Невыполнимые советы и конкретные ответы по воспитанию

Иван Котва

В книге известного калининградского психолога И. В. Котвы речь идет о том, как воспитывать детей. Казалось бы, на эту тему написаны тысячи книг и статей и добавить к ним уже нечего. Однако именно свежий взгляд на проблему специалиста-практика, сумевшего помочь многим родителям и детям, делает содержание этой книги особенно привлекательным. Идеи и конкретные советы и ответы на детские и недетские вопросы детей, предлагаемые автором, будут интересны и полезны всем, у кого есть дети.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невыполнимые советы и конкретные ответы по воспитанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Глава 1. От простого к сложному

Ежедневно люди сталкиваются с жизненными проблемами и трудностями, с необходимостью принимать решения. Справиться с проблемами, рассортировать их по категориям сложности и важности, отделить их от ситуативных задач да и еще переработать огромное количество информации, поступающей ежеминутно из окружающей среды, под силу только тренированным людям. Остальные постепенно превращаются в комок нервов, который может взорваться без предупреждения и с непредсказуемыми последствиями. Много несчастий приносит людям незнание элементарных правил психогигиены и психопрофилактики. Эти два слова, на первый взгляд, сложны и специальны. В них слышится неприятная обязанность из детских воспоминаний делать что-то нежелательное. Но если вдуматься в эти слова, можно почувствовать заботу о себе любимом. Первое будет предохранением, а второе — предупреждением. Предупрежден — значит, вооружен. Причем, когда проанализируешь, что все-таки кроется за ними, то получится, как в простой аксиоме: ничто не дается нам так легко и не ценится так дорого, как вежливость.

Обучая себя и своих детей вежливости и тактичности, мы занимаемся психопрофилактикой нанесения психических травм другим людям. Обучая вежливости и тактичности, мы прививаем себе и своим детям элементарные правила психогигиены. Можно добавить лозунги: «Психогигиена — залог здоровья семьи и нации!» и «Психопрофилактика дешевле психотерапии!»

Хорошо и легко говорить само собой разумеющиеся вещи, твердить банальные истины. Множество изданных книг и учебников типа «Как заработать миллиард», «Как похудеть за три часа», «Как изменить свою оставшуюся жизнь к лучшему за 6 шагов» и т. д. и т. п. также являются показательным явлением такого подхода. Читая эти книги, начинаешь понимать, что, в принципе, всего легко добиться в этой жизни, даже не сходя с собственного дивана. Но, по большей части, это получается лишь в наших фантазиях. И даже наоборот, мы получаем новое напряжение, связанное с новой установкой «изменись за 5 минут», хотя измениться и за всю жизнь невозможно, можно лишь спокойно стать тем, кем являешься, а не тем, кем надо стать. Опять парадокс!

Все мы понимаем, что быть вежливыми очень приятно, а быть тактичными еще и полезно — как самому носителю этой черты характера, так и окружающим его людям. Быть взаимно вежливым легко, если первым проявил вежливость не ты сам, а другой. Вторым быть вежливым более легко, потому что «спасибо» на «спасибо», «спасибо» на «пожалуйста» легче произносить, чем «спасибо» на «подвинься» или «пожалуйста» на «куда прешь». Исходя из вышенаписанного, что вежливость не что иное, как психопрофилактика, мы сможем рассмотреть психологию как самую перспективную науку прикладного характера в ближайшем будущем.

