Комплексная тренировка в циклических видах спорта

Е. Н. Данилова, 2019

Определены современные тенденции развития комплексной подготовки в циклических видах спорта, сформулированы основные положения спортивной и оздоровительной тренировки в триатлоне, дуатлоне и других циклических многоборьях; предложены рекомендации по организации занятий групп атлетов с различным состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности. Предназначено для студентов и преподавателей физической культуры и спорта, тренеров, а также самостоятельно тренирующихся атлетов. Может быть полезно всем желающим пополнить свои теоретические и прикладные знания о спортивной и оздоровительной тренировке в комплексных циклических дисциплинах. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Актуальные направления современной комплексной тренировки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексная тренировка в циклических видах спорта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Актуальные направления современной комплексной тренировки

Влияние на организм комплексной тренировки, включающей в себя элементы нескольких видов спорта, базируется на физиологических закономерностях. Плавание, передвижение на лыжах, бегом и на велосипеде, выполнение упражнений с отягощениями способствуют активизации аэробных и анаэробных энергетических процессов, стимулируют развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мускулатуры в целом, повышают функциональные возможности организма, что является показателем здоровья.

Достоинство комплексных тренировок заключается в сбалансированной разносторонней мышечной деятельности, которая формирует у занимающегося гармоничное телосложение. При сочетании нагрузок (различных по содержанию, объему и интенсивности) отсутствует монотонность, как при занятиях каким-либо одним видом спорта. В процессе продолжительной двигательной деятельности главным источником энергообеспечения организма становятся жиры, что позволяет эффективно применять комплексные тренировки также для контроля и корректировки массы тела. Начинать их можно в любом возрасте — от пожилого до дошкольного. При этом весо-ростовые данные и особенности высшей нервной деятельности не могут ограничивать пригодность к занятиям, как, например, в гимнастике, единоборствах или баскетболе.

1.1. Средства комплексной подготовки

Для овладения на любительском уровне навыками плавания, бега, езды на велосипеде и бега на лыжах достаточно систематических наблюдений за тренировками квалифицированных спортсменов и общения с опытными физкультурниками в сочетании с регулярной практикой.

Оздоровительный эффект кроссового бега, езды на велосипеде и бега на лыжах возрастает, когда их проводят в экологически чистой загородной зоне. Соревнования и значительная часть тренировочных занятий в этих видах спорта проходят на открытом воздухе, в естественных природных условиях, для которых характерно комплексное закаливающее воздействие, особенно в холодное время года. Зимний воздух содержит наибольшее количество отрицательно заряженных ионов, тонизирующих нервную систему. Кроме того, красота окружающей природы дает возможность снизить стрессовую нагрузку, характерную для городских жителей.

Еще одно достоинство комплексных оздоровительных занятий — отсутствие затрат на использование дорогостоящих спортивных сооружений. Трасса для кроссового бега, езды на велосипеде и бега на лыжах может быть выбрана или проложена самостоятельно в местности с различным рельефом. Плавание в открытой воде предполагает только наличие подходящего водоема. Дорогостоящей спортивной экипировки для оздоровительных тренировок также не требуется.

Основным компонентом комплексной тренировки являются циклические виды спорта, движение в которых осуществляется за счет повторяющихся циклов, а соревнования проводят на средних и длинных дистанциях. В числе таких видов: бег, плавание, езда на велосипеде, бег на лыжах, ходьба. Из физических качеств при занятиях циклическими видами спорта преимущественное развитие получает выносливость (как общая, так и специальная). Сенситивный период развития выносливости приходится примерно на возраст 15–20 лет, после чего наблюдаются максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости. Общая выносливость при длительной работе умеренной мощности сохраняется в онтогенезе человека дольше других физических качеств, снижаясь после 55 лет [12; 46]. Также предъявляются высокие требования к уровню развития таких личностных качеств, как терпеливость, настойчивость, способность работать в команде, а следовательно, стимулируется его дальнейшее повышение. По этим причинам занятия бегом, ездой на велосипеде и другими циклическими видами двигательной деятельности полезны в целях морально-волевого воспитания молодежи.

