Лидер и люди. Бизнес-коучинг: работать над собой, работать с командой

Илья Рудник, 2018

Бизнес-коучинг – это отличный способ повысить свою личную эффективность, а значит и качество работы всей команды; техники коучинга помогут развить необходимые навыки и освоить инструменты управления, бизнес-коммуникации, повысить продуктивность на рабочем месте. Прочтите эту книгу, если вы (менеджер, руководитель, предприниматель, HR-сотрудник) открываете свой бизнес; если вы задумались о совершенствовании компании; если вам важен собственный профессионализм! Нужна ли книга о бизнес-коучинге обычному человеку, который никем не руководит, никого не учит и не нанимает на работу? Определенно! Так как научит эффективно строить партнерские отношения, работать в команде, творчески подходить к решению самых невероятных задач. Освоив навыки коучинга, каждый человек сделает свою жизнь более сбалансированной, целостной, насыщенной событиями и интересными знакомствами.

Оглавление

Из серии: #БизнесНаставник

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лидер и люди. Бизнес-коучинг: работать над собой, работать с командой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

От автора

Сделай шаг, и дорога появится сама собой.

Стив Джобс

Книга, которую читатель держит в руках, — результат 10-летней практики консультирования отдельных людей, команд и целых организаций. Она представляет собой полезный инструмент для совершенствования профессиональных навыков и личностных качеств человека.

Философия бизнес-коучинга проста, логична и помогает быстрее получить желаемое, легче достичь поставленных целей.

Читатель освоит необходимые навыки и инструменты управления, бизнес-коммуникаций, взаимодействия, а значит, получит возможность сделать жизнь гармоничной и повысить продуктивность на рабочем месте. Но главное — применяя идеи коучинга, человек постепенно становится экспертом-практиком по собственному развитию и, без преувеличения, Учителем для самого себя.

Философия бизнес-коучинга проста, логична и помогает быстрее получить желаемое, легче достичь поставленных целей.

Все, о чем здесь написано, я использую не только в консультантской практике, но и в обычной в жизни. И как правило, результаты превосходят все ожидания!

Сама идея написать книгу возникла по итогам работы с коучем — регулярно бывать в роли клиента мне кажется полезным. На консультации я решил придумать упражнение, которое помогло бы развить дисциплинированность (в тот момент формулировка задачи получилась именно такой, некоторая ее беспредметность меня не смутила).

Согласитесь, это здорово, когда можно легко и просто сделать то, что не хочется или не нравится, в назначенное время, не откладывая и не отвлекаясь на внешние раздражители. Не ждать «удобного» момента, не «накручивать мотивацию», не призывать Музу… Просто взять и сделать.

Но как этому научиться? Лучшим упражнением виделось выполнение конкретных регулярных действий. Выбрать сами действия было несложно — мне нравится сочинять, постоянно что-то записывать, поэтому я решил продолжить эту практику, но в определенных рамках и с четким направлением. Каждый день я стал печатать в отдельный файл не менее 500 слов о работе — размышления, анализ консультаций, идеи новых упражнений, сомнения, открытия и т. д. Качество текста меня в тот момент не заботило, главное — количество. Через 5–6 недель выяснилось, что удается прямо-таки поймать вдохновение в течение нескольких минут — стоит лишь начать писать. Иногда это состояние называют «потоком»[1].

И в один прекрасный день возникла идея сместить баланс с процесса на результат и сфокусировать усилия на написание чего-то законченного. Сделать из «мыслей о работе» книгу о бизнес-коучинге.

Практика дисциплинированности дополнилась смыслом и целью, потому и критерии упражнения немного изменились: теперь можно было либо написать 500 слов, либо писать в течение 30 минут. И если раньше время начала упражнения всегда было разным, теперь я ставил будильник и начинал работу в одно и то же время в течение нескольких месяцев. В дальнейшем параметры практики менялись, но суть оставалась прежней…

Сейчас книга перед вами, и она вряд ли появилась бы на свет без недирективного коучинга — подхода, который в ней же и описан.

А что же дисциплинированность? Если перед началом упражнения я оценил ее на 4 балла из 10, то сегодня уверенно ставлю 7. По тому же принципу, например, мне удалось научиться готовить (не шашлык два раза за лето, а каждый день — завтрак, обед и ужин для семьи), писать большие и содержательные отчеты или методические материалы по итогам проведенных мероприятий, даже делать зарядку с сыном и бегать по 7–10 км три раза в неделю. Поэтому могу смело сказать, что работа над дисциплиной стала одной из лучших практик моей жизни.

