Молодёжная политика

Киёмиддин Абдусалимзода Миралиён

Монография содержит теоретико-методологические положения, технологические основы реализации молодежной политики в условиях демократизации общества и укрепление институциональных основ системы управления по делам молодежи. Это механизм объединения усилий молодежи, политической власти, гражданского общества и частного сектора в развитии молодежной политики, как на национальном так и на международном уровне. Монография рекомендуется широкому кругу ученых, специалистов сферы молодежной политики.

Оглавление

  • Введение
  • Глава I.. Теоретические и ситуативные основы формирования молодежной политики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молодёжная политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I.

Теоретические и ситуативные основы формирования молодежной политики

§1. Теоретические основы и процессы формирования молодежной политики

Молодежь как ресурс и молодежная политика в качестве управленческого аппарата этого ресурса с каждым днем приобретают новый импульс и становятся больше востребованными в условиях современного общества. Многие ученые, исследователи, политики, бизнес—среда, гражданское общество, международные сообщества и другие изучают их, чтобы найти соответствующие точки взаимодействия и подходы, направленные на достижение гуманистических аспектов развития, развития отношений и возможностей молодежи как части активного общества.

Последние десятилетия развития и условия, особенно технологические, воздействующих быстрых перемен общества свидетельствует о том, что новые поколения являются более упорными, способными и гибко восприимчивыми, следовательно, могут очень быстро трансформироваться и занимать места своих предшественников. Эти способности к быстрым преобразованиям и стойкой адаптации молодых привлекают внимание окружающей, в том числе научной среды.

Вместе с тем, в соответствии с физиологическими и биологическими свойствами социального быта старые ресурсы всегда заменяются новыми и свежими, которые постепенно трансформируются и адаптируются к условиям окружающей среды. Главное в этом систематическом и генетическом преобразовании, чтобы все было на своем месте предназначения и менялось своевременно, другое не допустимо. Нарушение или же намеренное изменение этого механизма формирует дисбаланс и в конечном итоге может привести к неизбежным катастрофам.

В этих условиях необходимо очень пристально с научно—теоретической точки зрения изучить данную группу общества и выработать механизм ее естественного преобразования и адаптации к современному обществу. Необходимость изучения молодежи в качестве самостоятельного научного субъекта исходит из нескольких естественных, демографических, физиологических, психологических и гуманистических особенностей, таких как молодость, массовость, энергичность, прочность, гибкость, потенциальность, ресурсность и т. п.

Сегодня более 50% населения мира составляют лица в возрасте до 30 лет, то есть молодые люди [2], что в свою очередь представляет актуальность и значимость роли молодежи и молодежной политики в масштабе мирового развития.

Таджикистан по демографическим показателям среди стран всего мира является самой молодой, где средний возраст населения определяется 25,9 годами, 70% населения страны составляют лица в возрасте до 30 лет, а молодежь (в возрасте 14—30 лет) как основной трудовой ресурс республики составляет 32,9% населения [3, с. 27, 28].

Молодежь — это системообразующая, социально—демографическая группа, которая является наиболее подвижно—творческой, уязвимой частью населения. Молодой человек обладает большей энергией и способностью быстро приспосабливаться к условиям общества и трансформироваться к политическим и экономическим строям.

Изучение молодежи как объекта и в то же время как субъекта науки было начато еще в начале XX века. В этом периоде американским ученым Стэнли Холлом была изложена теория психологических, антропологических и социологических дисциплин молодежи [4, с. 110]. За последние десятилетия расширился круг изучения молодежной среды, и она превратилась в предмет исследования многих гуманитарных наук, таких как философия, психология, педагогика, социология, демография, политология, право, история и т. п.

Ученых разделяют разные подходы к предмету изучения, а также традиции классификации, сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Не маловажную роль играют идеологические факторы, так как молодежь находится на стадии острой политической борьбы.

Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство ученых признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленность теми или иными социально—психологическими свойствами.

В обществеведении долгое время молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально—демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально—политическом единстве.

Ученые—социологи первыми увидели в молодежи социальную группу с присущими только ей культурными чертами, специфическими интересами, ценностями и нормами поведения.

После того, как были преодолены трудности и ограниченность классового подхода в определении молодежи, а также узкоэмпирические дефиниции, характерные для многих ювенологических школ, постепенно сформировался более широкий взгляд на эту социально—демографическую группу. Важнейшими группообразующими признаками молодежи большинство признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения и обусловленность теми или иными социально—психологическими свойствами.

Молодежь как субъект науки изучалась многими зарубежными и отечественными учеными, как Боенко Н. М., Григорьевой Р., Ильинского И. М., Михайловой М. В., Митевой П., Нехаевой В. В., Новиковой Т., Радионовой В. А., Рахимова И. Х., Икромова Г. Х., Тураевой З. Н., Хоидбоева Ф. А. и др., которые не раз указывали на необходимость глубокого изучения этой группы в качестве важного и ключевого инструмента в улучшении социального положения и развития современного общества.

Лисовский В. Т. одним из первых дал определение понятия «молодежь»: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [5, с. 38].

А также этим ученым определено, что молодежь — важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. Необходимо разумно использовать эту силу. Но не следует забывать, что представители различных социальных групп и регионов отличаются по уровню образовательной и культурной подготовки, имеют неодинаковую направленность на образование и воспитание. А требования к молодым людям чаще всего предъявляются одинаковые, и не все их выдерживают.

По взглядам В. Т. Лисовского, молодежь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [6, с. 38].

И. М. Ильинский определяет молодежь как главную общественную ценность особого рода; это не только понятие демографическое, но также экономическое, социальное, политическое; это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа, являющаяся носителем огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству [7, с. 108].

Действительно, молодежь является неотъемлемой частью социальных трансформаций в обществе, она составляет огромную мощь и инновационный потенциал, необходимые для становления любой формы государственного строя, поэтому следует очень бережно и умеренно воспользоваться этим ресурсом.

И. С. Коном дано следующее понятие: Молодежь — социально—демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или другими социально—психологическими свойствами [8, с. 478].

Как часть общества, молодежь является предметом изучения многих социальных наук, и каждая соответственно в понятие «молодежь» вкладывает свое содержание. Однако в совокупности этих определений можно излагать, что «молодежь — это системообразующая, социально—демографическая группа, которая является наиболее подвижной, творческой и одновременно уязвимой частью населения». Молодой человек имеет больше энергии и способности быстро приспосабливаться к условиям общества и трансформироваться в соответствии с политическим и экономическим строем. Наиболее расширенно изучением молодежи и молодежных проблематик как социальной группы занимались ювенологи. В условиях разностороннего изучения проблем молодежи в научной среде появилась новая область комплексного междисциплинарного знания «ювенология» — наука о юношестве, молодежи (juventilis — лат.: молодость, юность; logos — знание) [9].

Ювенология основывается на комплексном междисциплинарном знании о процессе развития подрастающего поколения в социально—экономических, культурных, духовных и физиологических связах, которые обеспечивают формирование зрелой личности. Этими дисциплинами являются демография, социология, биология, психология, политология, экономика, юриспруденция и др.

Школа ювенологии становится более популярной в 90—е годы в Российской Федерации, однако начало становления данной науки приходится на 60—е годы прошлого века. Один из ее основателей Слуцкий Е. Г. в 1996 году инициирует Академию ювенологии, в которую вовлекаются ученые и практики из 25 городов России [10, с. 66]. В продолжении изучения молодежных проблем в 2004 году в Санкт—Петербурге под редакцией Слуцкого Е. Г. выходит коллективная монография «Ювенология и ювенальная политика в 21—м веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования». В монографии устанавливается предмет ювенологии как различные стороны, элементы ювенальных процессов и явлений, определяемых спецификой теоретического и эмпирического объекта—человека (группы), входящего в «мир взрослых» [11, с. 27].