Важное условие эффективной комплексной тренировки — это всестороннее физическое развитие. Тренировочный процесс должен быть непрерывным и последовательным, отдых между занятиями также входит в его состав. Продолжительность отдыха должна быть такой, чтобы организм смог восстановиться после проведенной работы, но при этом нельзя допустить угасания эффекта от предыдущего занятия. Благодаря непрерывной круглогодичной спортивной подготовке возможно постепенное увеличение тренировочных нагрузок и повышение работоспособности спортсмена.

Круглогодичный цикл как спортивной, так и оздоровительной тренировки включает три периода: подготовительный — развитие и поддержание спортивной формы; соревновательный — проявление высшего уровня развития двигательных качеств; переходный — временная утрата спортивной формы, восстановительные мероприятия и активный отдых, служащий переходом к следующему циклу подготовки. Основным отличием годичного цикла занятий оздоровительной направленности является отсутствие в нем соревновательного периода, который заменяется подведением итогов тренировочного года, выполнением контрольных тестов, дающих представление о достигнутых за год результатах. Данные такого тестирования служат основой для планирования следующего года занятий. Характер занятий изменяется в зависимости от периодов тренировки и уровня спортивной формы. Эти изменения происходят как в больших, так и в малых циклах.

Нагрузки многоборца носят индивидуальный характер: форма и продолжительность упражнений, а также методы их выполнения должны соответствовать возрасту, полу, типу высшей нервной деятельности, особенностям физической подготовленности, состоянию здоровья, уровню развития волевых качеств занимающихся. Чем выше квалификация атлета, тем бóльшее значение приобретает индивидуализация в его тренировке и психологической подготовке. При этом индивидуализацию не следует понимать как работу в одиночку, вне коллектива — индивидуальные программы занятий сочетаются с их групповой организацией, что повышает воспитательное значение тренировки и ее эффективность.

Соединение плавания, бега, езды на велосипеде по шоссе и пересеченной местности, а в зимнее время — бега на лыжах в комплекс осуществляют в различном порядке. Сначала подряд выполняют два вида деятельности: плавание и бег, бег и езда на велосипеде, езда на велосипеде и бег на лыжах и т. д. Для выбора оптимального объема и интенсивности нагрузки учитываются результат функционального тестирования и состояние спортивной формы занимающегося. При достаточном базовом уровне физической подготовленности комплексные тренировки можно проводить с начальных этапов занятий. Общее время занятия по двум видам (плавание и бег, бег и езда на велосипеде, езда на велосипеде и т. д.) целесообразно доводить до 1,5–2 часов [49]. После проведения четырехнедельного цикла комплексной подготовки по двум видам возможно формирование тренировочного комплекса из трех видов, учитывая индивидуальные особенности состояния занимающегося. Для подготовки к соревнованиям выбранные виды двигательной деятельности выполняют в той последовательности, в которой они будут располагаться в программе соревнований.

При трех тренировках в неделю комплексы «плавание, велоезда и бег» либо «бег, велоезда и бег на лыжах» включают в занятие один раз, как правило, в выходной день, свободный от работы и учебы.

Подготовка современного атлета-многоборца включает в себя комплекс средств:

1. Специально-подготовительные упражнения с использованием экипировки и инвентаря для циклических многоборий. Эти упражнения включают в себя непосредственно плавательную, беговую, велосипедную и лыжную подготовку. В ее процессе упражнения и задания выполняют во время плавания, бега, езды на велосипеде и бега на лыжах, а также применяют работу на специальных тренажерах. Развиваются выносливость общая и специальная, специальная координация.

2. Специально-подготовительные упражнения без применения специального инвентаря. Имеют сходство с плаванием, бегом, ездой на велосипеде или бегом на лыжах по структуре движений, направлению прилагаемых усилий, амплитуде и скорости движений, величине мышечных усилий, режимам работы (аэробный, анаэробный или смешанный), энергетическим затратам, воздействиям на сердечно-сосудистую систему. Выполняются, например, полуприседы, ходьба выпадами, работа на тренажерах общего применения и со свободными отягощениями [46]. Такие занятия способствуют развитию силы, быстроты, выносливости, ловкости, активной гибкости.

3. Общеподготовительные упражнения. В их состав входят гимнастические упражнения без предметов и с предметами, на спортивных снарядах (конь, брусья, перекладина), упражнения на гибкость, растягивание и расслабление мышц и др. Выполняются на месте и в движении, индивидуально или с партнером. Их включают в разминку, основную часть тренировочных занятий, ежедневную утреннюю гимнастику. Упражнения для каждого занятия подбирают таким образом, чтобы нагрузка в равной мере распределялась на различные группы мышц.

