Тайна еврейского года
Ицхак Шнайдер, 2018

Глубокое и всеобъемлющее объяснение духовной подоплеки еврейских праздников и других знаменательных дат еврейского года, различных тем торанического мировоззрения, мусара и каббалы в стиле «еврейского мышления», на основе Талмуда, Зоара, мидрашей, а также из трудов учителей более поздних поколений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна еврейского года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Адар

Глава «Шекели»

«И сказал Г-сподь Моше так: Когда будешь делать поголовное исчисление (букв. «вознесешь головы») детей Израиля при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их. Вот что давать им, каждому, проходящему через подсчет: половину шекеля, по шекелю священному…: полшекеля приношение Г-споду. Всякий, проходящий через подсчет, от двадцати лет и выше, должен давать приношение Г-споду.… И возьми серебро искупления от детей Израиля, и отдай его на устройство Шатра собрания; и будет это для детей Израиля в память пред Г-сподом, для искупления душ ваших» (Шмот 30: 5-16).

Почему мудрецы постановили читать публично главу «Шекели»?

Постановили наши мудрецы читать публично с приходом месяца адар четыре отрывка Торы: «Шекели», «Помни», «Красная корова» и «Этот месяц». В ближайший к адару шабат читают главу «Шекели». Приводит Талмуд простое объяснение причины этого постановления — напомнить еврейскому народу о жертвовании денег на нужды Храма. А 1-го адара объявляли о сборе средств для Храма по всему Израилю. Однако, в наше время, спустя две тысячи лет после разрушения Храма, мы все еще продолжаем читать в синагогах эту главу. Как объяснить это? Сегодня средства на Храм мы не собираем! Простое объяснение, чтобы не забыть при построении Третьего Храма, не очень понятно.

Говорят наши учителя, что есть и другие причины для этого постановления, которые мы постараемся разобрать в этой беседе.

Структура года

Время, как известно, имеет годовую периодичность. И существуют определенные рамки, в которых реализуется потенциал каждого отдельного года. Год как бы рождается, развивается, приходит к упадку и заканчивается. В духовных планах он имеет структуру, схожую с человеческой жизнью от его рождения до смерти, а месяцы, по их духовной сути, роли и наполнению, соответствуют каждому отдельному ее этапу. Вся реальность разбивается на две составляющие: внешнюю оболочку, относящуюся к материальному аспекту творения, и ее духовное наполнение. Каждая из которых существует в рамках своих годовых циклов. Год внешней оболочки начинается в месяц тишрей, в Рош а-Шана. А внутренняя сущность реальности соотносится с этапами формирования еврейского народа, призванного раскрыть духовность в этом мире, и начинается в нисане, как сказано: «Этот месяц для вас — начало месяцев, первый он всем месяцам года» (Шмот 12:2). И в Песах, праздник этого месяца, произошло рождение нашего народа, как видно из слов пророков. Получается, что время окончания старого года и зачатия нового в духовном плане приходится на адар.

Месяц адар — время переворотов

В книге «Йецира», составленной Авраамом-авину и записанной раби Акивой, сказано, что сила, относящаяся к этому месяцу — это смех. А смех, как известно, результат какого-то неожиданного изменения. Классическая шутка — когда человек шел, шел… и вдруг упал. Как правило, такое зрелище вызывает смех. Нечто из этой категории произошло в Пурим, когда все перевернулось. А события, которые происходили в наши праздники, показывают суть духовных процессов, которые соответствуют этому дню и, в какой-то мере, всему месяцу. Следовательно, адар — время переворотов.

В рождении есть сила искупить смерть

Написано в трактате «Мегила» (13б), что когда Аман бросил жребий, он очень обрадовался тому, что жребий выпал на месяц адар, потому, что в этот месяц умер Моше-рабейну. «Но не знал этот злодей, что месяц, в котором Моше умер, тогда он и родился». И объясняет Раши: «В рождении есть сила искупить смерть». Казалось бы, любой рожденный человек умирает, и никто не может избежать этой участи. Но, на самом деле, в этом аспекте есть большая разница между евреями и другими народами. Эсав решил стать смертным и отказаться от Будущего мира ради удовольствий этого, не выдержав постоянных соблазнов. Словами «ведь Я иду умирать, зачем мне первородство» (Берешит 25:32) он выразил отказ от вечной жизни. Подобное произошло и с другими народами на горе Синай… С точки зрения Амана, потомка Амалека, который унаследовал в самом концентрированном виде корень всего зла Эсава — все было правильно. В его представлении, смерть — это самый плохой день, когда все хорошее заканчивается, а впереди — геином и полное исчезновение. Еврей же рождается навсегда, — чтобы жить вечно… Для нас смерть — это не конец жизни, а ее очередной, хотя и нелегкий, но, всего лишь, этап на пути к бесконечной жизни, полной немыслимых удовольствий награды Будущего мира. Он появился в результате греха Адам а-ришона. Мы проходим его для того, чтобы вылечится от недостатков материальной природы, и получить новое тело, и новый руах (дух) (в здоровом теле — здоровый дух), чтобы начать бесконечный период духовных наслаждений.

