Предвведение в любомудрие родного языка и родного

Ким Сушичев

Книга поверхностно знакомит читателя с прикладной философией родного языка и родного, задачей коей является изучение, собирание, сохранение, возвращение и развитие родного, в частности, изучение родного языкового образа мира, восстановление нарушенного родного самосознания и нарушенной укладной памяти народа, возвращение его забытого укладного наследия, а также разработка философии, которая сможет стать образом мысли и жизни всех жителей Русского и иных миров и объединить всё человечество.

Оглавление

О родине

Проясняем значения слова-понятия «родина»

«И хотя родина есть только имя, только слово, — оно сильно, сильней самых могущественных заклинаний волшебника, которым повинуются духи» (Чарльз Диккенс).

У многих наших людей нет ясного понимания того, что же такое родина, есть только каша, набор из разных заблуждений и обрывков знаний. И это относится не только к слову-понятию родина, но и ко многим другим словам-понятиям. Такое положение вещей является следствием нашего общего языкового невежества и общей оторванности от родных языковых корней.

Поэтому работу с любым словом-понятием нужно начинать с прояснения его значений и установления происхождения (как то завещал нам Пушкин). Это один из нароков (принципов) родноречия — любомудрия родного (в частности, русского языка) языка и родного.

Сначала узнаем, что в связи с понятием «родина» творится в головах наших людей, а потом посмотрим, какие же значения есть у этого слова-понятия в русском языке и выясним его происхождение.

У людей, конечно, каша в головах, но и в этой каше можно выявить некоторые устойчивые сообразы.

Вот что показывают опросы: «Как показывают обществоведческие опросы, понятие „родина“ связывается с близкими, особенностями домашнего быта, природой, окружающей середой, а также с образом жизни, родным языком, родной землёй» [Чикаева Т. А. Родина как духовное понятие отечественной социальной философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. №6. Ч. 1. С. 203—205]. «Распространённым является понимание родины как определённого пространства. Родина для опрашиваемых представляется понятием, вбирающим в себя, как в матрёшку, и родной дом, и родную сторону» [Чикаева Т. А. Родина как социально-философская категория: содержание понятия // Манускрипт. 2016. №7—2 (69). С. 213—216].

«Участники общественноведческого опроса, проведённого в 2012 году, высказывают следующее образное понимание родины: это нечто чистое, светлое (берёзы), плодородное и бескрайнее (поля, небо), иногда немного печальное (дожди), нечто милое, неприручаемое полностью (кот, леса, реки в лесу), мощное (медведь, тигр), хотя не нападающее без причины (медведь в спячке), кое безропотно несёт свою ношу-судьбу (конь, верблюд), ей можно и должно служить безкорыстно (образы удальцов (богатырей), подвижников (героев) Великой Отечественной войны и памятники им), это нечто заведомо непродажное (установки советских плёнок и книг, отчасти данное в вере (образ храмов и не данное в современных жизненных привычках» [Гузенина С. В. Державность и народный патриотизм как фундаментальные составляющие российского менталитета // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 106. №2. С. 28—33].

В Русском ассоциативном словаре, число откликов на слово-раздражитель «родина» (205) в два раза превышает число откликов на раздражители «отчизна» (105) и «отечество» (103), причём почти треть этих откликов (65) представлено словом «мать» [РАС 2002 — Русский ассоциативный словарь. — М., 2002. — Т. 1]. Слово «родина» чаще, чем другое слово созначной тройки «родина — отечество — отчизна» использовалась в названиях писательских произведений, общественных учреждений, зданий и вещей. Слово «родина» входит в состав многочисленных выражений, образующих запас полевых знаний носителей русского языка [Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостные составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. — Воронеж: ВГУ, 2006. — С. 26—36]. На основе определений словописных источников было выявлено 65 слов и словосочетаний, представляющих понятие «родина» в русском языке: родная страна (20); отечество (12); место происхождения чего-либо (8); мать (4); предки (3); гражданин (3); дом (3); народ (2); любимое место (2); этнос (1); чувство защищенности (1); патриот (1); природа (1); язык (1); родные/близкие (1); родная земля (1); отчий дом (1).

