В данной книге сформулированы современные механизмы, критерии и теоретические основы социально-производственной адаптации новых работников и молодых специалистов в условиях Западной Сибири. Приведены некоторые результаты многолетних исследований автора по данной проблеме. Рассчитано на научно-практических работников, HR-специалистов, социологов, психологов и социальных работников, осуществляющих сопровождение процесса адаптации молодежи, а также руководителей и специалистов сферы образования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности управления социально-производственной адаптацией молодых специалистов в районах Западной Сибири. Социологический аспект предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Научно-теоретические и методологические основы исследования социально-производственной адаптации молодых специалистов в организации
К наиболее важным социальным процессам, определяющим, с одной стороны, благоприятное самочувствие молодых специалистов, а с другой, эффективность функционирования организации любого уровня, мы относим адаптационные процессы. В процессе адаптации человек устанавливает новые социальные связи и отношения, обретает социальный статус, усваивает общественно значимые образцы поведения, нормы и ценности. Благодаря адаптации реализуются потребности и возможности человека в воспроизводстве, труде, общении, познании, творчестве.
§1.1. Социально-производственная адаптация: структурно-содержательный анализ
Проблема адаптации является одной из кардинальных проблем многих отраслей науки: социологии, педагогики, психологии, биологии, физиологии, гигиены. Изучение этой проблемы находится на стыке различных отраслей знания и является одним из перспективных подходов в комплексном изучении человека.
Однако ее изучение исторически было связано, прежде всего, с возникновением и развитием биологии, так как именно в биологии начались исследования взаимосвязи организмов с окружающей средой. Впервые вопрос об адаптации человека был поставлен именно в контексте общебиологического подхода, в связи с чем адаптацию в первую очередь соотносили с приспособлением. Сегодня нередко высказывается мнение, что использовать в общественных науках биологический термин адаптация для описания социальных явлений нецелесообразно.
Возникновение термина «адаптация» относится ко второй половине XVIII века, по происхождению ведет свое начало от позднелатинского «adaptation», что означает прилаживание, приспособление. Введение его в научный оборот связывают с именем немецкого ученого Х. Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения или слуха, выражавшихся в повышении или понижении порога чувствительности в ответ на действие раздражителя. Сама же проблема приспособления, связанная с возникновением и развитием биологии, была поставлена гораздо раньше. Еще в VII веке французский натуралист Ж. Бюффон высказал мысль, что основой выживания является приспособление организма к изменениям окружающей среды. В начале XIX века, благодаря работам Ж. Б. Ламарка, Ж. Сент-Илера, Г. Спенсера, Ч. Дарвина и др., проблема адаптации вышла за рамки эволюционной теории и общей биологии, стала проникать в социальную психологию, медицину, социологию, экологию и другие науки.
В русский язык термин адаптация вошел только во второй половине ХХ века. В 1964 году А. Г. Аганбегян и В.Н Шубкин одними из первых использовали его в статье «Социологические исследования и количественные методы» для описания «общественной адаптации молодежи».11 До этого времени употребление термина адаптация считалось неприемлемым на том основании, что сама идея адаптации якобы противоречила основному положению марксизма об отражающей природе сознания и о социальной активности личности.12
В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля нет понятия адаптация. Есть словарная статья к слову «приспосабливаться», в которой даются следующие толкования: приноровить, применить, приложить, сделать удобным, годным, способным для чего — либо.13 Нет слова адаптация и в словаре С. И. Ожегова, однако включены однокоренные слова к глаголу приспособиться, имеющему значение «освоившись с чем-нибудь, приобрести нужные навыки, сноровку».14
В Энциклопедическом социологическом словаре находим следующее определение адаптации, как «процесса и результата активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности адаптация носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более адаптация социальная носит характер приспособления к условиям социальной среды.15
Изучение явления адаптации в естественнонаучной литературе во многом связано с именами отечественных ученых И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, И. А. Давыдова. Основным было положение о единстве организма и среды, выдвинутое И. М. Сеченовым. В дальнейшем он неоднократно обращался к этой идее. Взаимодействие организма и среды является, по Сеченову, необходимым условием возникновения и развития адаптации. Ученик И. М. Сеченова Н. Е. Введенский раскрыл специфику процессов индивидуальной адаптации, осуществляемых с участием коры головного мозга. Исследования АА. Ухтомского, ученика Н. Е. Введенского, расширили поведенческие механизмы адаптации организмов.