Как раз это и есть свойство месяца адар: «смерть» старого и «зачатие» нового.

Адар начинают главой «Шекели»

Как уже говорилось, адар начинается с чтения главы «Шекели», в которой рассказывается о том, что Вс-вышний приказывает Моше-рабейну исчислить еврейский народ через собранные пожертвования — по половине шекеля с каждого, которые должны стать искуплением еврейских душ, как сказано в стихе. Кроме этих пол-шекеля, в главе «Шекели» намекается и на другие пожертвования. Но те пол-шекеля, о которых говорится прямым текстом, стали первым пожертвованием и пошли на изготовление подставок для столбов переносного Храма.

Эти четыре главы соответствуют четырем буквам главного имени Вс-вышнего (йуд-кей-вав-кей1), которые, в свою очередь, соответствуют полному духовному строению как всего творения в целом, так и каждого отдельного его элемента, в том числе, и духовного строения человека. Последний, наиболее материальный уровень творения, соответствует последней («нижней») букве hей 4-х буквенного имени Вс-вышнего. Этот уровень, называется либо «женщина», либо мидат hа-малхут (царство), а в духовности человека — этому соответствует нефеш2. Относительно нашей главы об этом есть множество намеков, которые мы приведем.

Тайна 4-х бокалов

В Иерусалимском Талмуде написано, что четыре главы соответствуют четырем бокалам Пасхальной Агады. Бокалы там соответствуют истории мира. 2-й — история освобождения. Потом пасхальная трапеза, установленная мудрецами между 2-м и 3-м бокалами, соответствует трапезе ливьятана, которая будет в начале периода получения награды. Параллельно этому, трапеза Пурима приходится между 2-й и 3-й главами. А две последующие главы (3-я и 4-я) соответствуют более высоким уровням, Будущему миру и новому времени, как будет объяснено в соответствующих беседах. И так 3-й бокал пьют после трапезы, а 4-й после глав Алеля, посвященных временам Машиаха.

В любом случае, в этой параллели Иерусалимского Талмуда между бокалами и главами присутствует намек на то, что порядок глав соответствует 4-м буквам главного имени Творца, так как Пасхальная Агада тоже построена в соответствии с буквами имени Вс-вышнего, и каждый бокал относится к одному из 4-х уровней. Но мы не будем здесь вдаваться во все детали.

И «Шекели» относится к нижней hэй, что соответствует аспекту нефеш, т.е. самой низкой, связанной с физическим телом, частью в духовном строении человека.

Заповедь о шекелях исправляет нефеш

Гематрия слова шекель равна гематрии слова нефеш. А слово аданим (подставки для столбов переносного Храма, на что пошли те шекели) намекает на то имя Вс-вышнего, которое соответствует последней букве hей имени Ашем. (Сегодня нам запрещено произносить 4-х буквенное имя «Йуд-кей-вав-кей», и мы употребляем это имя, которое переводится как «Г-сподь» (алеф-далет-нун-йуд) вместо него).

Далее, в подставки для столбов вставляются столбы, похожие внешне на букву вав, что намекает на вав, третью с начала букву имени Вс-вышнего, соответствующую уровню руах, или «мужчина». Столбы определяют территорию переносного Храма. Предназначение буквы вав — спустить влияние души в нефеш, дабы исправить ее, а в творении — спустить в материальный мир влияние высших сфер замысла. Так как Храм — модель творения, то тут тоже есть система связи между духовным и материальным. И для того, чтобы святость спустилась в Храм, необходимо, чтобы его территория была определена.

В главе написано, что шекели будут «кофер (искупать) ваши нефеш (души)». Буквальный же перевод — очищение, от слова лехапер (очищать). День Искупления, Йом Кипур, например, как мы знаем, означает день очищения. Эта глава способствует духовному пробуждению, которое начинается в месяце адар, и оно будет продолжаться в нисане, а апогеем станет Песах. Аризаль говорит, что название кипур (в оригинале, а-кипурим) означает «ке-(как) Пурим», то есть у Пурима есть аспект Йом Кипура, но тшува здесь происходит совсем по-другому. От нас не настолько требуют переживаний, раскаянья и процесса тшувы, которую мы будем делать в элуле и тишрее. А ситуация в адаре совсем другая: нам нужно пробудиться духовно, проснуться и решить идти наверх, решить очищаться от ошибок. И для этого будет большая помощь с Небес, максимальное благоприятствование для тех, кто примет такое решение и постарается подняться духовно. Сам Пурим и Песах — это величайшие дни. Но начинается весь процесс в адаре, а точнее, чуть раньше, с чтения этой главы. Поэтому мы должны в первую очередь решить, что мы хотим подниматься наверх, пробудиться от материальной тяжести. Выражаясь образно, у нас должна начаться «духовная весна».

