Капиталистический манифест

Игорь Бирман, 2009

Книга российско-американского экономиста Игоря Бирмана – это пристрастная, но подкрепленная серьезной научной аргументацией, попытка подвести итоги практического воплощения социалистической идеи на протяжении последнего столетия, отделить мифы от реальности, оценить плюсы и минусы социализма по сравнению с капитализмом. Как явствует из названия книги, автор видит больший потенциал развития в капиталистическом способе производства, который также кардинально изменился за годы, пошедшие после написания программных работ Маркса, Энгельса, Ленина. Значительное место в книге отведено России, прошедшей через социалистический эксперимент, а теперь ставящей на себе эксперимент капиталистический. Печатается в авторской редакции

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Капиталистический манифест предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

§ I. Великое противостояние

Беда наших либералов не в том, что они неграмотны, а в том, что их знания неверны.

Рональд Рейган

Генеральная дилемма современности — социализм или же капитализм (говорят, третьего не дано, хотя в Китае они сочетаются). Мы различаем их по форме собственности и организации власти (говоря о государстве, имею в виду и муниципалитеты). Советский опыт продемонстрировал важность рынка. Значимо и отношение к неравенству (уже здесь без экивоков скажу: в материальном равенстве мало плохого, коли бы все трудились). Преимущественно различия определяются идеологически; давно известно — всякая идеология (вестимо, кроме моей) застилает глаза.[12]

Капитализм явился на свет божий не по чьей-то придумке и быстро распространился, попытки теоретического «обоснования» появились, когда он столетиями существовал.[13] Социализм же сначала выдумали — он «головной». Попытки построить социализм до XX в. — спорадические (усилия Р. Оуэна, элементы государственного социализма увидели свет при Бисмарке в Пруссии).

Понятие «капитализм» охватывает кучу вариаций: примитивный — дикий — промышленный — государственный — демократический — регулируемый — смешанный — корпоративный — олигархический — полностью развитый. И. Шумпетер называет капитализм административный. Тавтологичен термин «предпринимательский капитализм» — я называю его «нормальной экономикой». Иногда, имея в виду массовое распространение акций и Эсопы (см. ниже), болтают о народном капитализме.

Не меньше и социализмов: анархический — фабианский — революционный — государственный — синдикалистский — научный — развитой — демократический.[14] Чернышевский звал к социализму общинному, есть эволюционный (социал-демократический), даже монархический.[15] Самыми известными в ХХ в. стали советский, так сказать интернационал-социализм, и национал-социализм.[16] Муссолини жонглировал понятием «корпоративного (guild) социализма». В Европе есть христианско-социалистические партии. В Ливии — «исламский социализм». Мизес назвал главу книги Socialism — «Этический социализм». Изобрели «социализм с человеческим лицом», Г. Х. Попов измыслил «либеральный социализм».[17]

«Основоположники» претендовали на «научный социализм», успешно утаив, в чем состоит научность.[18] К тому же их теория не содержит реальных указаний о функционировании социалистической экономики, разве что краткие Замечания к проекту Готской программы. Сам Маркс практически ничего не поведал о социализме, чуток больше — Энгельс. Нет у них и объяснений (менее того, доказательств!) эффективности социалистического производства по сравнению с капиталистическим. Стержневой двигатель экономики — сидящий в генах личный корыстный интерес — они едва разглядели. Не создана теория и под советской властью.

Социализму — коммунизму (коллективизму) противопоставляют индивидуализм. Вроде бы плохого мало в заботе коллектива обо мне, но ничто не бывает бесплатно, это означает подчинение общему интересу, причем руководство (в тех же профсоюзах) захватывают люди, ведомые интересами собственными.[19] Заявленная цель социализма — достичь высокого материального уровня жизни для всех — красива. Худы призывы к всеобщему равенству, а главное — объявленные (частично осуществленные) средства достижения сей благодати.[20] Результаты известны.

Пишут, что на севере Европы — социализм: объемные социальные программы, высокий уровень жизни, доходы разных групп населения не чрезвычайно различаются, нет смертной казни. Нет, там элементы социалистического распределения, а производство — капиталистическое.

По И. Шафаревичу (опирался на К. Каутского), сначала был хилиастический социализм (Н. Бердяев: его элементы присутствуют в теории социализма — коммунизма), потом (по Марксу) — утопический, после Первой мировой войны пришла пора «научного социализма».[21] Вторая мировая война добавила ему жизни. Определяя «контуры социализма», Шафаревич указал 4 «основных принципа»:

• уничтожение частной собственности;

• уничтожение семьи;

• уничтожение религии;

• общность (уничтожение иерархии).

Первый принцип указан верно. Второй принцип, провозглашенный Коммунистическим манифестом, по меньшей мере, спорен и почти не реализовывался. Третий принцип я бы переформулировал: религия замещается коммунистической идеологией.[22] Общность означает равенство, претензий на него в социализме более чем достаточно. Что касается уничтожения иерархии, то видоизменившись, она расширяется — укрепляется.