Кому адресована книга

Чтобы вести людей за собой, иди за ними.

Лао Цзы

В первую очередь книга о бизнес-коучинге будет полезна руководителям, менеджерам, предпринимателям, которые:

✓ создают с нуля бизнес и управляют им;

✓ развивают и совершенствуют компании;

✓ работают над собственным профессионализмом и образованием, чтобы достичь желаемых высоких целей.

Много интересного найдут в этой книге сотрудники HR-департаментов. Специфика их деятельности требует высококвалифицированных навыков управления и консультирования. И хотя сегодня в России работа с персоналом, увы, зачастую сводится к найму и увольнению сотрудников, профессиональные «эйчары», как их называют, стремятся изменить эту ситуацию — активно участвуют и в стратегическом планировании, и в развитии сотрудников, и в непосредственном управлении организацией.

Нужна ли книга о бизнес-коучинге обычному человеку, который никем не руководит, никого не учит и не нанимает на работу? Определенно!

Мои коллеги — консультанты, коучи, тренеры — найдут здесь практические идеи и инструменты, которые смогут использовать в своей деятельности.

Нужна ли книга о бизнес-коучинге обычному человеку, который никем не руководит, никого не учит и не нанимает на работу? Определенно!

Современный мир столь стремительно развивается во многом благодаря непрерывно совершенствующимся навыкам людей эффективно строить партнерские отношения, работать в команде, творчески подходить к решению самых невероятных задач. Освоив навыки коучинга, каждый человек сделает свою жизнь более сбалансированной, целостной, насыщенной событиями и интересными знакомствами.

Что вы приобретете, прочитав книгу

Вы можете получить все, что вам нужно, если только это вам и вправду нужно.

Рэй Брэдбери

Эта книга — о бизнес-коучинге. Мы поговорим о его использовании для решения различных задач в организациях, о применении инструментов коучинга в работе руководителей и о секретах развития профессиональных навыков коучей-руководителей и коучей-консультантов.

Чтобы не возникло путаницы, отмечу, что бизнес-коучинг — это частный случай недирективного коучинга, подхода в консультировании, о котором пойдет речь.

Бизнес-коучинг обладает характерной спецификой, что иногда вынуждает участников процесса выйти за рамки принятых правил или, как мы увидим далее, даже придумать новые, порой совершенно неожиданные.

Надеюсь, перелистнув последнюю страницу, читатель будет ясно представлять себе:

✓ что такое бизнес-коучинг, и зачем он нужен;

✓ кто такой коуч и как его выбрать для себя или своих сотрудников;

✓ как применить принципы коучинга в ежедневной работе, чтобы получить наивысший желаемый результат;

✓ какие методы коучинга можно использовать в тех или иных бизнес-ситуациях.

Чтобы читателю было проще разобраться в нюансах и создать собственное представление о коучинге и способах его применения, в книге представлено множество примеров, случаев из жизни, практических рекомендаций, инструментов. Каждая такая иллюстрация основана на реальных событиях и обстоятельствах.

Конечно, пришлось их основательно переработать из соображений конфиденциальности, педагогических устоев и удобства восприятия. Однако свою функцию приведенные зарисовки, надеюсь, выполнят, а значит, помогут реализовать мое намерение: помочь читателю поразмышлять о коучинге и его применении в работе.

Если же не ограничиваться прочтением, а глубоко подумать над содержанием, сделать творческие выводы, решиться на смелые продуманные шаги, к приобретениям прибавится самое ценное — опыт, который с читателем останется навсегда.

По мере прочтения могут — и даже должны! — возникнуть вопросы. Их можно собрать в отдельный файл на своем компьютере или мобильном устройстве, чтобы впоследствии обдумать. Возможно, о чем-то вы захотите спросить меня — пишите на электронный адрес, указанный в конце книги. С удовольствием отвечу!

Сверяем ожидания

Ломать стереотипы и пробиваться сквозь предубеждения — дело невероятно сложное, но еще и фантастически приятное.

Джаред Лето

Читатель, листающий сейчас эти страницы, не просто так взял в руки книгу. Он наверняка хочет что-то найти, прояснить, понять. Найдутся ли здесь ответы? Попробуем разобраться и заодно сверим ожидания от прочтения.