Нефеш — это начальные буквы слов: нер, птила, шемен.

Постараемся понять значение слова нефеш, которое мы употребляем очень часто. Наши учителя объясняют, что намек на функцию нефеш заложен в самих буквах этого слова. Этими буквами на иврите начинаются следующие слова — нер, птила, шемен — свеча, фитиль, масло. Раньше свечами были сосуды, в которые наливали масло, туда ставили фитиль и зажигали огонь. Имеется в виду, что огонь ложится на масло, но он не привязан к маслу, это не часть свечи. Пламя, которое находится на свече — это очень интересное физическое явление. Пока масло горит, пламя находится сверху и не заходит внутрь. Однако все масло, символизирующее жизненные силы, связано с ним и, в итоге, будет сожжено. Это напоминает душу, которая не заходит в тело, а находится над ним, пока человек жив. Имеется в виду, что мы должны все наше материальное подчинить исполнению воли Вс-вышнего. И тогда на нас ляжет определенная святость из-за усиления связи с душой. В результате, мы удостоимся большего совершенства в выполнении воли Творца в этом мире. А именно, если наша нефеш имеет достойный вид, то на нас нисходит влияние души. Душа (первая буква hей) ложится на руах (буква вав), подобно пламени на фитиль. И тогда мы более полно выполняем нашу миссию в этом мире. Что, как известно, и есть раскрытие души через поведение нашего тела.

Еще намек

Все виды человеческого поведения можно разбить на 7 категорий, соответствующие 7-и качествам, которыми управляется мир, поскольку человек создан по образу и подобию Вс-вышнего. Каждая категория сама тоже разбивается на 7 подкатегорий и составляет полную структуру, от хеседа (добро) до малхута (царство). Поэтому реально существует 7х7 — 49 уровней. А корень всего этого — в 50-м уровне, в душе. Например, говоря о передаче Торы, объясняет Рамбан, что сфират-а-омер длится 49 дней, поскольку это максимальный уровень, до которого мы сами можем дойти, а на 50-й день сверху мы удостоились получить Тору, источник всей святости. И это обусловлено тем, насколько правильно мы себя выстроили в эти дни.

Нефеш — это буквы нун, пей и шин. Гематрия букв пей и шин равна гематрии Мицраим (Египет), а нун — это 50 (все мы знаем 50-е Врата мудрости, на 50-й день мы получили Тору). Намек здесь следующий: в Египте люди были на уровне, близкому к животному, никакой духовности там не было (как сегодня). В названии Мицраим буквы, как в словосочетании мецар ям — теснина моря. Гематрия ям = 50, а это намекает, что духовность в Египте вообще не проявлялась, была в тюрьме, в теснине. Море намекает на бесконечность и на 50-й уровень, что соответствует уровню бина, там находится душа, нешама. В имени Вс-вышнего это первая («верхняя») hей идущая после буквы йуд. И оттуда спускаются все исправления, как, например, в Йом Кипур. Это корень материального мира, который порождает те 49 уровней.

В результате в самом слове нефеш (нун = 50, гематрия феш = Мицраим) намекается, что ее исправление (и правильное состояние) исходит из души, которая правит ею через руах.

Общее правило самоисправления

Я очень часто слышу христианское понятие, что мы якобы должны рассказать о Б-ге всему миру, а мы уходим от нашего призвания. Это неправильно. Очень много заповедей мы должны делать и делаем совершенно незаметно. Брит мила, мы делаем это в нашей среде. В синагоге, публично, но в нашей среде. Мы не идем на улицу рассказывать это другим народам. Шма Исраэль, молитвы, желательно произносить в синагоге среди евреев, но не на улице. Большинство заповедей — это наша повседневная жизнь. Все происходит внутри еврейского народа, мы совершенно не должны идти на улицу и кого-то учить. Ведь они отказались получить Тору. Когда придет время, когда Вс-вышний спустит понимание в мир, мы их научим. А до этого момента мы должны справиться с собой. Наша задача — подчинить себя, нашу материальную составляющую духовности — исправить наш нефеш.

Исправление нефеш происходит благодаря более высокому духовному уровню, который называется руах. Выбор происходит в сердце, органе тела, который связан с руах. Руах управляет нашей нефеш, пока это возможно, пока человек не испортил эту структуру своими дурными поступками.

