Свой взгляд на HR

Катерина Трусова, 2022

"Свой взгляд на HR" представляет собой практическое пособие и подробный алгоритм действий с расшифровкой на всех этапах воронки подбора персонала. Дает представление не только о том, как структурировать собственную работу, но и как строить карьеру в HR. Здесь и теория, и практика, и кейсы по подбору персонала, аналитике и личной эффективности. А также скрипты, анкеты, тестовые задания и готовые решения для обратной связи с кандидатами.Это не просто книга – это альтернатива курсам повышения квалификации.Автор Катерина Трусова имеет практический опыт во всех направлениях HR, в том числе построения отдела с нуля, перезапуска команд, оптимизации и автоматизации системы подбора персонала и работы отдела в целом.

Оглавление

Предисловие

Я всегда обладала очень ярко выраженной интуицией…

Несколько раз в моей жизни я забегала в последнюю дверь последнего вагона уходящего поезда. Так было с решением перевестись в другую школу, и так было при первом самостоятельном поиске работы. Несколько раз мне доводилось принимать решения об уходе с какого-либо места работы и через небольшой промежуток времени все начинало рушиться или же условия менялись в худшую сторону. Интуиция меня не обманывала, в том числе и в отношении грядущих радостных моментов жизни, давая мне возможность подготовиться к переменам.

Может и интуиция, а может и чувство нереализованного потенциала не давали мне покоя во времена моей работы в бухгалтерии. Да, я, безусловно, стремилась достичь неких высот, всегда стремилась к управленческой деятельности, осваивала новые участки бухгалтерского учета, будто пыталась насытиться этими знаниями или найти себя, но, постигая их, удовлетворения от проделанной работы я не получала.

Мне не давала покоя одна мысль. Приношу ли я пользу обществу и людям? Хирург спасает жизни, учитель учит детей и открывает им перспективы в жизни. Строитель строит дома, мосты и социально важные объекты. Актер и режиссер дают возможность отдохнуть, расслабится и отключиться от проблем и забот при просмотре интересного фильма или спектакля. Даже продавец-кассир в ближайшем продуктовом магазине больше полезен обществу, чем я. Какую пользу приношу я? С одной стороны, эти размышления немного напоминают всем известного Карлсона из одноименного детского произведения Астрид Линдгрен с его крылатой фразой «Малыш, ну я же лучше собаки!?». С другой стороны, такие размышления говорят прямо и конкретно, что человек, не видящий смысла в своей работе, просто находится не на своем месте. В чем я и стала убеждаться, когда после декрета и возможности на некоторое время отойти «от дел» я вышла работать бухгалтером и поняла, что работать по этой профессии я больше категорически, окончательно и бесповоротно не хочу.

Следующим вопросом стал вопрос стандартный «Что делать?». Два высших образования — техническое и бухгалтерское. Опыт только в бухгалтерии. Я отдала бухгалтерии более 7 лет своей жизни. Я начинала с помощника бухгалтера-курьера в крошечном конструкторском бюро и, не имея совершенно никакого образования, родителей со связями, друзей в помощь, я дошла до Заместителя главного бухгалтера в филиале Мосэнерго, откуда и уходила в декрет.

Вопрос «куда?» довольно быстро рассеялся, когда я задала себе следующий вопрос. Всего один простой и легкий вопрос: «Чего тебе, Катя, не хватало больше всего, работая в бухгалтерии?». Ответов было несколько, и нашлись они очень быстро. Общение и Движение. Общения не в рамках коллектива, а общения с внешним миром. Максимум — это были коллеги-бухгалтера из организаций-контрагентов, но этого мне было мало. Также, будучи рядовым бухгалтером, я часто слышала в свой адрес замечания от ведущих и главных бухгалтеров, что я очень много объясняю и уделяю своего времени другим сотрудникам, а этого делать не надо, не надо им ничего объяснять. У тебя есть указания Руководства — просто выполняй их, так всем и говори! Пусть боятся лишний раз сюда зайти! Последнее вообще никак не вязалось с моим мировосприятием. И очень, очень не хватало движения. Иногда мне просто необходимо было встать и выйти в коридор, пройтись, так как сидячая работа и раскопки оборотно-сальдовых ведомостей, карточек счета и отгрузочных документов давили на все мои нервные окончания как китайская пытка.

