Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы

И. В. Синова, 2008

Перед вами справочник по обществознанию, который поможет старшеклассникам и абитуриентам самостоятельно подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по этому предмету. Справочник состоит из следующих блоков курса обществознания: «Человек», «Познание», «Общество», «Экономика», «Политика и политическая система общества», «Право», «Социальные отношения», «Духовная жизнь общества». Пособие содержит теоретический материал, изложенный в лаконичной форме, а также в виде таблиц и схем. Подобная структура способствует систематизации, углублению и обобщению ваших знаний. Каждый блок завершается вопросами для самоконтроля, ответив на которые вы сможете проверить, как усвоен прочитанный материал.

Оглавление

Из серии: Средняя школа (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Человек

Человек является биосоциальным существом. Антропосоциогенез — процесс превращения человека как биологического существа в члена общества.

Основные отличия человека от животного

Бытие человека

Бытие человека — философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.

Различают следующие формы бытия человека:

индивидуальный аспект бытия — жизнь человека от рождения до смерти;

• личностный аспект бытия — включённость человека в культуру;

• духовное бытие — внутренний мир человека, плоды его духовной деятельности;

• социальное бытие — бытие отдельного человека (индивида) в обществе, природе, истории и бытие человеческого общества.

Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и духа. Оно ограничено во времени и пространстве. Будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него — позитивно или негативно.

Потребности, интересы и способности человека

Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Потребности разделяют на первичные и вторичные. Потребности человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными.

Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.

Вторичные потребности являются по своей природе психологическими.

Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.

Социальные потребности — это потребности в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные потребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.

Духовные потребности — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека — это его активность, направленная на достижение поставленных целей, которые связаны с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Деятельность человека:

— носит сознательный характер (человек осознаёт цель и способы её достижения, предвидит результат);

— связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда;

— носит общественный характер; она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Основными компонентами деятельности являются субъект и объект. Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность. Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность.

Деятельность имеет определённую структуру.

Структура деятельности

Мотивы

Цель

Средства достижения цели

Действия

Результат

Мотивы деятельности — это внутренние побудительные силы субъекта деятельности. Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

Цель — это то, чего субъект деятельности хочет достичь.

Средства достижения цели — это сумма знаний, которой обладает субъект деятельности: орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация.

Деятельность состоит из ряда действий. Действием называется процесс, который направлен на достижение поставленной цели.

Различают следующие виды действий:

целенаправленное действие — действие субъекта деятельности, которое отличается рационально поставленной целью и продуманными средствами;

ценностно-рациональное действие — действие, при котором субъект деятельности поступает в соответствии со своими убеждениями о долге, доброте и зле;

аффективное действие — действие, связанное с душевным волнением, при котором субъект деятельности стремится удовлетворить свою потребность в чём-либо;

традиционное действие — действие, связанное со сложившейся привычкой.

Результат является завершающим звеном в структуре деятельности, которое подтверждает достижение поставленной цели.

Виды деятельности

Основными видами человеческой деятельности являются: общение, игра, учение, труд. Они соответствуют общим потребностям, которые имеются практически у всех людей и в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития.

Общение — вид деятельности, который возникает в процессе индивидуального развития человека и направлен на обмен информацией между общающимися людьми.

Общение имеет определённую структуру, в которую входят: субъект, цель, содержание, средства информации и получатель информации.

По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное.

При непосредственном общении субъекты находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются информацией.

При опосредованном общении прямых контактов нет. Субъект осуществляет обмен информацией через различные средства информации (книги, радио, телефон, телевидение и т. п.).

Прямое общение — личные, непосредственные контакты.

Косвенное общение — общение через посредников.

По субъектам общения различают следующие виды общения:

— общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

— общение реального субъекта с иллюзорным партнёром (например, человека с животным, которого он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

— общение реального субъекта с воображаемым партнёром (например, общение человека со своим «внутренним голосом»);

— общение воображаемых партнёров (например, литературных персонажей).

Функции общения — социализация, познавательная функция, психологическая функция, функция отождествления или противопоставления, организационная функция.

Игра — вид деятельности, который не ставит своей целью производство каких-либо материальных благ. Игры, как правило, имеют характер развлечения и используются для отдыха.

Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным.

Труд — вид деятельности, который занимает особое место в системе человеческой деятельности. Труд создаёт предметы материальной и духовной культуры, преобразует жизнь.

Труд имеет свойственные только ему черты:

— целесообразность;

— нацеленность на достижение запрограммированных результатов;

— наличие умений и знаний;

— практическая полезность;

— наличие результата;

— развитие человека;

— преобразование внешней среды обитания человека.

Классификация деятельности

Существуют две основные формы деятельности: материальная и духовная.

Материальная деятельность — это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей. Она включает в себя материально-производственную деятельность, связанную с преобразованием природы, и социально-преобразующую деятельность, связанную с преобразованием общества.