Ювенология — это гуманитарная наука, которая органически объединяет общественные естественнонаучные знания о молодом человеке и молодежи — излагается О. В. Лукичёвым. Ученым ювенология определяется как самостоятельная наука, имеющая собственную структуру как методология, феноменология, праксиология [12, с. 38].

Основу ювенологии в качестве междисциплинарной науки составляет: взаимодействие общества и молодёжи; специфика отношений молодёжи и государства / власти; молодёжь как ресурс положения и преобразования общества; молодежь и перспективный трудовой ресурс общества; взаимодействие молодых людей с другими социальными группами.

Действительно, в России, особенно в первом десятилетии 21 века, ювенология приобретает устойчивую фазу. На разных государственных и общественных уровнях, среди ученых различного профиля становятся более популярными вопросы науки о молодежи. В этом периоде как в России, так и в других постсоветских странах все больше применяются новые научные и дисциплинарные термины: ювенальное право, ювенальная юстиция, ювенальная (подростковая) медицина, социальная работа с молодежью и т. д.

Вопросы ювенологии пристально изучаются в ряде вузов Российской Федерации, где готовятся специалисты по новой специальности «Работа с молодежью». Например, в Санкт—Петербургском государственном университете технологии и дизайна функционирует кафедра ювенологии [13, с. 386], соответственно, по ней ведутся отдельные дисциплины и учебные программы, что заслуживает особого внимания.

Несмотря на позитивные положения ювенологии, особенно в России, вопросы её активного внедрения оставляют желать лучшего. Уже более 50 лет пристально изучаются вопросы научного становления молодежных проблематик, однако до сих пор ювенологию считать состоявшейся наукой сложно. В том числе в условиях Таджикистана, где ни один научный институт или учебное заведение не занимается данным вопросом.

Тем не менее, ювенология как наука о молодежи с междисциплинарными инструментами воздействия на личностное развитие молодого индивида и его самореализацию в процессе взросления считается сформированной. Считается необходимым расширить горизонт изучения и внедрения вопросов ювенологии в соответствующих системах управления, особенно секторах образования, занятости и работы с молодежью, в том числе в Таджикистане, где большая часть населения приходится на данную категорию общества.

Молодежь, будучи социальной группой, привлекла большое внимания социологов, ученых—обществоведов. Вместе с тем, большая часть знаний о молодежи имеет социально—гуманитарный характер.

Молодежь как социальная группа привлекла больше внимания социологов, ученых — обществоведов. Вместе с тем, большая часть знаний о молодежи имеет социально—гуманитарный характер, что возвышает ее актуальность в отношении молодых людей.

Пристальное изучение социальных проблем молодежи породило совершено новую дисциплину — «социологию молодежи», то есть науку о социальных общностях молодого индивида. Социология молодежи как наука исходит из трех ступеней: 1) общеметодологическая — общественно—феноменальное познание молодежи; 2) специально—теоретическая, изучающая молодежь как отдельную социально—демографическую группу; и 3) эмпирическая — анализ положения молодежи на основе доказательных фактов в соответствующих сферах жизни [14, с.5—6].

В формировании социологии молодежи следует отметить большие заслуги таких ученых, как И. С. Кона, М. X. Титмы, Ю. Г. Волкова, Е. Г. Слуцкого, Г. И. Хмара, Ю. В. Манько, Оганяна К. М., И. Валева, П. Митяева, М. Семова, В. Фридриха, У. Штарке, И. Рихтера, З. Бекели и другие [15].

Социологами молодежная проблематика изучается более широко в контексте: молодежь в системе социологического знания; теоретические основы социальных проблем молодежи; субкультура и тенденции развития молодежи; проблемы труда и занятости молодежи; духовная жизнь молодежи; религиозность молодежи; демографические проблемы молодежи; развитие молодежных движений; молодежь в социально—политической структуре общества; конфликты в молодежной среде и т.п., что позволяет сделать глубокий анализ и синтез вопросов, необходимых для социализации молодежи и её политического развития.

Вопросы социологии молодежи более детально отражаются в учебном пособии «Социология молодежи: учебник», выпущенном в 1996 году под редакцией В. Т. Лисовского, а также в труде Ю. В. Манько и М. Оганяна «Социология молодежи: учебное пособие» (СПб.: 2008).

Социология молодежи в 1999 году по версии Российской социологической энциклопедии, приобретает статус научной дисциплины, которая изучает молодежь как социальную группу, её социально—демографические характеристики (границы, структуру, динамику), выраженные в совокупности объективных и субъективных показателей, а также ее взаимосвязи и отношения с другими общественными группами [16, с. 97].

Школа социология молодежи выпускает много трудов и достаточно объемный инструментарий для самоформировании и самореализации молодежи в условиях преобразований общества и её участия в развитии социально—политических институтов государства. Однако эти труды для многих постсоветских и русскоязычных стран остаются в тени, очень мало социологов, политологов, криминологов и управленцев, которые в последнее пятилетие занимались бы данной весьма важной для современного общества проблематикой. Например, в регионе ЦАР, в том числе в Таджикистане в научной и образовательной среде практически отсутствует определение института социологии молодежи.

В контексте социального развития учеными уделено особое внимание работающей молодежи. Молодежь рассматривается как основная трудоспособная сила, которой присуще быстро адаптироваться к рынку труда и достичь успехов в трудоустройстве и формировании экономического состояния.

Д. Колбом (американским ученым) определены четыре необратимые стадии трудоустройства молодежи: конкретный опыт; наблюдение и размышление; формирование концепции видения и обобщения ожиданий; анализ последствий концепции [17, с.56].

Марк Смит работающей молодежи дает другую характеристику, связанную с обучением. По его определению, практическое обучение базируется на трех особенностях: 1) Люди учатся лучше, если персонально будут вовлечены в практическое обучение; 2) Знания производятся индивидуально, если они имеют существенное значение для молодежи или изменяет её поведение; 3) Приверженность человека к учебе повышается тогда, когда он свободен в определении (выборе) своей задачи обучения и способен активно добиваться успеха в их реализации [18, с.55].

В результатах научной (докторской) работы Ашуров С. Б. обосновывает необходимость реализации государственной молодежной политики в контексте устойчивого экономического развития, роста инновационного потенциала республики, улучшения деловой среды и обеспечения продуктивной занятости трудовых ресурсов страны, особенно молодежи [19, с. 123].

Обобщая выводы этих работ, можно отметить, что действительно вопросы социально—экономического развития молодежи и её занятости в обществе, в том числе в Таджикистане, являются весьма актуальными, так как данная группа составляет основную трудовую силу страны, а следовательно, требуется обстоятельно проводить научно—методические и аналитические исследования, чтобы обеспечить улучшению положение молодежи и общества в целом.

Продолжив изучение природы молодежи и её взаимоотношений в обществе, участие в социально—экономических и политических преобразованиях государств и обществ, интеграцию к требованиям современного мира и рост потребностей от политических строях, мы подходим к формированию обусловленной политики по отношению к молодежи.

Более того, молодость / юношество — это не индивидиум, а совокупность отношений, охватывающих или относящихся к периоду определенного возрастного цикла человека — с детства до зрелости. Поэтому рассматривая знания об этих отношениях, в том числе дисциплинарных взаимоотношений молодых людей с государством и гражданским обществом, мы подходим к другому ракурсу этой науки, науки о молодежной политике.

