Статьи и заметки Е. И. Рерих, представленные в этом сборнике, позволяют читателю познакомиться с творчеством Е. И. Рерих на страницах литературно-философского журнала «Оккультизм и Йога» – органа русских эмигрантов, который выходил сначала в Югославии, а затем в Парагвае.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Огонь Неопаляющий (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Международный Центр Рерихов, 1992, 2004
© Л. В. Шапошникова, предисловие, 1992, 2004
© Е. Б. Дементьева, составление, 1992, 2004
Серебряная нить
Через все попытки разногласий, отрицаний, разложений, даже в самом ужасном тумане ядовитых газов все-таки светятся огни башни Дозора.
Предлагаемый читателю сборник состоит из небольших статей и заметок Е. И. Рерих, публиковавшихся на страницах журнала «Оккультизм и Йога». Сам журнал начал издаваться в 1933 г. в Белграде (Югославия) и сразу же объединил под своей эгидой разбросанных по всему миру русских теософов, оккультистов, эзотериков, а также тех, кто представлял русскую духовную мысль в самом широком ее аспекте. С первых же номеров и на протяжении значительного времени Елена Ивановна вела раздел «Свободная трибуна». В 1938 году по ряду обстоятельств журнал прервал свою деятельность и возобновил ее только в 1952 году, но уже в Асунсионе (Парагвай). Последняя заметка Елены Ивановны была напечатана в пятнадцатом номере журнала, в 1956 г., уже после ее смерти. Следующий же номер был посвящен ее памяти, в котором Президент Нью-Йоркского общества Агни Йоги Зинаида Григорьевна Фосдик писала: «Всею мощью синтеза Красоты и Мудрости, присущего лишь Великим Посвященным, Елена Ивановна устремляла всех к творчеству духа и мысли, без уклона в узкие рамки специальности, направляя от малого к великому… Вспомним ее слова: „Бедное человечество, зашедшее в тупик со своим однобоким материалистическим мировоззрением, больше чем когда-либо нуждается в осознании Высшего Мира и ведущего Начала Гуру-Иерарха“»[1].
Эти слова как нельзя лучше характеризуют деятельность Елены Ивановны Рерих на страницах журнала.
Великий русский художник Николай Константинович Рерих и его жена Елена Ивановна прожили в Индии более двадцати лет и были связаны с уникальной группой духовных Учителей, которых в Индии называют Махатмами, или Великими душами.
В сотрудничестве с Учителями и под их водительством Рерихи создали и опубликовали уникальную философскую серию книг Живой Этики, или Агни Йоги, которая была посвящена важнейшим проблемам космической эволюции человечества и где мы находим синтез древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада. Живая Этика как бы обгоняла эти научные достижения, по-иному, более широко трактовала основные вопросы материи и ее взаимодействия с энергией. Учителя рассматривали Космос как целостную и одушевленную энергетическую систему, в которой именно энергия и была первопричиной всего. Энергетические процессы подчинялись Великим законам Космоса, по которым развивалось все мироздание, начиная от человека и кончая природными космическими явлениями. Человек, по мысли Учителей, будучи частью этой грандиозной энергетической системы, находится в тесном взаимодействии с ней и проходит вместе с ней свой эволюционный путь. Главной движущей силой этой эволюции является космический энергоинформационный обмен, в ходе которого происходит изменение энергетического потенциала разумной материи. Это изменение и заставляет материю двигаться в своем развитии или вверх по спирали эволюции, или низвергаться вниз, в инволюцию. Человек же, как часть этой разумной материи, может быть объектом или субъектом эволюции. Расстояние между этими двумя понятиями включает весь спектр того явления, которое мы называем культурно-духовным совершенствованием человека. Объект эволюции, сущность с незначительным уровнем сознания, обречен на пассивное продвижение по спирали эволюции до определенного ее уровня. Субъект — активная сущность, обладающая расширенным сознанием и возможностью в рамках Великих Законов Космоса влиять на эволюцию, нести за нее ответственность и помогать тем, кто не достиг соответствующего состояния в эволюционном продвижении. И Учителя и Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи были как раз такими субъектами эволюции, или представителями одушевленного Космоса, которые могли воздействовать на космическую эволюцию человечества.
То, что Живая Этика вышла в свет именно в 1920-1930-е годы, имеет под собой немало оснований. XX век, в силу ряда обстоятельств, оказался переломным в истории развития человеческого общества, которое в этот период подошло к новому эволюционному витку. Такое приближение влечет за собой ряд изменений не только в энергетическом уровне человечества, но и в его философской и научной мысли, в его сознании, в его духовной структуре, а также в его этическо-поведенческом комплексе. Елена Ивановна Рерих занимала в бесконечной цепи Космических Иерархов одно из труднейших мест, которое было крайне приближено к плотным земным условиям.
