты между представителем атеизма и представителем ислама. А мы будем комментировать с точки зрения христианства. Таким образом, в книге будет представлен триалог – три точки зрения, а обсуждаемые проблемы будут показаны как бы «трёхмерно». Книга написана простым языком и может быть полезна многим людям, балансирующим на грани веры и неверия. Это хорошее увлекательное чтение, побуждающее к глубоким размышлениям. Цель книги – стать частью беседы, заинтересовать читателей и исследовать сложные вопросы, о которых сегодня задумываются многие люди. Затронутые темы включают пересечение веры и культуры, а также библейские, богословские и научные взгляды.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религиозные аспекты атеизма: атеизм, ислам и христианство на языке метафизики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Если не указано иное, все цитаты из Священного Писания приводятся согласно Синодальному переводу Библии на русский язык.

Писание, помеченное как LXX (по-гречески), взято из Biblia Graeca IVXTA LXX Interpretes (Septuaginta).

Отзывы

Очень хорошая и своевременная книга! Сегодня многие люди, ищущие Бога или колеблющиеся в раздумьях, особенно наблюдая позицию, поведение и образ жизни церковной иерархии различных конфессий, несчастные человеки, легко подпадают под влияние атеистической пропаганды. Данная книга — замечательный ответ и опровержение этой пропаганды, написанная очень хорошим и компетентным богословом. Комментарии доходчивые и обоснованные, легко и интересно читаются! Всем рекомендую!

Сергей Н. Курталиди, историк, богослов (Афины)

Очень интересен формат данной книги — дискуссия в дискуссии. Хочу надеяться, что поставленные автором вопросы найдут отклик среди читателей, и появится обсуждение, расширяющее и дополняющее эти дебаты. Книга написана хорошим языком, читается легко и интересно. Плотность мысли высокая. Также хочу заметить, что предложение автора читать выборочно заинтересовавшие темы имеет смысл. Книга сделана так, что её можно читать произвольными частями, а не только последовательно. В книге затронуты не только богословские и философские аспекты, но также и публицистический, и исторический планы.

Ярослав Таран,

поэт, литератор, главный редактор портала «Воздушный Замок» (Санкт-Петербург)

Предисловие

Атеизм, по милости Божьей, прочно вошёл в духовную ДНК человечества. Первородный грех заставил нас думать, что мы якобы умны, и что наши мысли могли бы сравняться с мыслями Творца или превзойти их. Поэтому вместо того, чтобы судить себя по Слову Божьему, как мы должны были бы делать, мы обычно выбираем судить Бога по нашим падшим гуманистическим стандартам. Таким образом, в мире преобладает практический, если не философский атеизм. Мы знаем Бога, но мы естественным образом и повсеместно подавляем истину неправдой в ущерб себе (Рим. 1:18).

Мы благодарим Спасителя нашего Бога за Его благодать, что не оставил нас в таком состоянии! Он благоволил спасти Свои создания, тех, кого Он создал по Своему образу. Более того, Он также делает нас партнёрами, пусть даже незначительными, в искуплении Его народа. Поэтому, знание того, с чем мы сталкиваемся, является центральным для призвания Великого Поручения, чтобы подготавливать учеников Христа.

В качестве небольшой помощи в этом поиске, ставлю себя на место предполагаемого апологета, после Корнелиуса Ван Тиля и Русаса Дж. Рашдуни. Относительно дебатов между Хамзой Тзортзисом и Лоуренсом Крауссом из этой книги можно сказать, что причина, по которой они не могут согласиться друг с другом, заключается в том, что они оперируют совершенно разными предпосылками, находятся буквально в совершенно разных Вселенных. Одна Вселенная конечна и действует согласно фиксированному Закону. Другая, согласно Крауссу, представляет собой Мультивселенную из бесконечных членов, способных иметь абсолютно любой характер. Абсолютная непредвиденность. Всё может произойти, и что-то вроде случается. Эмпирические аргументы, которые распространены в евангельской апологетике, зависят от общего основания, которого на самом деле не существует, если только кто-то не желает принять библейскую точку зрения, по крайней мере, ради аргумента.

В документальном фильме The Principle (Принцип) Краусс признаёт то, что обнаружило НАСА — плоское поле древней обширной микроволновой энергии, возникшей в результате творения, распространяется по экватору Земли. Его единственный ответ состоит в том, что это поле действительно существует в этой Вселенной, но, вероятно, не в остальной части Мультивселенной. Другими словами, его научный, материалистический ответ состоит в том, что он вынужден спекулятивно основывать своё мнение на предположении о реальности только своего воображения! Он просто напрашивается на то, чтобы спросить его: насколько это научно?