Интенсивное изучение сущности молодежи и её взаимоотношении в обществе, участие в социально—экономических и политических преобразованиях государств и обществ, рост их потребностей от власти обусловливает формирование молодежной политики.

Молодежная политика — это система комплексных дисциплинарных мер, формирующих социально—экономических, политических, организационных, правовых, культурных, досуговых, образовательных, оздоровительных и других условий для всестороннего развития молодежи. Более того, на мировом уровне, особенно со стороны международных организаций больше и больше продвигается идея об участии молодежи в реализации собственных вопросов, включая политической активизации и решения социальных проблем.

Государственная молодежная политика — это межотраслевая политика, которая реализуется различными структурами государства, министерствами и ведомствами, такими как министерства образования, труда и социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, обороны, внутренних дел, по делам молодежи, по делам женщин и семьи и т. д.

Вопросы формирования государственной молодежной политики в Республике Таджикистан раскрыты в работах Асадуллоева Р. Н., Ашурова С. Б., Набиева В. М., Хакимова Ш., Рахимова И., Тураевой З. Н., Хоидбоева Ф. А. и других отечественных ученых [20]. Данными учеными в определенной мере исследованы роль молодежи в условиях демократизации общества, политическое воспитание молодежи, исторические процессы и этапы становления молодежной политики, вопросы реализации государственной молодежной политики посредством специализированной системы управления, структура государственного органа по делам молодежи, укрепление потенциала молодежных организаций, поддержка институтов гражданского общества и их участие в реализации государственных программ в сфере молодежной политики в Таджикистане т. п.

Отечественная школа «молодежная политика» действительно создавала много условий, содействующих формированию государственной молодежной политики в Таджикистане, однако её потенциал по сравнению с европейской или российской школами оценивается очень слабый. Только один факт, что в этих странах данная сфера уже внедрена в качестве научной и предметной дисциплины, а в Таджикистане нет, выступает в поддержку сказанного. Поэтому данное исследование является логическим продолжением отечественной школы, соответственно, содействует устойчивому развитию государственной молодежной политики посредством выработки современных механизмов / технологий, а следовательно, её имплементации в качестве научной и предметной дисциплины.

С целью широкомасштабного изучения автором в работе уделено особое внимание научно—теоретическим исследованиям, опыту и практику регионального и международного уровня. Молодежная политика нашла свое широкое применение в исследованиях таких известных ученых стран СНГ, России и дальнего зарубежья, как Зеленина А. А., Зубок Ю. А., Чупрова В. И., Кочеткова Ю. А., Кона И. С., Манько Ю. В., Нигматулиной Т. А., Лупандина В. Н., Сафоновой А. С., Орловой В. В., Бобочкина П. И., Иконниковой М. В., Исаева Д. Н., Кагана В. Е., Кочеткова А. В. (Россия), Григоренко В. (Украина), Андерсона Б., Гари Б, Мигуел Ф., Стенлей Х. (США), Ал—Мулла К. (ОАЭ), Дилчеки И. (Турция), Kohler—Koch B., Джереми Р. (Британия), Ozbil Z., Habershon А. (Италия), Метью С. (Ирландия) и другие [21].

В контексте этого, в некоторых странах ученых и политиков объединяет единая миссия — изучать молодежь не как, отдельного индивида, а в качестве субъекта политики. Соответственно, в большинстве стран мира создавались институты по молодежной политике, однако разного вида и с разными организационными подходами, где то — государственные, а, где то — общественные, но цель одна — изучения молодежной политики, разработка рекомендаций и меры, обеспечивающих всестороннее развитие молодежи. В том числе:

Университет молодежи Китая по политическим наукам — создан в 1985 году, выпускает специалистов по делам молодежи со знаниями и навыкам современного управления. Кроме того, на базе университета функционируют Научно—исследовательский институт психология молодежи и Научно—исследовательский институт молодежной политики. В университете учаться студенты со всего мира, формированы особые условия для иностранных студентов [22];

Институт молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического Университета Российской Федерации — создан в 2003 году. Институт занимается подготовкой кадров для молодежной политики и социальной работы [23];

Молодежный Научный Институт в Калифорнии (США) — функционирует с 1953 года, предлагает широкие и различные образовательные программы для молодежи [24];

Исследовательский Институт по делам молодежи в Коннектикуте (США) — функционирует с 1996 года в сфере развития лидерства среди молодежи, предотвращения рисков и социальных изменений. Обучает и подготавливает молодежь для проведения различных мероприятий среди своих сверстников, разрабатывает учебные программы и модули для молодежных инициатив, проводит исследования и разрабатывает модули интерактивного обучения молодежи в сферах гендера, культуры и полового созревания [25];

Германский Институт молодежи — создан в 1963 года, имеет 170 преподавателей, функционирует в сфере поддержки детей, молодежи и семей. Исследует проблемы связанные с молодежью и семьёй, разрабатывает рекомендации для решения существующих проблем на общественном и политическом уровне, оказывает политические консультации государственным институтам и предоставляет практические и специализированные услуги третьим секторам [26].

Как видим научные подходы к молодежной политике, теоретическая, практическая и прикладная база, исследовательский и аналитический потенциал в контексте развития науки в данной сфере сформированы уже давно. Созданы научно—исследовательские институты, университеты и т.п., которые изучают молодежь в разрезе молодежной политики. А следовательно, весьма справедливо изучать молодежную политику как отдельную науку.

Молодежь как сущность и особо важный субъект рассматривается на разных уровнях и разных сферах, в которых всегда даются новые и более современные подходы изучения и определения потенциальных шагов для их развития, что, следовательно, послужит развитию человечества в целом.

В связи с этим, в условиях переходного периода, для удовлетворения интересов молодежи в комплексе возникла необходимость формирования системы справедливого взаимоотношения между государством и молодежью — государственная молодежная политика.

Реализация государственной молодежной политики в современном мире, в условиях быстрых перемен и демократизации общества, как никогда является необходимой и одной из основ данной политики, будущее которая определяется сегодня.

Молодежь как основной субъект и в то же время объект государственной политики в настоящее время является более уязвимой, то есть она нуждается в пристальном внимании и постоянной поддержке. В современном мире, к большому сожалению, не всегда уделяется соответствующее внимание подрастающему поколению, и в результате появляется комплекс проблем: социальных, правовых, культурных, девиантных и т. п. Именно комплексность проблем определяет необходимость реализации государственной политики по отношению к молодежи, так как проблемы молодежи не решаются ни одним из государственных институтов или управленческих систем по отдельности.

Например, совокупность сегодняшних проблем среди молодежи вмещает в себя следующие: безработица, преступность, ограничения в образовании, ущемление прав, проституция, наркопотребление и т. д. Соответственно для решения этих проблем необходимы координационные, межсекторальные, мультисекторальные и локальные воздействия, чтобы они были решены поэтапно и систематично.

Отсюда можно рассмотреть один вопрос более детально. На пример, решением проблем трудоустройства могут заняться службы занятости населения. Однако существуют и другие проблемы, которые также пересекаются с проблемой трудоустройства, такие как проституция, преступность, наркопотребление. Эти проблемы непосредственно не входят в компетенцию сектора занятости, но решать их нужно.

Когда мы говорим «молодежь», речь не идет только об одной демографической группе, оказавшейся в трудной и сложной социальной ситуации, а также подразумевается и «наиболее политически и идеологически динамичная, трудоспособная часть общества, ради которой проводятся реформы и которая сама в ближайшее время будет определять ход этих реформ».

В связи с этим в начале 90—х годов в Таджикистане, как и в других постсоветских странах, возникла необходимость формирования государственной молодежной политики.