Например, в велогонке-кросскантри, а также в комплексных дисциплинах, в состав которых входит велогонка-кросскантри, наиболее сложные участки дистанции спортсмен преодолевает, перенося велосипед или буксируя его, следовательно, важную часть подготовки должно составлять развитие силовой выносливости. Для этого могут применяться силовые тренажеры, свободные отягощения — штанга, гантели, набивные мячи, мешки с песком и т. д.

Общеподготовительные упражнения из других видов спорта (спортивные и подвижные игры, конькобежный спорт, спортивный туризм и др.) также включаются в процесс тренировки для совершенствования разносторонней физической подготовленности. Во время занятий на открытом воздухе для выполнения общеразвивающих упражнений используют естественные снаряды, например, деревья, камни, элементы рельефа местности, такие как канавы, подъемы и спуски, холмы, лужайки с травяным покровом, утоптанный или мягкий снег, песчаные площадки и др.

1.2. Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) — процесс формирования двигательных умений и навыков, совершенствования физических способностей, направленных на всестороннее и гармоническое физическое развитие человека. Общефизическая подготовка включает в себя упражнения, основанные на естественных локомоциях человека, и предназначена для всестороннего развития двигательных качеств [23]. В задачи ОФП входят повышение уровня физического развития, обеспечение подготовки организма к различным видам двигательной деятельности; повышение функциональных возможностей спортсменов и подведение их к соревновательным нагрузкам.

Такую подготовку проводят в начале годичного тренировочного цикла с учетом специализации (летние или зимние виды спорта). С началом специальной подготовки (СФП) сокращается объем и интенсивность ежедневных занятий по ОФП. В состав занятий входит обязательная утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), назначение которой — «разбудить» организм, активизировать все его системы и привести в рабочее состояние. Продолжительность должна составлять не менее 15–30 мин. В состав зарядки входят упражнения для всех групп мышц и всех суставов. Ее программу составляют так, чтобы нагрузка была посильной, но выполнялась с некоторым трудом, а после появилось ощущение тепла, небольшого приятного утомления и хорошее настроение.

Общие правила составления комплекса упражнений ОФП:

1) в работу включать все мышечные группы;

2) выполнять движения во всех суставах;

3) применять различные режимы работы.

Упражнения необходимо проводить в определенной последовательности: в начальной части комплекса — плавные вращательные движения, затем быстрые рывковые и маховые, силовые, в заключение — упражнения на пассивную гибкость для расслабления мышц.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ). Являются основным средством общей физической подготовки [49] и предназначены для развития определенных физических качеств. Большинство ОРУ состоят из четырех фаз: опускание тела (или его сегмента), паузы в нижнем положении, поднимание тела (или его сегмента) и паузы в верхнем положении. Возможны варианты выполнения этих упражнений с нижней опорой (упражнения на полу, брусьях) или с верхней опорой (упражнения на перекладине, шведской стенке). Движение нужно выполнять ритмично. Так как на рывки и торможения затрачивается значительное количество энергии, то целесообразно плавное и контролируемое выполнение движения. Резкие остановки тела во время выполнения упражнений могут привести к травмированию мышц и суставов.

Приведем перечень упражнений ОРУ, применяемых в процессе комплексной подготовки спортсменов-многоборцев.

1. Подтягивания на перекладине. Необходимы для контроля и развития мышечной силы рук, спины, дельтовидных мышц (задние пучки). Обычно юноши выполняют подтягивания на высокой перекладине в свободном висе, а девушки — на низкой в висе лежа. Возможно выполнение прямым и обратным хватом, к груди и за голову (на высокой перекладине).

2. Сгибания и разгибания рук в упоре (отжимания). Позволяют контролировать и развивать силу мышц рук и груди, дельтовидных мышц (передние пучки). Возможны различные варианты выполнения: лежа; с широкой, средней и узкой постановкой рук; с различным направлением локтей, что дает возможность акцентировать нагрузку на разных участках мышц; руки на полу или на опоре; ноги на полу или на опоре; из упора сидя сзади на скамье с постановкой ног на пол или на опору; в упоре на брусьях (наиболее энергоемкое упражнение).

