Монография включает 2 главы: а) педагогические условия саморазвития студентов в поликультурной образовательной среде; б) практика саморазвития студентов в поликультурной образовательной среде. Монография предназначена преподавателям и студентам, аспирантам, занимающимся исследованиями проблем влияния единой поликультурной образовательной среды на процесс обучения иностранным языкам, на формирование поликультурной языковой личности, а также на личностное и ценностное саморазвитие субъектов данной среды.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика саморазвития студентов в поликультурной образовательной среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Педагогические условия саморазвития студентов в поликультурной образовательной среде
1.1. Влияние образовательной среды на саморазвитие студентов
В настоящее время образование, его уровень и качество стали рассматриваться исследователями как неотъемлемое условие эффективной ориентации в новых социальных, политических и экономических ситуациях (А. А. Абрамов, В. И. Аршинов, В. Г. Буданов). Модернизация системы высшего образования в России все в большей степени соотносится с изменениями, происходящими в мире. Это связано с интеграцией и глобализацией развития общества и образования, в рамках которого планируется создание единого образовательного пространства, которое предполагает конструирование многовариантных и многообразных моделей высшего образования, возникновение новых образовательных сред, предоставляющих обучающимся возможность быть субъектами собственного развития.
Стратегической миссией Северо-Восточного федерального университета, созданного на базе Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова является взращивание конкурентноспособной саморазвивающейся личности, умеющей самостоятельно добывать знания и способной ориентироваться в информационном пространстве (национальный проект «Образование»). Доминирование антропоцентризма проявляется в реализации принципов саморазвития студента, в его личной инициативе и в автономии жизнедеятельности. Оно созвучно с тенденцией «Федерального Закона об образовании в Российской федерации 2013 г.» к повышению роли всех участников образовательного процесса — студента, педагога, родителя, образовательного учреждения, а также к усилению воспитания учащейся молодежи на современном этапе социально-экономического развития страны, к созданию условий для их самоопределения и социализации на основе удовлетворения образовательных потребностей.
В этом контексте приоритетным становится создание среды образования, которая не только предоставила бы условий для развития, но и обеспечила бы поддержку «прогрессивных изменений в образовании конкретных субъектов» — студентов и педагогов, обучающихся [1]. Средством построения такой среды представляется инновационное мультимедийное обучение, решающее задачи, «связанные с изучением системы отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности по отношению к личностному становлению и развитию ученика и учителя» (В. С. Лазарев, А. В. Хуторской, Н. Р. Юсуфбекова).
По определению К. Халм-Караденица, под мультимедийным обучением подразумевается одна из приоритетных современных форм образования, предполагающая применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедиа с целью достижения саморазвития личности в процессе самостоятельной работы обучающихся на базе мультимедиа-средств, повышения качества обучения и улучшения управления учебным процессом. Вместе с тем, мультимедийное обучение (электронное обучение, 2013) выступает содержательным элементом образовательной среды в педагогической системе открытого образования [29].
Под мультимедийной образовательной средой (МОС) мы понимаем учебно-информационную среду, где осуществляется взаимодействие студентов и учащихся, педагогов с внешним миром через открытые интеллектуальные системы (всемирная сеть Интернет, учебно-информационные среды — обучающие системы для создания Интернет-проектов, дистанционные образовательные курсы и т. д.), которые во многом основываются на технологии мультимедиа. В связи с этим нами разработана концепция педагогических основ саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде, реализующаяся практически в моделях мультимедийной образовательной среды, информационной самозащиты студента в МОС, саморазвития студентов в МОС [17].
В настоящем исследовании педагогические основы саморазвития студентов в мультимедийной образовательной среде представляет собой систему теорий, идей и принципов, закономерностей, критериев, функций, подходов, методов, средств формирования саморазвивающейся личности на основе гуманистической «человекоориентированной» педагогической инноватики, которая предоставляет главным субъектам образования (студенту и педагогу) право на «личностный заказ на изменение» [28].
При этом создаются условия для превращения потребности в саморазвитии у субъектов в личностные качества, с опорой на которые они придают инновационную направленность в педагогике.