В книге рава Айзека Хавера — мудреца, который раскрыл тайное учение Виленского гаона, приводится очень красивый пример из «Тикуней Зоар». Он говорит, что даже если в человеке, в его нефеш, есть заложенные природой плохие качества, но у него есть сила воли, у него здоровый руах, он может стать праведником. Это похоже на хорошего всадника, который сидит на плохом коне. Если у человека есть сила воли, то он может заставить подчиняться даже плохого «коня». То есть даже человек, имеющий от рождения духовные пороки, сильную тягу ко всему дурному, может все равно все исправить, если будет держать себя в рамках, заставит вести себя правильно. Он в конце концов подчинит свой нефеш руаху.

На это намекает слово нефеш. Благодаря духовному свету, который спускается с души через руах можно исправить все наше телесное, или, другими словами, человек должен вывести себя из Египта. Это происходит каждый год в частности, и всю жизнь в общем. То есть, наша задача — вывести себя из Египта, наша нефеш должна стать управляемой, подчиниться духу и вести себя правильно. Изначально ребенок рождается совершенно неуправляемым. Потом мы можем им управлять, как животными, но это ничего не стоит. А впоследствии, в него входит постепенно йецер тов (стремление к хорошему). Помимо того, что мы приучаем его вести себя правильно с точки зрения механической, мы еще пытаемся научить его Торе, объяснить ему все так, чтобы в конце концов он пошел по правильному пути. Осознанно это происходит в бар мицву. Так же нужно относиться и к самому себе. Заставлять вести себя в соответствии с Торой, постоянно размышлять о награде и наказании, хвалить и ругать себя, чтобы приучиться к исполнению заповедей.

Шекель от корня лишколь (взвешивать).

Аризаль раскрывает, что творение создано таким образом: вначале появились корни материальных рамок. Они были на гораздо более духовном уровне, это так называемые первичные сосуды, духовные корни семи сфирот, из которых исходят семь качеств управления Вс-вышнего миром. Само по себе каждое из этих качеств тянет в свою сторону и ведет к злу. Исправлением стало присоединение сосудов к замыслу Творца. То есть, в корне корней все началось с того, что вначале были созданы отдельные качества сами по себе. Это было корнем всего несовершенства в мире. А потом туда вошло то, что называется в Каббале миткала (букв. «гиря», т.е. система весов) (мишкаль (весы), шекель (мера веса)), — это свет понимания, которое должно дать свои пропорции каждому качеству. Это корень совершенства. Для нас это означает, что всегда, прежде чем действовать, следует взвешивать, дабы каждое из созданных качеств применять там, где это необходимо и в той мере, в какой это необходимо. На это тоже намекает слово шекель. То есть шекель, взвешивание, обдумывание — это тот инструмент, которым мы можем исправить свое поведение и чем мы должны пользоваться для того, чтобы вести себя правильно. Как сказал царь Шломо: «Продумывай свой жизненный цикл, [тогда] твои пути станут правильными» (Мишлей 4:26). Это включает в себя понятие тшувы и связано со светом бины, светом души, который проникает в нефеш и исправляет его.

На нашем уровне: зло бывает в очень разных ипостасях. Но корень зла — это воспринимать каждый объект и каждое событие как отдельную реалию, не видеть, как она связана с общей картиной воли Творца. Тогда все видятся в искаженных пропорциях. Исправление зла в этом контексте — увидеть происходящее, как часть общей картины раскрытия воли Творца и действовать соответственно. То же правило относится и к поведению. Мы упоминали выше, что все действия относятся к одной из семи категорий, мидот. Несовершенный человек ведет себя под влиянием эмоций, которые во многом порождены его характером. Он не задумывается о том, какую миду подобает применить в данной ситуации согласно воле Творца, и в какой мере. Человек, стремящийся к совершенству, обдумывает свое поведение в свете Торы, и соответственно, в каждой ситуации проявляет нужное качество и в нужной пропорции. Другими словами, 7 мидот у него связаны с даат, областью интеллекта, отвечающей за обдуманные решения, и все его поступки являются частью общего процесса раскрытия единства Всвышнего. Это подобно произошедшему в корнях процесса, описанного Аризалем. Злодеи, обладающие разумом и силой воли, намного страшнее и опаснее упомянутых выше, они негатив совершенных людей. У них тоже есть жалкое подобие даата, но, как и все зло, их действия направлены на отрыв всего, что под его властью, от общего процесса раскрытия славы Творца.