Риску разочароваться (в книге, в коучинге и даже в себе самом) подвержены те, кто хочет:

✓ «Узнать что-то новое[2] и интересное», получить «Великое знание» и т. д. В большинстве случаев мы будем говорить об известных вещах, хотя точки зрения на них могут отличаться от привычных. Новыми и интересными, надеюсь, окажутся мысли читателя и его выводы о себе, своей жизни, деятельности и т. д.

✓ Найти «Алгоритмы успеха»[3] или «Волшебные таблетки».

Единственный работающий метод достижения успеха (что бы ни значило для вас это слово) — пробовать. И снова. И опять. И еще. Пока не будет результата.

Единственный работающий метод достижения успеха (что бы ни значило для вас это слово) — пробовать. И снова. И опять. И еще. Пока не будет результата.

Тому, кто действует, методы и инструменты коучинга однозначно помогут. Но лежащий на траве топор дрова не нарубит, а коучинг, сколько им ни занимайся, не заменит собой действий, направленных на достижение поставленной цели.

✓ Получить в результате чтения однозначную картину, которая описывает мир коучинга. Скорее, наоборот — возникнут вопросы, на которые не будет ответов, по крайней мере, сразу. Придется поразмыслить, поискать, разобраться.

✓ Добиться после прочтения быстрых изменений (в работе, личной жизни, самореализации и т. д.). Как выражаются врачи соответствующего профиля, «даже девять мужчин не заставят женщину родить через месяц». Если трансформация подходит к завершающей стадии своей «беременности», книга может стать финальным мажорным аккордом. Но если человек только начал задумываться об изменении карьеры, управленческого стиля, способов общения с людьми и т. д. — потребуется время.

Кроме того, читателя, привычного к скоростному листанию сухих методичек, может привести в замешательство размеренность и неспешность изложения материала. И для развития это даже хорошо: все непривычное или необычное создает свежий опыт, который становится источником новых решений и поступков.

А кому книга подойдет? Определенно тем, кто стремится поразмышлять, проанализировать свои особенности и способности, освоить или развить навыки, поставить перед собой новые задачи, преодолеть страхи и неуверенность, чтобы «не мытьем, так катаньем» добиться результата.

Что будем исследовать

Когда ты один смотришь в зеркало и видишь свое отражение, ты настоящий. Но стоит появиться кому-то рядом, ты тут же надеваешь маску.

Андрей Кончаловский

Люди обычно любят универсальные схемы, алгоритмы, модели. Считается, что разрекламированные «пошаговые системы достижения результатов» в бизнесе, в отношениях, в саморазвитии помогут быстро достичь успеха, который стал чем-то вроде религии в XXI веке. В погоне за ним мы следуем чужой логике, теряем индивидуальность, становимся рабами выбранной модели. И забываем, что придуманный кем-то подход нужно приспосабливать под себя и свою ситуацию.

Чтобы получить «свой» результат, придется создать персональный набор схем и алгоритмов.

Они должны учитывать конкретное видение конкретного человека, его уникальные особенности, среду существования и т. д.

Как раз индивидуальной адаптацией, которая является следствием анализа собственных моделей мышления и поведения, мы часто жертвуем. Неудивительно: эта работа сложна, требует времени, усилий и, вдобавок, не гарантирует результат. Страх неопределенности и возможной неудачи заставляет нас искать кого-то, кто придумал сработавший однажды алгоритм действий и добился пресловутого успеха. А когда виден проторенный путь, у человека возникает ощущение защищенности и уверенности в себе: «Смог он, смогу и я!» Даже если мы по этому пути не пойдем, можно мечтать, что когда-нибудь наступит удачный момент, а «успешная схема»-то уже под рукой!..

Чтобы получить «свой» результат, придется создать персональный набор схем и алгоритмов.

В работе руководителя это видно особенно хорошо. Многие управленцы знают о SWOT-анализе или Матрице Эйзенхауэра — а кто использует их в реальной жизни? Как правило, те, кого загнали в угол внешние обстоятельства или внутреннее желание достичь своих целей.

Самый простой инструмент, помогающий вести дела, — письменное планирование. Он не требует специальных знаний и навыков: нужно просто начать записывать на бумаге цели, задачи, идеи, вопросы. Во всех бизнес-книгах об этом говорится на первых страницах: если цели не записаны, значит, они не поставлены вовсе. Записал — не забыл, не забыл — учел в работе.