Основная идея нашего исследования состоит в том, что на современном этапе развития образования, характеризуемого технологичностью, открытостью и интегративностью, становится закономерной необходимостью пересмотр процесса и феномена саморазвития студента с развитой «Я-концепцией», который смог бы самореализоваться в новых условиях, преодолевая трудности личностного и духовного роста и испытывать удовлетворение быть субъектом собственного саморазвития. В этой связи главное направление нашего исследования ориентировано на систему «человек-среда-общение».
В предлагаемом исследовании позитивное взаимодействие студента с информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) возможно только при целенаправленном управлении учебно-познавательной, поисково-продуктивной деятельностью. В этом двустороннем процессе взаимодействия субъектов в МОС возможно сопоставление их действий в среде общения с системой, ее «реакцией» и результатом. Человек, с одной стороны, обогащает себя, расширяет свои познания и действия через компьютерную технологию, а с другой, — существует возможность негативного влияния разнообразной информации на него. В МОС живое общение «возмещается» опосредованным диалогом в сети на форумах, во время телеконференций, в различных чатах, а также «отзывчивостью» компьютера в электронных средствах обучения и других манипуляциях, которые происходят на основе интерактивности и «обратной связи». Отмечается, что интерактивное опосредованное общение обуславливает самопрезентацию и самореализацию в условиях МОС.
В действительности опосредованное общение не заменяет живого педагогического общения как фактора саморазвития личности. Однако опосредованное общение в МОС может рассматриваться как профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и внеурочное время. Оно имеет определенные педагогические функции и направления (П. И. Образцов). Среди проблем, затрагивающих становление и развитие студента в МОС, главнейшими выступают характер взаимосвязи с ИКТ и мультимедиа, а также методы осуществления творческого контакта с ними. Особую значимость приобретают творческие, деятельностные, практико-ориентирующие контакты в процессе совместной учебной деятельности.
1. В исследовании мы придерживаемся гуманитарно-антропологической концепции философии техники, рассматривающей человека как творца самого себя, утверждающей, что он от природы есть творец в силу того, что он есть «homo sapiens», между тем, он же, в стремлении реализовать свои возможности, целенаправленно выполняет свой авторский проект «know-how», запрограммированный и желанный. В этой связи, отдается должное основоположникам концепции философии техники в том, что роль техники в человеческой жизни второстепенна, и в силу этого влияние на личность двоякое:
a) технический прогресс позитивно влияет на личность как результат ее собственных интеллектуальных усилий, приносящий человеку удовлетворение и доставляющий определенный жизненный комфорт. Более того, этот результат интеллектуальных усилий в виде высоких технологий, мультимедийных продуктов и т. д. ярче всего выражает и отражает внутреннее состояние человека как творца, предоставив ему возможность самовыражаться и самопрезентоваться, наконец, саморазвиваться;
b) комфорт как результат собственных интеллектуальных усилий может стать устойчивой потребностью, доставляющей удобства и маленькие радости, придерживающие человека в состоянии программирования в себе эйфории победы, что чревато стремлением развить в себе «технократическое» мировоззрение жизнедеятельности, ущемляющее духовно-нравственный мир человека. Вследствие этого возникает проблема оптимального сочетания технократического самосознания с духовно-нравственным [15].
2. Рассмотрение человека через призму информационного общества расширило аспекты современной философской антропологии. Центральной для философской антропологии является идея цельной личности, способной противостоять негативным последствиям влияния быстроменяющегося мира, свободной и самосозидающей, открытой миру. Как отмечают И. Пригожин и И. Стенгерс, изменение в человеке происходит в процессе контакта с действительностью, то есть с окружающей средой, приводящей ее в динамическое состояние. Таким образом, происходит обоюдный процесс движения.
3. В нашем исследовании «окружающая среда» как действительность предполагает мультимедийную образовательную среду, рассматриваемую как открытую самоорганизующуюся систему; взаимодействуя с ней, человек не просто находится в процессе самодвижения, а в саморазвитии, опираясь на собственные потенциалы. Этому способствуют интерактивные элементы МОС, обеспечивающие в системе особое динамическое равновесие. Оно при активной учебно-познавательной коммуникации обогащается содержанием.