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей. Она включает в себя познавательную, ценностноориентировочную и прогностическую деятельность.

Познавательная деятельность отражает действительность в научной и художественной форме, а также в мифах, сказаниях, религиозных учениях.

Ценностно-ориентировочная деятельность — это формирование мировоззрения человека и отношения его к окружающему миру.

Прогностическая деятельность представляет собой предвидение и осознанное планирование изменений существующей действительности.

Есть различные критерии классификации деятельности.

По объектам и результатам деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей.

По субъекту деятельности — индивидуальная и коллективная.

По характеру самой деятельности — репродуктивная и творческая.

По соответствию правовым нормам — законная и незаконная.

По соответствию моральным нормам — моральная и аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом — прогрессивная и реакционная.

По сферам общественной жизни — экономическая, социальная, политическая.

По особенностям проявления человеческой активности — внутренняя и внешняя.

Творчество — это деятельность, в результате которой получается новый, оригинальный продукт, имеющий общественную ценность: техническое изобретение, художественное произведение, методы лечения, обучения, воспитания.

Механизмами творческой деятельности являются:

• комбинирование уже имеющихся знаний;

• воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;

• фантазия — плод воображения, яркость и необычность создаваемых представлений и образов;

• интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.

Деятельность может носить:

сознательный характер — сознательное выдвижение целей деятельности и предвидение её результата;

продуктивный характер — стремление получить конкретный результат;

преобразующий характер — изменение окружающего мира и самого человека;

общественный характер — в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения.

Мышление

Мышление — это активный процесс отражения объективного мира через понятия, суждения, теории. Средством мышления является язык.

Различают следующие формы мышления:

— понятийные и категориальные;

— ассоциативно-образные;

— вербальные;

— деятельностно-орудийные.

Типы мышления

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Индивид — это биологический организм, носитель общих наследственных социальных и психологических черт человечества, таких как разум, воля, потребности, интересы.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, которое подчёркивает исключительность, многосторонность, гармоничность и естественность его деятельности.

Личность (от лат. persona) — это индивид, сформировавшийся в результате усвоения общественных форм сознания под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия. Первоначально слово «личность» обозначало маску, которую надевал актёр в античном театре. Затем его стали применять к самому актёру и его роли (отсюда — «персонаж»).

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие этапы социализации:

начальный — семья, детские дошкольные учреждения;

средний — школа;

завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, Церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений.

Агенты и институты социализации:

— обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;

— осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены людьми.

Элементы социального контроля — это:

— поощрение в форме положительных оценок;

— наказание в форме отрицательных оценок.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация — восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение личности к нормальному образу жизни.

Внутренний (духовный) мир человека

Внутренний (духовный) мир человека — это формирование им культурных ценностей, усвоение, сохранение и распространение этих ценностей.

Структура внутреннего мира человека

К элементам внутреннего (духовного) мира человека относятся:

— духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, в использовании достижений культуры и др.;

— знания о природе, обществе, человеке;

— убеждения, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех её проявлениях;

— вера в истинность своих убеждений;

— способность к различным формам социальной деятельности;

— чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

— цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

— ценности, лежащие в основе отношения человека к окружающему миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.

Наблюдение — это целенаправленное восприятие явлений.

Описание — это фиксация сведений об объекте.

Измерение — это сравнение объекта по сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент — это наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, которое позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Мировоззрение — это совокупность обобщённых взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

К элементам структуры мировоззрения относятся:

— духовные ценности;

— идеалы;

— убеждения;

— идеи;

— знания;

— принципы.

Различают следующие типы мировоззрения:

обыденное (житейское) — опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

религиозное — в основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

научное — опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

гуманистическое — объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение всегда связано с убеждениями.

Убеждение — это форма мыслительной деятельности человека, которая базируется на устойчивости имеющихся знаний.

Менталитет (от лат. mentalis — «образ мыслей») — это совокупность всех результатов познания, их оценка на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и, в свою очередь, формирует их.

Основные разновидности менталитета — национальный, конфессиональный, профессиональный, возрастной.

Интуиция — это специфическая способность человека, непосредственно приводящая его к новому знанию.

Интуитивную способность человека характеризуют:

— неожиданность решения поставленной задачи;

— неосознанность путей и средств её разрешения;

— непосредственный характер постижения истины.

Заблуждение — это содержание знания субъекта, которое не

соответствует реальности объекта, но принимается субъектом за истину.

Ложь — это сознательное искажение реальности объекта.

Сознание

Сознание — это способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

К элементам структуры сознания относятся:

— восприятие органами чувств человека окружающего мира и самого себя;

— логические и понятийные способности и знания, получаемые на их основе;

— эмоциональные компоненты (личные переживания, воспоминания, предчувствия);

— ценностно-смысловые компоненты (высшие мотивы деятельности, духовные идеалы).