Достичь совершенства возможно только путем размышлений. Размышление называется на святом языке лишколь — «взвешивать». Т.е. само слово нефеш (та же гематрия, что у слова шекель, от слова лишколь) намекает на путь исправления. Исправление на нашем уровне идет таким путем: мы должны постоянно обдумывать каждую деталь в нашем поведении. Это то, что говорится во вступлении к книге «Месилат йешарим»: взвешивать и решать, что такое хорошо, и что такое плохо. А потом на основе этого, принимать решение о том, как поступать. А также обдумывать свое обычное поведение, чтобы удалить из него недостойные детали. Это относится и к уже совершенным поступкам, и к тем, которые мы собираемся сделать. Нельзя ничего сделать без того, чтобы прежде обдумать, правильно это или нет. Разумеется, кроме тех случаев, когда мы совершали что-либо раньше и уже продумали и знаем, что это правильно. Мы каждый раз одеваем тфиллин, каждый раз говорим Шма и т. д.. Когда человек уже привык правильно одевать тфиллин, то можно одевать тфиллин по привычке. Человек, который молится каждое утро, он молится правильно, потому, что он обдумывал каждый свой шаг, когда учил законы молитв. Человек постепенно вырабатывает навыки, и в конце концов он может полагаться на то, что он это делает правильно.

Тем не менее, время от времени хорошо бы себя проверять. Я о себе могу сказать честно, что когда повторяю алаху, постоянно нахожу какие-то недочеты в своем поведении.

Поэтому каждый поступок должен быть обдуман и до, и во время того, как мы это делаем. И надо иметь время обдумывать наше поведение в прошлом и продумать, как себя вести в каких-то будущих ситуациях. Все наши поступки в течение дня, и в общем в течение жизни. Иначе человек может всю жизнь вести себя неправильно и по отношению к детям, и по отношению к жене, ко всем окружающим его людям, и по отношению ко Вс-вышнему, и быть уверенным, что у него все в порядке. Тот, кто не имеет привычки постоянно размышлять о своем поведении, совершит в своей жизни множество ошибок, о которых узнает только после смерти во время наказания. Это будет очень горько.

На это намекает слово шекель.

Еще один аспект для обдумывания

Я повторяю очень часто на уроках по алахе: у каждого человека есть своя задача в мире. Поэтому в первую очередь надо знать, что можно, что нельзя, а что является устрожением. Потому что есть аспекты, которые человеку очень тяжело даются и достаточно, если он себя покорит настолько, чтобы выполнять то, что необходимо по закону. А в тех вопросах, которые ему даются легко, он может устрожить. Это очень правильно, и дает возможность подняться на более высокий уровень в тех местах, где у него есть преимущество относительно других. Там же, где у него слабость, где для него есть испытания, где ему тяжело, то там, в первую очередь, нужно себя заставить выполнять закон, как он есть. А уже потом, если есть возможность, когда человек себя покорил, и чувствует, что полностью владеет собой, он может пытаться подняться на более высокий духовный уровень в этих аспектах.

Мой учитель рав Ицхак Зильбер заль рассказал нам однажды, как, будучи в Ташкенте, какой-то период работал охранником на стройке. А на шабат он нанимал нееврея. Кроме охраны, в его обязанности входило записывать время приезда и отъезда машин. Однажды нееврей пришел к нему после третьего шабата месяца и стал говорить, что ему нужны деньги, что ему нужно купить что-то, в общем, умолял, чтобы тот заплатил ему на неделю вперед. И рав Ицхак согласился. В результате нееврей напился на следующий шабат, и раву Ицхаку пришлось работать самому. Он рассказал, что ему пришлось наизусть запоминать номера машин и время их приезда и отъезда, а после того, как закончился шабат, он все записал. Даже тот рав Ицхак, который, как мы знаем, соблюдал все постановления мудрецов, тем не менее, оказался в ситуации, когда он должен был идти по грани закона, стоять в субботу на стройке и запоминать номера машин. То есть выглядело это так, как будто он работал в шабат. Однако рисковать остаться без работы он не мог, если алаха этого не требует.

Есть разные причины, когда нужно идти по грани закона. Это может быть физический недостаток, врожденные пороки характера, либо сложившаяся ситуация.

Сын Хафец Хаима писал про отца, что его тфиллин был очень простой, без многих устрожений и идурим (более чем обычный уровень), так как у отца никогда не было денег, он был всегда в долгах из-за издания своих книг. Он сам ходил и смотрел на выделку кожи, напоминал, чтобы это было во имя Вс-вышнего и так далее. Все, что было в его силах сделать максимально хорошо без траты денег, он за этим следил, но сделать то, что требовало материальных затрат, он не имел возможности, и тфиллин у него был совершенно простой. О раве Хаиме из Воложина тоже говорили, что он устрожал во многих вещах, конечно, и в кашруте, но в доме своего тестя кушал мясо без всяких устрожений, чтобы, не дай Б-г, не обидеть своего тестя. Ведь по закону мясо был разрешено, а обидеть хозяина своим отказом — нарушение заповеди о любви к ближнему.

