В наши дни даже те, кто каждый день в церкви, не всегда знают, с чем связан тот или иной праздник. «Просвещенные» бабушки тут не советчицы. Потому что каждая дата – это воспоминание о силе добра и зла, и о том, как победить в себе тьму и неверие. Из этой книги вы узнаете, какими бывают церковные службы, что такое преходящий и непреходящий праздник, и чем прославились чтимые святые. А в приложении вы найдете рассказ о том, что означает цвет облачения священников и как покрасить на Пасху яички.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Двунадесятые преходящие праздники
В зависимости от смысловой нагрузки и характера воспоминаний все существующие праздники можно условно подразделить на несколько категорий. В первую очередь это праздники, посвященные воспоминаниям о событиях из жизни Спасителя, Богородичные праздники, к числу которых можно отнести праздники, посвященные особо чтимым ее иконам, а также воспоминания о подвигах святых мучеников и Божьих угодников. Часть особо важных праздников предваряют многодневные посты.
В зависимости от значимости события православный праздник может быть предвосхищен особыми службами предпразднества и попразднества, — т.е. теми днями, когда верующие должны подготовить себя к восприятию его событий. Проще говоря, чем важнее для Церкви событие праздника, тем торжественнее оно должно быть отмечено. Соответственно, малые праздники и праздники местного значения отмечают либо менее помпезно, либо только в храмах определенной епархии. Последнее, в основном, касается престольных храмовых праздников и дней воспоминания местных святых.
Относительно календаря все праздники можно подразделить на преходящие и непреходящие, т.е. приуроченные к определенной дате. Главным преходящим праздником является Пасха. В зависимости от времени празднования Пасхи вычисляют время празднования Вознесения, Входа Господня во Иерусалим, а также Пятидесятницы, событий Великого поста и Страстной Седмицы. Главный непреходящий праздник года — Рождество Христово. Однако прежде чем заглянуть в церковный календарь следует знать, что все праздники Русской православной Церкви принято отмечать в соответствии с юлианским календарем, поэтому в современном православном календаре обычно указывают две даты — по новому и по старому стилю.
Вход Господень во Иерусалим
Вход Господень в Иерусалим является одним из главнейших двунадесятых праздников, установленных Русской Православной Церковью. Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т.к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от времени празднования Пасхи, и происходит ровно за неделю до нее. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.
Чтобы утвердить веру народа в то, что Иисус и есть Спаситель мира, за неделю до событий страстной седмицы и Своего воскресения, Он в сопровождении учеников отправился в Иерусалим. По дороге Иисус послал Петра и Иоанна в селение, наказав им привести себе молодого осленка. При этом Спаситель точно указал место, где его можно будет найти. Вскоре Иисусу привели осленка, которого ученики покрыли своими одеждами. Иисус сел на него, и в сопровождении народа торжественно въехал в столицу.
Одни люди стали постилать на его пути одежды, другие же срезали пальмовые ветви и, размахивая ими, кричали «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», т.к. уверовали, что Иисус и есть предсказанный пророками Царь-Спаситель народа Израиля. Когда Иисус вошел в храм, то опрокинул лавки торговцев и меновщиков, после чего выгнал их из храма, сказав: «Дом мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21,13). Народ Иерусалима с восхищением слушал слова Учителя, к Иисусу приступили больные, хромые и увечные, Он исцелил их, а дети воспели ему хвалу. Затем Иисус покинул Иерусалимский храм и вернулся с учениками в Вифанию.
С пальмовыми ветвями или вайями в древности встречали победителей, от этого обычая произошло второе название праздника Входа Господня во Иерусалим — Неделя ваий. Но в России народ называет этот праздник «Вербным воскресением», т.к. вместо пальмовых ветвей верующие ежегодно приветствуют Спасителя ветвями вербы — единственного растения, которое расцветает в эту пору в условиях Российского климата. Вербным воскресением заканчиваются труды Великого поста и начинаются события Страстной седмицы. А освященные веточки цветущей вербы православные христиане хранят дома в течение всего года.