Государственная молодёжная политика — это единая система социально—экономических, организационных, правовых и воспитательных мер, которые осуществляются и реализуются органами государственной власти, организациями и учреждениями независимо от организационно—правовых форм и собственности, общественными объединениями молодежи и гражданами в целях обеспечения воспитания и обучения, становления и развития молодёжи, правовой защиты и эффективного использования её потенциала в интересах общества.

Данное определение государственной молодежной политики соответствует понятию «государственной молодежной политики в широком смысле». Существуют также и другие понятия «государственной молодежной политики в узком смысле», которые непосредственно связаны с вопросами отраслевой идентификации молодежной политики и определяют «деятельность органов по делам молодежи». Известно, что процесс формирования и реализации государственной молодежной политики предполагает «формирование целостной системы, включающей законодательную базу, систему органов и учреждений по делам молодежи и реализацию мероприятий (главным образом на основе программно—целевого подхода)». Процесс формирования государственной молодежной политики состоит из создания её законодательной основы и государственных органов по делам молодежи, призванных ее реализовывать [27, с. 14].

Государственная молодежная политика — это межотраслевая политика, которая реализуется различными структурами государства, министерствами и ведомствами, такими, как министерства образования, труда и социальной защиты населения, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, обороны, внутренних дел, по делам молодежи, по делам женщин и семьи и т. д. Также общественными движениями, инициативными группами, международными институтами, общиной и т. п.

Государственная молодежная политика для Таджикистана уже не новая политика, она существует уже 25 года и была сформирована в условиях переходного периода государства и приобретения независимости государства.

В соответствии с Законом Республики Таджикистан «О молодежи и государственной молодежной политике» государственная молодёжная политика — это единая система социально—экономических, организационных, правовых и воспитательных мер, которые осуществляются и реализуются органами государственной власти, организациями и учреждениями, независимо от организационно—правовых форм и собственности, общественными объединениями молодежи и гражданами в целях обеспечения воспитания и обучения, становления и развития молодёжи, правовой защиты и эффективного использования её потенциала в интересах общества». То есть в Таджикистане государственная молодежная политика закреплена законодательством, и она в качестве унифицированной системы направлена на решение комплекса проблем молодежи, путём привлечения и направления всех секторов в соответствующее русло.

Вопросы формирования государственной молодежной политики в республике раскрыты в работах Асадуллоева Р. Н., Ашурова С. Б., Набиева В. М., Хакимова Ш., Рахимова И. Х., Тураевой З. Ю. и других отечественных ученых [28]. Данными учеными очень детально исследованы роль молодежи в условиях демократизации общества, политическое воспитание молодежи, исторические процессы и этапы становления молодежной политики, вопросы реализация государственной молодежной политики посредством специализированной системы управления, структура государственного органа по делам молодежи, укрепление потенциала молодежных организаций, поддержка институтов гражданского общества и их участие в реализации государственных программ в сфере молодежной политики в Таджикистане, студенческая молодежь как субъект политического процесса и т. п.

А также молодежная политика нашла свое широкое отражение в исследованиях таких известных ученых стран СНГ и дальнего зарубежья, как Зеленин А. А., Кочетков Ю. А., Лисовский В. Т., Кон И. С., Манько Ю. В., Бабинцев В. П., Бобочкин П. И., Исаев Д. Н., Григоренко В., Андерсон Б., Гари Б, Ал—Мулла, К. Метью С. и другие [29].

В России в некоторых вузах студентам преподается программа дисциплины «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», что заслуживает особого внимания.

Отечественная школа «молодежная политика» действительно создавала много условий, содействующих формированию государственной молодежной политики в Таджикистане, однако её потенциал по сравнению с европейской или российской школой оценивается очень слабым. Факт того, что в ряд странах данная сфера уже внедрена в качестве научной и предметной дисциплины, а в Таджикистане нет, выступает в поддержку сказанного. Поэтому настоящее исследование проводится в контексте развития отечественной школы, соответственно устойчивого становления государственной молодежной политики в Республике Таджикистан посредством выработки современных механизмов её имплементации в качестве научной и предметной дисциплины.

Реализация государственной молодежной политики в Таджикистане поддерживается Правительством Республики Таджикистан и, непосредственно, самим Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном на высоком уровне. В период становления государственной молодежной политики Президент Республики шесть раз организовывал официальные встречи с представителями молодежи страны, где очень детально были проанализированы и определены проблемы молодежи и вопросы развития государственной молодежной политики, в том числе проблемы образования молодежи, социальной обеспеченности, развития молодежных объединений, инициативных групп, различных просветительских клубов, предпринимательских центров, молодежных центров, поддержки уязвимых групп молодежи и т. п.

До сегодняшнего дня проведены 7 официальных встреч Президента республики с представителями молодежи, и по результатам каждой из них принято и реализовано множество мер, направленных на улучшение социально—экономического положения молодежи и формирование институциональных основ развития государственной молодежной политики в Таджикистане.

Также в рамках своего Послания Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан Президент страны объявляет 2017 год Годом молодежи. Здесь же отмечает, что «Эффективная реализация государственной молодежной политики стоит в центре деятельности Правительства Таджикистана с первых дней приобретения независимости» [30].

В результате этих встреч в стране достигнуто очень многое: был образован государственный полномочный орган по делам молодежи, учреждены специальные стипендии для учащихся, премии для молодых ученых, гранты Правительства республики для поддержки молодежных общественных объединений, квоты для поступления молодежи из малоимущих семей в учебные заведения, созданы молодежные центры, телевидение для молодежи и детей и т. д.

На одной встрече с представителями молодежи 23 мая 2013 года Президент страны относительно значимости молодежи и молодежной политики в мире отметил следующее: «В современном мире обращение к проблемам молодежи и использование её интеллектуального и физического потенциала является одним из условий достижения устойчивого развития государства и общества» [31, c. 8]. Наряду с этим, Президент Таджикистана призывает другие государства и сообщества уделять особое внимание развитию молодежи и решению ее проблем, особенно противостоять вовлечению молодёжи в экстремистские, террористические и радикальные движения. В том числе во время выступления на заседании Совета глав государств—членов Шанхайской Организации Сотрудничество, 10 июля 2015 года Эмомали Рахмон — глава Таджикистана — излагает: «Работа с молодежью и в интересах молодежи должна стать одним из важных приоритетов ШОС. Поэтому предлагаю один из предстоящих годов объявить «Годом молодежи» [32]. В поддержку данной инициативы в 2016 году в Таджикистане проводится множество общереспубликанских и региональных научно—практических конференций, круглых столов и акций, в результате чего в рамках своего ежегодного послания Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан Президент Республики Таджикистан, Лидер нации, уважаемый Эмомали Рахмон объявляет 2017 год Годом молодежи. Здесь же отмечает, что «Эффективная реализация государственной молодежной политики стоит в центре деятельности Правительства Таджикистан с первых дней приобретения независимости.» [33].

Вышесказанное свидетельствует о том, что государство в лице Лидера нации, Президента страны всячески поддерживает важность развития молодежной политики и повышения роли молодежи в республике. Для действительного удовлетворения этих ожиданий, полноценного осуществления государственной задачи — эффективной реализации государственной молодежной политики — необходимо вытягивать (формировать) её, развить потенциал научной школы молодежной политики Таджикистана, выработать устойчивые теоретические и эмпирические основы и поднять дисциплинарный и научно—методический уровень имплементации государственной молодежной политики.

Молодежь как социо—культурный индивидуум и ресурс имеет большое влияние на изменения международных взаимоотношений, что и происходит в западно—восточных отношениях в последнее время. Соответственно, данная ситуация приводит к изучению научно—методических международных основ молодежи.