Самосознание — это явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Самопознание

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Виды самопознания — опосредованное и непосредственное.

Опосредованное самопознание совершается с помощью анализа собственной деятельности.

Непосредственное самопознание имеет форму самонаблюдения.

Результатом самопознания является самооценка. Различают два вида самооценки:

реалистическая — у людей, ориентированных на успех;

нереалистическая — у людей, ориентированных прежде всего на избегание неудач. Эта самооценка может быть завышенной или заниженной.

Социальное поведение

Социальное поведение — это совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Деятельность состоит из действий, а поведение — из поступков.

Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Поступок — действие, которое рассматривается с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Различают следующие виды социального поведения:

— массовое и групповое;

— просоциальное и антисоциальное;

— помогающее и конкурентное;

— девиантное и противоправное.

Массовое поведение — неорганизованная активность масс, которая не имеет определённой цели.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, которое является результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат мотивы, связанные с оказанием людям помощи.

Антисоциальное поведение связано с антиобщественными действиями человека.

Помогающее поведение связано с помощью другим людям в различных областях: на работе, в личной жизни, в спорте.

Конкурентное поведение связано с соперничеством с другими людьми на работе, в личной жизни, в спорте.

Девиантное поведение — поведение людей, связанное с отклонением от общепринятых в обществе норм и принципов.

Противоправное поведение — поведение людей, связанное с совершением поступков, противоречащих нормам права.

Условия социального поведения определяют принятые в обществе нравы и обычаи.

Нравы — это реакции на определённые события, которые являются типичными и повторяются многими людьми, а также преобразуются по мере изменения сознания людей.

Обычаи — это форма поведения людей в определённой ситуации, которой они следуют, совершенно не задумываясь о том, почему следует поступать именно так.

Свобода и ответственность

Свобода — это специфический способ бытия человека, который связан с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на знании объективных свойств и закономерностей окружающего мира.

Ответственность — это объективный, конкретный вид взаимоотношений между человеком, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Социальная ответственность — это склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

К социальным условиям реализации свободы относятся:

— социальные нормы;

— формы общественной деятельности;

— уровень развития общества;

— место человека в обществе.

Вопросы для самоконтроля

1. Нужда, которую человек переживает в чём-либо, — это:

— благо;

— интерес;

— потребность;

— ценность.

2. Выберите из предложенного списка лишний признак в характеристике человека как личности:

— убеждения;

— разумное поведение;

— вероисповедание;

— ценностная ориентация.

3. Выберите из предложенного списка виды самопознания:

— опосредованное;

— реалистическое;

— нереалистическое;

— общественное.

4. Выберите из предложенного списка научный метод эмпирического исследования:

— дедукция;

— описание;

— анализ;

— синтез.

5. Верны ли эти суждения о характере деятельности?

А) Общественный характер деятельности проявляется в том, что в процессе деятельности человек вступает с другими людьми в различные отношения.

Б) Преобразующий характер деятельности проявляется в том, что деятельность направлена на получение конкретного результата.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Верны ли эти суждения о бытии человека?

А) Бытие человека — это философская категория, которая обозначает существование человека, его реальность.

Б) Бытие отдельного человека представляет собой единство его тела и природы.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верны ли эти суждения о мотивах деятельности?

А) Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься деятельностью.

Б) Мотивами деятельности являются: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции и идеалы.

1) верно только суждение А

2) верно только суждение Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Впишите слово, пропущенное в схеме.

9. Впишите слово, пропущенное в схеме.

10. Найдите в приведённом ниже списке мотивы деятельности:

— интересы;

— желания;

— влечения;

— эмоции;

— убеждения;

— жизненные принципы.

11. Найдите в приведённом ниже списке компоненты сознания:

— воспоминания;

— рефлексы;

— предчувствия;

— духовные идеалы;

— инстинкты.

12. Найдите в приведённом ниже списке виды деятельности:

— общение;

— игра;

— плавание;

— труд;

— субъект;

— учение.

13. Найдите в приведённом ниже списке социальные потребности:

— экономические;

— экзистенциальные;

— индивидуальные;

— престижные;

— идеальные.

14. Найдите в приведённом ниже списке элементы структуры внутреннего мира человека:

— познание;

— идеи;

— эмоции;

— чувства;

— мировоззрение;

— идеалы.

15. Установите соответствие между биологическим существом и его характеристиками: к каждой позиции, обозначенной цифрой, подберите соответствующие позиции, обозначенные буквами.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО:

1) человек;

2) животное.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

а) может осуществлять сознательную целенаправленную творческую деятельность;

б) приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни;

в) воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность;

г) преобразует окружающий мир, создаёт материальные блага;

д) может изготавливать орудия труда.

Оглавление

Из серии: Средняя школа (Литера)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я