Социальная информатика

Ирина Соколова, 2018

Учебник предназначен для бакалавров, магистров, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, учителей средних общеобразовательных школ, а также может быть использован всеми, кто интересуется теоретико-методологическими и методическими проблемами информатизации современного общества.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная информатика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рецензенты:

А.Д. Урсул — академик Академии наук Молдовы, доктор философских наук, профессор;

Б.А. Сусликов — доктор социологических наук, профессор

Введение

В XXI век, а с ним и в новое тысячелетие, человечество вступило в условиях глубокого системного кризиса, сложных и противоречивых трансформаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества и личности. Стремительное нарастание угроз и кризисных процессов планетарного масштаба в ресурсном, экологическом, демографическом обеспечении жизни людей обусловлено в первую очередь резким отставанием темпов социального, культурно-духовного развития человечества от научно-технического прогресса. Одним из главных связующих звеньев, способных гармонизировать динамику развития этих двух важнейших направлений движения человеческой цивилизации, является информатизация социального пространства, ставящая под действенный и управляемый контроль общества все процессы его жизнедеятельности. От человека, живущего в эпоху информатизации, требуется значительно больше «полноты человеческого», повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала. Методическая наука стоит на пороге решения одного из важнейших аспектов проблемы компьютеризации школьного обучения, связанного с реализацией «высокого соприкосновения»[1], контактов человека (ученика и учителя) и машины.

Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. Это обстоятельство ставит информационную безопасность личности, общества и государства в ряд актуальных и перспективных проблем государственной политики и научного познания.

Россия с ее богатейшим культурно-историческим наследием, особым менталитетом, местом и ролью в мировом развитии, не может себе позволить иного варианта информатизации общества, кроме социокультурного, гуманистического. Именно поэтому процесс информатизации российского общества насущно нуждается в глубоком и системном научном анализе.

В последние 25 лет значимое развитие получило научное направление междисциплинарного характера — «Социальная информатика», — изучающее комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, его информатизацией. В рамках данного направления ведется изучение экономических, социологических, правовых, психологических, педагогических, экологических и иных аспектов информатизации общества.

Значимость этих исследований в России получила подтверждение на целом ряде отечественных и международных форумов и конференций, наиболее весомо — на Международном Конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.). В структуру предметного поля информатики как фундаментальной дисциплины, которая обязательно должна входить в соответствующую современным международным требованиям информационную подготовку специалистов, впервые на Конгрессе социальная информатика была включена как новое научное направление, имеющее самостоятельное предметное поле исследований[2].

Проблематика социальных последствий информатизации общества достаточно активно развивается в мировой науке, есть достижения и в реализации моделей информатизации в общественной практике ряда стран, где информатизация является механизмом решения социальных проблем. Однако следует отметить, что социальная информатика как новое научное и образовательное направление, системно излагающее социальные аспекты информатизации общества, со значимым социологическим анализом этого процесса, появилась в России и не имеет зарубежных аналогов.

Разработка предметного поля социальной информатики ведется учеными ряда российских вузов, где созданы и функционируют кафедры профиля социальной информатики, одним из инициаторов открытия которых был академик А.А. Самарский. В РГСУ более пяти лет проводил подготовку специалистов-социологов единственный в практике российской высшей школы факультет социальной информатики, далее направление развивалось на кафедре социальной и педагогической информатики университета.

Международная Академия Ноосферы (Устойчивого развития) активно разрабатывает проблематику информатизации общества в контексте эколого-безопасного, устойчивого развития мирового сообщества. Специалисты направления объединены и ведут свои исследования в рамках исследовательских комитетов российских социологических сообществ «Социальная информатика»[3].

Ассоциацией кафедр социальной информатики вузов России в течение более пятнадцати лет организовывались семинары, по результатам которых выпущены научные сборники «Социальная информатика».

В настоящее время учебный курс «Социальная информатика» преподается студентам ряда российских вузов, в очной и дистанционной форме, в том числе с использованием авторского электронного контента.

Автор выражает глубокую благодарность академикам В.И. Жукову и А.Д. Урсулу за постоянное многолетнее внимание к исследованиям автора, к развитию научного и учебного направления «социальная информатика».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная информатика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Моисеев Н.Н., Фролов И.Т. Высокое соприкосновение: Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехнологии // Вопр. философии. 1984. № 9.

2

См.: Политика в области образования и новые информационные технологии: Нац. докл. Рос. Фед. // II Междунар. контр. ЮНЕСКО «Образование и информатика», Москва 1–5 июля 1996 г. — М., 1996.

3

См., напр.: Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Тез. докл. и выступл. на II Всерос. социол. конгрессе. В 3 т. — М., 2003.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я