Актуальность развития молодежной политики также является следствием её признанности в качестве активного института политических процессов на международном уровне.

Еще в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация «О распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами», которая в основном имела характер воспитания и призывала молодежь к миролюбию и толерантности, что, в свою очередь, вытекает из массового вызова молодежи в 60—х годах. В 1998 году данной интернациональной организацией принимается Декларация (Лиссабонская) по молодежной политике и молодежной программе, которая охватывает 8 направлений, включая формирование национальной молодежной политики во всех странах мира [34, с. 15—16]. В частности, в преамбуле данного документа отмечается: «вновь обращаясь к содержащимся в пункте 112 Всемирной программы действий с призывом ко всем государствам, которые еще не сделали этого, разработать и принять комплексную национальную политику в отношении молодежи…», что возвышает значимость и необходимость изучения данной политики, особенно разработки мер и технологий по формированию её институциональных, научно—технологических и эмпирических основ.

Кроме этого в мировом масштабе только по инициативе ООН приняты и реализуются несколько международных стратегических документов, таких как Руководящие принципы участия молодежи в деятельности по миростроительству, Амманская декларация по вопросам молодежи, мира и безопасности (2015), Программа действий по предупреждению воинствующего экстремизма и укреплению мира. А также в недавно (9.12.2015) принятой Резолюции Совета Безопасности ООН отмечается: «Совет Безопасности настоятельно призывает государства—члены изучить пути увеличения всеобъемлющей представленности молодежи в процессах принятия решений на всех уровнях в рамках местных, национальных, региональных и международных учреждений и механизмов по предотвращению и разрешению конфликтов, включая учреждения и механизмы по противодействию воинствующему экстремизму, который может служить питательной средой для терроризма, и сообразно обстоятельствам рассмотреть возможность создания комплексных механизмов для обеспечения реального участия молодежи в мирных процессах и разрешении споров» [35].

Отсюда следует, что ООН, которая объединяет 192 страны мира, уделяет особое внимание проблемам молодежи и вопросам молодежной политики. Проблемами молодежи в рамках данной организации занимаются такие объединения, как Детский Фонд, Фонд населения, Волонтерское объединение, Всемирная организация здравоохранения и т. п.

В большинстве стран мира (более 122) ведется целенаправленная политика в отношении молодежи, они реализуют национальную политику о молодежи, а следовательно, приняты специальные законодательные акты по вопросам развития и защиты молодежи, и в большинстве из них действует государственный орган, осуществляющий молодежную политику [36].

Роль молодежи, её участие в жизни общества высоко оценивается на уровне стран СНГ. Эти положения и назначения указаны в Соглашении государств—участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью, принятом 25 ноября 2005 года. В том числе в статье 4 данного документа говорится: «Стороны оказывают взаимное содействие в: подготовке профессиональных кадров в сфере работы с молодежью; обмене научными, справочно—информационными и методическими материалами, опытом работы государственных органов, молодежных общественных организаций и иных организаций и объединений, участвующих в реализации государственной молодежной политики и поддержке молодежных инициатив; проведении совместных научных исследований и мероприятий по различным вопросам молодежной политики и молодежного сотрудничества.» [37, с. 1—2].

Внедрение системы государственной молодежной политики, наряду с Таджикистаном, осознало большинство стран бывшего СССР и нынешнего СНГ. Кроме того, данная политика также реализуется в большинстве стран запада, что свидетельствует о ее важности и значимости в развитии государств и мирового сообщества.

Реализация государственной молодежной политики в современном мире в условиях быстрых перемен и демократизации общества является необходимой, а одной из основ данной политики является сама молодежь, будущее которой определяется сегодня.

ВЫВОДЫ:

1. Таким образом, становиться очевидным, что теория и основы политики по отношению к молодежи в современном мире достаточно аргументированы и являются существенными. Сообщества ученых, исследователи и политики десятки лет пристально изучают молодежи, чтобы найти обоснованные и устойчивые пути решения взаимозависимых проблем и содействовать развитию отношений и рационального использования ресурсов и возможностей молодежи, как части активного общества. Одна из влиятельных и успешных международных организаций — ООН — признаёт молодежь в качестве представительных агентов, бенефициаров, жертв социальных изменений, и именно она, как правило, противостоит всяким парадоксальным явлениям, интегрируясь в условиях выживания или противоборствуя преобразованию общества.

2. Выяснилось, что учеными даны различные определения молодежи, вытекающие из разных аспектов жизни данной социальной группы и отраслевых назначений, следовательно, в условиях Таджикистана и вызовов современного общества введено понятие «молодежь» как системообразующая, социально—демографическая группа, которая является наиболее подвижно—творческой, и одновременно уязвимой частью населения.

3. Выявлено слабое научно—теоретическое положение (изучение) молодежи и молодежной политики в Таджикистане, когда уже десятилетиями в мире, в том числе на пространстве СНГ функционируют известные научные школы — «социология молодежи», «ювенология», «молодежная политика», «ювенальная юстиция» и т.п., и которые в определенных странах признаны в качестве самостоятельной научной и предметной дисциплины.

4. Выделено необходимость и своевременность формирования системы справедливых взаимоотношений между государством и молодежью — государственной молодежной политики, появившаяся в условиях переходного периода, демократизации общества, удовлетворения интересов молодежи и их политической активизации.

5. Представлено (автором) необходимость открытие новой линии в политологии — науке о молодежной политики. Данная необходимость исходит из того, что в мире уже десятки лет как молодежь изучается в контексте развитии государственной политики, молодежь и молодежная политика определены в качестве актуальных вопросов государств и международного сообщества, преобладают мировой значимости и доминирующей роли в обществе и прогрессивно развиваются, а также введены научные и дисциплинарные знания о них. Данная наука может раскрыт много путей и решит самых сложных проблем и задач, стоящих долгие годы между обществом, государством и молодежью.

6. Выявлено особое значение и роли молодежи и молодежной политики в Таджикистане. «Государственная молодежная политика» определена в качестве приоритетной области социальной политики государства. Правительство, особенно Глава государства, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон, уделяют пристальное внимание и проявляют заботу развитию молодежи. Вместе с тем, в честь данного поколения и его вклада в приобретение независимости, социально—экономического развития и безопасности государства 2017 год объявлен Годом молодежи.

7. В совокупности, с одной стороны, учитывая слабое научно-теоретическое положение молодежной политики и, с другой стороны, возвышенная значимость и роль молодежи и государственной молодежной политики в Таджикистане, представляется комплексное и глубокое исследование молодежи и процессов становления государственной молодежной политики в стране, особенно с учетом имплементация её научно—дисциплинарных мировых школ в условиях республики, осуществление поставленных Правительством республики весьма важных задач на качественном уровне.

§2. Некоторые теоретические и концептуальные особенности развития государственной молодежной политики в Республике Таджикистан

Исследование показывает, что молодежная политика, или государственная молодежная политика является новая отрасль / структура общества, то есть она формально не существовала. Она была сформирована в условиях объединения усилий многих отраслей или секторов для решения многосторонних проблем молодежи во благо преуспевания будущего общества, тем самым создавались условия, необходимые для адаптации, самореализации и развития молодых людей на пути к их личностному становлению и нахождению ими своего места в обществе. Исходя из этого, теория государственной молодежной политики охватывает комплекс мер, направленных на формирование и развитие всесторонних отношений между государством, обществом и молодежью [38].

В связи с этим, можно полагать, что государственная молодежная политика основывается на социально—экономическом, политическом, культурном и морально—этическом положении молодежи в обществе. Такой многосторонний характер политики требует соответствующих горизонтальных и вертикальных подходов, многосекторного вмешательства, междисциплинарной ответственности и принципиального воздействия [39].

