Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке

Катерина Логинова, 2018

Однажды я решила пересказать ребенку «Илиаду», а, чтоб облегчить восприятие, начала рисовать. Как умела и на чем попало. Аудитория оказалась благодарной, я увлеклась, а потом подумала, что «Илиада» – кусок, вырванный из контекста. И хорошо бы осветить весь контекст. Но где он начинается? С того ли, что Парис украл Елену? Или с того, что Парис услужил Афродите? Или с проблем, возникших у Фетиды? Расширяя контекст, я дошла до начал мира, который возник вместе с божественными субстанциями и закончился Троянской войной. В итоге я написала книгу. Не только о мифологии Древней Греции, но и мистериях, не только для детей, но и для взрослых.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Греческий миф не возник на пустом месте, как и греческий пантеон. Это придание формы архаическим верованиям, это интеграция религий разных народов. Греческая мифология состоит из критских, египетских, палестинских, фригийских, вавилонских и других заимствований. Мы можем реконструировать мифы, обращаясь к записям на храмовых стенах, вазах, печатях, чащах, ларцах, щитах и проч. Элементы, обнаруженные в одном мифе, стоит поискать и в других мифах и благодаря аналогам обрести новую трактовку.

Но где греки, а где мы… Нам-то это зачем? Можно много правильных и красивых слов написать по этому поводу. Но я думаю, самое главное в том, что нам от этого никуда не деться. Мифы поднимают вечные темы, и темы эти о нас. И если мы хотим лучше знать себя, нам нужно что-то знать о мифологических системах древних. Не только древних греков, а вообще древних.

Архаический период

Мы начнем наш разговор с архаических верований, уходящих корнями в доисторию. Мифология делится на два периода — хтонический (хтонос — земля) и классический.

В доолимпийском периоде было мало человеческого, земля порождала чудовищ, мир жил своей неведомой жизнью — человек туда еще не очень вписывался. Но насколько вписывался, насколько ощущал себя частью природы и порождением всеобщей матери-земли, настолько пытался внести в мир и человеческие формы. Отсюда и Ехидна (женщина-змея) и Сфинкс (женщина-лев), и кентавры (люди-кони). С этим же связаны и начала мира — Хаос, Эрос, Тартар и Гея. Мощные, непонятные первопотенции, порождающие чудовищ или титанов.

В архаической мифологии находят отражение все исходные формы религии — фетишизм, анимизм, тотемизм. Ствол дерева на о.Делосе был представителем богини Лето, камень в г.Феспия — воплощением Эрота, два соединенных перекладиной бревна в Спарте — братьями Диоскурами. Позже эти фетиши были включены в олимпийский культ. Как и растительные фетиши. Зооморфизм в архаический период тоже процветал, а в классический — волк-оборотень стал Аполлоном Волкоубийцей, змея и сова воплотились в мудрой Афине, медведица оказалась Артемидой, а про «волоокую Геру богиню» можно и не говорить. Но ни о каких богах в хтонический период речи не шло, стихии не были еще достаточно оформлены, чтоб обрести имя и биографию.

Что же происходит в классический период? На смену фетишизму и зооморфизму приходит антропоморфизм, боги становятся похожими на людей. И новая мифология начинает бороться с мифологией древней. Появляются боги, побеждающие титанов и обустраивающие мироздание, появляются герои, побеждающие чудовищ. Гесиод описывает борьбу между поколениями богов за власть, что восходит к восточным традициям, к индоевропейскому корню. Как, впрочем, и переустройство мира победившей стороной.

Сами греки не были единым народом. И в том плавильном котле, в котором из нескольких племен рождался один, рождались и новые боги. Из старых богов. Потому можно говорить и об объединении — олимпийская религия включила в себя архаических богов и переосмыслила их.

Теперь примеры.

Аполлон, видимо, проник в Грецию из Азии, так как там находились наиболее известные места поклонения ему. Элиаде говорит о хеттской надписи, найденной рядом с анатолийской деревней, где написано «Апулунас», «бог врат». Да и Дельфы, в которых вещала пифия Аполлона, изначально не были связаны с Аполлоном. Слово «дельфы» переводилось как «чрево», «матка», в доэллинский период это место считалось Центром Мира, Пупом Земли. Сам Аполлон имеет много общего с шаманскими персонажами. И вдохновенный транс, и предсказание будущего, и видения, приводящие к мудрости, и связь с музыкой (один из его атрибутов — лира). Сюда же можно отнесли лук и стрелы — оружие Аполлона, которое переосмысляется в греческой традиции и становится символом гармонии. В итоге именно с Дельфами связана ключевая греческая формула: «Познай себя!». Конечно, мы на эту формулу смотрим из современности. Что греки сюда вкладывали — большой вопрос.

Хтонический Супруг Земли, становится братом Зевса — Посейдоном, колебателем земли. Хотя его порождениями, в частности, являются гиганты и чудовища (Полифем, Тритон, Гарпии и т.д.) — что говорит о его непростой природе…

Пришедшая из Малой Азии (Фригия) Великая и грозная Мать, Кибела, в Греции разделила свои функции с Деметрой и Артемидой.

Богиня брака Гера в доклассическую эпоху связывалась с Матерью-Землей и была и божеством плодородия. Об этом говорит и союз ее с Зевсом, богом грозы. Божества-оплодотворители обычно вступали в союзы с Богиней Матерью. К тому же Гера тоже рождала чудовищ (Лернейскую Гидру, например), что свойственно богиням Земли.

Черты Хозяйки диких зверей присущи также и Афродите, богини любви. Афродита (она же Иштар или Аштарот) пробуждает вожделение на всех уровнях бытия — в божественном, человеческом и животном мире. По древней версии, Афродита родилась из крови оскопленного Урана, в гомеровской же традиции она уже становится дочерью Зевса и Дионы. Тут тоже заметна эволюция образа.

Итак, греческая мифология должна рассматриваться в своем развитии. А развитие ее, возможно, связано с ростом самосознания человека, с тем, что человек начинал лучше понимать природу и меньше ее бояться, к тому же он начал лучше понимать себя, что тоже немаловажно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Древние греки. Мифы и мистерии на салфетке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я