Это четвёртая книга о приключениях сыщика Рэббит-Джона и его друга ворона Бертрама. На этот раз отважные детективы оказываются в мире людей, чтобы помочь Эмилю Шварцману, в руках которого оказалась таинственная книга 19 века. Какую тайну она скрывает? Какие события последуют за её появлением? Об этом вы узнаете, прочитав сказочную повесть Клайва Магнуса «Рэббит-Джон. Новая тайна».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рэббит-Джон. Новая тайна» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 10. Глубина веков
10 июня 2013 года. Город Франбург, Германия.
Молодые люди добрались до Франбурга к вечеру. Эмиль остановил грузовичок и заглушил мотор.
— Приехали.
— Симпатичный дом. Ты хотел сообщить адрес гостиницы, желательно недорогой.
— Сначала зайдём к нам, я познакомлю тебя с родителями, а потом решим, где тебе провести ночь.
— Книгу не забудь.
Маргарета и Фальберт Шварцманы встречали гостью весёлыми улыбками.
— Здравствуйте, Дагмар, с нетерпением ждём вас, ужин готов. Вы можете воспользоваться ванной комнатой, а потом просим к столу.
Таким образом, девушку представили родителям Эмиля. Она чувствовала себя смущённой и жалела о том, что так бесцеремонно напросилась в гости.
Ужин накрыли в гостиной.
— Наша очередь угощать, — улыбнулся Эмиль.
Закусили бутербродами с сыром и колбасой, и традиционно — кофе.
— Сначала застолье, потом все дела, — весело улыбаясь, произнёс Фальберт.
— Это правильно, — кивнул Эмиль. — Затем я отвезу Дагмар в гостиницу.
— Зачем? — развела руками Маргарета. — Мы найдём, где поместить гостью, лишние хлопоты ни к чему.
Молодой человек подумал и кивнул.
— Это сэкономит время, а нам есть о чём поговорить.
После ужина Эмиль показал отцу и матери книгу.
— Судя по всему, речь идёт о наших родственниках, но я не помню никого из тех, кто жил сто пятьдесят лет тому назад, — сказал Фальберт. — И записи не сохранились.
— А я вообще далека от всего этого, — добавила Маргарета. — Это ваша семья, я, можно сказать, чужая.
— Родная! — возразил Эмиль. — Как ты можешь так говорить!
— Историю вашей семьи знаете только вы.
— Но это не мешает тебе быть хранительницей очага, — улыбнулся отец. — Итак, что нужно узнать?
— От кого мы унаследовали ювелирное дело? Старые бухгалтерские книги позволят пролить свет?
Фальберт вздохнул, будто отработал две рабочие смены на шахте.
— Половина документов пропала. Может сложиться так, что мы ничего не узнаем.
— Но попытаться можно?
На следующее утро Фальберт, Эмиль и Дагмар прибыли в городской архив — место, где хранятся старые документы, завершённые дела и другие бумаги.
Гостей встретил худой человек, похожий на Дон Кихота. Редкие русые волосы, зачёсанные назад, усталые серые глаза в очках, бородка клином и усы, как у дядюшки Тыквы. Он носил недорогой светло-коричневый костюм в серую полоску и синий галстук в белую горошину.
Архивариусу исполнилось пятьдесят лет, но выглядел он старше, будто груз прожитых лет обрушился на него снежным обвалом.
На среднем пальце правой руки человек носил странный перстень с изображением циркуля, наугольника (линейки в виде треугольника), и буквы «G».
— Доброе утро, господин Шварцман!
— Дагмар, позвольте представить вам Максимилиана Рихдена, архивариуса. Мы знакомы двадцать лет и сдаём книги с отчётами ему с рук на руки. У Максимилиана тоже есть сын, ровесник Эмилю.
Архивариус отвечает за письменные документы. Представители этой древней профессии работают в музеях и крупных библиотеках.
— Доброе утро! — поклонился Дон Кихот. Непонятно почему, но он бросил неприязненный взгляд на Эмиля. — У вас есть указания?
— Мы хотим просмотреть книги учёта.
— За какой год?
Шварцманы переглянулись.
— С первой трети девятнадцатого века.
— Это займёт время.
— Мы подождём.
В небольшой комнате с потолками нежно-голубого цвета стоял круглый жёлтый стол, покрытый блестящим лаком, и четыре мягких стула с красными бархатными сидениями. Стены когда-то покрасили в серый цвет, а на пол уложили сиреневый линолеум. В помещении густым туманом стоял устойчивый запах старых книг. Ещё одна комната скрывалась за белой дверью.
Дон Кихот бросил косой взгляд на Дагмар, та улыбнулась.