Проанализировав эти положения и пути их достижения, можно получить наиболее доступную картину государственной молодежной политики, ее значения и роли в жизни общества и молодежи.

Вертикальные подходы или вертикальная структура в реализации государственной молодежной политики заключаются в следующем:

— направление русла политики в отношении молодежи сверху вниз, то есть, от национального уровня к региональному, далее к местному и самоуправленческому уровням;

— разработка законодательства о государственной молодежной политике на национальном уровне и представление ее для применения региональным и местным системам;

— формирование системы управления государственной молодежной политики сверху вниз, соответственно, определение параметров и границ полномочий, обязанностей и русла функционирования надлежащим образом;

— программирование и планирование задач по обеспечению устойчивости и развития государственной молодежной политики в обществе и направление выработанных программ и планов для имплементации на региональных и местных уровнях;

— мониторинг и оценка процесса реализации государственной молодежной политики, соответственно, формирование национальной информационной базы данных, охватывающей весь уровень функционирования системы управления и ситуации в среде молодежи;

— формирование национального механизма идеологического воздействия государственной молодежной политики, воспитания и образования молодежи в духе патриотизма, национального единства, самопознания, уважения к государственным ценностям, миролюбия, толерантности и т.п.;

— укрепление научно—исследовательской базы государственной молодежной политики с учетом нахождения путей решения проблем и обеспечения интересов молодежи на национальном уровне и поддержка научно—исследовательских работ молодых талантов, тем самым, содействие развитию интеллектуального потенциала страны;

— формирование механизма обеспечения кадров в системе государственной молодежной политики, в том числе определение вида работы с молодежью в качестве специальности или профессии (организация подготовки кадров, профориентация и стажировка специалистов в этой сфере).

Вертикальная структура управления больше применима при социалистическом и коммунистическом строях государственности, в основе которых — централизация урегулирования общественных отношений [40, с. 86]. А следовательно, в Таджикистане, который в течение многих десятилетий являлся частью коммунистической державы, вертикальные подходы управления пока превалируют, однако демократический строй государственности также оказывает влияние и диктуют обратное, то есть, децентрализацию управления, что, в свою очередь, выводит на арену горизонтальные подходы реализации управления.

Исходя из этого, государственная молодежная политика как часть политики общего строя в настоящее время должна иметь смешанные подходы к управлению, однако в условиях демократизации общества все же необходимо предоставлять привилегию горизонтальному подходу, то есть децентрализации отношений или развитию управленческих возможностей местного сообщества [41, с. 190].

Горизонтальные подходы в реализации государственной молодежной политики заключаются в следующем:

— направление русла политики по отношению к молодежи на едином горизонте, основываясь 1) на условиях и возможностях местности и 2) на политике, выработанной на национальном уровне. То есть в осуществлении молодежной политики привилегии необходимо дать местному потенциалу, а следовательно, вполне вероятно, что не все установки национальной политики могут быть применимы;

— разработка нормативно—правовой базы государственной молодежной политики на основе национального законодательства с учетом её адаптации к условиям внедрения и в соответствии с местным управленческим потенциалом;

— формирование системы управления государственной молодежной политикой на местном горизонтальном уровне (что в настоящее время не осуществляется). Здесь необходимо определить управленческие штаты и выделить ассигнование за счет местного органа государственной власти. А также следует укрепить управленческий потенциал провинций, чтобы достигнуть желаемых результатов и сглаженной системы управления государственной молодежной политикой. В свою очередь, муниципалитетам провинций необходимо будет сформировать систему управления государственной молодежной политикой на своем уровне и с учетом собственного потенциала;

— формирование системы реализации государственной молодежной политики между местными секторами, соответственно, определение параметров и границ полномочий, обязанностей и русла функционирования. В данном случае точкой опоры должен служить сектор по делам молодежи, а, следовательно, он должен иметь функции координации, мониторинга и оценки деятельности всех секторов по реализации государственной молодежной политики;

— программирование и планирование задач по обеспечению устойчивости и развития государственной молодежной политики на местном уровне на основе выработанных национальных программ и планов и с учетом местных условий и возможностей;

— интеграция усилий в реализации государственной молодежной политики, особенно социально—экономических программ, и активизация участия местной бизнес—среды в процессе их имплементации;

— создание фондов и центров поддержки молодежных инициатив, направленных на системное вовлечение молодежи в реализацию собственных социально значимых программ;

— формирование механизма общественной активизации молодежи посредством развития потенциала институтов гражданского общества;

— мониторинг и оценка процесса реализации государственной молодежной политики и, соответственно, формирование местной информационной базы данных, охватывающей секторальный уровень функционирования системы управления и ситуацию среди местной молодежи;

— формирование местного механизма идеологического воспитания молодежи в духе патриотизма, национального единства, самопознания, уважения к государственным ценностям, миролюбия, толерантности и т.п.;

— формирование механизма обеспечения кадрами местной системы государственной молодежной политики в интеграции с национальной системой.

Как стало ясно, в реализации государственной молодежной политики большая часть нагрузки приходится на горизонтальный метод управления, то есть на местный уровень, чего и требует демократическая система управления, однако на практике основная нагрузка лежит на национальной системе (вертикальный подход). Поэтому, чтобы достичь желаемого результата, необходимо уделять особое внимание функциональным задачам этих двух подходов и их назначению.

Другой подход реализации государственной молодежной политики исходит из сущности самой политики, которая является многопрофильной. Данный подход присущ немногим секторам и имеет специфическую черту, обусловливающую многосекторное вмешательство.

Подход многосекторного вмешательства

Наряду с двумя выше рассматриваемыми подходами, технология многосекторного вмешательства также имеет свое назначение.

Выше неоднократно были изложены аргументы того, что молодежная политика есть система межсекторального взаимодействия, направленная на активизацию молодежи и решение ее жизненных проблем [42, с. 335]. Это означает, что государственная молодежная политика не может существовать без взаимодействия соответствующих секторов, особенно образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости, сектора по делам женщин и семьи, культуры, спорта и т. п. Более того, несмотря на координационные функции сектора по делам молодежи, практически все сектора имеют собственные функции по отношению к молодежи, что служит основой определения степени их обязательств и их роли в реализации государственной молодежной политики на одном уровне.

Суть государственной молодежной политики заключается в том, что она должна раствориться во всех отраслях государственного управления и общественных дел, быть заметной, ощущаться везде и всегда и иметь особое влияние на поведение и отношение окружающих. А также формировать почву для самосознания и саморазвития молодых людей и тем самым содействовать укреплению идеологии государства и решению социально—культурных, образовательных и других проблем общества.

Таким образом, роль, значение и степень межсекторального взаимодействия в обеспечении устойчивости и развития государственной молодежной политики можно определить следующим образом:

— формирование и укрепление координационного механизма реализации государственной молодежной политики между секторами, в частности, определение уровня влияния и воздействия сектора по делам молодежи на другие сектора, более 40% функций которых прямо или косвенно затрагивают молодежные проблемы;

— обновление политики управления отраслей (где более 30% сотрудников являются молодыми людьми в возрасте до 30 лет) с учетом включения отдельного сектора по делам молодежи и вовлечения в управленческий состав молодых людей;

— разработка и реализация функциональной и дисциплинарной межсекторальной политики по отношению к молодежи, включающей план действий, стратегий, концепций и программ идеологического, социально—экономического и культурного характера;

— системное вовлечение бизнес—сектора в развитие государственной молодежной политики, в том числе в развитие предпринимательства и ремесленничества среди молодежи;

— активизация участия гражданского общества, в том числе общественных объединений, в осуществлении государственной молодежной политики, в выявлении социальных проблем, в разработке и реализации соответствующих проектов и программ среди молодежи;

— выработка механизма реализации поощрительных инструментов государственной молодежной политики в секторе обороны и правопорядка, с целью укрепления духа, разума и тела солдат, а также с целью воспитания патриотизма и культурного развития;

— формирование кадрового потенциала спортивных и культурных инфраструктур и системное привлечение молодёжных масс к занятию спортом и культурному просвещению.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава I.. Теоретические и ситуативные основы формирования молодежной политики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Молодёжная политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Frisch, P. Youth full cities [Электронный ресурс] / P. Frisch. — London: 2015. — Режим доступа: http://www.youthpolicy.org/blog/youth-research-knowledge/cities-are-definitely-full-of-youth-but-are-they-youthful/#FN1

3

Статистический ежегодник Республики Таджикистан [Текст]: Статистический сборник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. — Душанбе: УОП ГВЦ, 2017. — 480 c.