Но пока человеку хватает оперативной памяти на удержание нужной информации, он не пользуется карандашом. Можно самостоятельно провести простой эксперимент — посмотрев на себя, коллег, знакомых. Скорее всего, в лучшем случае, исследователь увидит ежедневники, в которых написано нечто вроде «Вася (доставка) 17:00». Никаких идей, вопросов для обдумывания, аналитических пометок, скорее всего, там не будет.

Если же посмотреть с другой стороны, все не кажется таким уж странным.

Человек, который серьезно занялся письменным планированием, запускает процесс изменения своей жизни: ему придется больше размышлять, больше анализировать, разговаривать с самим собой.

Возможно, он перераспределит рабочее время, возьмет больше ответственности. Увидит свои промахи и осознает необходимость чему-то научиться — в записях будет легче разглядеть собственную глупость, неуверенность, надменность. Кроме того, думание требует энергетических затрат, а наш организм не тратит калории зря.

Начав писать, можно ненароком запустить процессы, которые не получится «переварить», — изменения окажутся слишком существенными и, возможно, болезненными. Вот и включается сопротивление! Этот феномен напоминает «эффект спортзала»: человек покупает годовой абонемент, два-три раза сходит, и даже с удовольствием. А потом начинается: заболел, на работе завал, нет настроения и т. д. Но если в спортклубах работают тренеры и врачи, которые могут подсказать, как не перегрузить организм (именно это является основной, иногда бессознательной, причиной отказа от тренировок), то в области личной и профессиональной эффективности придется разбираться самостоятельно.

Человек, который серьезно занялся письменным планированием, запускает процесс изменения своей жизни: ему придется больше размышлять, больше анализировать, разговаривать с самим собой.

Мы с детства храним убеждение: учиться нужно на чужих ошибках, на своих учатся только дураки. К сожалению, на практике получается по-другому — изучив промахи других, мы просто бездействуем, чтобы не наделать собственных. К тому же любая ошибка добавляет неопределенности к неясным перспективам и без того туманного будущего…

Однажды ко мне пришел новый клиент, опытный бизнесмен и руководитель. С порога он заявил, что у него «проблемы с мотивацией и вдохновением». Я стал расспрашивать, он — рассказывать и в ходе повествования не раз упомянул, что рассчитывает получить «диагноз и эффективную схему возврата мотивации». Переломный момент нашего разговора случился после вопроса о том, что его радует и воодушевляет. Клиент раздраженно заметил: ничего похожего нет — работа в тягость, отношения с женой себя изжили, здоровье ухудшилось. Поэтому он и пришел ко мне, коучу, чтобы я вернул ему мотивацию.

После непродолжительного обсуждения мы сошлись на том, что для планирования и воплощения «идеи о возврате мотивации» нам недостаточно входящих данных. Клиент поставил себе задачу в течение месяца наблюдать за тем, что ему поднимает настроение, радует, воодушевляет, а что — наоборот, погружает в состояние уныния. Спустя месяц у нас был внушительный список из нескольких десятков пунктов.

Например, клиента вдохновляло, что его компания (производитель продуктов питания) сначала служит людям, и только потом зарабатывает деньги. И разочаровывало, что далеко не все топ-менеджеры разделяют такой подход. Его семья всегда была отдушиной, но теперь дети подросли и много учатся, а жена им в этом помогает — поэтому на общение с ним у нее нет времени. Размышляя об этом, мой клиент наедался перед сном или смотрел телевизор до глубокой ночи, что, конечно, сказывалось на здоровье. В общем, конкретики стало предостаточно.

Мы[4] сформулировали четкий план с задачами по бизнесу, семейным вопросам и восстановлению здоровья. Мотивация «вернулась» примерно через 3 месяца — благодаря информации, которую клиент узнал о себе и с толком использовал, создав собственные схемы, механизмы и план изменения жизни.

Самый главный, самый умный, самый креативный, самый-самый в отношении собственной жизни — тот, кого мы видим каждое утро в зеркале.