Максимилиан склонился и вышел, а Фальберт повернулся к молодым людям:
— Приглашаю Дагмар на экскурсию по нашему заводику, он находится в четырёх кварталах.
Архивариус отсутствовал целый час. Наконец мужчина принёс три потрёпанные бухгалтерские книги.
— Это всё, что я нашёл, начало датируется 1836 годом. Позвольте полюбопытствовать, что именно вы намереваетесь найти?
— Мы хотим покопаться в глубинах веков.
Человек с усами пожал плечами: «Дело хозяйское, можете развлекаться».
— Я подожду в соседней комнате, к вашим услугам кофеварка и ваза со сладостями.
— Спасибо!
Архивариус аккуратно прикрыл белую дверь, но не стал её захлопывать, чтобы не шуметь, а компания исследователей старины расселась за столом.
— Дай бог нам удачи в странствиях дальних! Кому первому доверим открыть старинный фолиант?
— Я не могу, — отмахнулась Дагмар, — это волнительно для меня. К тому же я посторонний человек.
— Гостям обычно и выпадает честь разрезать красную ленточку, — рассмеялся Шварцман-старший.
— Я готов, — кивнул Эмиль и протянул руку к гроссбуху.
— Минуточку! — остановил его Фальберт. — Надень перчатки, прояви уважение к старине.
— Опасаешься, что на страницах остались споры чумы? — засмеялся Эмиль.
— А вдруг?
— Вряд ли.
Но перчатки надели все трое.
Первую книгу поместили в картонный переплёт светло-бежевого цвета, корешок проклеили зелёной тканью, на обложке значилась надпись: «Начата 20 марта 1836 года».
— Точно, глубина веков…
Жёлтые страницы пронумеровали и прошили толстыми чёрными нитками, а строчки и столбцы разлиновали ручным способом.
— Давайте разбираться. Трудно понять надписи, чернила выцвели, но попробуем прочитать: «Приход сырья: шесть унций. Поставщик… Не разберёшь кто. Расход: 96 талеров». Это, вроде как, золото. Что написано дальше — не понять.
— Позволь мне, — присмотрелся Эмиль. — «Перстень с изумрудом. Продан 14 апреля. Отправлен г-же Шлоссер. Приход: двести сорок талеров». А про поставщика драгоценного камня ничего не говорится, и сколько он стоит тоже…
— Это неважно, смотрим дальше: «Приход серебра из Чехии, поставщик — Крюгер А. Расход: 120 талеров». Кто такой Крюгер, мы не знаем.
— И никогда не выясним, — улыбнулась Дагмар. — Я пошутила, извините.
— Хорошо, что предупредила…
— Дальше одно и то же: приход-поставщик-расход.
— Листай.
Эмиль переворачивал страницы.
— Смотрите, с 1840 года другой почерк, мастер сменился. Сначала работал отец, а потом его место занял сын. Обычная история.
— А вот это интересно…
— Что?
— У поставщика нет фамилии. Написано: Константин. И самое любопытное, что далее золото доставлял один и тот же человек. Загадочный Константин имел успех.
Дагмар открыла «Сказки» Гофмана.
— Сверим почерк?
Отец и сын принялись переводить взгляд с одной книги на другую.
— Похож! — воскликнул Фальберт. — Это писал Бартольд Мейнер — почерк одинаковый! Эмиль, листай дальше.
— Всё то же самое, но теперь изделия отправляются заграницу. Ух ты!
— Что?
— Заказ от французского двора — рубин в золотой оправе, шестьдесят тысяч экю оплата! Сколько будет, если перевести на нынешние деньги? Даже не сосчитаешь.
— А дата какая?
— Третье мая тысяча восемьсот шестьдесят четвёртого года, а товар отправлен двадцать восьмого сентября.
— И кто взялся везти такой ценный груз?
Эмиль пожал плечами.
— Дипломатическая почта, особого рода курьеры. В конце концов, можно доставить лично. Стоп!
— Что?
— Отсутствие заказов, два месяца ювелир не работал.
— После такого куша можно отдохнуть полгодика.
— Смотрите, почерк другой — похож на женский.
— А куда делся Бартольд?
— В том-то и дело! Он будто исчез!
Дагмар раскрыла последнюю страницу сказок и прочла: «Обязательно передать эту книгу моему зятю Джозефу Шварцману из Франбурга, если я не смогу сделать это лично».
— Это мы знаем.
— Важная фраза!
— И что?
— Бартольд Мейнер не смог «сделать это лично», если в книге чужой почерк. Он предчувствовал беду.
— Возможно, мастер отошёл от дел.
