Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников

Е. А. Полушкина, 2015

В научном докладе представлена оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных организаций Воронежской, Ивановской, Свердловской областей и города Москвы по результатам мониторинга, проведенного в 2013-2014 гг. Рассмотрены основные аспекты оценки эффективности общего образования субъектами образовательного процесса: руководителями общеобразовательных организаций, учителями и родителями школьников.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Методология исследования

География исследования включала регионы, относящиеся к разным группам по показателям социально-экономического развития. В качестве пилотных регионов в исследование были включены следующие субъекты Российской Федерации:

город Москва (в ходе второй волны мониторинга в регионе проводится только опрос директоров образовательных учреждений) — «лидеры» (группа 1);

Свердловская область — «относительно развитые или опережающие по доходу» (группа 2);

Воронежская область — «середина» (группа 3);

Ивановская область — «аутсайдеры: депрессивные и слаборазвитые регионы» (группа 4)[1].

В ходе исследования проведен выборочный опрос методом формализованного (анкетного) интервью в отношении трех целевых аудиторий: представителей домохозяйств (один из родителей), имеющих в своем составе одного или более школьника; педагогических работников (штатных сотрудников) школ; руководителей общеобразовательных организаций.

Общий объем выборочной совокупности домохозяйств в 2014 г. составил 2760 респондентов, а в 2013 г. она равнялась 3050 респондентов.

Общий объем выборочной совокупности учителей общеобразовательных организаций в Свердловской, Воронежской, Ивановской областях в 2014 г. составил 2780 респондентов (в 2013 г. — 3200 респондентов).

В 2014 г. в Москве, Свердловской, Воронежской, Ивановской областях проведен опрос 157 руководителей общеобразовательных организаций (в 2013 г. опрашивалось 37 директоров).

В ходе исследования была разработана система показателей эффективности общего образования в контексте повышения оплаты труда педагогов.

Оценка эффективности школ в условиях повышения заработной платы учителей характеризуется:

● обновлением педагогических коллективов;

● изменениями в сфере оплаты труда учителей;

● величиной учебной нагрузки учителей.

Отдельный блок показателей, характеризующих эффективность школьного образования, включает индикаторы, описывающие уровень согласованности представлений трех ключевых групп респондентов относительно целей и задач школьного образования.

Повышение заработной платы учителей имело целью создание в массовом масштабе сильных педагогических коллективов за счет прихода в школу высококвалифицированных кадров, молодых специалистов, снижения среднего возраста педагогического состава. Мониторинговая оценка эффективности общего образования по этой позиции включает интегральный показатель: обновление школьных педагогических коллективов.

Данный интегральный показатель строится на базе социологической информации относительно:

● числа молодых учителей, пришедших в школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);

● числа учителей пенсионного возраста, покинувших школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Научные доклады: образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Оценка эффективности общего образования в контексте повышения заработной платы педагогических работников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Сайт Независимого института социальной политики. Раздел «Социальный атлас российских регионов». Типология регионов. Методика. http://atlas.socpol.ra/typology/index.shtml# methods.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я