Приемы воспитания детей, которые изложены в этой книге, достаточно просты. Все рекомендации рассчитаны на семью со средним доходом и экономным ведением бюджета. В книге излагается 50 аспектов воспитания и образования современного ребенка. Автор предлагает родителям собственные апробированные методики, с помощью которых можно уже сегодня провести коррекцию недостаточно успешных подходов, усилить мотивацию подростка к осознанной деятельности с максимально возможным личным результатом. Таким результатом могут стать серьезные и ответственные решения, принятые молодым человеком в раннем возрасте – например, самостоятельное строительство дома. Читайте, применяйте 50 секретов воспитания, изложенных в этой книге, и ваши повзрослевшие дети не только не будут просить у вас деньги, но и захотят в раннем возрасте создать собственный проект жизни.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 секретов воспитания детей, или Как воспитать сына, который строит дом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Обучение и воспитание
№ 1. Когда начинать?
Во время общения с друзьями, коллегами, одноклассниками, однокурсниками мне не раз доводилось слышать ошеломляющие истории людей, с которыми ранее я училась или работала. Они поражают своими порой трагичными поворотами. Вот лишь некоторые примеры:
✓ Сын не доучился и бросил университет, хочет жениться. Родители не разрешают, требуют: «Учись!» Из-за разногласий он ушел из дома, с родителями не общается.
✓ 40-летний сын живет в одной квартире с мамой на ее пенсию. Своей семьи у него нет. На работу не устраивается. Копится долг за коммуналку.
✓ Сын проигрался в азартные игры. Семье пришлось продать за его долги свое жилье. Живут на съемной квартире.
✓ Мама — главный бухгалтер с большой зарплатой. Ее повзрослевшие дочери имеют малолетних детей от неудачных браков, не работают и живут на материнскую зарплату.
Как же так получается? Сыновья и дочери выросли, но так и не стали самостоятельными. Не могут принимать решения и отвечать за свои поступки. Почему? Да потому, что родители не дали им «удочку» в руки. Дали «рыбу». Жалели. Оберегали. Сыновья выросли — и по привычке требуют «рыбу», а на рыбалку не спешат.
Когда же начинать воспитывать в детях самостоятельность?
Хочу напомнить, что, родив ребенка, родители берут на себя ответственность за его дальнейшую судьбу. Постарайтесь же дать ему все, что облегчит самостоятельную жизнь в этом непростом мире: разностороннее образование, хорошее воспитание, профессию; закалите его, сделайте ответственным.
Когда начать планировать судьбу ребенка? Может, с младенчества? Или когда наступила беременность? Решать вам самим. Но лучше приступить к этому как можно раньше. Некоторые люди начинают думать о судьбе своих детей еще до их зачатия. Да-да, планируют жизнь еще не родившихся детей. В творческих семьях, семьях шоу-бизнеса особенно нельзя допустить примитивного воспитания, бедности детей в будущем, а может, даже позора для семьи. Были и такие случаи в семьях известных людей. Поэтому многие родители рано начинают задумываться: а каким будет ребенок? С самого начала надо постараться заложить как можно больше полезного в основание жизни — своей и его, чтобы были удовлетворены все ваши потребности.
Например, известные семьи в шоу-бизнесе дают своим детям имена популярных ранее актеров и певцов. Они этим изначально закладывают судьбу человека. Точно так же можно поступить и вам. В семье математиков, возможно, родится ребенок со способностями и склонностями к математике. У родителей из театральной среды, с театральными вечерами, он будет впитывать особенности этой среды, и есть большая вероятность того, что он впитает на уровне подкорки все нюансы профессии и станет великолепным актером кино, театра.
Мой сын, рано задумавшись о воспитании своих детей, принял решение строить свой дом. Это позволит ему создать для них условия для изначально высокого уровня жизни. В частном доме детям жить намного раздольнее, комфортнее, спокойнее, здоровее.
Хорошо, если во время беременности мама будет слушать классическую музыку, ходить в музеи и впитывать в себя все лучшее, что создано человечеством. Пускай, прикладывая руку к животу, и мама, и папа разговаривают с ребенком. Почувствуют, как ребенок толкнет ножкой. Это очень трогательные, приятные и милые моменты, когда вы начинаете завязывать общение с будущим ребенком еще в утробе матери.
Это даст вам в будущем более глубокие взаимоотношения с ним, у вас будет меньше проблем и разногласий в воспитании. Горько слышать, когда отец или мать не помнят, каким был их ребенок в том или ином возрасте. Отгораживаясь житейскими проблемами от участия в его воспитании, вы крадете у себя минуты счастья и теряете драгоценную возможность легко построить качественные взаимоотношения.