В ходе изучения смыслового содержания понятия «Родина» в русском языковом сознании на данных современного отечественного и русского языковедения и языкоукладоведенья [1, 2, 3, 4] строевые составляющие изучаемого понятия оказалось возможным выстроить таким образом:

— Родина как место рождения и проживания — осуществление признаков малой родины, в том числе местностоимённых «родная земля/край»;

— Родина как земная середа обитания — проявление природно-земных признаков Родины;

— любовь к Родине (Родина как дом, мать) — выражает переживально-чувственную и ценностную купы признаков, описывающих личностный уровень отношения к Родине;

— качественный уровень понятия (красота Родины) — осуществление качественных признаков Родины: хорошая/красивая/великая/святая/богатая;

— Родина как государство — выражает все названья Родины как страны: отечество/мать/держава/Россия/Русь;

— долг перед Родиной — раскрывает гражданский уровень в составе понятия «Родина»;

— неповторимость Родины (гордость за Родину) — обозначается словами, выражающими неповторимость Родины.

Сулейманова А. Ж. Концепт «родина» в языковой картине мира (на примере произведений писателей — участников Великой Отечественной войны). ГУ «Гимназия №3 для одарённых детей г. Павлодара» // Старт в науке. VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся.

«В общественном сознании Руси и Советского Союза имеет место сакрализация (освещенение) родины и её границ» [Рябов О. В. Константинова М. А. Русский медведь как символический пограничник // Труды Карельского научного фонда РАН. 2011. №6. С. 114—123].

Теперь посмотрим, что нам говорит об этом русский язык. А говорит он нам о наличии нескольких значений у слова «родина»:

а) родимая, родная земля, деревня, город, земля, государство, где кто родился, место рождения, происхождения кого-л.;

б) место зарождения, произрастания чего-л.;

в) место появления, происхождения чего-л. и

г) Отечество — страна отцов, родная страна, страна, в к-рой человек родился и гражданином к-рой он состоит.

Такие значения отражены во всех толковых словарях русского языка, начиная с конца 18 в. И такие же значения сидят в головах большинства ныне живущих советских и послесоветских русскоговорящих, а может быть и не только, людей.

А вот в этимологических (корнесловных) словарях русского языка отмечаются ещё два значения — «семья, родство, родичи» и «выросшая, выращенная» (Родина — общеславянское слово, произведённое от другого общеславянского слова род, выходящего к праслав. основам ордина и oрдъ (от ordti («расти»), выходящего к и.-е. сущ. *Hordh — «высокий, выросший»). Род — «то, что выросло, выращено» (первичное значение) и «семья, род, племя, народ» и «ряд поколений, восходящих к одному предку» (вторичные).

И вот эти значения слова «родина»: «то, что выросло, выращено» и «семья, родство, родичи» большинством носителей русского языка почему-то оказались забыты. Кто сегодня помнит и знает эти значения, кроме некоторых языковедов? Да никто!

А вот значение «Отечество — страна отцов, родная страна, страна, в к-рой человек родился и гражданином к-рой он состоит» является самым самым поздним, самым молодым, оно появилось только в 18—19 вв., встречается впервые (по О. Трубачёву) у Г. Державина в послании Василию Капнисту 1797 года:

Так для чего ж в толь краткой жизни

Метаться нам туды, сюды,

В другие земли из отчизны

Скакать от скук или беды

И чуждым солнцем согреваться?

От пепелища удаляться,

От родины своей кто мнит,

Тот самого себя бежит.

(Гавриил Державин).

И ещё раньше, в строкотворении Ивана Дмитриева «Искатели Фортуны» 1794 года:

…Как странствователь наш отправился в Сурат,

А часто, часто он поглядывал назад,

На родину свою: корабль то загорался,

То на мель попадал, то в хляби погружался;

Всечасно в трепете, от смерти на вершок;

Бедняк бесился, клял — известно, лютый рок,

Себя, — и всем и всем изрядна песня пета!

(Иван Дмитриев).