3. Приседания. Наибольшую динамическую работу выполняют мышцы ягодиц и бедер, вследствие чего упражнение способствует их развитию. Также применяются для контроля уровня силовой выносливости.

4. Поднимания и опускания ног (туловища) в положении лежа на спине. Предназначены для развития мышц брюшного пресса и сгибателей бедра (подвздошно-поясничные) и контроля его уровня. Следует учитывать, что при выполнении упражнения с прямым туловищем основную нагрузку несут подвздошно-поясничные мышцы, осуществляющие сгибания в тазобедренных суставах, а при выполнении с полусогнутыми в коленях ногами и округленной спиной — мышцы брюшного пресса. Последний описанный вариант получил также название «скручивание» за сходство выполняемого туловищем движения со сворачиванием рулона.

5. Наклоны вперед. Средство развития гибкости и контроля ее уровня.

6. Прыжки. Предназначены для развития взрывной силы и контроля ее уровня. Условно различают прыжки через вертикальное (в высоту) и через горизонтальное (в длину) препятствие [51]. Выполнение возможно с места и с разбега. Как и в приседаниях, основную нагрузку несут мышцы бедер и ягодиц, а также икроножные мышцы.

Для получения оптимального результата комплексы заданий выполняют в определенной последовательности:

1) разминка;

2) упражнения для развития активной гибкости: махи, наклоны, глубокие выпады и т. п.;

3) силовые упражнения на мышцы плечевого пояса, туловища, ног;

4) бег, задания, выполняемые в беге и шаге;

5) дыхательная гимнастика, упражнения на растягивание, расслабление.

Дозировка нагрузки планируется исходя из приоритетности развития определенных физических качеств. Например, количество повторений в подходе (серии) может составлять от 10 до 30 в зависимости от цели, а количество подходов — от 3 до 5. Количество упражнений, выбираемое на основании продолжительности занятия, бывает в среднем от 5 до 10.

1.3. Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) — процесс формирования двигательных умений и навыков, развития физических способностей человека с учётом вида его деятельности [50]. СФП обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений для конкретного вида спорта или профессии. СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

В задачи такой подготовки входят: развитие физических способностей, необходимых для конкретного вида спорта; повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих успех спортсмена в избранном виде спорта; развитие способности к проявлению имеющегося функционального потенциала в специфических условиях соревновательной деятельности; формирование телосложения спортсменов с учётом требований определенной спортивной дисциплины.

Соотношение средств общей и специальной подготовки в тренировке зависит от поставленных задач, возраста атлета, его квалификации и индивидуальных особенностей, а также вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и т. п. Рационально организованная физическая подготовка позволяет занимающемуся достигнуть уровня подготовленности, необходимого для успеха в выбранном виде спортивной или оздоровительной тренировки.

Основные средства СФП — это соревновательные и специально-подготовительные упражнения, способствующие развитию физических и морально-волевых качеств человека. В комплексных спортивных дисциплинах задачи СФП решаются средствами вида спорта — выполнением специальных заданий в плавании, беге, езде на велосипеде, передвижении на лыжах. Опишем их подробнее.

Упражнения плавательной подготовки. При комплексной тренировке используют такие специальные упражнения, как:

а) подводящие — для освоения и совершенствования техники плавания: специальные плавательные упражнения, задания, выполняемые в воде;

б) подготовительные — для развития физических качеств применительно к плаванию, в том числе в открытой воде — упражнения имитационного характера, а также упражнения избирательного воздействия на те мышечные группы, которые непосредственно участвуют в передвижении в водной среде (дельтовидные мышцы, трехглавые плеча, мышцы предплечий, грудные, икроножные, мышцы бедер, дыхательная мускулатура): имитация плавания, упражнения для целевых мышечных групп с внешним отягощением и с весом собственного тела спортсмена в высокоповторных сериях;

в) основного вида: передвижения по дистанции в различных условиях (бассейн либо открытый водоем).

Упражнения кроссовой подготовки. Используют специальные упражнения:

а) подводящие, которые применяют для освоения техники кроссового бега: специальные беговые упражнения, задания, выполняемые в беге, а также спортивные и подвижные игры, обеспечивающие наибольший положительный перенос на кроссовый бег;

б) подготовительные — для развития физических возможностей применительно к кроссовому бегу, в том числе в зимних условиях — имитационного характера, избирательного воздействия на те мышечные группы, которые непосредственно участвуют в кроссовом беге (икроножные мышцы, мышцы бедер, дыхательная мускулатура): ходьба выпадами, полуприседы в высокоповторных сериях, бег с переменной скоростью (фартлек), ориентирование на местности, бег по сложнорельефным трассам;

в) основного вида — передвижения по дистанции в различных условиях (типы покрытия трассы, бег в гору и с горы, по сложнорельефным трассам, бег кроссовый, бег по песку, гальке, рыхлому снегу).