Постарайтесь, чтобы ребенок до полутора, а лучше до трех лет провел со своей мамой. Почему? Во-первых, у вас будет время насладиться своим материнством. В процессе общения с ребенком вы получите моральное удовлетворение, что придаст вам силы и уверенности в себе. Во-вторых, вы лучше осознаете роль мамы как заботливого и внимательного родителя.
Женщине приходится прерываться в воспитании ребенка. Старайтесь мягко компенсировать свое вынужденное отсутствие, привлекая к помощи самых близких людей, которые дадут им столько же любви, сколько вы сами. Просите бабушек и дедушек, близких родственников, сестер и братьев — тех, кто больше привязан к вашему ребенку. Окружите его любовью максимально, если хотите чтобы в семье царила близкая связь, нежные отношения и любовь.
У нас был такой случай. Сыну было два года, и мы приехали на дачу с подружкой. Очень захотелось пойти в лес за ягодами и грибами — не сидеть же все время в доме. Я подхватила сына, взяла кофту, крепко завязала снизу, спереди и посадила его, как в маленький рюкзачок. Мы шли по лесу осторожно, старались, чтобы ветки не попадали ему в лицо. Через некоторое время сын уже спал, пригрелся у меня на спине, его укачало. Как бы то ни было, а в лес мы сходили, ягод, грибов насобирали. Когда дети капризничают или их не с кем оставить, мы берем их с собой и все равно делаем свои дела.
В первые месяцы жизни ребенка проявляйте внимание к нему, к его здоровью, настроению, старайтесь быть в гармонии со своим малышом. В тоже время следите, чтобы он не оказался на первом месте в вашей жизни. Ваша жизнь — это ваша жизнь. Ребенок когда-то от вас уйдет, это надо понимать. Это понимание даст вам возможность получать удовольствие от материнства и во взрослой жизни, не требуя от него максимального участия в вашей жизни.
Я вполне насладилась в свое время материнством. Помню, что постоянно была со своим первым ребенком, играла с ним в ладушки, приговаривала всякие прибаутки. Были и смешные моменты, и горькие. Я видела его во все периоды взросления и счастлива была в каждый момент своего материнства, так что душа у меня спокойна.
Так же было и со вторым моим сыном. Я радовалась первым неуверенным его шажочкам, маленьким детским открытиям. Один только вид детей, когда они маленькие, умиляет! Любоваться ими — большое наслаждение для мамы, поэтому ни в коем случае не упускайте эти моменты, не старайтесь переложить эти замечательные, сладкие минуты вашего общения.
В это время происходит следующее: вы подстраиваетесь друг к другу, понимаете ритм жизни друг друга. Во время общения вы задаете ему свой тип поведения, окружаете добротой и спокойствием. Вы определяете, что будет так, а что — эдак. Ребенок к этому подстраивается. Если ему что-то не понравится, возникнет какая-то проблема, он громко вас об этом известит. Если же все пойдет хорошо, то вы притретесь друг к другу за один-два месяца.
По мере взросления будет меняться его режим, но общая внутренняя связь между вами останется закрепленной. Позже, в ходе его взросления вы будете понимать друг друга с полуслова. Тем и интересно это дальнейшее общение.
№ 2. Можно и нельзя. Мамины уроки
В первые годы воспитания своего первенца я прочитала очень много литературы, мне довелось услышать много мнений по вопросам воспитания. Интересен был опыт японских родителей, которые позволяют детям делать все, что они хотят. Мне тоже захотелось, чтобы мой сын рос счастливым, жил без запретов и делал то, что он хочет. Хочет он игрушку взять — пусть возьмет. Хочет он на ручки — пусть идет ко мне на ручки. Хочет на прогулку — мы идем на прогулку. Я старалась всячески потакать ребенку.
И, видимо, это дало свой эффект. Все это «садится на подсознание», которое приучается к тому, что если он хочет чего-то, то это и должно быть. Подсознание ребенка приучается к полному исполнению возникающих у него желаний. Тогда и во взрослой жизни все будет складываться для него так, как он хочет. Захотел игрушку — и получил ее. В мозгу уже закрепилась мысль, что препятствий для исполнения желаний нет.
Это продолжалось примерно до трех лет. А потом я поняла, что мой сынок «подсаживается» и вовсе садится на шею.
А если что-то совсем нельзя делать? Стоять на подоконнике пятого этажа, например? Гвоздем тыкать в розетку? Опрокидывать чашку? Есть еще много других вещей, которые делать ну никак нельзя, опасно. Что делать? Я стала искать ответы на свои вопросы и нашла их у Никитиных, легендарной семьи воспитателей-новаторов. Их понимание проблемы и решение привело меня в восторг. Решение было в том, что нельзя только то, что опасно. И надо дать ребенку возможность самому убедиться в этом.
