Gilbert Delahaye • Marcel Marlier
Martine petit rat de l’opéra. Martine découvre la musique
Издание печатается с разрешения издательства Casterman. Belgium
Права приобретены при посредничестве литературного агентства Anastasia Lester
© Casterman Editions. Belgium, 2017
© Мавлевич Н. С., пересказ текста на русский язык, 2017
© ООО «Издательство АСТ», 2017
D’après les personnages créés par Gilbert Delahaye et Marcel Marlier / Léaucour Création
Авторы персонажей — Жильбер Делаэ и Марсель Марлье / разработка творческой мастерской «Леокур Кресьон»
* * *

Балет

Моя подруга Лара занимается балетом. Как она танцует! Засмотришься! И я бы тоже так хотела.
— Я смогу, как ты думаешь? — спросила я у мамы.
Мама улыбнулась:
— Чтобы так танцевать, надо долго учиться. Балет не забава, а упорный труд.
— Я готова учиться в балетной школе! Как Лара.
И у меня началась новая жизнь. В первое время ничего не получалось. Сколько раз я хотела всё бросить! Но постепенно балетный класс стал моим вторым домом.
Ведёт занятия Ирина Юрьевна. Она очень терпеливая. Подойдёт к каждой девочке, покажет, поправит, похвалит.
— Ногу выше! Держи спинку! Ну-ка, ещё разок, Маруся! Смотри, показываю. Ещё раз… Хорошо!

Прежде чем танцевать, говорит нам Ирина Юрьевна, надо стать гибкой, как виноградная лоза. А для этого работать и работать у станка!
Станок — это длинная круглая палка, прикреплённая к стене, за которую держатся балерины во время занятий. На ногах у них балетные туфли — пуанты.
Балетные движения — как буквы в алфавите. Их надо выучить, но только не глазами, а всем телом. Вот мы и тренируемся.
Первое, чему нас научили в классе, — это позиции рук и ног. Как надо их держать, когда начинаешь или заканчиваешь танец.
Вот пять основных позиций.

Все движения имеют названия. Звучат они непривычно, потому что это французские слова. Взять хотя бы вот эти:
1. Деми плие́ — полуприседание.
2. Плие́ — тут надо присесть поглубже.
3. Релеве́ — подъём на кончиках пальцев.


Запомнить диковинные слова гораздо легче, чем научиться проделывать всё то, что они означают. Раз-два-три — дегаже́! Отводим ногу в сторону, вперёд и назад.
Раз-два — гранд батма́н! Ногу вскинуть высоко!

Раз-два-три и раз-два-три! Рон де жабм — ногой по кругу! Чисто, плавно и легко! Час за часом, день за днём.

— Ещё раз, девочки! Смотрите в зеркало и не сбивайтесь с такта! Дружно, вместе! Маруся, Лара, молодцы! Надо довести до блеска это упражнение.
Лучших учениц Ирина Юрьевна просит показать подругам какую-нибудь позу или движение. И вот в один прекрасный день она вызывает меня:
— Ну-ка, Маруся, выйди вперёд!

В класс, кроме девочек, приходит каждый день котёнок. Он живёт у Ирины Юрьевны и очень любит музыку и танцы. Ни одного занятия не пропускает. И имя у него балетное: Пируэт.
Пируэт наверняка знает все фигуры. Не удивлюсь, если он их и делать умеет. Недаром иногда ложится на пол и дрыгает лапками. Больше всего ему, как я заметила, нравится камбре́ — когда мы прогибаем спину по-кошачьи. Учёный Пируэт следит, у кого лучше получается. И мурлычет от удовольствия.

Мы с Пируэтом подружились. Он мой постоянный зритель. Глядит во все глаза и не отходит. А я стараюсь, чтобы ему понравилось.
— Смотри, Пируэт, вот трудная фигура. Упражнение на гибкость. Попробуй удержи за пятку ногу выше головы!
— И пробовать не буду. Мяу!
Что такое шпагат? Кто же не знает: это тонкая верёвочка. Ну, а в балете и гимнастике шпагат — одно из самых трудных упражнений. Я очень долго тренировалась, пока не научилась вот так, прямой верёвочкой, растягивать ноги.

В балетной школе не бывает пустяков. Даже взмахнуть рукой — искусство. Рука балерины — как птичье крыло. Пальцы рук — точно пёрышки. Ирина Юрьевна так и зовёт нас — птенчиками:
— Итак, мои птенчики, поднять руки венчиком! Головки держим высоко, будто на них короны! Нагнулись — выпрямились, смотрим вверх! На сцене важно каждое движение. Какой должна быть балерина?
Конец ознакомительного фрагмента.