Адаптация как необходимое условие существования живого включает в себя в качестве обязательной предпосылки взаимодействия организма со средой. Ведущим началом в системе «среда-организм» является организм, т.к. живому присуще свойство самодвижения, саморегуляции, что невозможно без адаптации. Адаптация есть выражение единства внутреннего (организм) и внешнего (среда) с присущими ему противоречиями.
Рисунок №1. Адаптация, как выражение единства внутреннего и внешнего.
Большое внимание в научной литературе уделяется проблеме психологической адаптации. В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличие от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности, например, профессиональных качеств.
Изменения в природной или социальной среде создают элемент новизны, что является источником ориентировочных потребностей. Под воздействием последних осуществляется мотивация поведения человека, направленная на удовлетворение ориентировочных потребностей. В сознании индивида формируются цель и программа адаптивного поведения. Эта программа включает в себя изучение и анализ информации об изменениях окружающей среды, расширение сферы эмоциональных контактов, соотнесение личных интересов с общественными ценностями. Таким образом, психологическая адаптация представляет собой процесс, возникающий в ответ на значительную новизну окружающей среды, включающий мотивацию адаптивного поведения человека, формирование цели и программы его поведения.
§1.2. Психологическая адаптация и ее связь с социальной адаптацией
Психологическая адаптация тесно связана с социальной адаптацией. Будучи социально обусловленной общественным характером вызывающих ее изменений окружающей среды и человеческого сознания, психики, психологическая адаптация, в свою очередь, через формирование целей и программы воздействует на эффективность адаптивной деятельности, а также придает динамике этой деятельности индивидуально-эмоциональную окраску. Без психологической адаптации социальная адаптация была бы просто невозможной.
В рамках социологического подхода адаптация рассматривается как момент взаимодействия личности и социальной среды. Субъективная сторона этого процесса понимается как усвоение личностью основных норм и ценностей общества. Представителями такого подхода нередко отождествляются понятия «адаптация» и «социализация», поэтому решающее значение приобретает проблема соответствия форм поведения, индивидуальных способов деятельности личности основным правилам, требованиям и нормам выполнения общественных функций. Социологический подход трактует адаптацию как процесс «вхождения» личности в новые социальные роли, причем сущность данного процесса заключается в содержательном, творческом приспособлении индивида к условиям жизнедеятельности.
Процесс социальной адаптации характеризуется определенными особенностями. Во-первых, процесс адаптации человека протекает при участии сознания (хотя отдельные моменты могут не осознаваться). Во-вторых, по отношению к человеку среда, в которой осуществляется адаптация, имеет принципиально иной характер: она нередко оказывается результатом его трудовой деятельности. В-третьих, человек не просто пассивно воспринимает результаты адаптации, но в состоянии систематически и целенаправленно изменять их в соответствии с социальными условиями своего бытия. В этом случае становится ясно, что использование понятия «адаптивно-адаптирующая система» в применении к человеческому обществу призвано выразить двуединую природу его деятельности. Естественно, мы считаем при этом, что деятельность человека не сводится только к адаптации.
Достаточно продуктивный подход с точки зрения исследования проблемы адаптации содержат теории классиков социологического знания. Обратимся к работам Т. Парсонса — представителя структурно-функциональной парадигмы16
Рисунок №2. Компоненты социальной системы по Т. Парсонсу.