Упражнения велоподготовки. При педалировании основную работу выполняют ноги, а мышцы рук и туловища несут в основном статическую нагрузку.

При подготовке на велосипедном этапе комплексной тренировки используют следующие специальные упражнения:

а) подводящие — для освоения техники передвижения на велосипеде, такие как «самокат», «сюрплясс», езда «восьмеркой»; преодоление препятствий прыжком либо поочередно передним и задним колесом, безопасное падение на бок, съезд с бордюра прыжком и т. д., а также упражнения из других видов спорта, обеспечивающие наибольший положительный перенос (бег кроссовый по сложнорельефным трассам, конькобежный и горнолыжный спорт);

б) подготовительные — для развития физических качеств применительно к велогонкам на шоссе и пересеченной местности — имитационного характера, избирательного воздействия на те мышечные группы, которые непосредственно участвуют в педалировании (мышцы бедер и ягодиц, икроножные мышцы), а также работа на велостанках;

в) основного вида — передвижения на велосипеде в различных вариантах посадки и условиях, например, трассы с различным покрытием и рельефом, спуски, подъемы, повороты и торможения, упражнения в движении, игровые задания — «не коснись ногой земли», перебрасывание предмета от спортсмена к спортсмену, сидя на велосипеде, проезд под планкой, «кто дальше прыгнет с хода», велоакробатика и т. д.

Упражнения лыжной подготовки. При беге на лыжах большую часть работы также выполняют мышцы ног, но в этом случае мышцы рук, туловища и плеч работают динамически.

Перечислим специальные упражнения:

а) подводящие, которые применяют для освоения техники способов передвижения на лыжах: имитация лыжного хода с палками, передвижение на лыжах без палок — классическим и коньковым, прокат-скольжение поочередно на каждой лыже, а также упражнения из других видов спорта (легкая атлетика, гребля и т. д.), обеспечивающие наибольший положительный перенос на передвижение на лыжах: горнолыжная подготовка, бег кроссовый, игры спортивные и подвижные;

б) подготовительные — для развития физических качеств применительно к лыжным гонкам — имитационного характера, избирательного воздействия на те мышечные группы, которые непосредственно участвуют в передвижении на лыжах (упражнения с отягощением, упражнения на тренажерах специального и общего назначения);

3) основного вида — передвижения на лыжах в различных вариантах и условиях: различные лыжные ходы, повороты и торможения, упражнения на лыжах, ходьба с медленной скоростью в начале сезона («вкатывание»), пробегание на лыжах с переменной интенсивностью отрезков дистанции на время, преодоление спусков и подъемов.

Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах.

На фоне общего утомления спортсмена локальное утомление мышц бедер, усиленно работающих на подъемах, приводит к снижению амплитуды рабочих движений, и, как следствие к снижению скорости бега и педалирования. Регулярное выполнение упражнений для растягивания дает возможность сохранения оптимальной амплитуды движений в состоянии выраженного утомления, например длины шага бегуна или лыжника. Кроме того, определенный запас подвижности в суставе позволяет снизить вероятность его травмирования.

Упражнения, способствующие развитию и поддержанию активной и пассивной гибкости, выполняют самостоятельно и с участием партнера. В их числе двигательные задания стоя (наклоны, махи), сидя (наклоны), лежа, в висе. Движения должны быть расслабленными, плавными, с постепенным увеличением амплитуды. При этом не следует допускать возникновения резкой боли. Выполняют их во время как вдоха, так и выдоха, начиная с мелких суставов и переходя к более крупным; продолжительность статических упражнений — около минуты, дозировка динамических составляет 15–20 повторений.

Упражнения для развития координации. Целью таких упражнений является достижение и поддержание оптимальной траектории рабочих движений спортсмена, облегчение освоения техники новых двигательных действий. Средства — спортивные и подвижные игры, в том числе на велосипеде, в бассейне, задания с использованием передвижений на велосипеде, на лыжах, челночный бег и др.