Ответ на вопрос, в какой сфере и области все это есть в изобилии, лежал на поверхности, и даже не пришлось долго думать. Однозначно, это поиск персонала и направление hr. Эта работа мне всегда казалась какой-то необыкновенно романтичной, творческой, с возможностью реализовать в ней все то, чего мне так не хватало, и даже больше. Реализовавшись в этом направлении, я смогу быть полезной не только людям, помогая им найти хорошую работу, но и работодателю найти эффективных сотрудников, близких по духу, с возможностью строить бизнес более продуктивно. Чем я не строитель? Эта работа не менее значима, чем врач или учитель — ведь ты помогаешь людям устроиться на работу, где они будут зарабатывать деньги и профессионально расти, где им будет комфортно (если прочувствуешь кандидата и поймешь, что он подходит в этот коллектив). Ты, своего рода, мост для человека в более стабильную и счастливую жизнь, если правильно расставить людей на местах. При этом, такая работа дает возможность делать сотрудников счастливее, организуя тимбилдинги и корпоративные мероприятия — чем ты не актер и режиссер? А еще ты можешь организовывать дополнительное обучение от Компании — чем ты не учитель? А еще ты можешь организовывать подарки сотрудникам на основные праздники — ты почти Снегурочка, а это вообще плюс в карму. Хочу работать с персоналом! Хочу в hr! Осталось одно небольшое «но».

С такими вводными данными меня даже стажером не возьмут никуда. Людей с руководящей должности в стажёры не берут, во-первых, из-за возраста, во-вторых, потому что это странно и отдает каким-то биполярным расстройством. Как быть? С какой стороны зайти из бухгалтерии в персонал?

Ответ тоже нашелся довольно быстро. Кадровое делопроизводство. Буду заходить через Кадры. Работая на участке Зарплата, я параллельно вела и Кадры в нескольких Компаниях. Минимальными знаниями я обладала, функции кадровика я бы выполнять могла.

Восполнив пробелы по Трудовому законодательству, я принялась размышлять, как с Кадрами я могу зайти в Hr. Ответ тоже нашелся быстро. Совмещая кадры и поиск. Это очень нужная опция для небольших Компаний, где необходимы сотрудники максимально широкого профиля, где просто необходим человек-оркестр. Именно с такими функциями — восстановление кадрового учета с 0 + поиск монтажников для выполнения работ по протяжке кабеля — так я и начала работать у своего первого Работодателя на неполную рабочую неделю с очень смешным для моего возраста и предыдущего опыта окладом. Это был мой старт. Мой первый камешек, заложенный в мостовую, прокладывающую путь к работе мечты.

***

Какова же цель написания этой книги?

Имея опыт и как кандидат, и как hr, я вижу, что в большинстве своем у рекрутеров очень шаблонный подход. Зачастую приглашаются кандидаты, которые заведомо не подходят ни данной Компании, ни Вакансии в данной Компании. Об этом мне очень часто рассказывают и сами Кандидаты, жалуясь на формальный подход менеджеров по персоналу, отсутствие обратной связи в случае отказа, отсутствие человеческого отношения как класс, ставя на поток процесс подбора. Или же берут на позиции с перспективой сотрудников, не стремящихся к росту и развитию. Или наоборот — сотрудников с высоким уровнем квалификации и руководящим опытом на позиции, где было бы достаточно квалификации «специалист». И то, и другое вызвано отсутствием знания и понимания компетенций, неумением и нежеланием вникать в участок, который будет вверен потенциальному сотруднику. Неумением или нежеланием довести нужную информацию о Вакансии и Компании в целом пришедшему кандидату. И, конечно же, с ошибками на первоначальном этапе — при отборе резюме.

В этой книге я хочу раскрыть Вам свои алгоритмы и методы работы. Мы вместе разберемся, какие качества необходимо развивать, чтобы качественно и быстро развиваться в этой профессии. Как отбирать резюме, как приглашать, как согласовывать кандидата, как строить диалог во время собеседования, как давать обратную связь, в том числе отказывать, как выводить сотрудника в первый день работы.

***

И буду очень рада, если Вам это поможет в Вашей работе.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я