Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Из опыта работы

Дмитрий Александрович Логинов

В пособии представлены методические рекомендации по организации тьюторского сопровождения образовательного процесса.Предложенные материалы помогут сформировать представление об организационных и содержательных сторонах тьюторства и будут полезны как руководителям образовательных организаций, так и педагогам-практикам, стремящимся выстраивать свою профессиональную деятельность в аспекте индивидуализации.

Оглавление

© Дмитрий Александрович Логинов, 2022

ISBN 978-5-0059-3294-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII—XIV вв. и насчитывает около девятисот лет. Прежде всего речь идет о первых британских университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.).

Опыт педагогической деятельности в качестве учителя, поиск различных форм и методов построения взаимодействия с обучающимися, позволил убедиться в востребованности практик тьюторства в современном школьном образовании.

С одной стороны, тьюторские практики позволяют персонифицировать процесс освоения образовательной программы, что положительно сказывается на решении задач мотивации учеников, делает обучение более осмысленным процессом, так как ученик может не только выбирать способ освоения содержания, но и вносит свои содержание и смыслы, расширяя инвариантную часть программы.

С другой стороны, педагог, реализующий тьюторскую компетентность (проведение тьюториалов, сопровождение построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, использование технологии личностно-ресурсного картирования и технологии вопрошания), начинает работать с опорой на сильные стороны своей личности, выстраивает свой стиль педагогической деятельности. А это, как нам кажется, решает задачи снижения риска эмоционального и профессионального выгорания, задает траекторию профессионального и личностного развития.

Кроме того, необходимые нормативные основания внедрения практик индивидуализации и тьюторства в образовательный процесс в нашей стране тоже созданы. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования задают ориентацию на достижение образовательных результатов и требования на обеспечение условий организации образовательного процесса. В качестве нормативного ориентира, повышающего необходимость и возможность индивидуализации, можно обозначить вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Образовательные стандарты ориентируют участников образовательных отношений на создание условий для самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и их эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками.

Профессиональное развитие педагогов и осуществление организационно-управленческих изменений в организации образовательного процесса, направленного на реализацию принципа индивидуализации, становятся актуальными, что и стало поводом для написания этой книги.

В качестве нормативного ориентира описания тьюторских практик был взят профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.01.2017 N 10н (зарегистрирован в Минюсте 26 января 2017 г., регистрационный номер 45406)), включающий обобщенную трудовую функцию «Тьюторское сопровождение обучающихся».

В данном пособии нашли отражение не только основы теории, но и представлены элементы практики индивидуализации образовательного процесса через реализацию тьюторской компетентности педагогов (и управленческий, и методический аспекты).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я