Именно руах исправляет нефеш

В мишне (Шкалим 1:4) обсуждается, должны ли коэны давать шекели, то есть участвуют ли они в этой мицве. Раби Йоханан бен Заккай говорит, что должны. Потому что фразу «всякий, прошедший через подсчет» — он понимает, что это как прошедший через Тростниковое море. Так объясняет это Иерусалимский Талмуд. Вроде бы такая трактовка этих слов не очень понятна.

Наши учителя говорят, что, когда мы прошли через Тростниковое море, мы получили руах, и это есть окончательное исправление нефеш. Именно этим закончился Исход из Египта. Даже когда нефеш человека в неплохом состоянии, но руах неисправен, у него нет силы воли, то он может упасть духовно. Нет у него окончательного решения вести себя правильно и в конце концов он может сломаться. Именно это произошло с фараоном. Когда египтяне захотели бороться с еврейским народом, то фараон сказал: «Идиоты! Вы же знаете, что вам сделал Йосеф, как вы можете это забыть, как вы можете так неблагодарно отнестись к еврейскому народу!». Его за это отстранили на три месяца от власти. И через три месяца он был во главе их злодеяний. Это ситуация, когда еще что-то пробуждается в нефеш, но руах слабый, слабая сила воли. И тогда он сломался. То же произошло и с Эсавом: вожделения сломали его дух.

В свете сказанного более понятен тот отрывок из Иерусалимского Талмуда: заповедь о шекелях помогает исправить нефеш с помощью руаха. Все, кто удостоились руаха, могут исправить нефеш и имеют причастность к этой заповеди.

Почему именно Моше-рабейну поднимает нашу голову?

В конечном итоге то, что исправляет нефеш — это нешама через руах. Но если духовная ситуация плохая, что может стать поводом к пробуждению?

В «Мидраш Танхума» говорится, что когда Моше написал главу «Шекели», он испугался, потому что там не упоминается его имя. Он сказал Вс-вышнему: «Хозяин мира! Вот я умру, и меня не будут вспоминать!». Сказал ему Вс-вышний: «Не бойся, Моше. Клянусь тебе, что когда евреи будут стоять и читать эту недельную главу, то как будто бы ты стоишь передо Мной и поднимаешь им головы. И так будет каждый год». Как сказано, «Когда ты вознесешь голову сыновей Израиля» (Шмот 30:5). Можно было бы понять, что имеется в виду время, когда будут читать эту главу в порядке недельных глав, но из слов мудрецов в других местах видно, что говорится о начале адара.

О чем Творец поклялся Моше? Эти шекели шли каждый год на общественные жертвоприношения. Общественная жертва отличается от личной. Статус общины, еврейского общества, то, что называется цибур — очень сильно отличается от статуса группы индивидуумов. В Талмуде сказано, что, в отличие от частной молитвы, общественная молитва принимается и никогда не отвергается. Потому что, когда собираются 10 евреев, то спускается определенное духовное влияние, и у них есть причастность к общему корню еврейского народа. Тем более, когда речь идет обо всем народе вместе — все еврейские души объединяются этими жертвами, и исправление идет на уровне общего корня.

Тору часто называют торат (учение) Моше. Это означает, что Моше-рабейну кроме своей частной души несет в себе корень всех еврейских душ. Именно он — тот, через которого спускается все исправление в еврейский народ, и это понятно. Как это происходит? Наши учителя объясняют, что если руах и нефеш непосредственно связаны с телом человека, то из нешама (души), которая находится выше, испускаются только искры и попадают в тело. Видимо, во время чтения этой главы происходит удивительная вещь: мы «поднимаем» голову, точнее, присоединяемся к нашей подлинной «голове», к душе.

Иногда это можно почувствовать. Мы говорим каждый день: «Мой Б-г! Душа, которую Ты дал мне, она чиста», под «душой» подразумевая интеллект. То есть, пока человек не потерял свободу выбора, его разум способен понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». И в случае обдумывания своих поступков он сможет выйти на правильную дорогу. Так вот, при усилении связи с душой мы приобретаем более четкое понимание и легче поддаемся исправлению.

Чего опасался Моше?

Позже, в беседе о красной корове, мы поговорим подробно о падении народа в грехе «золотого тельца». Сейчас скажем вкратце. К сожалению, евреи сделали ошибки в эти 49 дней, поэтому не удостоились получить Тору, как надо. И тогда народ отделились от Моше-рабейну, он пошел получать Тору, а они «вернулись в шатры»3. В результате эрев рав (сброд, вышедший из Египта вместе с нашим народом) свел нас с пути и душит нас до сих пор. Тем грехом предопределилась вся наша история до сегодняшнего дня. Моше-рабейну знал об этой опасности, поэтому, когда встретил главу Торы, где он не упоминается, то начал волноваться. Ведь связь с Торой и душой народа после «возвращения народа в шатры» будет только через него. Он боялся, что сброд отдалит евреев от Торы окончательно. Он знал, что эрев рав его ненавидят, так как он держит их в подобающем их низкому духовному уровню месте, и не позволял смешиваться с еврейским народом.