Проблема материалиста глубока. Космолог Пол Стейнхардт, один из создателей теории Большого взрыва и теории инфляции — той крошечной доли секунды, когда хаос становится порядком, стал сомневаться. Около десяти лет назад Стейнхардт изменил свою первоначальную точку зрения, т. к. вероятность величиной с единицу, делёную на гуголплекс [десять в степени 10 100], можно считать невозможностью. Другими словами, что-то заставило Стейнхардта в этом вопросе отказаться от понятия предельной случайности в пользу креационистской Вселенной, которой был дан определённый закон метафизическим Творцом[1].

Текучий и непоследовательный взгляд на реальность — наиболее распространённая практика среди якобы рациональных материалистов. Для Жан-Поля Сартра познание реальности невозможно, но поскольку мы живём в этом мире со всеми его законами, значениями и последствиями, мы делаем прыжок веры, чтобы принять его — однако не Бога этой реальности. Подавляя познание Бога неправедностью (Рим. 1:18), они как бы дают себе право сделать себя «богами».

Мой сосед и старый друг, замечательный учёный и закоренелый материалист, признал, что у него нет рациональных оснований для своих убеждений относительно происхождения, закона, любви, смысла, самопожертвования (которым он сам жил), и т. д. Однако он настаивал на том, что мы, христиане, иррациональны. С таким человеком бесполезно спорить. Он всегда ответит на любые эмпирические данные. Когда я упомянул разворот Стейнхардта в отношении шансов против инфляции, он ответил, что это только нули. Тогда я спросил, могу ли я взять у него взаймы тысячу долларов, так как я мог бы расплатиться своим собственным представлением о нулях? Даже ему пришлось улыбнуться этому. Больше всего вызывало недоумение то, что он вёл более последовательную христианскую жизнь, чем многие известные мне христиане.

Иисус сказал, что мы узнаем дерево по его плодам. Это основа библейской эпистемологии. Каковы последствия практического атеизма? Каковы последствия библейского взгляда на все вещи? Атеистическая модель не может предсказать смысл, любовь и т. д. Абсолютная случайность, если она последовательна, по своей сути в среднем имеет нулевое значение, нулевой закон, нулевую мораль. Материалисты-защитники окружающей среды предполагают моральное превосходство нечеловеческой природы над человечеством. На каком рациональном основании? На каком основании можно судить о чём-либо, если нет фиксированного закона?

С другой стороны, библейская модель, когда кто-то готов принять исходное предположение ради аргументации, даже в качестве чисто научной модели, намного лучше справляется с предсказанием природы, человеческого поведения и т. д. Опять же, вместе с Ван Тилем и Рашдуни, моя апологетика носит характер предположения. Бог никогда не защищает (не доказывает) Своё существование или Свои Пути. Скорее, Он просто объявляет их. Точно так же, Библия никогда не защищает существование Бога или Его Пути. Апостол Павел просто утверждает, что мы не должны говорить Горшечнику, почему Ты сделал нас такими? (Рим. 9:20–21)

Я молюсь, чтобы читатели книги Религиозные Аспекты Атеизма: Атеизм, Ислам и Христианство на языке Метафизики, особенно атеисты, честно [перед самими собой] обдумали силу первородного греха в каждом из нас, и ясное, рациональное лекарство от него — благодать Божию, которую можно найти, если только мы будем «нащупывать» её (Деян. 17:27).

Рональд Кирк

Ученик Божиих Путей

Главный редактор издательства Nordskog Publishing (отдел рецензий рукописей и теологии)

[Рональд Кирк ходил со Христом более сорока семи лет. Он всю свою жизнь посвятил стремлению преодолеть пресловутый разрыв между теологией и практикой во всех сферах жизни. Бог почтил это убеждение полностью библейской философией, методом и содержанием образования, подтверждённых развитием на протяжении более чем двадцати пяти лет практики, в том числе весьма успешным применением в классах от детского сада до средней школы и за их пределами, независимо от врождённых способностей или предыдущего опыта обучения. Провиденциальный взгляд на историю позволяет наилучшим образом использовать уроки истории, состоящие из последствий выбора — благочестивого или гуманистического, с их хорошими или плохими результатами][2]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Религиозные аспекты атеизма: атеизм, ислам и христианство на языке метафизики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

John Hogan, Scientific American, December 1, 2014.

2

Здесь и далее везде перевод с английского сделан автором.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я