Политический PR и маркетинг. Практическое пособие для российского политика

Евгения Куцуева

Это первое в своем роде практическое пособие для политиков в России.Пошагово изложены все этапы – от принятия решения быть политиком до итоговых результатов на выборах.Книга включает три больших блока, объединённые логикой: политический маркетинг, политический PR и избирательная кампания.Высшая цель автора – меритократия, власть достойных, и снабжение всем инструментарием всех достойных людей, которые выбрали сферой своей реализации политику.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политический PR и маркетинг. Практическое пособие для российского политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Евгения Куцуева, 2021

ISBN 978-5-0053-3186-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Как тема политики появилась в моей жизни

«Школа российской политики объявляет набор». С этого анонса нового проекта в Республике Башкортостан и начался мой политический путь.

Это был октябрь 2010 года.

Однако некоторые задатки для этого пути уже были.

Предыдущие 10 лет были посвящены журналистике. В 2000-м — первая публикация в газете, с 2002 по 2007 — очное обучение на факультете журналистики Оренбургского государственного университета, работа с первого курса на телевидении, в газете и информационном агентстве. Я работала во всех видах СМИ, начиная от городского уровня до федерального, я изучала специфику каждого медиа, то, как создаётся и подаётся информация. Параллельно, с 2003 года, в университете занималась научной деятельностью. Первой большой научной работой стала «Специфика подачи информации в новостях на разных телеканалах», когда я брала и сравнивала, как одно и то же показывают в разных выпусках новостей. Оценивала подводки, структуру текстов, крупность планов, точки и ракурсы съёмки, даже цвет одежды ведущих. Выявляла закономерности в освещении событий каналами государственными и формально независимыми, искала и находила эти закономерности, объясняя, как именно это было сделано.

Годом позже меня заинтересовали психофизиологические основы манипуляции сознанием, и я стала изучать то, как работает мозг и его полушария. Эта работа заслужила очень хорошие оценки, а я поняла, что мы, люди, очень обусловлены физиологией в своём восприятии образов и информации. Тогда же я начала работу про роль эмоций в манипуляции сознанием телезрителей.

Технике вставленных сообщений и воздействию в новостных и развлекательных программах на сознание была посвящена третья работа. Я провела настоящий опрос-полуторатысячник. Своей целеустремленности и упорству того периода я удивляюсь и сейчас.

Представьте, ровно две недели с утра до вечера я заходила в каждую аудиторию университета, где проходила лекция.

Выглядело это так, я стучала в дверь, звала преподавателя, говорила: «Я — Евгения Куцуева, я провожу опрос для научной работы, можно мне три минуты?».

И затем заходила, точно так же представлялась аудитории и просила достать листочки и ручки, зачитывала 10 вопросов, ждала, пока ответят, собирала все листочки. И стучалась в новую дверь.

Надо сказать, что за две недели каждый согласился, чтобы я провела опрос, единственный раз меня попросили подождать буквально 5 минут, чтобы лектор дообъяснял тему, я её тоже прослушала внутри аудитории и опять попросила студентов достать листочки и ручки.

В итоге у меня было чуть больше полутора тысяч листочков разных размеров.

Все они были разложены на полу моей съёмной студенческой квартиры и заботливо рассортированы. Каждый голос был учтён.

На следующий год меня заинтересовали вопросы толерантности, межэтнического и межконфессионального согласия. Спустя несколько лет я получу диплом по этому направлению, там будет написано: «Специфика управления в полиэтническом регионе».

В этом же году случайно на улице ко мне подошли люди, которые предложили принять участие в опросе, чуть позже я узнаю, что это и есть «фокус-группа». Меня, помню, тогда раздражало, почему они спрашивают о том, что мне совершенно неинтересно, называют какие-то фамилии, быстро прерывают на моментах, когда я рассказывала о чём-то мне важном, и возвращают опять к нужным им темам.

Однако в итоге всё прошло настолько хорошо, что организаторы предложили уже мне собирать людей на фокус-группы прямо с улицы по определённым критериям, и мы собирали. Это было за 6 лет до Школы российской политики. Я смотрела, как всё это проводится, как и что отвечают люди, как формируются эти листы отчётности, это было в Оренбурге, мне тогда и 20 лет не исполнилось.

Однако ещё раньше, в 10 классе, в Салавате, в Башкортостане я совершала поквартирный обход. В здании школы вечером собрались люди, каждый взял себе по несколько домов. И мы начали. Мне достались три девятиэтажки. Много позже я узнала, что это и есть кампания от «двери к двери» и что для таких вещей надо привлекать людей старше 18 лет. Тогда же это было сродни спорту, процент открытий, кстати, был высокий. Всё это было оплачено.

Так что, получается, что первые деньги на выборах я получила, совсем не разбираясь в выборах, ещё до своего совершеннолетия.

Всё это мне очень пригодится на следующем — политическом — этапе.

За 10 лет, с 2010 года, была Школа Российской политики, приглашение работать в администрацию президента Башкортостана в качестве спичрайтера, работа в региональном штабе избирательной кампании 2011 года в Государственную Думу Российской Федерации шестого созыва, затем выборы Президента России в 2012 году, выборы в городской совет Уфы и Государственное собрание — Курултай Республики Башкортостан — 2013 года, выборы главы Республики Башкортостан в 2014. Этот период я называю внутренним закулисным.