Существует Великий закон Космоса об энергетическом принципе Учительства как одной из движущих сил эволюции. История земного человечества знает целый ряд Великих Учителей, приносивших ему знания, этические нормы и повышавших уровень его сознания. В течение миллионов лет эволюции каждая разумная сущность рано или поздно приближается к такому Учителю. Великий Учитель всегда требует особого состояния или особой готовности самого ученика. «Для серьезного ученика, — пишет Е. И. Рерих, — желающего стать учеником Высшего Иерарха, а не просто лишь слушателем, совершенно необходимо такое полное погружение на первых ступенях, до его полного самоутверждения, ибо чем иначе достигнет он объединения сознания с сознанием Учителя, чем создаст серебряную нить, связующую нас с Учителем? Как Вы уже знаете, лишь эта связь с Учителем открывает все возможности. И связь эта создается лишь упорным трудом и неуклонным устремлением к единому Фокусу»[2].
Вот на этой серебряной нити и держится восходящая спираль космической эволюции человечества. Неся в себе разное качество и разную пробу, она связывает ученика с Учителем в самых различных формах. Создается эта нить в крайне сложном процессе взаимодействия труда и духа, через который проходит ученик, так же как и его Учитель, ибо у последнего есть, в свою очередь, свой Учитель. Не всегда серебряная нить духовно-энергетического контакта, созданная Учителем, ощущается предполагаемым учеником. Поэтому Учитель может испытывать большие затруднения, нежели ученик, особенно там, где общий фон сознания невысок. «Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения»[3].
Будучи Учителем очень высокого плана, Елена Ивановна испытывала те же затруднения, то же напряжение, о которых писала сама. Она говорила «по сознанию» не только с близкими учениками, но и с каждым, кто обращался к ней за помощью или за разъяснением. Она неутомимо отвечала на множество писем, сотрудничала в журналах, готовила к публикации очередные тома Живой Этики. Она была Учителем, принявшим на себя тяжкое бремя земных учеников. Каждый раз поражаешься, как четко работала ее мысль, как умела она объяснить сложнейшие явления и процессы, как быстро реагировала на неверное понимание. Она удивительно чувствовала пространство статьи или заметки и в нем, иногда очень малом, умела системно изложить самое главное, что содержали в себе книги Учения. Статьи в журнале «Оккультизм и Йога» — ярчайший пример всему этому. Она бывала достаточно критичной, но всегда при этом сохраняла корректность и врожденное уважение к человеку вне зависимости от того, каким он был или что писал. Сама ее критика носила всегда конструктивный характер и была полезна любому читателю. Она умела не только критиковать, но и защищать своих единомышленников.
Елена Ивановна пишет об энергетическом мировоззрении, которое пронизывает Живую Этику. Каждое космическое или планетарное явление имеет свою энергетику, каждый виток эволюции несет свой энергетический потенциал. Учение о Новой эволюционной ступени связано, прежде всего, с новыми энергиями, которые проявляются в этом витке. Именно энергия, исторгаемая духовными Учителями, может изменить и переродить сознание человека, а затем и всего человечества. «Поэтому главный пробный камень, — пишет Е. И. Рерих, — для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников»[4].
Она обращает внимание на необходимость изучения тонких энергий, роль которых в эволюции человечества увеличивается по мере приближения к новому витку космической эволюции. «Сейчас, в первую очередь, нужно давать все, что устремляет мысль вперед к новым нахождениям в области тончайших энергий. Срок этим энергиям наступил, и различные проявления их вспыхивают на всем пространстве земли»[5].
Психическая энергия, носителем которой является сам человек, есть одно из проявлений этих тончайших, но в то же время и сильнейших энергий. Она содержит в себе энергетику миров иных измерений. Последние определяют и нашу интуицию, и наше чувствознание, и, в конце концов, нашу духовность, которая синтетически объединяет наши накопления и придает им иное энергетическое качество.
По сути, наш плотный трехмерный мир пронизан тонким многомерным миром, находящимся с нами в постоянном энергетическом контакте, который много больше, чем мы предполагаем, влияет на нас. Объяснить что-либо происходящее на планете, в человеческом обществе или в нас самих невозможно, не беря в расчет этот мир. «Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достоянием (кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни»[6].
В некоторых заметках Елена Ивановна пишет о важности Великих космических законов, лишний раз давая нам понять, как необходимо соблюдать их в нашей жизни. «Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами»[7].
Мир проявленный, мир дифференцированный, который держится противоположениями, особенно нуждается в соблюдении этих законов. Их нарушение приводит к неустойчивости и разбалансированию, что всегда чревато крупными опасностями и разрушительными действиями на всех уровнях Бытия.
Вникая в сущность явления противоположений, Елена Ивановна высказывает глубокую мысль: «Лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположений, высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так, познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений»[8].
Во многих трудах Елены Ивановны Рерих, в ее письмах, публикациях, статьях особое место занимают размышления о России. Так же как и Николай Константинович, она достаточно ясно себе представляла, через что проходила и должна была пройти Россия. Она уделяла особое внимание этой стране не только потому, что Россия была ее родиной, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играла важнейшую роль. Роль эта до сих пор до конца не расшифрована, в значительной степени запутана поздними писаниями и измышлениями различных авторов, в которых достаточно ясно звучит сомнительная идея «избранничества». На самом деле все сложней и глубже. Елена Ивановна пишет об общине, или общинном устройстве нового, грядущего мира. Она не связывала эту проблему напрямую с российской революцией и событиями, которые последовали за ней. «Учение Живой Этики, — отмечала она, — рассматривает весь мир как единую Мировую Общину. Нам указано развивать в себе чувство сотрудничества, солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание»[9].