Шафаревич, не выделяя в отдельный пункт, подробно пишет о нивелировании личности.[23] Центральная идея апологетов начиная с Оуэна — при социализме люди «перевоспитываются»: избавляются от своекорыстного, живут интересами коллектива. Теоретическое основание иллюзии — утопии «социальной инженерии» неведомо, а в живой жизни СССР — Китая — Кубы подобного не произошло, наоборот — всеобъемлющий дефицит укрепил «хватательный инстинкт».[24]

Борьба правых — левых относится не только к частной собственности и системе хозяйства. В Америке на правом флаге амальгама верующих, сторонников свободы (от государства) и отвергающих социализм. Не все привлекает меня, к примеру сказать, отношение к религии.[25]

Как бы то ни было, человечество делится на два «подмножества». В одном люди, осознавшие надобность собственного труда, своих стараний для преуспеяния. Они стремятся сами распоряжаться своей жизнью, ставят личную свободу во главу угла. Такое политическое течение называлось либерализм (liberalism), позже слово «либералы» присвоили левые и теперь именуют либертанизм.[26]

Другие (большинство человечества — массы — толпа — пролы — плебс — охлос — чернь — быдло) избирают заботу государства о себе, любимых, работать не любят, предпочитают досуг, мнят себя вправе жить за чужой счет. Дерзну сказать — это великое противостояние свободных людей и безответственных лодырей (паразитов).

Борьба, продолжающаяся давно, отнюдь не закончена.[27] Так, в 1986 появилась книга с красноречивым названием.[28]

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Капиталистический манифест предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

12

Мириады раз повторяли mot Дэн Сяо Пина в 1962 (!): «Неважно, черная ли кошка или красная, важно, чтобы она ловила мышей». Роль идеологии он сознавал, и ныне китайская кошка — розовая.

13

Как капитализм не выужен из чернильницы на кончике пера, так никто не «изобрел» деньги (см. в частности, Menger. Investigation, p. 152).

14

Термин придумали сен-симонисты (Hayek. Individualism, p. 3). Первым назвал себя социалистом Оуэн (Muravchik. Heaven, p. 57).

15

Ругали «реформистский социализм» и его столпа Эд. Бернштейна. Ругали, оказывается, за разногласия с Марксом (см. его статью «Карлъ Марксъ и русскiе революцiонеры. Марксъ и Бакунинъ» в Минувшие годы, 1908, № 10). Кстати, Герцен — Кропоткин тоже «не дружили» с Марксом. И с Лениным они не поладили бы.

16

Национал-социализм, интернационал-социализм… компартия России стала яро националистической.

17

Разные (не все!) социалистические теории описаны в Schumpeter, Capitalism, part V.

На Западе «социалистическим» обычно называют государство с развитыми социальными программами (те же Швеция — Дания), а коммунистическими — те, в которых тоталитарно властвуют коммунистические партии. Вл. Брусс собирался писать книгу От коммунизма к социализму.

18

Разве что определяется хождением Маркса в библиотеку Британского музея. В комплиментарной I. Berlin, Karl, p. 10–11: практически все (что, как нас заверяли, он «открыл») написано до.

Блестящая критика марксизма в книге Bukovsky, USSR.

19

Piore. Beyond. Раньше об этом писал Хайек в Дорога. Я не против коллективных усилий. Без них, даже с теперешней техникой, нет современного производства. На Руси издавна кому-либо всей деревней возводили дом. Но я за связь между усилиями и вознаграждением.

20

Старый большевик говорил моему приятелю Д. Арансу: «Покупайте театральные билеты в первый ряд — при коммунизме [то есть при равенстве] вы туда не попадете».

21

Шафаревич. Социализм. Полнее описал Берлин в очерке «Socialism and social theories» (Berlin. The sense).

22

Schumpeter. Ten, p. 5: «In one important sense Marxism is a religion».

23

Шафаревич. Социализм, с. 283 ff.

24

И не могло. Генетики единодушны в споре «nature or nurture»: человеком руководят гены, их изменения сказываются через поколения. На Кубе принцип воплощен: зарплата одинакова для всех, и не сравнить ее с Китаем, где от «равенства» решительно отказались.

25

Так, не для меня противоабортная позиция американских правых: «жизнь начинается в момент зачатия».

26

В Европе — США противоположно понимают термин «либерал». В начале книги Liberalism Mises четко определяет разницу. Споры продолжаются, посмотрите термин в Интернете. И напомню — одна партия в России названа ее создателем «либерально-демократической».

27

О ее ходе в Америке 100 лет назад см.: Lasch. American; О неомарксизме см.: Gottfried. Strange, p. 54 ff. Течение «постмарксистских левых» он называет политической религией.

28

Stephens. Transition.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я