3,5 года я изучала, как система работает со стороны регионального органа исполнительной власти в профильном для этого управлении внутренней политики.

В 2014 мир решил предоставить мне возможность выхода на другой уровень понимания общественно-политических процессов. В Российской академии Государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации начиналась экспериментальная двухгодовая англоязычная программа «Master of Global Public Policy». Предполагалось, что 15 человек со всего мира станут публичными политиками и будут специализироваться на вопросах взаимодействия со странами ШОС и БРИКС. Я прошла международный отбор и начала учиться, оставив должность начальника отдела контроля и аналитической работы в Администрации главы Башкирии.

В 2016 я прошла программу «Кандидат», ту самую, в которой предполагалось дать базовые знания будущим депутатам, этот период моего политического развития совпал с громогласными заявлениями премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева об обновлении «Единой России». В праймериз, процедуре предварительного голосования до самих думских выборов, предлагалось участвовать в том числе и беспартийным кандидатам, и после многих лет теории я решила посмотреть, как всё устроено со стороны актора — публичного политика.

В этом периоде были мои первые дебаты, первое вступление в политическую партию, ею стала переродившаяся из «Правого дела» Михаила Прохорова «Партия Роста» Бориса Титова. Первая регистрация в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации 7 созыва, первая деятельность по созданию регионального отделения, встречи, подписные листы, агитации, группы контроля, встречи с избирателями, развитие отделения с нуля до 1500 членов партии, первые выборы в составе списка.

2017 и 2018 годы прошли в изучении экономики и международных коммуникаций со странами ШОС и БРИКС.

В 2018 я впервые выступила в роли руководителя штаба, теперь уже я сама отвечала за победу моего кандидата и всё — от создания месседжа кампании до итоговых результатов выборов в Государственное собрание-Курултай Республики Башкортостан — было зоной моей ответственности. 3 месяца ежедневной работы, 72 населённых пункта, где проводились встречи кандидата в депутаты с избирателями. Кандидат победил.

Этот период в 5 лет я называю «периодом практики на сцене».

В 2019 в Башкортостане проводились досрочные выборы Главы Республики, я выразила желание принять в них участие, серьёзно готовилась к этому процессу. Этот период я называю «погружение в реальность российской политики на новом уровне».

2020 год стал годом общественно-политической активности и размышлений над возможностью вообще быть политиком в России.

Я читала всё, что мне попадалось по теме, однако новых практически применимых книг, в которых бы давались пошаговые алгоритмы, заранее раскрывались все тонкости, которые ты познаешь на практике (и часто это познание очень дорого в финансовом и моральном плане тебе обходится), не находила.

Я искала, но либо это было всё уже устаревшее, либо из области «как должно», а вовсе не «как есть». И ещё один момент: я женщина-политик, и мне хотелось почитать что-то от лица автора-женщины, желательно моего возраста с хорошим опытом политической деятельности.

Как вы понимаете, именно то, что я ничего из того, что искала сама, не нашла, и вдохновило меня написать эту книгу.

Будь она у меня в 2010 году, в тот момент, когда я только услышала объявление: «Школа Российской политики открывает набор», это десятилетние, возможно, стало бы легче и результативнее. Именно этого я желаю каждому, кто сейчас держит в руках эту книгу.

Я пишу её так, как хотела бы прочитать сама. Просто, честно, по существу, но с возможностью глубоко подумать над сутью каждого рассматриваемого вопроса.

Что будет в этой книге?

Книга включает три больших блока, объединённые логикой.

Сначала происходит изучение поля предстоящей работы, возможностей и ограничений.

Затем мы рассмотрим, как проводится исследование, и уже на основе полученных в ходе его проведения данных увидим, как формируется пиар-стратегия политика, которая в дальнейшем реализуется в избирательной кампании.

Мы пошагово рассмотрим все составляющие, какие есть возможности и сложности на каждом из этапов. Какие совершаются типичные ошибки и как сделать так, чтобы этих ошибок избежать.

Подразделы снабжены кейсами и историческими примерами. Это позволит переложить теорию на практику, плюс такие образы лучше запоминаются.

Моя высшая цель — меритократия, власть достойных, и как автор этой книги я хочу снабдить всем инструментарием всех достойных людей, которые выбрали сферой своей реализацию в политике.

Мы вместе поразмышляем над ответами на вопросы: «Что это за дух времени, каковы особенности эпохи, что придёт ей на смену и когда эта смена произойдёт?» И главное, когда произойдёт изменение в сознании людей так, чтобы это было критическое значение, выводящее человечество на новый уровень.

Мы очень обобщённо рассмотрим особенности государственного строительства в Российской Федерации за 30 лет, с 1990 года. Какая система власти сложилась, однако, для нас это будет носить прикладной характер, чтобы понимание ключевых особенностей процесса позволило провести качественное маркетинговое исследование, создать эффективную пиар-стратегию и применить все полученные знания и данные в ходе избирательной кампании, цель которой — победить.

С уважением, автор

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политический PR и маркетинг. Практическое пособие для российского политика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я