Например, утюг нельзя трогать. Вообще. Ребенку до этого предмета не надо никогда дотрагиваться. Были несколько раз случаи, когда сын видел, что я гладила утюгом, потом ставила его на свое место, сын шел к нему, дотрагивался до него, обжигался. Проходило время, он забывал об этом случае — и снова обжигался. Не буду же я его прятать каждый раз? Стоит утюг на своем месте, пусть он там и стоит. Ребенка он не должен интересовать. Так же, как холодильник, стиральная машина.
И хочется — и колется.
И я стала его учить. Я подогревала слегка утюг, а чтобы сын не лез к нему, показывала на утюг и приговаривала: «Ой! Как горячо! Ой, осторожно! Нельзя!». Сама дотрагиваюсь до утюга, имитирую, что обожглась, отдергиваю руку. Пусть он тоже дотронется, почувствует, что тот горячий (хотя утюг теплый). Для ребенка это будет неожиданно, и больше он не будет его трогать. Потом, когда сын снова хотел взять утюг, — я напоминала: «Нельзя!». После нескольких таких «нельзя» утюг перестал для него существовать как предмет для изучения. В памяти четко засело, что с утюгом связано что-то опасное. Ребенок запомнил слово. Мама права — это опасно, нельзя! Когда я говорила: «Нельзя!», сыновья воспринимали это слово очень серьезно. Если я сказала, то это действительно делать нельзя, иначе приведет к беде. Таких «нельзя» было не так уж много, но это были действительно «НЕЛЬЗЯ».
Не надо часто использовать это слово. Просто увлекайте его другими занятиями. Связывайте слово «нельзя» с действительно опасными событиями.
Никитины приводили пример с острыми предметами, например, с иголкой. Таких острых предметов у меня было много: булавочки, иголочки, ножницы. И, чтобы сын их не брал, я подбирала тупую иголочку и немного покалывала ему пальчик, говоря: «Ой, острая! Больно! Нельзя брать!». Хотя, конечно, делала ему не больно, но все равно говорила: «Больно!». Он отдергивал пальчик и навсегда понимал, что мамины иглы и ножницы — не его стихия.
Осторожно, мамы! Выберите действительно тупую иголочку, не надо острую брать, чтобы она острием не впилась малышу в палец!
И не надо прятать и далеко убирать от него свои вещи. Вдруг они когда-нибудь случайно потом окажутся ему доступны — и он, будучи с ними незнаком, может проглотить, пораниться.
Поймите, вы не сможете быть с ребенком ежесекундно. А приучив его к тому, что есть вещи опасные, вы сможете уберечь его даже тогда, когда вас не будет рядом.
Мое слово «нельзя» Вова воспринимал беспрекословно: мама плохого не скажет. И когда мы шли по городу или были в поездке, и я видела что-то угрожающее ему, мое слово «нельзя» было для него быстрым предупреждением несчастного случая.
Я потом рассказывала сыну про такую «учебу», он говорил, что это было жестоко, но я с ним не соглашусь. Я предотвращала его настоящие беды.
А совсем недавно произошел случай наоборот. Можете себе представить, на этот раз сын сам уберег меня от травмы. Когда я в строящемся доме проходила к трубам в затемненном углу, по ходу моего движения располагалась железная балка. Она покрашена в темно-коричневый цвет, а там было затемнение, и я ее не видела, хотя она была на уровне головы. Я уверенным шагом направлялась к ней, и тут Вова увидел: мама не останавливается, значит, не видит — и резко крикнул: «Мама, осторожно!». Когда он крикнул, я ничего не поняла, но, как вкопанная, встала буквально в нескольких сантиметрах от балки. Тут я ее и разглядела. Я могла со всего маху удариться, и страшно подумать, какие могли быть последствия. Но, так как с детства мы с детьми четко закрепили между собой такое предупреждение происшествий, то я быстро отреагировала. Мы все приучены к тому, что просто так никто дома не закричит. Если кто-то кричит, значит, существует реальная угроза, и следует быстрая реакция домочадцев.
Хочу подробнее остановиться еще на одном очень важном моменте. Надо уметь отпускать своих детей. Мой сын женился в 23 года. Его жена Татьяна — умница, отличница, работает терапевтом. Я просто передала, как я говорю, в белые рученьки своего сына и знаю, что у него все будет хорошо. Сейчас ему 26 лет, мы с ним общаемся достаточно часто, но не каждый день. Каждый день — это много. Я часто вижу людей, которые со своей мамой созваниваются ежедневно — это утомительно. Если не произошло никакого события, то, я считаю, в этом нет необходимости. Если постоянно надо созваниваться с мамой, то некогда думать о себе и жить своей жизнью.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 секретов воспитания детей, или Как воспитать сына, который строит дом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других