4. Мы связываем, вслед за К. А. Абульхановой-Славской, проблему системной целостности человека с повышением уровня взаимодействия внутренних сил, которые приводят в динамическое равновесие движения, происходящие в процессе взаимодействия человека с внешней средой.
5. В МОС обеспечивается углубленное общение педагога и студента на основе «субъект-субъектных» отношений, предоставляющее возможность студенту стать самовоспитуемым субъектом. В данной среде взаимодействие субъектов происходит на основе принципа «человекоориентированной» педагогической инноватики — с правом на «личностный заказ на самоизменение». Эти изменения ориентированы на внутренние стимулы и критерии, с опорой на которые субъекты строят свои взаимоотношения через опосредованное педагогическое общение, не противоречащее концепции саморазвития В. Г. Маралова, А. В. Мудрика, Л. Н. Куликовой и А. В. Хуторского.
6. Более того студент выступает равнозначным субъектом в процессе познания, действуя самостоятельно или совместно с другими, создавая тем самым атмосферу сотрудничества в МОС и проявляя себя как самоценный феномен. Феномен как внешний результат внутреннего сознательного изменения себя дает толчок к возможным изменениям всего образовательного процесса при активизации рефлексивной позиции педагога-руководителя данного процесса (П. И. Пидкасистый, А. В. Хуторской).
7. В рамках нашего исследования изучены и проанализированы процессы педагогического взаимодействия в системе «человек — МОС — общение» на основе концепций и принципов философии открытого образования, гуманистической психологии и педагогики.
Во-первых, философия современного открытого образования связана с изменившимися представлениями в современной научной картине мира. Суть современной научной картины мира — это временное пространство, дающее образ мира в его развитии из прошлого в будущее, которое связано с изучением «самоорганизующихся и саморазвивающихся систем», характеризующихся «незамкнутостью» и «вочеловеченностью» на основе принципа «глобального эволюционизма» (А. А. Андреев, С. Л. Каплан, Г. А. Краснова, В. И. Солдаткин).
Во-вторых, саморазвитие личности в условиях открытости образования отражает соединение объема полученных знаний с ее личностными качествами и умением самостоятельно и рационально распорядиться ими, когда мерой знания становится такая ценностно-качественная характеристика, как «вочеловеченность» (В. И. Аршинов, В. Г. Буданов, В. И. Солдаткин и др.). Это означает, что в современной педагогике приоритетно воспитание саморазвивающегося человека, который смог бы адекватно ориентироваться в условиях МОС, более того, сумел бы саморефлексироваться, не растворяясь в «море» информации.
В-третьих, нами определены основы целостности личности и обеспечения информационной самозащиты студентов в МОС, опирающиеся на концепции, положения, взгляды А. Адлера, Н. А. Бердяева, Э. Н. Гусинского. В их трудах в основе рассмотрения целостности личности лежит концепция, представляющая саморазвитие личности как одну из ценностей человека. Главное внимание уделяется «свободе личности», подчеркивается, что «свобода личности» есть долг, исполнение призвания, реализация которого является и мерой самоценности, и ценности в социуме. Саморазвитие представляется целью формирования личности и естественной потребности в позитивном движении и, наконец, как долг перед обществом и самим собой. При этом формирование волевой саморегуляции становится значимым фактором, так как волевая саморегуляция включает анализ ситуации, вычленение цели, принятие решения и его выполнение, что необходимо в работе с ИКТ и мультимедиа.
Основным фактором сохранения целостности личности выступают его безопасность, информационная самозащита в условиях открытости общества. Следовательно, важным для нашего исследования явилось раскрытие содержания информационного общества на основе исследований зарубежных ученых — Д. Белла, Э. Тоффлера, А. Турена, Ф. Уоссермана и, вслед за ними, соотечественников — Г. В. Грачева, Н. Н. Моисеева, И. А. Негодаева, А. И. Ракитова. За основу понимания содержания термина «информационное общество» взято определение Э. Тоффлера о том, что это — цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.