4

Stanley, G. Youth its Education, Regimen, and Hygiene [Текст] / G. Stanley Hall. — New Zeeland: Clark University, 1904. — pp. 168

5

Лупандин, В. Н. Социология молодежи: учебник [Текст] / В. Н. Лупандин. — Орел: 2011. — 238 с..

6

Лупандин, В. Н. Социология молодежи: учебник [Текст] / В. Н. Лупандин. — Орел: 2011. — 238 с.

7

Масалов, А. Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи [Текст] / А. Г. Масалов // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова, серия «Политология» — 2012. — C. 102—110

8

Кон, И. С. Молодежь: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. [Текст] / И. С. Кон. — Москва: 1998.

9

Википедия. Ювенология [Электронный ресурс] — 2015. — Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki

10

Луков, А. Ювенология: проблемы становления теории молодежи [Текст] / Вал. А. Луков// Вестник Международной академии наук. — 2007. — №2. — C. 66—69

11

Слуцкий, Е. Г. Ювенология в 21-м веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении [Текст] / под редакции Е. Г. Слуцкого и В. В. Журавлёва. — СПб.: 2007. — 734 с.

12

Лукичёв, О. В. Феномен ювенологии как комплексного междисциплинарного знания о подрастающем поколении [Текст] / О. В. Лукичёв // Криминология. — 2011. — C. 36—40

13

Елисеева И. И, «Ювенология и ювенальная политика в 21-м веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования» (рецензия на коллективную монографию) [Текст] / И. И. Елисеева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — №3 (31). — 2011. — C. 383—386

14

Лисовский, В. Т. Социология молодежи: учебник [Текст] / В. Т. Лисовский. — СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — 460 с.

15

Манько, Ю. В. Социология молодежи: учебное пособие [Текст] / Ю. В. Манько, М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2008. — 316 с.

16

Манько, Ю. В. Социология молодежи: учебное пособие [Текст] / Ю. В. Манько, М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2008. — 316 с.

17

Jon, O. J. Dewey and Experiential Learning: Developing the theory of youth work [Текст] / O. J. Jon // Youth & Policy. — 2012. — №108. — pp. 55—72

18

Jon, O. J. Dewey and Experiential Learning: Developing the theory of youth work [Текст] / O. J. Jon // Youth & Policy. — 2012. — №108. — pp. 55—72

19

Ашуров, С. Б. Формирование и регулирование рынка труда в трудоизбыточном регионе (теория, методология и практика) [Текст]: автореф. дис… д-ра экон. наук: 08.00.05 / Ашуров С. Б. — Душанбе., 2012. — 40 с.

20

См: Асадуллоев, Р. Н. Молодежь в процессах демократизации общественной жизни страны (на примере Республики Таджикистан) [Текст] / Р. Н. Асадуллоев. — Душанбе, 2004. — 179 с.; Ашуров, С. Б. Государственная молодежная политика Таджикистана: состояние и перспективы [Текст] / С. Б. Ашуров. — Душанбе: Статус, 2002. — 236 с.; Набиев, В. М. Навнихолони боги истиклол [Текст] / В. М. Набиев. — Душанбе: Авесто, 2001. — 220 с.; Хакимов, Ш. Н. Тарбияи сиёсии чавонон [Текст] / Ш. Н. Хакимов. — Душанбе: Сино, 1994. — 122 с.; Рахимов, И. Х. Формирование государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан: автореф. дис… к-та полит. наук: 23.00.02 [Текст] / И. Х. Рахимов. — Душанбе, 2002. — 22 с.

21

Зеленин, А. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей [Текст]: дис… д-ра полит. наук: 23.00.02 / А. А. Зеленин. — Нижний Новгород. 2009. — 580 с.; Социология молодёжи [Текст]: энциклопед. словарь / авт. — сост. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М.: ACADEMIA. 2008. — 492 с.; Кочетков, А. В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России [Текст]: дис… д-ра юрид. наук: 12.00.01 / В. А. Кочетков. — СПб. 2010. — 567 с.; Лисовский, В. Т. Социология молодежи: учебник [Текст] / В. Т. Лисовский. — СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — 460 с.; Лупандин, В. Н. Социология молодежи: учебник [Текст] / В. Н. Лупандин. — Орел: 2011. — 238 с.; Лукичёв, О. В. Феномен ювенологии как комплексного междисциплинарного знания о подрастающем поколении [Текст] / О. В. Лукичёв // Криминология. — 2011. — C. 36—40; Манько, Ю. В. Социология молодежи: учебное пособие [Текст] / Ю. В. Манько, М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2008. — 316 с.; Нигматуллина Т. А. Молодежная политика в условиях российского федерализма: региональный аспект: автореф. дис… д—ра политических наук: 21.00.05 [Текст] / А. Т. Нигматуллина — Москва: 2013. — 46 с.; Сафонова, А. С. Молодежная политика и молодежь в политике: зарубежный опыт [Текст] / А. С. Сафонова // Тамбов: Грамота. — №2 (28): в 2-х ч. Ч. II. — 2013. — С. 166—174; Программа дисциплины «Государственная молодежная политика в Российской Федерации»: 040700.62 Организация работы с молодежью [Электронный ресурс] / Казанский федеральный университет: 2014. — Режим доступа: https://www.kpfu.ru/pdf/portal/oop/50293.pdf; Орлова, В. В. Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе: учеб. Пособие / В. В. Орлова. — Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем управления и радиоэлектроники, 2013. — 224 с.; Георгиенко, В. Молодежная политика ЕС, СЕ, ООН [Электронный ресурс] / В. Георгиенко. — 2010. — Режим доступа: https://www.georgienko.com; Исаев, Д. Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган // Молодежь России: Библиогр. указатель/РГЮБ. — М., 1995. — Вып. 1—4. — С. 154—162; Кон, И. С. Молодежь: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 16. [Текст] / И. С. Кон. — Москва: 1998.; Кочетков, А. В. Молодежная политика в странах СНГ: опыт правового регулирования [Текст] / А. В. Кочетков // М.: Закон и право. — №12. — 2010. — С. 5—8; Youth Work, Sport and Recreation management [Электронный ресурс] / Victoria University. — Melbourne: 2014. — Режим доступа: https://www.maribyrnong.vic.gov.au/files/vu_ youth_work. pdf; Anderson, B. E. How much did the programs help minorities and youth? [Текст] / B. E. Anderson // Employing the unemployed. — New York: Basic Books, 1980. — pp. 32—39; Gary, B. Review and analysis of international experience with programs targeted on at-risk youth [Текст] / B. Gary, F. Miguel // LASHC Paper Series. — №5. — World Bank, 1996. — 118 p.; Stanley, G. Youth its Education, Regimen, and Hygiene [Текст] / G. Stanley Hall. — New Zeeland: Clark University, 1904. — pp. 168; Ал-Мулла, К. Состояние молодежной политики в Арабском регионе [Текст] / К. Ал-Мулла. — Доха: 2006. — 9 с.; Дилечки, И. Молодежная политика Турции [Текст] /И. Дилечки // Белорусская думка. — №7. — 2014. — С. 97—101; Kohler-Koch, B. The three worlds of European civil society — What role for civil society for what kind of Europe?» [Текст] / B. Kohler-Koch. — London: The New Politics of Civil Society. — issue 1. — 2009. — pp. 47—57; Ozbil, Z. Materials of conference «Young people in Eastern Europe and Central Asia: from policy to action» [Текст] / Z. Ozbil, A. Habershon. — World Bank: Rome, 2007. — 173 p.; Jeremy, R. Youth in Society: Contemporary Theory, Policy and Practice [Текст] / R. Jeremy. — UK., Open University, 2014. — 263 pp.; Matthew, S. Youth Participation and Youth Work [Текст] / S. Matthew // Youth studies Ireland. — #2. — Ireland., 2008.; Jeffs, T. Innovation and Youth Work [Текст] / T. Jeffs // Journal: Youth and Youth Policy. — #114. — 2015. — p.80—95.