Закрепилось, вернее, его закрепили в русском языке только с середины 19 в. и сделали это, вероятно, революционеры (переворотчики) и народники: сначала Михаил Бакунин, Александр Герцен, а затем революционные демократы (переворотчики-народоправцы) Николай Добролюбов и Николай Чернышевский.

В словаре Владимира Даля, первое издание коего выходило в 1863—1866 годах, уже отражены два смысла слова «родина», хотя более узкое значение по-прежнему преобладает:

«Ро́дина, ж.

Родимая земля, чье место роженья; в обширном знач. земля, государство, где кто родился; в тесном знач. город, деревня».

И до сих пор в общественном сознании наших людей сохраняются два последних значения слова-понятия «родина». И у всех, кроме западников-противородников, являющихся иноглядцами и иномерцами, т. е. теми, кто смотрит на родное неродными очами, очами инородцев и меряет родное неродными мерками, к данному слово-понятию и явлению сохраняется положительное отношение.

«Родина, о, волшебное слово, как ты знакомо всем людям, даже тем, которых человеческое общество выгнало из своей середы, наложило для них запрет на мысль о родине и возвращении в своё Отечество! Свет может все похитить у несчастного, только одно не в его власти — отнять у него родины. Сознание, что стоишь на родной земле, что находишься дома — это чувство охватывает нашу душу, наполняет радостью наше сердце. Только при последнем нашем издыхании это блаженное ощущение покидает нас, потому что тогда мы вступаем в новый, лучший мир. Родина!» (Лейхтвейс // А. В. Редер. «Пещера Лейхтвейса»).

«Отечеством мы зовём Русь потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме Руси всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина» (К. Д. Ушинский).

«Отчего мы уехали с Руси, отчего живём и, конечно, умрём на чужой земле, вне родины, которую, кстати, во имя уважения к ней, верности и любви к ней надо бы писать с маленькой, а не с оскорбительно-елейной, отвратительно-слащавой прописной буквы, как повелось писать теперь. Не Родина, а родина: и неужели Русь так изменилась, что дух её не возмущается, не содрогается всей своей бессмертной сущностью при виде этой прописной буквы? На первый взгляд — пустяк, очередная глупая, телячье-восторженная выдумка, но неужели все мы так одеревенели, чтобы не уловить под этим орфографическим новшеством чего-то смутно родственного щедринскому Иудушке?» (Г. В. Адамович. «Комментарии»).

О РУССКОМ И ЗАПАДНОМ ПОНИМАНИИ РОДИНЫ

«Для корыстного духа коммерции не существует ни родины, ни чувств, ни принципов — одна нажива» (Томас Джефферсон).

«Как можно говорить, что у человека есть Родина, если он не владеет ни одним квадратным дюймом её земли?» (Генри Джордж).

«…она не знала, что такое родина. Так случилось. Если человек родился и рос в одной стране, взрослел в другой, а учился и работал в третьей — где тут родина? Все три? Или ни одной? Настя была уже западным человеком и искренне полагала, что родина там, где тебе хорошо и занятно» (Александр Шабашкевич. «Дважды убитый»).

«В детстве в школе на уроках истории я засыпал: мне было скучно и не любопытно. Говоря о ВОВ, учитель обращался к числам, схемам и показывал чертежи со стрелками. И только сегодня я понял, что за этим стояли настоящие люди: мальчики, девочки младше меня, кои дрались за Родину, погибали за неё, за нас сегодняшних, за нашу жизнь. Каждый год 9 травня (мая) мама водила меня на парад. Мне нравилось как блестят ордена. Мама покупала мне шарики. Все улыбались. Мама дарила цветы. Я только не мог понять почему этот праздник называли со слезами на глазах. Теперь я всё понял — Родина — одна, одна на все времена» (Фильм «Туман»).

Родина-матрёшка, родина-слойка

Понятие родины подобно матрёшке, оно многоуровнево, многослойно, многосоставно и включает в себя множество иных понятий и образов.

Родина — это живое целое (Это самоупорядочивающееся и общественное целое)

«Страна не есть какое-нибудь дополнение к населению, особям, составляющим её; она сама является душой, совестью, личностью, живой силой» (Э. Ранан).

«Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем явнее и охотнее представляешь её себе как живое тело» (Александр Блок).

«Отечество — то таинственное, но живое тело, очертания коего ты не можешь для себя отчётливо определить, но коего прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим телом непрерывной пуповиной» (М. Салтыков-Щедрин).

Чем живёт родина и из-за чего умирает? Любовь к Родине — это душа народа. Каждый народ живёт до тех пор, пока не истощилось в нём благородство

«Родина живёт патриотизмом и умирает из-за его отсутствия. Наш народ без патриотизма, что тело без души» (Гарегин Нжде).

«Каждый народ живёт до тех пор, пока не истощилось в нём благородство. Благородство это — не громкое, не в речах, не в битвах. А молчаливое, про себя, ни в чем не выраженное, косноязычное. Потому-то, добрый мой читатель, вот что тебе надо сохранять. При этом благородстве ты не только себя сохраняешь, а сохраняешь всё своё отечество. Как, почему: я не знаю. Но чувствую, что Бог покидает ту страну, народ, в котором уже ни одного благородного человека более не осталось. Тогда «приходят враги и истребляют его». Но этих врагов «допустил Бог» (В. В. Розанов. «Опавшие листья»).

«Прекрасное служит опорой души народа. Сломив его, разбив, разметав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизни. На загаженном, вытоптанном месте не вырастает любовь к своему народу, своему прошлому, воинская смелость и горожанская доблесть. Забыв о своём славном прошлом, народ оборачивается в толпу оборванцев, жаждущих лишь набить брюхо и выпить вина!» (Птолемей // И. Ефремов. «Таис Афинская»).

РОДИНА — ЭТО ЛЮДИ: РОДИЧИ И СОРОДИЧИ. РОДИНА — ЭТО НАРОД И СОНАРОД. РОДИНА — ЭТО СЕМЬЯ: БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ

Родина — это люди.

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека» (В. А. Сухомлинский).

«Связь с родиной в представлении гражданина — это чувство к живой родной земле и людям её населяющим в обобщении и особлении» (А. А. Блок).

«Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране» (Сергей Бодров).

«Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной. Родина — это определённый человек, с которым мне удобно вести беседу» (И. В. Гёте).

Родина — это люди, но не просто люди, а именно свои, наши, родные люди (вспоминаем одно из начальных значений данного слова — «семья, родство, родичи»): родичи и сородичи, соотечественники, земляки, сограждане.

«Родина — это не только полный холодильник и можности служебного роста. Родина, как ни крути, это ещё и люди. Разные люди, хорошие и не очень, совершенно незаметно умудряющиеся пролезть в твою жизнь и стать… да, стать родными» (Павел Корнев. «Там, где тепло»).

«Что же я буду делать без тебя? Земля, полная горсть земли. Разве на свете не много земли? Но ведь ты… Ты называл горстку земли Родиной. Неужели ты тоже стал землёй, Джевдет? Неужели эти земли стали твоей могилой? Я осталась без Родины. Она исчезла. Ты был моей Родиной, моей землей. Ты был моей жизнью» (Медсестра Азизе. Моя родина — это ты).

«Родина — это материнское сердце» (Полат Алемдар // Долина волков. Западня).

Сердце матери!

С чем бы его я сравнил?

Со вселенной?

Но больше вселенной оно!

Сколько горя я нехотя ей причинил,

Сколько вытерпеть ей за меня суждено!

Пусть глаза ей отдам, — а в долгу всё равно!

Выну сердце, отдам, — и тогда я в долгу!

Мать и Родина, вы для меня — заодно,

Не любить вас, не петь о вас я не могу.

(Ованес Шираз).

«Значимо, чтобы всегда были те, кто ощущал бы себя гражданином своего отечества, которое и будет существовать лишь до тех пор, пока будут существовать его граждане» (Л. С. Рубинштейн. «Знаки внимания (сборник)»).

Родина — это не все люди, не любые люди, а только самые честные, самые хорошие, самые преданные и трудолюбивые люди, люди, заботящиеся не только о себе, но и о своих родичах и сородичах, своём народе, языке, укладе и духе народа, не вредящие им, робящие на общее благо.