Известный фантаст Герберт Уэльс в начале прошлого (ХХ) века сказал, что грядущий век будет веком психологии. Как любой фантаст он смотрел далеко вперед и ошибся на один век. Именно XXI век станет (а может Уэльс и имел в виду его) веком психологии, и к его концу где-то в 2099 году всеобщая вежливость будет также распространена, как и преподавание психологии в школе. Человечество неизбежно придет к особым формам общения, чтобы не травмировать душу своего легкоранимого однопланетянина, так как психика человека не может быстро перестраиваться под воздействием на организм научно-технического прогресса (НТП). Неврозы, ожирение и связанные с этим заболевания — это ответная реакция организма человека на невозможность перестройки под быстро меняющиеся условия обитания. Если развитие человека в современный вид прошло где-то 10 миллионов лет назад, то скорость НТП за последние два столетия перекрывает все мыслимые и немыслимые адаптивные возможности организма, хотя скачкообразный тип эволюционных изменений (примерно в 2 раза выше требуемых) и позволил мозгу человека (если не брать во внимание возможность привнесения разума извне) быть способным перерабатывать такое количество информации. Причем психика не готова перерабатывать информацию так быстро. Даже физиология против: невозможно читать одновременно две книги, хотя у нас два глаза. К тому же, если глаз человека миллионы лет был способен перерабатывать отражение меняющих картин со скоростью движение зрачка или ходьбы человека (не считая падений с круч), то теперь езда на автомобилях, поездах, катерах и т. д. и т. п. и сопутствующая этой езде смена картин со скоростью в несколько раз превышающей норму приводит к накоплению сенсорной избыточности информации, что так же вредно для психики, как и ее недостаток. Этот небольшой научный факт приводит к размышлениям, что психика требует пристального изучения, с одной стороны, и охраны ее всевозможными методами, с другой стороны.

Психологическая тренировка людей станет в ближайшем будущем такой же нормой, как и утренняя гимнастика. Правда, с такими же суррогатами, как электровибраторы для мышц и упражнения типа «за 2 недели — стальные мышцы, и тонкая талия, и крепкие нервы», не приводящие к положительным эффектам и приносящие вред психике человека. Необходимость тренировки психики станет подтверждаться и принятием законов о взаимной вежливости, ведь некоторые из законов уже сейчас подразумевают снисхождение при состояниях аффекта, хотя это состояние очень сложно оценить при различных психотипах людей. Не говоря уж о возмещении морального вреда, которое станет нормой в ближайшем будущем. Не говоря уж о возмещении морального вреда, которое станет нормой в ближайшем будущем.

Не говоря уж о рекламе. Ее воздействие требует пристального внимания управленцев с привлечением психологов-экспертов. Скорее всего, нам будет необходима специальная тренировка реакции на рекламу, хотя, в конечном счете, придется запретить размещение рекламы в средствах массовой информации и перенести ее полностью в рекламные издания. Меньше будет неврозов и психических заболеваний, включая депрессию, алкоголизм, никотиновую зависимость, наркоманию, сексуальные расстройства и, в конечном счете, синдром хронической усталости. Постепенно в этом отношении рынок создаст равные условия для всех рекламодателей.

Отношения между людьми будут носить, как бы мы сейчас сказали, цивилизованный характер. Было время, когда люди ходили только с оружием, и это было нормально, сейчас, кроме запрета на ношение оружия, есть уже зачатки обеспечения защиты от морального оружия (расовая и национальная неприязнь, невнимание к инвалидам и увечным, слабоумным запрещены и караются законом во многих странах). Люди будут более вежливы и тактичны, так как такое поведение (как и сейчас) будет олицетворять высокий уровень подготовки и принадлежность к определенным кругам социальной иерархии, которая будет строиться не по признаку материального достатка, а по уровню образованности. В своем роде интеллектуальные династии начнут формироваться уже сейчас. Самые продвинутые в области мыследеятельности индивиды будут создавать свои общества, которые и будут определять развитие мысли и жизни. Поэтому в дальнейшем человечество будет отходить от принципов обязательного образования — наоборот, функции бытового образования, которые постепенно на себя берут телевидение и интернет, перестанут быть частью школьной программы. Каждый человек будет самообразовываться, не выходя из дома, без напряжения просматривая телевизор или уйдя в виртуальную сеть-паутину домашнего компьютера. Такое образование, которое мы и наши дети получаем сейчас, канет в Лету. Образовательные программы в учебных заведениях будут нацелены на практическое овладение навыками и умениями оптимальной мыследеятельности. Возродится философия — занаучное знание. Она поможет человечеству удержать мир от насилия и бессмертия как вида бессмысленности. Наступит эпоха соревнования смыслов существования и прогресса.

Психология, как уже говорилось выше, будет одним из важнейших предметов, помогающим адаптироваться человеку в среде информационного общества без ущерба для своего психического здоровья, и поэтому навсегда исчезнут болезни (а их процентов 90 из всех известных), спровоцированные расстройством нервной системы.

