Шедевры еврейской мудрости

Исраэль Ашкенази, 2019

В этой книге вас ждут настоящие сокровища еврейской мудрости. О дружбе и любви, о семье и браке, о чести, достоинстве, духовности и правильном выборе – в притчах и афоризмах великих еврейских мыслителей. Рабби Исраэль Ашкенази донес до нас короткие истории из жизни этих мудрецов, а также россыпь цитат и изречений. У этой книги не один автор: перед вами мудрость целого народа.

Оглавление

Из серии: Мудрые мысли на каждый день

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шедевры еврейской мудрости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Афоризмы

Человек пришел в большую библиотеку и после долгих раздумий и поисков выбрал три книги. Подойдя к библиотекарю, он спросил:

— Сколько всего у вас книг?

— Несколько десятков тысяч.

— И сколько же нужно времени, чтобы все прочитать?

— О… несколько жизней.

— Тогда я и эти не возьму, — сказал человек. — Поищу другой способ познания.

И ушел из библиотеки.

Заставляй свой язык почаще повторять: «Этого я не знаю».

Большинство грехов в мире — от болтливости. Как сказал царь Соломон: «Жизнь и смерть зависят от языка».

— Правда, но всему свое время: когда радость — радость, когда скорбь — скорбь.

— То же самое и со Всевышним. Бог семь дней скорбел над своим миром, прежде чем наслал потоп.

Берущий женщину в жены пусть проверит, кто ее братья.

Когда нечего красть, вор — блюститель закона.

Каждый человек должен освобождать себя из Египта ежедневно.

Всякий, кто начинает чувствовать, будто становится святым, перестает уже быть таковым.

Вы говорите — время идет. Безумцы — это вы проходите.

Привычка властвует над всем и становится второй натурой. Приучив себя питать отвращение к злу, человек может и в самом деле начать его немного испытывать.

Все к лучшему! Ведь розы вырастают из шипов, и пчела, которая нас жалит, приносит сладкий мед.

«Жизнь — как уходящая тень», — говорит Писание. Чья это тень — тень от башни или тень от дерева? Ни то ни другое; это — тень от летящей птицы.

Душа должна быть человеку ценнее, и он должен радоваться ей более, чем печалиться из-за презренного тела, чтобы не смешать и не соприкоснуть радость души с печалью тела.

«Блаженна молодость моя, что не посрамила старость мою» — так говорили добродетельные. «Блаженна ты, старость моя, что искупишь грехи молодости моей» — так говорили раскаявшиеся.

Добрые дела — то, что человек совершает, дабы возвратить частицу Всевышнего к источнику и корню всех миров.

Земля вопиет к человеку: «Почему ты наступаешь на меня? Наступи на себя!»

Цель сотворения мира — создание Ему, благословенному, жилища в нижних творениях.

Праведник не умирает до тех пор, пока не родится другой праведник.

Бог говорит так: ежели придете в дом Мой, тогда и Я приду в ваши.

Будьте осторожны с властями, ибо они приближают к себе человека только для собственных нужд, прикидываются друзьями, когда им это выгодно, но не помогут человеку в трудное для него время.

Бог дал день, Бог даст и пищу.

Не будь твердым, как дерево, чтобы люди, столкнувшись с тобой, не ушиблись.

Всевышний творил миры и разрушал, пока не создал нынешний мир. [Потому что] сказал Всевышний: «Вот это хорошо, а то не было хорошо».

Старайся не обижать свою жену, потому что женщина слезлива и чувствительна к обидам.

То, что можно исправить, надо просто исправить и не тревожиться больше об этом.

Горе поколению, которое судит судей.

Важно не то, что делаешь ты много или мало, а то, насколько твое сердце устремлено к Небу.

Всевышний является местом, где находится мир, а не мир — местом, где находится Всевышний.

В нашем поколении нет ни единого человека, который имел бы право упрекнуть другого.

Я могу отказаться от того, что еще не сказал, но я не могу забрать обратно то, что уже сказано.

В городе Уша постановили, что если человек хочет заниматься благотворительностью, то он имеет право истратить только пятую часть своего состояния и не больше, чтобы потом самому не впасть в зависимость от чужого благодеяния.

Врач бесплатный платы не стоит.

Весь век свой я провел среди мудрецов и не нашел для человека ничего лучше молчания.

Всевышний устроит праведникам пиршество, где они будут вкушать мясо Левиафана, а остатки мяса будут продаваться на иерусалимских базарах.

Большой грех забывается, а малый — нет.

Все в руках Всевышнего, кроме страха перед Всевышним.

Всем человек завидует, кроме своего сына и своего ученика.

Этот мир подобен прихожей перед входом в будущий мир. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы смог ты войти в зал.

Выпьет человек чашу вина — скромен, как овца; выпьет две — становится храбр, как лев: начинает хвастаться и говорить: «Кто мне подобен?»; выпьет три или четыре — становится как обезьяна: пляшет, поет, сквернословит перед людьми и не ведает, что творит; напьется — становится как свинья: вымазывается глиной и спит в грязи.

Дочь для отца — клад напрасный, и не спит он из-за нее ночами: когда мала, боится, что ее соблазнят, в юности — что станет распутничать, когда подрастет — что не выйдет замуж, когда выйдет замуж — что останется бездетной, когда состарится — что займется колдовством.

Жена, которая нарушает еврейский обычай, изгоняется без денежного возмещения. Рабби Тарфон говорит: «Также громогласная». Что значит «громогласная»? Разговаривает у себя дома, а соседи слышат ее голос.

Господь испытывает не грешников, а праведников.

Гораздо приятнее не быть рожденным, чем быть им.

Господи, да будешь Ты ни за, ни против нас. (Бар-Кохба перед битвой иудеев с римлянами.)

Добрым делом является сказать то, что выслушают, и также добрым делом является не говорить то, что не выслушают.

Вознаграждение за доброе дело — это доброе дело, а вознаграждение за грех — это грех.

Даже ради одного праведника держится мир.

Всякий, кто скорбел о Иерусалиме, удостоится того, что узрит радость его, а тот, кто не скорбел о Иерусалиме, радости его не узрит.

Грех приходит в дом в качестве гостя, но потом делается в нем хозяином.

Если предки наши были ангелы, мы — люди; если же они были людьми, мы — ослы.

Отец любит своего сына, а сын любит своего сына.

Если не я за себя — то кто за меня? Но если я только для себя — то чего я стою? И если [искать на это ответы] не теперь — то когда?

Есть четыре типа сидящих перед мудрецами [то есть учеников]: «губка», «воронка», «фильтр» и «сито». Губка поглощает все; в воронку с одной стороны входит, с другой — выходит; фильтр пропускает вино и задерживает осадок; через сито просыпаются отруби, но мука в нем остается.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Мудрые мысли на каждый день

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шедевры еврейской мудрости предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я