«Хороший коучинг — это когда к тебе возвращается вера в себя, и ты хочешь действовать, придумывать, воплощать», — подвел итог работы тот человек. А теперь представьте на секунду, что каждый руководитель в отдельно взятой организации умеет так управлять коллективом, что сотрудники твердо верят в себя, в свою компанию и жаждут действовать. Скольких проблем можно было бы избежать!

Добиться этого не так сложно, как кажется. Нужно лишь освободить людей от мысли, что где-то есть «умный парень, который знает, как правильно».

Самый главный, самый умный, самый креативный, самый-самый в отношении собственной жизни — тот, кого мы видим каждое утро в зеркале.

Коучинг помогает человеку научиться у самого себя всему необходимому для достижения заветных целей и душевной гармонии. А кто с собой в ладу — тот и работает результативнее.

Для меня, автора книги, объектом исследования стал бизнес-коучинг. Но читателю я предлагаю исследовать самого себя, бизнес-коучинг же пусть послужит удобным инструментом, с которым целеустремленный человек лучше разберется в особенностях своего внутреннего устройства.

Коучинг и бизнес

В бизнесе, как и в науке, нет места ни для любви, ни для ненависти.

Сэмюэль Батлер

Влияние коучинга на результат работы руководителей и организаций изучается и обсуждается уже много лет. Некоторые попытки выявить такие закономерности привели к интересным выводам.

Например, в 2001 году группа ученых (Joy McGovern, Ph. D., Michael Lindemann, Ph. D., Monica Vergara, M. A., Stacey Murphy, Linda Barker, M. A., & Rodney Warrenfeltz, Ph. D) опубликовала в журнале Manchester Review результаты исследования, в котором ROI (Return on Investment — возврат на инвестиции) по итогам коучинга с руководителями в проанализированных 56 организациях составил в среднем 5,7, то есть коучинг окупил себя почти шестикратно. Участники исследования (руководители) среди прочего отметили рост продуктивности своих компаний (53 % опрошенных), качества производимой продукции (51 %), качества командного взаимодействия (67 %), удовлетворенности работой (61 %), а также снижение издержек (23 %).

В другом исследовании, представленном в журнале Industrial and Commercial Training в 2006 г., Вернита Паркер-Уилкинс (Vernita Parker‐Wilkins) приводит такие данные: респонденты из числа руководителей в организациях оценили коучинг как «очень эффективный инструмент развития» (86 %); изменили модели поведения в результате коучинга (95 %); готовы рекомендовать коучинг коллегам по компании (95 %).

Наконец, в статье «When the coaching measures up», опубликованной в 2005 г. в журнале Training Magazine, приведены результаты опроса топ-менеджеров. Руководители отметили устойчивый рост следующих показателей в работе своей команды: лидерство (35 %), согласованность в принятии решений (28 %), работа с документами (33 %).

Можно по-разному относиться к этим цифрам, ведь в основе всех исследований лежат в основном субъективные факторы и мнения. Но есть кое-что, с чем трудно спорить: по данным ICF (Международная Федерация Коучинга) только с 2012 по 2015 г. число практикующих коучей в мире выросло с 47 000 до 53 300; по оценкам Harvard Business Review оборот индустрии коучинга только в США превышает 1 млрд долларов, а в мире эта цифра достигает почти 2,5 млрд; программы обучения бизнес-коучингу появились в лучших университетах мира, в том числе в Оксфорде, Кембридже, Гарварде.

Однако, чтобы узнать, как коучинг поможет вашему бизнесу, нужно в нем самостоятельно разобраться, освоиться, попробовать на практике.

Как читать книгу

Правило «быть здесь и нигде больше» является ключом к полной концентрации, ибо есть лишь текущий момент и ничего кроме.

Чак Норрис

В процессе чтения и применения идей, методов, инструментов в своей практике управления или консультирования предлагаю следовать следующим рекомендациям.

Не торопитесь!

Гонщики Формулы-1[5] перед очередным этапом чемпионата независимо от своего опыта и количества выступлений на конкретной трассе, едут по ней на велосипеде или даже проходят весь круг пешком. Это нужно для того, чтобы увидеть и почувствовать нюансы — неровности на асфальте, направление ветра в повороте, высоту бордюрных камней и т. д. Полученная информация играет важную роль для подготовки к гонке, ведь на скорости 350 км/ч любая мелочь может изменить ее ход. Например, смещение точки торможения на несколько метров может дать преимущество в 0,1 секунды на каждом круге. Это значит, что к концу дистанции из 70 кругов пилот выиграет 7 секунд — пропасть по меркам Формулы-1.