Так вот, Вс-вышний заверил Моше, что при чтении этой главы духовность каждого еврея опять чудесным образом насколько-то исправится и укрепится связь не только с его душой, но даже с Моше-рабейну, с общим корнем ервейских душ. Видимо, это и есть начало процесса выхода еврейских душ из-под сил зла в адаре, о котором так много говорят каббалисты.

Именно пол-шекеля?

Маараль объясняет, что настоящего совершенства в этом мире нет, его невозможно достичь при жизни. Путь к совершенству — осознавать, что человек несовершенен, чтобы приложить все усилия для устранения недостатков. Поэтому половина шекеля. Принято говорить, что, с одной стороны, стакан наполовину полон, и следует радоваться успехам, тому, что мы — евреи, и тому что мы, слава Б-гу, знаем, что есть Б-г, и тому, что мы стараемся вести себя правильно. С другой стороны, мы должны чувствовать, что мы несовершенны, и это должно быть для нас двигателем для духовного самосовершенствования, и поэтому — половина шекеля.

Шабат или 1941?

Еще удивительный намек есть в этой главе. Святой Шла говорит потрясающую вещь: если каждое числовое значение буквы слова «рош» (голова) поднять на 1 (по гематрии, т.е. взять следующую букву), то получится слово «шабат». Источник святости будних дней — это шабат. Чтение этой главы присоединяет нас к источнику святости времени.

Однако есть еще один намек. Его написал в своей книге «Толдот Яаакова Йосефа» один из величайших учеников Бааль Шем Това где-то 150 лет до страшной войны: в 1941 (ки тиса, когда будет 1941 (תש"א)) полетят головы (тиса можно перевести как «вознести» или «снести») еврейского народа, и это будет искуплением за грех «золотого тельца».

Из этих двух намеков вытекает, что если еврейский народ массово отстранится от шабата, то наступят ужасные события 1941 года.

Очевидно, что эта глава спасала нас много раз

Очевидно, что заверение, данное Вс-вышним Моше о необходимости чтения нашей главы сбылось в период Пурима. Аман сказал, что есть народ, который «спит от заповедей», если перевести грубо, дословно, то еврейский народ был в состоянии духовной спячки, не выполнял заповеди. Тогда поднялся Амалек, как известно, и ситуация была просто ужасной, и в конце концов евреи постились и сделали тшуву. Здесь объясняется, что все это произошло в том числе благодаря заслуге главы «Шекели». То, что евреи во времена Храма собирали деньги на общественные жертвоприношения, эта заслуга была упомянута, и благодаря этому Вс-вышний все перевернул, как сказали мудрецы. Евреи, которые были в очень тяжелом духовном состоянии, пробудились и сделали тшуву. О том страшном времени власти Амана написано так в мидраше (напомню, что мидраш часто говорит о духовных вещах): пророк Элияhу побежал к праотцам, в том числе к Моше-рабейну. Моше-рабейну спросил о том, чем подписан приговор, письмо Ахашвероша, как поставлена печать, кровью или глиной. И он сказал, что глиной. И если глиной, значит есть спасение. (Кровь соединена с нефеш, и мудрецы часто намекают на нефеш, употребляя слово кровь. Глина вроде бы намекает на тело. Если нефеш еще не полностью оторвана (карет, на языке Торы) от верхних уровней, а только тела грешат, то есть шанс.) И стал Моше-рабейну молиться. Очевидно, что спасение произошло и в заслугу того, что евреи потом заново приняли Тору, как сказано в трактате «Шабат» (88б). Все это, вроде бы, уже прошло, а мы продолжаем читать?

Да, мы продолжаем читать, поскольку нам понятно, что «каждый год встают новые враги, которые хотят нас полностью уничтожить. А Святой, благословенно Его имя, спасает нас из их рук» (Пасхальная Агада). Несомненно, в том числе в заслугу чтения этой главы.