— И тут же дописал: «Если появится ювелир Джакоб Ланге из Бодена — иди в полицию».
Все призадумались.
— Странная история, — произнёс Фальберт.
— Вы так считаете? — усмехнулась Дагмар. — Теперь слушайте мою версию происшедшего сто пятьдесят лет тому назад. Бартольд Мейнер изготовил рубин в золотой оправе, вышел из дома, чтобы отправить его почтой во Францию, а на него напал Джакоб Ланге из Бодена. Или собрался сделать это, а Бартольд ускользнул от него и умудрился спрятать драгоценность в какой-то Трубе.
Внезапно за белой дверью раздался шорох. Все трое прислушались, а потом вернулись к изучению гроссбухов, то есть главных книг по расходам и доходам. Запахло кофе.
— Кому он передал сказки? И кто такой Горст?
— С этим загвоздка. Жаль, что не сохранились старые письма, их содержание позволило бы узнать, с кем дружил Бартольд Мейнер. Книга всё же нашлась! И какая разница, кто её сберёг, и кто такой Горст.
Ещё полчаса весёлая компания изучала гроссбухи, затем Эмиль вздохнул и захлопнул том, который только что «лежал под микроскопом».
— Всё, надоело… Кроме рубина в золотой оправе, ничего примечательного: кольца, перстни, цепочки, кулоны и прочая дребедень. А поставщик драгоценного металла тот же Константин. Он не занимался ни серебром, ни камнями, только золотом, что видно по пометкам. Разве что мастера сменяли друг друга, судя по почерку.
— Вы удовлетворили любопытство, молодёжь? — спросил Фальберт Шварцман.
Дагмар вздохнула.
— Боюсь, что мы ничего не выясним, — дело давнишнее. Правильно сказал Эмиль — современные тайны плохо раскрываются, что говорить о глубине веков.
Шварцман-старший позвал архивариуса.
— Большое спасибо, забирайте книги.
— Нашли то, что нужно?
— Честно говоря, нет, зря потратили время. Если что — придём к вам ещё.
— Архив переводят в новое здание, на другой конец города.
— Тогда вам понадобятся мои услуги, — радостно произнёс Эмиль. — За один раз я всё не перевезу, но за пару недель управлюсь.
Он протянул архивариусу пачку визиток с надписью «Эмиль Шварцман. Грузоперевозки».
— Оставьте их на столе, — неприязненно произнёс Дон Кихот. — Я доложу директору, он позвонит.
Когда троица спустилась на первый этаж, Дагмар спросила Фальберта:
— А что за перстень у архивариуса на пальце? Старинное и редкое?
— Печать масонов — тайного общества, которое, по слухам, произошло от древних рыцарских орденов, точный перевод — вольные каменщики.
— Как интересно! Он состоит в закрытом клубе?
— Вряд ли… Иногда мы изготавливаем такие перстни: в головы людям, порою, забредает идея возомнить себя членом богатого тайного общества, они приходят к нам и заказывают подобные безделушки. Блажь, не больше. Но перстни высоко ценятся, так что мы не в проигрыше.
— Максимилиан заказывал у вас?
— Украшение досталось ему от дедушки.
Ювелирный заводик размещался в двухэтажном здании постройки пятидесятых годов двадцатого века с большими двухрамными окнами и традиционной черепицей. Несмотря на старинный вид снаружи, внутри обстановка блистала свежестью: новенькие окна, просторные мастерские, чистенькие столы, за которыми умельцы в белых халатах применяли современные инструменты.
Кроме обычных ювелирных изделий на заводе производили часы, которые расходились по всей Европе. И кстати, немцы любят вкладывать деньги в золотые изделия и слитки, поэтому самородки из мира разумных зверей высоко ценятся.
Когда все трое покидали заводик, они чуть не сбили с ног прыщавого парня двадцати лет с немытыми всклокоченными волосами.
— Рихард? У тебя нет дел? — строго спросил Фальберт.
— Я выполнил все поручения, — шпионским голосом произнёс парень, изучая лица Эмиля и Дагмар. — Развёз почту, жду дальнейших указаний.
— Где твоё рабочее место?
Юноша пожал плечами, бросил восхищённый взгляд на девушку, развернулся и пошёл прочь, время от времени оборачиваясь.
— Что за экземпляр? — спросила Дагмар.
— Рихард Вайс, курьер. Любопытен, как пятьсот шилохвосток.
— Слушайте, я жутко голодный! — воскликнул Эмиль.
— Я тоже, — отозвалась Дагмар.
— Тогда едем обедать! — весело провозгласил Шварцман-старший. — Вперёд, молодёжь!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Рэббит-Джон. Новая тайна» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других