Ваши задачи достойны столь же тщательного изучения. Это потребует времени и усилий, но результат окупит издержки.

Приветствуйте свое сопротивление!

В процессе чтения или в ходе запланированного изменения какого-либо аспекта своей деятельности может начаться сопротивление — чужим идеям, собственным действиям, полученным промежуточным результатам и т. д. Сопротивление обычно рождается на одном из трех уровней[6].

✓ Мышление (например, возникают мысли вроде «я это уже знаю/видел/слышал»; «это бесполезно/невозможно в наших условиях»; «мое мнение более верное» и т. д.).

✓ Эмоции (раздражение/гнев, разочарование, скука, грусть и т. д.).

✓ Телесные реакции (сон, голод, неугомонный смех, переключение на другие дела и пр.).

Призываю читателей быть бдительными и рассматривать сопротивление как сигнал, говорящий о правильности выбранного ранее направления.

Призываю читателей быть бдительными и рассматривать сопротивление как сигнал, говорящий о правильности выбранного ранее направления.

Желательно, даже необходимо понять, что вызывает такую реакцию. Наблюдайте, исследуйте природу сопротивления, но не возглавляйте эту «революцию» — не бросайте и не обесценивайте то, что сделали или делаете.

Экспериментируйте!

Чем больше вы сделаете на практике по итогам прочитанного, тем лучше. Если в результате появится ваша собственная версия коучинга, методика управления компанией, система поиска призвания или что-то еще на основе полученного опыта — это будет лучший подарок Миру и самому себе.

Участники сессий командного коучинга, на которых мы утверждаем такие «направляющие», считают их действенным подспорьем для поддержания мотивации и внимания к важным для себя темам.

Итак, начнем!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лидер и люди. Бизнес-коучинг: работать над собой, работать с командой предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Значение выделенных слов можно посмотреть в конце книги в разделе «Словарь».

2

«Что-то новое» — абстрактная формулировка образа конечного результата. Люди всегда хотят получить нечто конкретное, за этим они и читают книги, получают образование, заводят знакомства. Но внутреннюю работу для определения конкретики (другими словами, поиск ответа на вопрос «что я хочу получить?») делают не все — довольствуются бесцветным «я не знаю». И ходят неприкаянные личности с тренинга на тренинг, из компании в компанию в поисках «чего-то нового», «чего-то интересного». Не находят, конечно, — потому что не знают, что ищут.

3

Успех — достижение поставленной цели вкупе с возможным последующим общественным одобрением и признанием. Слово «успех» чаще всего вызывает у людей стандартные ассоциации: деньги, пляжи с пальмами, красивые машины, молодые девушки (юноши) и т. д. Но мало кто задумывается над тем, что эти внешние атрибуты не приносят долгосрочного удовлетворения. Счастье у каждого свое, но у всех оно связано с внутренними процессами и состояниями. На мой взгляд, настоящий успех — достижение гармонии, соответствия внешнего и внутреннего. Каждый человек может определить этот баланс сам исходя из своих особенностей, способностей, убеждений и т. д. К сожалению, современный мир диктует «правильную» модель «успеха», а люди, несмотря на возникающие неврозы, стремятся ей соответствовать.

4

«Мы» — здесь и далее употребляется в значении «клиент и коуч», где коуч «максимально недирективен» в своей работе. Это значит, что любое действие в ходе консультации (размышление, планирование, выбор и т. д.) совершает клиент, а коуч облегчает этот процесс, способствует ему (задает вопросы, визуализирует сказанное, подытоживает, структурирует и т. д.). Клиент играет главную роль, коуч — роль второго плана.

5

Формула-1 — чемпионат мира по кольцевым автогонкам на машинах с открытыми колесами. Наиболее престижная гоночная серия, куда стремится попасть каждый гонщик. Здесь самые быстрые машины, самые высокие зарплаты, самая большая зрительская аудитория.

6

Три уровня сопротивления — метафора, которая хорошо иллюстрирует описанное явление. Приведенные примеры вовсе не означают, что сон или гнев однозначно являются реакцией на какую-либо идею. Тем не менее, стоит обратить внимание на такие симптомы в ходе реализуемого действия, особенно если никаких объективных факторов (бессонная ночь, например) для описанных проявлений нет.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я