Подводя итог всему вышесказанному и возвращаясь к обсуждаемой теме, от простого психологического знания к сложным процессам мыследеятельности, мне хочется отметить, что постоянное удерживание рамки психопрофилактики (как проявления вежливости, и наоборот) позволит уже сейчас вести работу по распространению и развитию психологической грамотности населения, к чему и призываю в частном порядке родителей своих детей, а в широком смысле — всех психологов, работающих в образовании, медицине, управлении и других социальных областях.

Глава 2. «Нет» — воспитанию!

Итак, первый невыполнимый совет заключается в том, чтобы родители перестали воспитывать своих детей. Хочется подержать паузу после этих слов. В этом смысле я несу огромное облегчение тем родителям, которые уже устали и испробовали все доморощенные и книжные методы и приемы воспитания, а проблемы как были, так и остаются. Хотя, впрочем, с возрастом детей эти проблемы имеют свойство расти. Вот такой первый трудный совет: перестаньте воспитывать детей.

Действительно, для того, чтобы стать воспитателем, необходимо учиться, накапливать знания, научиться эти знания сделать активными, претворить их в жизнь. Как минимум три года педколледжа — конечно, если в этом колледже есть такие талантливые преподаватели, которых принято считать, мягко говоря, чудаками. Это те, кто чувствует детей. Как сказал один мой коллега, что в педколледже учат начинающих педагогов, как войти в класс, как поздороваться, как встать у доски. Но для человека, который любит детей, чувствует их, это не важно: он войдет в класс не по правилам, поздоровается по-своему, может допустить и тому подобные методические ошибки. И дети будут слушать его, уважать и любить. Конечно, обучение тоже важно, и вместе с любовью к детям оно дает поразительные результаты. Так что, дорогие родители, если вы хотите грамотно воспитывать детей, то забудьте об экономике и народном хозяйстве, которым вы посвящаете свою жизнь, чтобы быть сытыми и, как минимум, «не хуже других». Бросайте свою работу и станьте воспитателями, потому что это огромный труд, и совмещать эти должности (работника чего-то и воспитателя своих детей) невозможно физически. А ведь получится так, что вы не сделаете ни первой, ни второй работы. На самом деле и педколледжа маловато, потому что настоящие педагоги появляются один раз на тысячи выпускников, но к этому еще и талант нужен, и трудолюбие. Если даже не брать мировые имена педагогов, то вы можете вспомнить несколько любимых учителей из своей жизни — их не так много, как хотелось бы, но они оставили свой след в вашей жизни. Запомнились каким-то случаем или качеством своей неповторимой личности. Значит, есть вера в возможность что-то изменить. А может, и саму жизнь. Итак, все мои доводы основаны на том, что даже педколледж не дает гарантий на получение права воспитывать детей. Высшее педагогическое образование (а это уже пять лет!) также не гарантирует педагогической грамотности. Так что успокойтесь, дорогие родители, и начните жить спокойной естественной жизнью, не циклитесь на воспитании. Понимаю, что этим самым я мешаю вам жить своей привычной жизнью, в которой вы хотите уйти от каких-то своих внутренних проблем, от какой-то своей несостоятельности, прикрываясь иллюзорными заботами о воспитании. Но понимаю и то, что возникает порочный круг: с одной стороны, вы хотите закрыть глаза на свои проблемы, с другой стороны, дети не видят примера решения жизненных проблем, которые практически всегда связаны с внутренним миром человека. Главное для ребенка — иметь перед собой пример, достойный подражания. Даже не в смысле материального благополучия, а в смысле самоактуализации, т.е. совпадения собственных способностей и их плодотворного претворения в жизнь. Дети чувствуют счастье, чувствуют счастливых людей, тянутся к ним и отходят от тех, кто снаружи счастлив, а внутри страдает. На воспитательный монолог: «Я всю жизнь не воровал, всю жизнь на одном заводе проработал, честно жил и хотя хором не имею, но могу честно смотреть людям в глаза», — можно получить прямо противоположную реакцию. Потому как подросток подумает: «Ага, всю жизнь честно жил и страдал за свою честность, я так не хочу, я умнее и страдать не буду…»

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Невыполнимые советы и конкретные ответы по воспитанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я