Отмечается, что технология имеет двоякое влияние (созидательное и негативное) на самого творца — человека. Придавая значение этому как естественно возникшему факту, мы, со своей стороны, предлагаем путь более адаптивный к условиям быстроменяющегося мира — путь построения мультимедийной образовательной среды, предоставляющей возможность сохранения целостности студентов в двух плоскостях: моделирование образовательной среды и информационной самозащиты студентов в ней. Средством построения подобной среды использовано мультимедийное обучение, (с 2013 года «электронное обучения») [1.статья 16.-С-23] выступающее содержательным компонентом педагогической системы открытого образования. В нашем исследовании понятие «мультимедийное обучение» созвучно с «электронным обучением», однако последнее имеет более широкое и общее значение. Вместе с тем мы в понятие «мультиедийное обучение» мы вкладываем и смысл «открытого» на основании того, что «мультимедиа» как технология лежит в основе открытого образования.
Во-первых, мультимедийные обучающие программы личностно-ориентированы, интегративны, более того, они могут обогатить коммуникативный характер обучения языкам через связанные между собой диалоги на основе принципа ситуативности. Они могут неплохо справляться с ролью средства развивающего обучения, т. к. интенсификация перефразирования и развитие способности комбинировать речевые единицы в условиях применения компьютерной технологии достигается через построение правильной фразы из множества данных на мониторе (А. В. Осин, Е. И. Пассов, о. Б. Тыщенко).
Во-вторых, тщательно подобранное содержание учебного материала, используемых аутентичных текстов, представленных в информационной среде, придают мультимедийному обучению этнопедагогический, духовно-нравственный контекст.
В-третьих, виды и формы представления информации раскрывают богатый спектр технологии и реализуют принцип «незамкнутости» открытых самоорганизующихся систем.
В-четвертых, мультимедийное обучение как новшество является инновационным. Инновационное обучение стимулирует изменения в существующей культуре и социальной среде, в целом, в образовании. «Вочеловеченность» как сущностная характеристика открытого образования определяет содержание мультимедиа технологии адаптивной для удовлетворения человеческих потребностей и отвечающей основным требованиям жизнедеятельности, в том числе и образовательной.
В-пятых, мультимедийное обучение нами рассматривается как электронное в целом, так как оно идентично в содержании, а также в технологии, на базе которой обучение построено.
Вышесказанное дает нам право сделать параллель между терминами «мультимедийное обучение» и «электронное обучение» на основе идентичной программно-технической базе.
1.2. Методология саморазвития студентов в условиях электронного обучения
Новый закон российского образования предполагает: а) радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений; б) углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями.
Для реализации задач были разработаны программы инновационных курсов для гуманитарных специальностей «Современные методы обучения: метод проектов в дистанционном обучении», «Информационные и коммуникационные технологии в преподавании языков», «Интернет-технология». В Якутском госуниверситете функционировала межфакультетская лаборатория информационных и коммуникационных технологий, которая стала экспериментальной базой для аспирантов и соискателей в исследовании влияния ИКТ на личность и образовательный процесс.
Ниже представляем анализ практики саморазвития обучающихся в условиях применения информационных и коммуникационных, мультимедиа технологий на основе метода проектов.
Теоретическое исследование, приведенное в предыдущей главе, позволило выяснить предпосылки и педагогические основы позитивного влияния ИКТ и мультимедиа на саморазвитие обучающихся, его специфику и сущность. С целью объективизации выводов теоретического исследования важно получить подтверждение того, что компьютерные технологии действительно являются реальными ускорителями саморазвития обучающихся. Для этого необходимо подтвердить на практике наличие взаимозависимостей в процессах саморазвития и взаимодействия между субъектами в МОС: ИКТ, мультимедиа, преподавателем и обучающимися.
В подтверждение вышеуказанного приведем опыт исследований в области информатизации преподавания предмета на филологических факультетах Якутского государственного университета ныне Северо-Восточного федерального университета. Практика применения ИКТ в учебном процессе требует внимательного и глубокого изучения взаимосвязи в системе «обучаемый-компьютер-педагог».