Это повторялось много, много раз. В главе «Аазину» намекается, например, на фашистов. Аазину — это песня обо всей истории еврейского народа, которой Моше-рабейну учил евреев, и в том числе это намек на то, что будут делать фашисты. На уроке я привел много подтверждений из текста этой песни, но здесь упомяну только, что мудрецы (Ялкут Шимони) говорят, что это ам наваль, мерзкий народ — это барбарим, варвары, которые ходят по улице голыми. Кто знаком с европейской традицией, тот знает, что обнаженными ходят только в Германии. Барбария — это очевидно Бавария, часть Германии. Известно, что в чистом виде варвары остались в Германии, там было запустение, не было населения. По всей Европе есть их кровь, но там они смешались с другими народами, а несмешанными они были только в Германии. И только в Германии, в соответствии с их законами, свободно ходят голые варвары, без всяких проблем, не нарушая их этических, моральных и религиозных норм. Других таких стран я не знаю. Кроме того, простой перевод предыдущих стихов говорит о революции, отходе от Торы и феминизме. Была ситуация, когда подавляющее большинство еврейского народа оставило Тору, и пробудился Амалек, и все знают, что случились чудеса в переломный момент, когда Россия победила Германию, и что было, когда фашисты подходили к Израилю, как спаслись тут евреи. Все знают, какие чудеса произошли в то время.

Это все было. Но мы продолжаем читать эту главу. Ведь написано в трактате «Санhедрин»: раби Элиэзер говорит: если евреи сделают тшуву, то сразу же спасутся, не сделают — не спасутся. Отвечает ему раби Йеошуа: не сделав тшуву, не спастись?! А ведь сказано: и он приводит много стихов из Пророков, где сказано, что точно будет спасение. (Рамхаль приводит их в конце «Даат твунот»). Однако Вс-вышний поставит им мелех каше ке-Аман — царя, который будет по своим взглядам и постановлениям жесток, как Аман. И тогда евреи сделают тшуву, и сразу же будут спасены. А мы видим, что история повернулась так, что стало нереально, чтобы евреи сами сделали тшуву. Так сказано в «Зоаре» в главе «Шмот». (И так утверждал р. Моше Шапиро заль и так рассказывают от имени Риженского Ребе заль). Сами по себе мы идем в худшую сторону, хотя физического порабощения нет, сегодня евреи имеют возможность без опаски соблюдать Тору практически во всем мире. (Это подобно произошедшему в Египте, когда евреи продолжали духовно падать до самого выхода, хотя после первой казни физическое порабощение прекратилось.) Мудрецы не видят, что Вс-вышний сделает другое чудо. Они говорят: либо евреи сделают тшуву сами, без помощи Вс-вышнего, либо Вс-вышний поставит жестокого, как Аман, царя. И тогда евреи сделают тшуву, и сразу же будет спасение, как это было в Пурим.

Следовательно, все идет к тому, что в конечном итоге все в «нормальном» мире дружно и совершенно спокойно решат, (сейчас обсуждают такую теорию) что для всех евреев надо будет срочно сделать «Endlösung» — конечное решение по всему миру. Мы видели, как это хотела сделать Германия со множеством союзников, но тогда их остановили. А сейчас эта идея распространяется на весь мир, и останавливать будет некому. Поэтому вполне вероятно, что и по этой причине нам нужно читать нашу недельную главу для того, чтобы у нас была заслуга, которая спасет нас в грядущей ситуации.

Заключение

Из шекелей сделали подставки, куда вставляли столбы. Мы должны нашу нефеш подчинить разуму, который должен искать и стараться выполнить волю Вс-вышнего, по-иному, подчинить нашу волю воле Вс-вышнего и таким образом достичь совершенства. Этот намек содержится в главе, которую мы должны читать. В первую очередь, мы должны выполнить постановление мудрецов о чтении главы «Шекели». И эта заповедь сама по себе имеет огромную силу, как мы говорили.

А, кроме того, этой главой начинается период духовного подъема. На самом деле, он начинается с месяца шват, но в швате возникает только почва для духовного подъема. Сейчас наступают адар и нисан — два месяца, когда все предрасположено для того, чтобы человек пробудился, то есть, образно говоря, начинается духовная весна. Наша собственная судьба и судьба многих людей в мире зависит от нас и нашего поведения, нашего старания. Поэтому я нам искренне желаю не упустить это дорогое время, проснуться и постараться себя исправить. При этом постоянно делать упор на честность — честно обдумать свое поведение, обдумать, достаточно ли мы знаем прописные истины, и на чем строится наше повседневное поведение и насколько это все соответствует воле Творца. Дай Б-г, будет помощь Небес, и тогда мы действительно сможем что-то исправить с Б-жей помощью.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна еврейского года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Имеются в виду буквы hей, просто во избежание запрета произношения имени всуе, когда пишут само имя, то hей заменяют на кей.

2

Уже философы, а потом и каббалисты приводят, что духовное строение всех живых можно разбить на три уровня: нефеш, руах и нешама. Нефеш связана с кровью, и в частности, с печенью. Руах с сердцем, а нешама — с головным мозгом.

3

«Иди, скажи им: «Возвратитесь в шатры свои». Ты же здесь стой при Мне, и Я сообщу тебе всю эту заповедь, и законы, и правопорядки, каким ты будешь учить их…» (Дварим 5: 27-28).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я