Энергия и Я. Как управлять своей энергией

Ирина Штеренберг

Все мы рождаемся с разным количеством энергии. Каждый прожитый день накладывает отпечаток на ее уровень. Энергия характеризуется количеством, но направленности она не имеет. Наша энергия направляется на то, что мы сознательно или неосознанно выбираем. Наша энергия материализуется в событиях нашей жизни. Энергия мыслей и чувств создает образ будущего, который энергией действий воплощается в жизнь. Управляйте своей энергией, получая ее извне и генерируя внутри себя, наполняйте свою жизнь энергией!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энергия и Я. Как управлять своей энергией предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Управление своей энергией

1. Энергия психическая и физическая

Никакой вид жизненной активности не может существовать без энергии.

Психическую энергию можно охарактеризовать как энергию стремлений, желаний, влечений. Физическая или телесная энергия связана с физическим состоянием организма, его физической активностью.

Согласно З. Фрейду, каждый человек наделен психической энергией. З. Фрейд использовал понятие «либидо», «либидо — это прежде всего особый вид энергии… Ее специфика состоит в том, что либидо имеет особое происхождение, связанное с сексуальным возбуждением, и обладает характером психически выраженного количества энергии» [16].

К. Юнг отказался от понимания либидо как сугубо сексуальной энергии: «С генетической точки зрения телесными потребностями, составляющими сущность либидо, являются голод, жажда, сон, секс и эмоциональные состояния, или аффекты».

К. Юнг считал, что «либидо представляет собой не столько сексуальность, сколько психическую, душевную энергию как таковую, проявляющуюся в жизненном процессе и субъективно воспринимаемую человеком в качестве бессознательного стремления или желания» [16].

Э. Берн разделял энергию человека на психическую и телесную: «наша энергия происходит от пищи, которую мы потребляем, и от воздуха, который мы вдыхаем. Железы при этом играют важную роль в определении требуемого темпа выдачи этой энергии в спокойном состоянии или во время возбуждения. От мозга же зависит, на какую цель будет направлена энергия» [2].

2. Мотивационная сфера и энергия

Энергетическое состояние человека характеризуется мотивационной сферой. Мотивация является основой жизнедеятельности всех живых существ.

Мотивация выражается в побуждениях, которые вызывают активность организма и определяют ее направленность. Мотивация представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к разрядке и к удовлетворению мотивов и потребностей, которые составляют сущность мотивации. При этом потребность рассматривают как состояние организма, испытывающего нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, а мотив — как силу, побуждающую к достижению этих объектов. Потребности аккумулируют энергию, а мотивы побуждают к действию, направляя активность к определенной цели [8].

Потребности человека многообразны:

1. Потребности могут быть первичные, например, в воде, пище, сексуальной разрядке и др. Вторичные потребности — это потребности психогенного характера, например, унижения, достижения, уважения и др. Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично, например, еда, или в связи с необходимостью регуляции, например, избегание холода.

2. Потребности можно подразделить на позитивные (поиск), и негативные (избегание).

3. Потребности бывают явными и латентными. Явные потребности свободно и активно выражаются во внешнем поведении. Латентные проявляются или в игровых действиях, или в фантазии.

В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединятся, или конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой и т. д. [23].

Потребности направляют активность человека. Именно актуализированная потребность, стремящаяся к разрядке, является энергией, питающей разнообразную деятельность, в том числе и познавательную. То есть пока потребность не будет полностью удовлетворена, ее энергия поддерживает деятельность [8].

Мотивация порождает целенаправленное поведение. Но не все мотивы становятся значимыми в активизации деятельности.

Личность характеризуется не только совокупностью мотивов, но и системой, в которую они объединены, их иерархией. В этой иерархии одни мотивы являются ведущими, смыслообразующими, другие являясь второстепенными, могут усиливать влияние первых. Именно смыслообразующие мотивы определяют направление жизни, профессиональные и иные выборы человека. Обычно таких мотивов несколько, но иногда в иерархии доминирует один мотив, поглощающий все другие. В иерархии присутствуют и менее значимые мотивы, которые связаны с отдельными сферами жизни, либо актуализируются в определенных ситуациях. [8].

Наша жизнь — это не прекращающийся процесс осуществления наших желаний и целей. По мнению К. Роджерса, ни один человек не может самоактуализироваться настолько, чтобы отбросить все свои жизненные мотивы, то есть полностью реализовать свой личностный потенциал.

В. Франкл считал, что стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная потребность. Человек стремится обнаруживать смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыхания. В. Франкл писал: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека… Этот смысл уникален и специфичен для каждого человека и может быть осуществлен только им одним; только тогда становится значимым то, что воля удовлетворяет стремление человека к смыслу».

3. Либидо и мортидо

Э. Берн рассматривал человека как ярко окрашенную энергетическую систему, полную динамических стремлений. Он считал, что энергия служит для того, чтобы восстанавливать равновесие; и человек, являясь энергетической системой, по этой причине все время стремится прийти к состоянию покоя.

Вышедшая из равновесия энергия проявляется в виде физического и психического напряжения. Психическое напряжение проявляется в виде беспокойства и удрученности. Возникающие у человека напряжения всегда вызываются желаниями. Желания человека могут быть различными, это может быть, например, половое стремление, честолюбие или стремление к одобрению. Желания могут быть сознательными и бессознательными, имеющими названия и нет.

Э. Берн считал, что у человека есть два мощных стремления — это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, щедрость, великодушие, произведение потомства и творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, Э. Берн обозначил как либидо. Важнейшей функцией либидо, по его мнению, является продолжение человеческого рода.

Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти. Напряжение, дающее силу этим чувствам, Э. Берн называл мортидо. Наиболее концентрированно это напряжение проявляется в борьбе за существование. Мортидо помогает человеку спастись от внутренних и внешних опасностей.

Таким образом, либидо — это энергия воли к жизни, сохраняющей весь человеческий род. А мортидо — энергия воли к смерти, сохраняющей конкретного человека, когда на его пути встает враг.

Эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая людей к противоположным поступкам. Для того чтобы справиться с противоречивыми стремлениями, человек часто одно из соперничающих желаний вытесняет из поля сознания, как будто бы его и нет. Так, в мирное время люди склонны утверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное время могут доказывать, что либидо не может существовать по отношению к врагу.

Другой способ совладать с противоречивыми стремлениями — позволять то одному, то другому чувству одерживать верх. Человек в таком случае попеременно то любит, то ненавидит, часто вызывая удивление окружающих.

Энергия человека может быть направлена вовнутрь, на себя, и наружу. Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на других, а некоторые — преимущественно на себя. Некоторые люди, ненавидя другого, способны дойти до убийства, а кто-то может настолько интенсивно ненавидеть себя, что эта ненависть проявляется в самоубийстве. И убийство, и самоубийство одинаково выражают агрессивность, единственная разница, касающаяся психической энергии, состоит в ее направлении.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энергия и Я. Как управлять своей энергией предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я