Развитие общей и специальной выносливости. Уровень развития общей выносливости спортсмена отражает функциональное состояние его сердечно-сосудистой системы, величину адаптационных резервов организма [46; 50]. Тренировки рекомендуется проводить как в легкоатлетическом манеже и на стадионе, так и на местности, используя для выполнения различных заданий естественные и искусственные препятствия (деревья, канавы, всевозможные барьеры, скамейки, склоны, песчаные площадки и т. д.). Время занятия, как правило, — от 30 мин до 1,5–2 ч. Интенсивность нагрузки контролируют по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), которая должна составлять 140–160 уд / мин. Применяют такие методы, как интервальный, повторно-переменный, сопряженных воздействий, соревновательный, круговой. При работе, требующей выносливости, наиболее важно добиться экономичности движений при сохранении индивидуальных особенностей техники. Цели экономизации техники подчинены упражнения для развития специальной координации. Для поиска оптимальных вариантов спортивной техники рекомендуется проходить один и тот же отрезок с различными вариантами техники исполнения, контролируя собственные ощущения и скорость движения.

Помимо развития общей выносливости при спортивной подготовке в комплексных дисциплинах используют задания для развития специальной выносливости: скоростной (поддержание высокой скорости движения в течение длительного времени), силовой (способность к выполнению в течение длительного времени работы, требующей определенных усилий, например при движении по рыхлому снегу), координационной (способность к выполнению в течение длительного времени движений определенной траектории, т. е. сохранение оптимальной техники).

Для развития специальной выносливости используют занятия на пересеченной местности. Часть ускорений при этом проводят на подъеме меняющейся кривизны на отрезках 100–800 м с различной интенсивностью. Между ними движение продолжают с интенсивностью до 120 уд / мин. Выбор общего времени занятий, количества ускорений, их длины зависит от возраста и пола занимающихся, уровня их подготовленности и этапа подготовки. Полезно применять спортивные игры, которые внесут в тренировку высокий эмоциональный настрой.

Развитие силы и силовой выносливости. Для атлета, занимающегося комплексной тренировкой, особенно актуально развитие силовой выносливости, уровень которой определяется способностью спортсмена длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений [50]. Во время занятий с отягощениями, направленных на развитие данного качества, следует обратить внимание на снижение веса применяемых отягощений в пользу увеличения количества повторений в каждой серии упражнения.

Для развития силовой выносливости используют следующие упражнения: выпады и приседания со штангой или гантелями, становую тягу со штангой или гантелями, жим ногами на тренажере, сгибания и разгибания ног на тренажере, подъемы на носки на тренажере, с гантелями, весом партнера, сгибания и разгибания рук с отягощением, жим штанги или гантелей стоя и др. Все упражнения выполняют сериями: 3–5 подходов по 10–15–20 повторений, перерыв для отдыха — не более 1 мин. Также может применяться круговая схема: 3–5 «кругов» с перерывом на отдых, достаточным для восстановления ЧСС до 120 уд/мин. При круговой тренировке нагрузочный цикл на станцию (один спортивный снаряд) должен составлять около 60 с. Дополнительно можно использовать свойства внешней среды (бег по песку, воде) и сопротивление упругих предметов (эспандеры, мячи).

Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий называется силой [50]. Определенный уровень развития силы дает спортсмену возможность для поддержания скорости движения на дистанции в сложных условиях (подъемы, встречный ветер, рыхлое покрытие трассы) и при наличии препятствий на трассе. Также силовые тренировки в комплексе с упражнениями на растягивание способствуют эффективному выполнению мышцами своей функции тормоза-ограничителя при высокоамплитудных движениях и резких остановках.

Зимой силовую подготовку многоборца целесообразно проводить в атлетическом зале со спортивными снарядами; летом — на местности с использованием веса партнера и самоотягощения (собственного веса занимающегося). Для профилактики перетренированности необходимо варьировать соотношения объема и интенсивности упражнений и методы их применения, чередовать упражнения, менять обстановку и характер проведения занятий.

К средствам силовой тренировки относятся:

1) упражнения с внешним отягощением: свободный вес (штанга, гантели, гири, вес партнера и др.) и тренажеры;

2) упражнения с весом собственного тела (самоотягощение) — подтягивания на перекладине, отжимания и т. п.;

3) рывково-тормозные упражнения — выпрыгивания и т. п.;

4) статические упражнения — без перемещения собственного тела и внешних предметов.