Конструируя унифицированную для всех социальных систем формализованную модель действия, он вводит функциональную категорию «адаптация» в качестве базовой наряду с тремя другими: целедостижением, воспроизводством, интеграцией. По Т. Парсонсу, любая общественная система имеет две основные оси ориентации. Первая ось: внешнее-внутреннее. Вторая ось: инструментальное — консуматорное. На пересечении этих осей и возникает набор из 4 основных функциональных категорий. Согласно Т. Парсонсу, адаптация — это одно из четырех функциональных условий, которым все социальные системы должны отвечать, чтобы выжить, наряду с достижением целей системы посредством формы правления или правительств, интеграцией системы общинами, ассоциациями или организациями и поддержанием приверженности ценностям.17 Таково понимание Т. Парсонсом функционального места «адаптации» в системе действия. В данном случае он находится в рамках общей теории социологии.
М. Вебер — основатель интерпретативного направления в социологии, создавший «понимающую социологию», также высказал ряд продуктивных идей, которые имеют непосредственное отношение к предметному полю нашего исследования как раз в той его части, где рассматривается проблема адаптации.18
Напомним, что М. Вебер выделяет четыре вида действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное.
Рисунок №3. Четыре типа социального действия по М. Веберу.
Он не случайно расположил эти типы социального действия в порядке возрастания рациональности. М. Вебер убежден, что рационализация есть всемирно-исторический процесс, а адаптация является своего рода «приспособлением личности к конкретной социальной организации».19
Г. Тард, французский юрист и социолог, в своем классическом труде «Социальные этюды» пишет: «Для большей простоты мы будем различать лишь две системы приспособления: приспособления первой степени, выражаемые взаимной связью элементов рассматриваемой системы, и приспособления второй степени, соединяющие их с окружающими системами, с тем, что принято обозначать туманным словом «среда».20 Таким образом, Г. Тард выделяет две группы адаптации: 1) «приспособления друг к другу или какой-либо общей функции», иными словами приспособления к внешней среде; 2) внутренние приспособления, поддержание внутренней взаимосвязи между различными структурными элементами и функциями.
Рисунок №4. Группы адаптации по Г. Тарду.
В трудах отечественных исследователей, занимающихся социальной психологией, социологией труда, психологией управления, мы можем выделить два базовых варианта понимания сущности явления адаптации, в основу которых положены различия по признаку отношений субъекта и объекта адаптации: среды и адаптанта.
Научные взгляды приверженцев первого направления базируются на теории эволюционного развития живых существ и обосновании физиологической адаптации. И. П. Павловым было отмечено, что психологическое состояние человека, его «тяжёлые чувства», возникающие в ходе разнообразных адаптационных процессов при изменении обычного образа жизни, при прекращении обычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке верований, имеют своё физиологическое основание.21
Отечественные учёные С. Д. Артемов и А. Н. Розенберг были одними из первых современных представителей рассматриваемого направления, изучавших процесс адаптации человека в условиях производства с философских и социологических позиций. С. Д. Артемов рассматривал социальную адаптацию как «…процесс активного усвоения молодой сменой рабочего класса исторически сложившихся материальных и духовных условий деятельности производственных коллективов».22
А. М. Розенберг трактовал социальную адаптацию отчасти иначе, определив ее как «сложный и внутренне противоречивый процесс приспособления личности к социальной среде предприятия, к различным структурным элементам производственной среды для выполнения определенных социальных функций в данном производственном коллективе».23
А. Л. Журалев и Б. Ф. Ломов акцентируют внимание на трудовой адаптации, то есть адаптации к условиям конкретного предприятия, особенностям организации труда и дисциплины на нем.
С. Л. Арефьев, В. В. Синявский высказывают мнение о том, что профессиональную адаптацию нельзя рассматривать вне социально-психологической адаптации.
В процессе адаптации личность приспосабливается к среде, и в ходе активного взаимодействия со средой изменяет свои свойства, характеристики, «…что может выражаться в изменении его самоидентификации, ценностных ориентаций, ролевого поведения».24
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Особенности управления социально-производственной адаптацией молодых специалистов в районах Западной Сибири. Социологический аспект предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
11
Аганбегян А. Г., Шубкин В. Н. Социологические исследования и количественные методы //Научные труды. Выпуск 4. — Новосибирск, 1964.-187с
17
Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Американская социологическая мысль. — М., 1996.С.499.
22
Артемов С. Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: Автореф. дис.… канд. филос. наук. Свердловск, 1970. С 4.