«У меня был преподаватель в техникуме — старый человек с очень сложной судьбой, он говорил: «Любить Родину — это не берёзки целовать, а помогать, поддерживать самых честных, самых преданных людей, когда им бывает трудно, они — Родина» (Шиндин. Фильм «Мы, нижеподписавшиеся»).

«Всякий смелый, всякий правдивый человек приносит честь своей родине» (Ромен Ролан).

«Вестимо, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и роднолюбие истинного труженика, и волостное безразличие мещанина» (Л. Леонов).

Да, не всех людей можно назвать Родиной, а только самых честных, хороших, преданных и трудолюбивых. Именно на них всё и держится.

Родина — это не просто люди, родина — это народ, т. е. люди с общей былью (историей), укладом, языком и духом и сонарод (нация) — собрание народов.

«Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это прежде всего народ» (Н. К. Чернышевский).

«Отечество находится не в землеописании. Это не та земля, на которой мы живём и родились и которая на чертежах обводится зелёной или жёлтой краскою. Отечество также не условная вещь. Это не та земля, к которой я приписан, даже не та, которою я пользуюсь и которая мне давала с детства такие-то или такие. Это та страна и тот народ, создавший страну, с которыми срослась вся моя жизнь, всё моё духовное существование, вся целость моей человеческой деятельности. Это тот народ, с которым я связан всеми жилами сердца и от которого оторваться не могу, чтобы сердце не изошло кровью и не высохло» (Хомяков А. С. «Мнение русских об иностранцах» (1846).

Поэтому Родина — это семья: большая и малая. Малая — это собственно семья, род. Большая — это друзья, соседи, соученики, сослуживцы, ученики, подопечные, земляки, односельчане, сородичи/соотечественники, сограждане, народ и сонарод (нация).

Поэтому «Отчизну кто клянёт — с семьёй тот порывает» (Пьер Корнель).

И чтобы эта родина-семья была счастливой и преуспевающей, она должна быть дружной, сплочённой. Люди, сообщества и народы в ней должны жить в мире и дружбе, не враждовать, а помогать друг другу. Иначе она распадётся или не сможет дать дружный отпор захватчикам. Поэтому Родину членить-делить нельзя. Её нужно объединять и сплачивать. Сила — в числе и единстве!

«Один народ — одна семья. Середи народа не может быть раскола, и ты не имеешь права быть внутренне расколотым» (Гарегин Нжде).

«Родина едина!» (В. М. Тихонов).

Родина — это духовное, душевное понятие и явление. Это состояние души, духа, чувство, отношение и отношения меж людьми, образ мысли и жизни, способ существования. Родина — это Путь и смысл жизни! Родина — это язык, уклад и дух народа

«Не диво, что стремлюсь я в край родной:

Ведь родина, как жизнь, душе близка»

(Хафиз Ширази).

«Родина, о, волшебное слово, как ты знакомо всем людям, даже тем, которых человеческое общество выгнало из своей середы, наложило для них запрет на мысль о родине и возвращении в своё Отечество! Свет может всё похитить у несчастного, только одно не в его власти — отнять у него родины. Сознание, что стоишь на родной земле, что находишься дома — это чувство охватывает нашу душу, наполняет радостью наше сердце. Только при последнем нашем издыхании это блаженное ощущение покидает нас, потому что тогда мы вступаем в новый, лучший мiр. Родина!» (Лейхтвейс // А. В. Редер. «Пещера Лейхтвейса»).

«Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы… Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости» (А. И. Куприн).

«И это я всегда вспоминаю при слове „Родина“. Оно для меня — это слово — не земельное понятие и даже не нравственное, а вот такое — я влюблён, поют знаменитые курские соловьи, мне девятнадцать лет, и я её проводил первый раз в жизни» (Юрий Герман. «Дорогой мой человек»).

Есть любимый сердцу край;

Память с ним не разлучится:

Бездны моря преплывай

Он везде невольно снится

(Виктор Кунин. «Друзья Пушкина»).

«В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне образ матери. Я люблю на своей великой Родине всё — и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие безплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы» (Н. Смирнов).

