Есть проблема? Есть решение! 100 ответов психологов на вопросы клиентов

Елена Созончук

В книге собраны ответы на актуальные вопросы клиентов, которые оформлены в виде отдельных статей, опубликованных в блоге на сайте Психологической студии «РОСТ» г. Санкт-Петербурга.

Оглавление

Готовность к школе?

В последнее время стало «модным» готовить ребенка к обучению в школе, водить его в разные школы развития, которые в большинстве случаев просто дублируют программу подготовительной группы детского сада. На наш взгляд, это нужно только тем детям, которые по разным причинам не посещают детские дошкольные учреждения. Что же побуждает родителей водить своих детей в эти школы?

Это, как правило, желание, чтобы их ребёнка хорошо «подготовили» к школе: научили читать, писать, считать. И когда этот «минимум» выполнен, родители с гордостью заявляют, что их ребёнок готов к школе. Но что же бывает на практике? Такая

«подготовка» вовсе не гарантирует, что ребёнок будет успешно осваивать школьную программу. И иногда получается как раз наоборот: те дети, которые не получили такую подготовку, учатся успешнее. Чтобы разобраться в том, почему так происходит, необходимо остановиться на основных составляющих готовности к школе или школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной, социальной, личностной.

Интеллектуальная готовность:

— Дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;

— Концентрация внимания;

— Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

— Логическое запоминание;

— Сенсомоторная координация;

— Умение воспроизводить образец;

— Развитие тонких движений руки;

— Умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира.

Эмоциональная зрелость:

— Уменьшение импульсивных реакций по сравнению с прошлыми годами;

— Возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость:

— Потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп;

— Способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Личностная готовность:

Развитие мотивационной сферы:

— Познавательные мотивы или потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями;

— Социальные мотивы учения, связанные с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Развитие произвольной сферы:

— Умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилам поведения;

— Умение ориентироваться на заданную систему требований;

— Умение внимательно слушать учителя и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

— Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Опираясь на данные исследований, можно сделать вывод о том, что

Ребёнок к школе готов, если:

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Ребёнок к школе не готов, если:

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Памятка родителям первоклассников:

— Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

— Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость.

— Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

— Составьте вместе с первоклассником режим дня, следите за его соблюдением.

— Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

— Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

— Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

— С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я