Вот это «телесное толкание» возникает тогда, когда такие эволюционные категории, как Община, поспешно насаждаются там, где уровень сознания народа для этого еще не готов. В результате в России эволюционная идея Общины была подменена казарменным коммунизмом. Основные мысли и предупреждения касательно этого процесса Учителя высказали в книге «Община». Елена Ивановна продолжает развивать идею Учителей, и ее мысли на этот счет звучат вполне жизненно и актуально. «При настоящем уровне сознания человечества, в тесном замкнутом общежитии, неизбежна тенденция к уравнению, а всякое уравнение неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня цивилизации, т. е. к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к огрубению. Поэтому община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно»[10].
Именно в России произошло грубое нарушение Великого космического закона об Общине и сотрудничестве. Вводилась насильственная община, которая подавила свободу мысли. «Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца — засыхают»[11]. Строки эти, написанные много лет назад, удивительно своевременно звучат для нас, сегодняшних. Сейчас в России много этих засохших ростков духа и сердца. И пока никто не торопится поднять их из пыли и дать им новую жизнь. А без этого трудная и славная судьба страны может и не состояться…
Также полезны для нас и мысли Елены Ивановны о тех ошибках и искажениях, которые были присущи последователям самого Учения. Ликвидация идеологического пресса в нашей стране создала возможности организации различных духовных движений, в том числе и рериховских. Рериховские общества, рериховские клубы, рериховские издания — все это объединяет людей различного уровня сознания и разной культурной направленности. И поэтому опять возникают те же болезни, о которых писала Елена Ивановна много лет назад.
«Изуверство и фанатизм последователей, — справедливо замечает Елена Ивановна, — разрушают все основы, преподанные им Основателями и Учителями»[12]. Фанатизм, обусловленный невысоким уровнем сознания, с первых же шагов любого духовного движения начинает себе вить в нем гнездо, превращая идеи, заложенные в этом движении, в собственную противоположность. Значительный вред духовному движению наносит и сектантство, попытки уйти от жизни, замкнуться в собственной скорлупе и лелеять в ней свою «избранность». Ощущение же «избранности» возникает у многих при неправильном восприятии положений Учения. Недостаточный культурный уровень изучающих приводит к тому, что они пытаются все, что сказано в Живой Этике, перенести на себя. Тем самым, по словам Елены Ивановны, они напоминают студентов-медиков, которые читают учебники по различным болезням и находят все признаки этих болезней в себе.
«Так же точно некоторые из них (читающие Живую Этику. — Л. Ш.) начинают приписывать себе священные боли и самые высокие достижения, прочитанные ими в книгах Учения. Нужно очень остерегать от подобных увлечений, ибо такое явление свидетельствует о наличии таких нежелательных качеств духа, как самомнение и недостаток распознавательной способности. Без преодоления таких качеств никакое продвижение на духовном плане невозможно»[13].
Одно искажение тянет за собой другое, не менее вредное. В современном рериховском движении в результате этого развился острый синдром учительства. Неофиты, ощутившие в себе «особые силы», смело берутся «просвещать» других. В результате распространяются невежественные толкования сложнейших идей Живой Этики, с одной стороны, а с другой — возникает «комплекс глобальности», или стремление приобщить к идеям Учения если не всю страну, то во всяком случае миллионы. В своих прежних работах и письмах Елена Ивановна не раз указывала на вредность такого заблуждения, настаивая на соблюдении соизмеримости при продвижении идей Живой Этики. Вмещающий усвоит, невмещающий должен быть оставлен в покое. В отличие от религиозных учений, рассчитанных на массовость последователей, Живая Этика не может продвигаться путем насилия или миссионерства. «Опасайтесь миссионерства не только в отношении чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться миссионерами», — сказано в одной из книг Учения.
«Мы никогда никого не зазываем, — развивает эту мысль Елена Ивановна, — никому ничего не навязываем, не запрещаем приходить и уходить свободно. Наше учение дается широко и не накладывает запретов»[14].
Разница в уровнях сознания участников любого духовного движения, в том числе и рериховского, неизбежно приводит к раздробленности самого движения. Понять правильно сложившуюся реальность необходимо для того, чтобы избежать заведомо неверных и невыполнимых целей. «Когда в книгах Живой Этики говорится о необходимости единения, — пишет Елена Ивановна, — то, конечно, указывается не внешнее единение, но единение, или гармонизация сознаний, которое не может совершиться в одночасье. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического Начала, следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас, прежде всего, распознаванию ликов»[15].
Она справедливо возражала против смешения разнородных элементов в духовных движениях и отрицала необходимость «садиться за один стол» там, где этого делать нельзя. «Нельзя объединять овец с тиграми. Нельзя всех собрать в одну кучу, неужели бесформенная куча есть цель даваемого Учения? Природа — наш лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая все, она в то же время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах своих»[16]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Огонь Неопаляющий (сборник) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других