«А как вам в пустыне? Нравится? Здесь лучше? — Нет, моё сердце на родине. Где бы я ни был — оно всегда там» (Арн Магнуссон, Харальд Ольстенсен. «Арн: Объединнное королевство»).

«Родина — это понятие духовноеРодина всегда с нами, всегда в человеке. Человек в плену у родины, пока он жив, и совершенно всё равно, где он живёт. Англичанин едет в тропические леса Африки, но палатка, в которой он спит, есть для него Англия. Турок уезжает в Нью-Йорк, но покой, в которой он живёт, — уголок его Турции» (Курбан Саид. «Девушка из Золотого Рога»).

Родина всегда с нами, всегда в нас. Поэтому её нельзя лишиться полностью. Её может лишиться полностью только тот, кто никогда духовно и не имел её, у кого её в душе никогда и не было.

«Родину и душу теряет лишь тот, кто никогда не обладал ими» (Курбан Саид. «Девушка из Золотого Рога»).

«Тому, у кого нет чувства родины, нельзя внушить его никаким языком» (Антуан де Сент-Экзюпери. «Военный лётчик»).

Родина должна быть в душе, тогда её нельзя потерять полностью.

«Иногда люди носят Родину внутри, а не снаружи» (Фильм «Заклинатель коней»).

Родину теряют полностью люди, носящие её только снаружи.

«Интеллигент покидая свою Родину забирает из неё частичку духовности, знаний, уклада, порядочности и кусочек светлого будущего..» (АленБрут).

«Прошлое — родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби» (Генрих Гейне).

Родина живёт не только в душе человека, но и в его словах, делах и отношениях. Родина — это мировоззрение, образ мысли и жизни. Это отношения меж людьми, способ общения Это жизнь и деятельность человека, способ его взаимодействия с мiром, способ существования. Родина — это Путь и Смыл жизни!

«Подсознательно чувствуешь, что Родина — это что-то значимое, но что именно — объяснить не можешь. Не земля, не государство, не граждане, не уклад… Папа первый не выдерживает и перезванивает мне. — Родина — это образ жизни! — кричит он в дудку. — Ты нас с матерью хоть на Северный край забрось — и там у нас будет Русь! Я соглашаюсь. Да — образ жизни и ценности. У кого они схожи, те — твой народ. Потом прихожу в ужас: мы с папой принадлежим к разным народам» (Эльвира Барякина. «Ж. замечательных людей»).

«Место рождения Говарда не сводилось для него к скоплению старинных зданий, быстрой речке, окружённой деревьями, величественному очерку аббатства и подвесным кашпо на Центральной площади. Этот городок был его образцом, образом жизни, маломiром выстоявшим середи упадка страны» (Джоан Роулинг. «Случайная вакансия»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон бугра разговаривают по-разному с пришельцем и с тем, кто здесь родился. <…> Дом противостоит пространству, обычаи противостоят бегу времени» (Антуан де Сент-Экзюпери, из книги «Цитадель»).

Родина — это язык, уклад (культура) и дух (самость, самосознание) народа.

Поэтому «защита Родины есть и оборона культуры» (Н. К. Рерих // Н. К. Рерих. Оборона // Н. К. Рерих. Нерушимое, Riga: Uguns, 1936).

Родину нельзя отменить. Родина — это данность. Она есть

«Родину не выбирают; она — знак судьбы»

(А. В. Лаврухин).

«В том-то и штука, что Швейк отнюдь не дезертир. И — не уклонист. Он, если так можно выразиться, антидезертир. <…> Он, разумеется, против войны, но идёт воевать. И если бы его спросили, за что он воюет, он бы ответил: за друзей, за трактир „У чаши“, за человеческое достоинство, за Родину. Потому что Родина есть. Её могут отменить фашисты и либералы, коммунисты и геополитики, можно счесть, что твоя родина — весь мiр, а скучная семья не имеет к тебе отношения, это обуза. Но Родина тем не менее существует, и за неё отдают жизнь» (Максим Кантор. «Совок и веник»).

На свете всё небесконечно —

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это — Родина моя.

(Е. Евтушенко).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я