Глава 2
Установление границ
(1–3 года)
Прежде чем читать эту главу, подумайте и попробуйте ответить на вопросы: попадая в новый коллектив (новый класс, спортивный кружок, лагерь), как вы узнаете, по каким правилам он живет? А готовы ли вы принять и соблюдать эти правила? Или вы стремитесь внести свои?
Все это зависит от того, как вы прожили этап, о котором мы сейчас поговорим.

Трудности первого года жизни успешно пройдены, и наш малыш входит в новый этап своей жизни. Назовем его этапом установления границ.
Малыш уверен, что мир вокруг и все, кто его окружает, существуют лишь для того, чтобы удовлетворять его потребности. Все вокруг — обслуживающий персонал. В целом, конечно, так оно и есть: малыш голоден — его кормят; он мокрый — ему сразу меняют памперс; ему грустно, страшно, скучно — его берут на ручки.
Самое интересное, что некоторые люди и после года психологически пребывают в этом состоянии и уверены, что все крутится вокруг них. Я думаю, каждый из вас встречал такого человека, которому учитель должен сделать интересно, а еще лучше — весело на уроках, родители должны удовлетворять все его потребности, покупать все, на что он укажет пальчиком; молодой человек или девушка выполнять все его желания. Часто такие люди знают все о своих правах и ничего о своих обязанностях.
Но вернемся к нашему малышу, который научился ползать или даже ходить и принялся исследовать мир. Тут же он начинает слышать свои первые «Нельзя!», «Не трогай! Это опасно!», «Отойди, не открывай дверцу!», «Не облизывай папины тапочки!», «Не ешь из миски собаки!», «Пальцы в розетку нельзя!».
Малыш попадает в мир запретов, едва вылезает из безопасной кроватки. Но мозг малыша еще развивается, и в первое время он вообще не обращает внимания на все эти запреты. Сейчас не дали сделать — сделаю попозже, нельзя облизывать папины тапочки — оближу кота; забрали пульт — возьму мамин телефон.
Функция обобщения, которая очень важна для человека, пока не работает. Мышление малыша очень конкретное, ситуативное: если нельзя сунуть пальцы в эту розетку, поищу другую.
Конец ознакомительного фрагмента.