Первая исследовательская работа в области компьютеризации обучения языкам была проведена с целью выявления педагогических основ духовно-гуманистической модели компьютерного обучения языкам. Почему именно «духовно-гуманистическая» модель? В нашей республике данная работа являлась первой попыткой изучения влияния компьютерной технологии на личность. Мы поставили перед собой задачу — изучить проблему асоциального развития учащихся, выявить пути и способы сохранения целостности «языковой личности», а также ее развития на базе компьютерной технологии. Это обусловило выбор темы — «Духовно-гуманистическая модель компьютерного обучения языкам» (Е. Д. Нелунова, 1995–1999).
Практика показала, что при использовании компьютерных обучающих программ (ОП) первого поколения существовали трудности — рукотворная среда не всегда отвечала запросам педагогического взаимодействия в опосредованном общении, ОП в недостаточной мере содействовала взаимодействию педагога с учеником в сфере его воспитания. Кроме того, ОП может привести к снижению интеллектуальных способностей обучающегося при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально-логическим компонентам. Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером экстремальная специализация познавательных процессов — восприятия, мышления, памяти, а также чрезмерная мотивация снижает их гибкость и тем самым возможности их переноса в решение более широкого круга задач, требующих корректировки специализации (С. В. Егерев).
Тем не менее, главным достоинством электронного обучения мы считаем оптимальное сочетание технологической компетенции обучающихся с их духовно-культурными ценностями, так как одна из задач разработчиков-педагогов заключается в содействии гармоничному сочетанию общечеловеческого мировоззрения и технического прогресса в процессе приобретения знаний с помощью высоких технологий. Роль новых информационных технологий (НИТ) в практике обучения нами отводилась содействию интеллектуального, творческого и нравственного развития личности. С этой позиции само создание средств НИТ приобретает личностно-ориентированный характер.
Разработка педагогических основ электронного обучения, которое обеспечит гармоничное сочетание современных достижений технологий компьютерного обучения с общечеловеческими непреходящими ценностями духовной культуры в условиях духовно-нравственного кризиса, связанного с общим социально-экономическим положением в стране, должна быть реализована на твердой методологической основе.
Опыт и практика в этой области показали, что информатизация обучения помогает сформировать целостную систему обучения и разработать принципиально новые интегрированные курсы, значительно повышающие как возможность, так и потребность в обучении иностранному языку и ряду других дисциплин.
Сказанное подтверждали на примере электронного обучения, предполагающего, прежде всего, автоматизированное управляемое обучение, когда приобретение и накопление знаний осуществляется при взаимодействии объектов действительности со структурными единицами определенной системы, которая имитирует учение. Отмечено, что процесс познания в условиях обучающей инструментальной системы и есть интегрированный процесс интеллектуального и продуктивного взаимодействия, ибо знания приобретаются, накапливаются и контролируются в самой системе. В частности, любая программа учебного назначения по характеру многофункциональна, то есть, работая с ней, обучаемый получает знания и одновременно оперативно их контролирует. Обучаясь языку необычным путем, с помощью ОП, ученик самопроизвольно знакомится с устройством клавиатуры, предназначением функциональных, операционных клавиш, с периферийными устройствами компьютера, приобретает тем самым первичные операторские навыки.
Духовно-гуманистический воспитательный аспект электронного обучения рассматривался в русле принципа гуманистической психологии — изучения личности как целостности, в основе которого лежит признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Базисные концепции гуманистической психологии как мотивация и самоактуализация личности, становление («becoming» в работах К. Роджерса) и рост личности («personal growth» — там же), которые неразрывно связаны с понятием человеческого потенциала и в основе которых лежит прогрессивное изменение и стремление к аутентичному существованию, поиск путей его достижения, явились ключевыми для раскрытия содержания духовно-гуманистического воспитательного аспекта компьютеризации обучения.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория и практика саморазвития студентов в поликультурной образовательной среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других