Вознесение Господне
Вознесение Господа празднуют на 40-й день после празднования Пасхи. Этот праздник всегда отмечают в четверг на шестой неделе, а традиции Церкви, относительно Вознесения, восходят к апостольским временам. События, которым посвящено празднование Вознесения, связаны с окончанием земной деятельности Спасителя, которая с этого дня уступает место Его духовному пребыванию в Церкви. После Воскресения, Иисус на протяжении сорока дней являлся апостолам, наставляя их, и утверждая в истинной вере. Он учил своих избранников, каким образом им действовать после Вознесения Его на небо.
На сороковой день после Пасхи ученики Христовы собрались вместе в одном доме в Иерусалиме. Там Иисус снова явился и беседовал с ними, убеждая их идти проповедовать Евангелие во все концы земли. Кроме наставлений, Спаситель говорил о силе христианской веры: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных и те будут здоровы» (Мк., 16, 17—18).
Потом Иисус сказал апостолам, что вскорости ниспошлет им Святого Духа, и они до этого времени не должны покидать Иерусалим. Он сказал: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше» (Лк. 24,49). Так, беседуя с учениками, Спаситель вышел из города и довел их до Вифании, где благословил. А благословляя, стал отдаляться от земли и возноситься на небо. Апостолы поклонились Ему и с великой радостью в сердце возвратились в столицу.
Отрывок из «Слова на Вознесение» святителя Кирилла Туровского:
«…Братие, приидите, возрадуемся Господу, вознесшемуся на небеса, поклонимся Сидящему одесную Отца, помолимся приявшему всякую власть на небеси и на земли, принесем веру Царствующему со Отцем, не явимся пред Ним тщи в день праздника, да приимем Божию благодать, ибо ныне Христос всем раздает Свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть, апостолам посылает Святаго Духа, души святой покров вводит в Небесное Царство, угодникам Своим разделяет обители горнего града, праведникам отверзает рай, страдавших за Него мучеников венчает, святителям дает душеполезным прошения, благоверным князьям нашим посылает здравие телесное и душевное и одоление на враги… Приидем и мы, братие, во святую церковь. Возвеличим Христа, Бога нашего, вознесем Имя Его вкупе, да ниспошлет и нам Своего Пресвятаго Духа».
Пятидесятница. День Святой Троицы
В этот день Церковь вспоминает события, связанные с сошествием на апостолов Святого Духа. Огненные языки Святого Духа явились ученикам Христовым в праздник ветхозаветной Пятидесятницы. От названия этого древнего праздника происходит первое название праздника современного. Второе название посвящено другому знаменательному событию, т.к. именно в этот день апостолам открылась третья ипостась Святой Троицы, после чего учение о Триедином Боге обрело для них полную ясность.
В день ветхозаветной Пятидесятницы апостолы собрались вместе, чтобы помолиться. Внезапно послышался шум сильного ветра, после чего в воздухе появились огненные языки, которые, разделяясь, сошли по одному на каждого. Все апостолы тотчас «…исполнились… Духа Святаго…» (Деян. 2, 4), после чего вознесли к Небу благодарственные молитвы. При этом обнаружилось, что каждый из них говорит на неизвестном ему языке. Это знание было великим даром Святого Духа, которое было необходимо для проповедования Евангелия в других странах мира.
Между тем небесный шум, который был слышен далеко за пределами апостольских покоев, привлек к дому множество народу. Собравшиеся иудеи поразились тому, что Христовы ученики, в прошлом необразованные галилеяне, внезапно заговорили на разных языках. Толпа собравшихся состояла из людей самых разных национальностей, но каждый из них обязательно слышал, как один из апостолов возносит благодарственные молитвы на его родном языке. Удивление иудеев скоро перешло в благоговейный трепет, но в толпе нашлись и такие, кто, смеясь, говорил, что ученики Спасителя «напились сладкого вина» (Деян. 2, 13).
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Православные праздники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других