И возвращаются реки, или Лепестки сакуры

Заринэ Арушанян, 2022

События происходят в России в двадцатом веке и в наши дни. В романе несколько главных героев: студенты художественной академии Тея и Шарло, а также их прадеды Пётр и Андрей и их друг Дечо. Но однажды каждый из них должен сделать выбор. Петра обвиняют в троцкизме, Андрей доказывает, что только Пётр может выполнить задание и переправляет его в Берлин и Вену для передачи Дечо документа и книги, Дечо, рискуя жизнью, помогает Петру перейти линию фронта и вернуться домой, Тея отказывается сделать аборт, Шарло идёт в армию, выносит после боя друга и погибшего командира, отказывается от женитьбы на дочери компаньона отца. Несмотря на испытания, они остаются верны себе, дружбе и любви. Пётр возвращается к жене и дочери, Андрей защищает друга, Дечо перед войной в Европе предотвращает уничтожение своих соотечественников фашистами, а после начала Отечественной войны спасает многих из них из немецкого плена, у Теи рождается сын, Шарло выживает в авиакатастрофе и возвращается к Тее и сыну.

Оглавление

И возвращаются реки к своим истокам, чтобы течь снова.

(Екклесиаст 1:7

Пролог

Деревце плакучей сакуры, склонившей ветви над берегом реки,

роняет розовые лепестки в протекающий мимо клокочущий серый поток.

Так и мы каждый прожитый миг

теряем осколок дарованной нам преходящей жизни.

Мы бежим от прошлого и не хотим в него возвращаться,

стараемся забыть боль от старых обид и утрат,

от стыда за совершённые когда-то проступки.

Не помню ― значит этого не было,

былое пролетело и скрылось за грудой событий,

растаяло, как роса на траве

под палящими лучами южного солнца.

Но проходят годы, и сквозь ледяное кружево забвенья

однажды начинают проступать знакомые лица

и призрачные картины пролетевших дней.

И нет нам больше успокоения,

и жалят душу вопросы, налетающие, как жёлто-черные осы:

Есть ли в этом моя вина?

Ну почему это произошло со мной?

Мы забираемся под обжигающий лёд своей памяти,

ворошим воспоминания, как пожухлую листву,

и всё спешим куда-то, как скакуны на бегах.

Но мысли о прошлом продолжают роиться

и забираются всё глубже под иней прошлых потерь,

и начинается круг загадок златоглазого сфинкса:

мы задаём вопросы тем, кто давно перешёл на другой берег бытия,

и с кем так и не удалось поговорить о сокровенном.

А время летит, унося наши дни, мы стареем,

всё чаще открываем старинный альбом с выцветшими фотографиями

и вглядываемся в лица тех, с кем никогда не довелось встретиться,

и, о ком не знаем ничего, даже имени,

но их пожелтевшие фотографии хранили наши любимые и дорогие.

Что они знали друг о друге,

о чём думали, о чём мечтали?

Какие чувства обуревали теми,

кто смотрит на нас с этих рассыпающихся от времени фотографий,

наклеенных на картон с тиснёным именем фотографа?

Как переплелись их судьбы с судьбами тех,

в чьи лица мы всматриваемся, чтобы утолить боль от тоски по ним,

а значит и с нашими судьбами?

Как повлияли они на нашу беспечную жизнь впопыхах,

в которой не хватает времени остановиться, присесть, поразмыслить?

Откуда они пришли, а откуда мы?

Что знаем о себе, и где сокрыты наши истоки?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я