Для развития силы ног рекомендуют бег в гору с высоким подниманием бедер, бег по песку, снегу, воде с высоким подниманием бедер, подскоки на одной и двух ногах, прыжки с места (двойные и многоскоки), прыжки через препятствия, различные выпрыгивания и спрыгивания без отягощения и с ним, приседания на одной ноге, с партнером, штангой, грузом.

Для развития силы рук используют такие упражнения, как подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре, ходьбу на руках до упора (ноги поддерживает партнер), упражнения с гантелями (сгибания и разгибания рук в различных положениях), лазание по канату различными способами, работу с набивными мячами и разными грузами, толкание ядра, передвижение по веревке в висе на руках, лазание по лестнице в разных положениях.

Сильная мускулатура туловища исключительно важна для техники конькового лыжного хода. Для развития силы мышц туловища выполняют следующие упражнения: сгибания-разгибания из различных исходных позиций, с грузом, партнером, повороты в стороны с грузом на плечах, наклоны, различные по направлениям, с грузом на плечах, штангой, партнером, ходьбу на руках по жердям брусьев, подъем ног из виса до угла, статическое удержание и опускание ног, рывки и толчки гири или штанги, ходьбу с партнером на плечах, вращение и метание ядер, гирь и других предметов из различных положений.

Рекомендуется включать силовые упражнения (табл. 1) в тренировку два раза в неделю. Одно занятие при этом должно быть направлено на общую силовую тренировку, другое — на укрепление групп мышц, несущих основную нагрузку при преодолении длинных дистанций в процессе тренировок и соревнований.

Таблица 1. Пример комплекса упражнений для развития силы и силовой выносливости

1.4. Режим и содержание занятий

Недельный режим тренировочной работы для занимающихся первый год составляет 6 часов, т. е. три тренировки по 2 академических часа). Из них две тренировки проводят в бассейне и одну в спортивном зале или на открытой площадке.

Плавание

Нередко к комплексным тренировкам приступают взрослые атлеты, имеющие опыт занятия каким-либо другим видом спорта, чаще циклическим. Навыки плавания им приходится приобретать самостоятельно или при помощи инструктора. Тренировки в бассейне на этом этапе направлены на освоение техники спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений. Для повышения эффективности обучения взрослых занимающихся целесообразно использовать имитацию движений руками, ногами и положения тела, т. е. «сухое плавание». Более подробно плавательная тренировка описана в специальных изданиях спорта [47; 49]. Рекомендуется вводить разнообразные задания для подведения занимающихся к уверенному плаванию различными стилями в открытой воде.

Общая физическая подготовка

В начале годичного цикла тренировку проводят на открытых площадках с использованием таких упражнений, как бег на различные дистанции с разной скоростью, бег и ходьба с заданиями, прыжки, специальные и имитационные упражнения. Занятия по ОФП проводят на спортивной площадке или в спортзале один-два раза в неделю (могут совмещаться с плаванием). Составляют их по принципу комплексной подготовки, включающей в себя силовые упражнения и упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах, повышение эластичности мышц и связок. Используют упражнения из различных видов спорта, спортивные и подвижные игры.

Занятие начинается с разминки: легкий бег, ОРУ, упражнения для развития подвижности. В основной части тренировки спортсменов обучают основам специальных плавательных и беговых упражнений; они выполняют простые прыжковые упражнения, играют в спортивные и подвижные игры. В конце основной части тренировки рекомендуется проведение различных заданий: беговые и прыжковые эстафеты, соревнования по бегу на 30 метров, прыжки в длину и т. д.

Заключительная часть занятия должна способствовать быстрому восстановлению функциональных показателей организма (медленный бег и ходьба, различные растяжки).

С приходом зимы (в условиях Сибири зимний период продолжается обычно с октября по март) занятия в основном проводят в зале, кроме специальных заданий, выполняемых на открытых площадках и снежных трассах. При тренировках на открытых площадках необходимо учитывать холодовую и ветровую нагрузки. Для проведения занятий минимальная температура воздуха в зимнее время должна быть не ниже — 20 ºС.