22

Университет молодежи Китая по политическим наукам [Электронный ресурс] — 2017. — Режим доступа: http://www.admissions.cn/cyu/

23

Институт молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического Университета Российской Федерации [Электронный ресурс] — 2017. — Режим доступа: http://www.nspu.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=7483

24

Молодежный Научный Институт в Калифорнии (США) [Электронный ресурс] — 2016. — Режим доступа: http://www.ysi-ca.org/index.html

25

Исследовательский Институт по делам молодежи в Коннектикуте (США) [Электронный ресурс] — 2015. — Режим доступа: http://ase.tufts.edu/iaryd/about.htm

26

Германский Институт молодежи [Электронный ресурс] — 2016. — Режим доступа: http://www.dji.de

27

Миралиев, К.: Реализация государственной молодежной политики и её роль в укреплении потенциала молодежных движений Таджикистана в условиях современного общества [Текст] / К. Миралиев. — Душанбе: Рафиграф, 2006. — 186 с.

28

См: Асадуллоев, Р. Н. Молодежь в процессах демократизации общественной жизни страны (на примере Республики Таджикистан) [Текст] / Р. Н. Асадуллоев. — Душанбе, 2004. — 179 с.; Ашуров, С. Б. Государственная молодежная политика Таджикистана: состояние и перспективы [Текст] / С. Б. Ашуров. — Душанбе: Статус, 2002. — 236 с.; Набиев, В. М. Навнихолони боги истиклол [Текст] / В. М. Набиев. — Душанбе: Авесто, 2001. — 220 с.; Хакимов, Ш. Н. Тарбияи сиёсии чавонон [Текст] / Ш. Н. Хакимов. — Душанбе: Сино, 1994. — 122 с.; Рахимов, И. Х. Формирование государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан: автореф. дис… к-та полит. наук: 23.00.02 [Текст] / И. Х. Рахимов. — Душанбе, 2002. — 22 с.; Тураева, 3. Ю. Студенческая молодежь как субъект политического процесса: проблемы и перспективы: автореф. дис… к-та полит. наук: 23.00.02 [Текст] / З. Ю. Тураева. — Душанбе, 2006. — 26 с.

29

Зеленин, А. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей [Текст]: дис… д-ра полит. наук: 23.00.02 / А. А. Зеленин. — Нижний Новгород. 2009. — 580 с.; Социология молодёжи [Текст]: энциклопед. словарь / авт. — сост. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М.: ACADEMIA. 2008. — 492 с.; Кочетков, А. В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в России [Текст]: дис… д-ра юрид. наук: 12.00.01 / В. А. Кочетков. — СПб. 2010. — 567 с.; Программа дисциплины «Государственная молодежная политика в Российской Федерации»: 040700.62 Организация работы с молодежью [Электронный ресурс] / Казанский федеральный университет: 2014. — Режим доступа: https://www.kpfu.ru/pdf/portal/oop/50293.pdf; Youth Work, Sport and Recreation management [Электронный ресурс] / Victoria University. — Melbourne: 2014. — Режим доступа: https://www.maribyrnong.vic.gov.au/files/vu_ youth_work. pdf; Anderson, B. E. How much did the programs help minorities and youth? [Текст] / B. E. Anderson // Employing the unemployed. — New York: Basic Books, 1980. — pp. 32—39; Gary, B. Review and analysis of international experience with programs targeted on at-risk youth [Текст] / B. Gary, F. Miguel // LASHC Paper Series. — №5. — World Bank, 1996. — 118 p.; Stanley, G. Youth its Education, Regimen, and Hygiene [Текст] / G. Stanley Hall. — New Zeeland: Clark University, 1904. — pp. 168; Ал-Мулла, К. Состояние молодежной политики в Арабском регионе [Текст] / К. Ал-Мулла. — Доха: 2006. — 9 с.; Jeffs, T. Innovation and Youth Work [Текст] / T. Jeffs // Journal: Youth and Youth Policy. — #114. — 2015. — p.80—95.

30

Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан [Электронный ресурс] — Душанбе, 2016. — Режим доступа: http://president.tj/ru/node/13747

31

Миралиев, К. А. Президент ва чавонон [Текст]: Дастури иттилоотию методи / К. А. Миралиев. — Душанбе: Тараккиёт, 2013. — 55 с.

32

Выступление на заседании Совета глав государств-членов ШОС [Электронный ресурс] — Россия, 2015. — Режим доступа: http://president.tj/ru/node/9366

33

Послание Президента Республики Таджикистан, Лидера нации Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан [Электронный ресурс] — Душанбе, 2016. — Режим доступа: http://president.tj/ru/node/13747

34

Манько, Ю. В. Социология молодежи: учебное пособие [Текст] / Ю. В. Манько, М. Оганян. — СПб.: Петрополис, 2008. — 316 с.

35

О Резолюции Совета Безопасности ООН от 9.12.2015, №2250 [Электронный ресурс] — Нью-Йорк: 2015. — Режим доступа: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/RES/2250(2015)&referer=http://www.youthpolicy.org/blog/peacebuilding/un-security-council-resolution-youth/&Lang=R

36

Concept Note for the First Global Forum on Youth Policies [Электронный ресурс] — Баку: 2014 (2015). — Режим доступа: http://www.youthpolicy.org/

37

О сотрудничестве в сфере работы с молодежью: Соглашение государств-участников СНГ от 25.11.2005 [Электронный ресурс] — М: 2005. — Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/ Reestr.html#reestr/view/text? doc=3044

38

О молодежи и государственной молодежной политике: Закон Республики Таджикистан от 27.11.2014 г., №1161 [Текст] // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. — 2004. — №7 — ст. 459. — 2011. — №6 — ст. 429;

39

Миралиён, К. А. Некоторые теории государственной молодежной политики [Текст] / К. А. Миралиён // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»: Инновационные технологии в науке и образовании. — 2015. — №3 (3). — С. 24—30

40

Гостенина, В. И. Социология управления: Стандарт третьего поколения [Текст] / В. И. Гостенина. — СПБ.: Питер, 2013. — 368 с.

41

Тощенко, Ж. Т. Социология управления: учебник. [Текст] / Ж. Т. Тощенко. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2011. — 300 с..

42

Лисовский, В. Т. Социология молодежи: учебник [Текст] / В. Т. Лисовский. — СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. — 460 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я