В тренировки включают силовые упражнения с весом собственного тела занимающегося. При этом следует контролировать правильность выполнения силовых упражнений и вовремя корректировать технику их выполнения. Периодически, но не чаще, чем раз в месяц, проводят тестовые тренировки, включающие контрольные нормативы по общефизической подготовке (например количество приседаний или сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа за одну минуту).

При отсутствии подходящей погоды тренировку проводят в спортивном зале. Занятие начинается с ходьбы, переходящей в бег. После серии ОРУ атлеты выполняют упражнения для развития активной гибкости и подвижности в суставах, а также силовой выносливости. Силовую тренировку на данном этапе проводят по круговой схеме. Занимающиеся делятся на группы по 2–3 человека и распределяются на 4–6 станциям. Каждая из станций предполагает выполнение определенного упражнения, что позволяет нагрузить различные мышечные группы.

В весенний период тренировки, в том числе силовые, по возможности переносят на открытые площадки. Выполняются прыжковые и беговые упражнения, в основной части занятия также проводят спортивные и подвижные игры. Большее внимание уделяется собственно беговой подготовке, особенно совершенствованию техники бега.

Занятия включают в себя:

— многократное выполнение специальных беговых упражнений (бег с высоким подниманием бедер, семенящий, бег с захлестыванием голени назад, бег на прямых ногах и т. д.);

— различные варианты ходьбы с заданиями, имитация «гребковой» работы рук в основной стойке;

— бег с переменной интенсивностью на различных отрезках (акцентируя внимание на технику бега: постановку стопы, правильную осанку).

В программу подготовки добавляют тренировки на шоссейных или кросскантрийных велосипедах. Тренировки проходят либо на велодорожках, либо в парках на тропинках и дорогах общего пользования, где отсутствует автомобильное движение. Обязательно использование велосипедного шлема и защитной экипировки. Тренировки на начальном этапе в основном носят технический характер — спортсмены учатся правильно управлять велосипедом, своевременно и плавно тормозить, садиться на велосипед на ходу и сходить с него не останавливаясь, преодолевать на велосипеде и с ним различные препятствия и т. д. Проводятся различные подвижные игры и эстафеты с использованием велосипеда, велосипедного шлема и другого оборудования и инвентаря.

В летний период часть плавательных тренировок может проходить на естественных водоемах при условии соблюдения мер безопасности. Также желательно провести учебно-тренировочный сбор в специализированном спортивно-оздоровительном лагере или на базе отдыха. На основных тренировках задания приобретают комплексный характер. Так, после небольших заданий на велосипедах спортсмены выполняют пробежки, что позволяет адаптировать мышцы ног для переключения от педалирования к бегу. Целесообразно участие в соревнованиях по комплексным видам спорта: акватлону (плавание и бег) и дуатлону (бег — велогонка — бег) на дистанциях, соответствующих возрасту и уровню подготовленности занимающихся.

Приведем примерную программу комплексных соревнований.

Акватлон. Плавание 50–100 м любым способом + бег 400–800 м (с обязательным надеванием майки и кроссовок в транзитной зоне).

Дуатлон. Бег 400–800 м + велогонка 2–3 км + бег 200–400 м. Использование велошлема обязательно. Бег можно проводить как по беговой дорожке стадиона, так и по кроссовой трассе в лесу. Велосипедный отрезок дистанции по возможности должен проходить по проселочной дороге без опасных или технически сложных участков и при отсутствии автомобильного движения. Для безопасности атлетов оптимально стартовать небольшими группами, равными по силам, или в порядке эстафеты, когда каждый член команды либо участвует в отдельном виде (плавание, бег, велогонка), либо передача эстафеты происходит после преодоления одним и тем же спортсменом всей дистанции.

По окончании годичного цикла подготовки подводят итоги, в том числе при самостоятельных занятиях. Анализируются показатели тестов по ОФП и СФП, а также результаты участия в соревнованиях, если оно имело место.

На этапе базовой подготовки (2–3-й год обучения) увеличивается объем нагрузки, который для взрослых спортсменов может составлять 9 и более часов в неделю. Преимущественная направленность на плавательную подготовку сохраняется. Как правило, это три тренировки по 1–1,5 ч, проходящие в бассейне. Остальное время отводится на беговую, велосипедную и общефизическую подготовку и включает еще две тренировки объемом до двух часов каждая.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Актуальные направления современной комплексной тренировки

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комплексная тренировка в циклических видах спорта предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я