Основная идея книги: раскрыть каждый элемент системы подбора персонала и дать четкое представление о поиске и оценке кандидатов при приеме на работу.Основная идея реализуется через описание всех этапов процесса подбора персонала и приведение конкретных инструкций, а также примеров документов, кейсов и упражнений.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Простые тайны. Книга о технологии подбора персонала в компанию, пошаговая инструкция для поиска нужных людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Получение заявки на подбор, составление профиля должности
«Нет хороших и плохих кандидатов, есть подходящие на вакантную должность и нет!» Светлана Иванова
Основная задача HR-менеджера — подобрать сотрудников, которые смогут эффективно выполнять возложенные на них трудовые обязанности.
Задача перед началом работы над подбором: понять, кто нам нужен? Какой кандидат эффективно справится с задачами? Что для нас «хорошо»? Какими качествами, компетенциями должен обладать кандидат?
Потребность в персонале:
Заявка на подбор;
Профиль должности сотрудника.
Заявка на подбор — это документ, который формируется:
При увольнении сотрудника;
При замене сотрудника;
При длительном отпуске сотрудника (декретный отпуск, по состоянию здоровья);
При выходе на пенсию.
Другими словами, должность уже существует, есть сотрудник, который выполнял уже эти задачи и обязанности. В таком случае HR-менеджер составляет документ, прописывает по пунктам, требования к уже имеющейся должности. Важный момент: сотрудник уже работал в этой должности и обладал качествами, темпераментом и другими свойствами, которые помогали справляться с обязанностями, и мы должны понимать, что описываем не человека, а его деятельность и задачи.
Профиль должности — это документ, который формируется:
При расширении отдела;
При формировании нового отдела;
При создании новой должности;
При создании нового отдела.
То есть должность ранее отсутствовала, человека ранее не было. Никто еще эти задачи не выполнял. HR-менеджеру необходимо сформулировать: какие требования будут предъявляться в этом случае, какой человек будет успешен на этой должности.
Профиль должности — это документ, который должен быть разработан на все существующие позиции (рабочие места) персонала в компании. Этот документ создаётся один раз и далее хранится у HR-менеджера вместе со Штатным расписанием. Когда по любым причинам должность будет освобождаться, на основе этого документа будет легко составить заявку на вакансию. Таким образом, видим что этот документ будет опорным и облегчит работу в дальнейшем. Естественно, он может пересматриваться, если ситуация на рынке или в компании меняется.
На основании Профиля должности также проводится Аттестация персонала. Помните, что Аттестационные мероприятия необходимо проводить для развития сотрудников, для создания кадрового резерва, период проведения Аттестации в период от 7 месяцев до 2-х лет. И Профиль должности поможет нам в разработке и Аттестационных мероприятий, и Индивидуального плана развития сотрудника при зачислении в Кадровый резерв.
Содержание заявки на подбор:
Информация о компании;
Описание должности;
Условия найма и оплаты труда;
Требования к кандидату;
Организация собеседований.
Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно:
Информация о компании:
Сфера деятельности компании;
Достижения компании, ее конкурентные преимущества;
Количество сотрудников в компании;
Структура компании, отдел в структуре компании;
Задача отдела в структуре компании;
Результат работы отдела, ожидаемый руководителем;
Количество сотрудников в отделе.
Информация о компании будет необходима при составлении Информационного листа для кандидата и подготовки к собеседованию — HR-менеджер должен четко понимать, чем занимается компания и аргументированной отвечать на вопросы кандидатов. Частая ошибка HR-менеджера: неглубокие знания задач и целей компании, сложности в описании компании кандидатам. HR-менеджер должен уметь объяснить, чем занимается компания, как на собеседовании с кандидатами, так и при любых других обстоятельствах общения с людьми.
Например:
Компания занимается финансовым консалтингом.
Что такое консалтинг в вашем понимании?
Что именно делает компания?
Кто является клиентом компании?
Какие средства работы использует? и т.д.
Заявка на подбор является опорным документом при подборе специалиста внешними компаниями-провайдерами (рекрутинговыми агентствами). Имея подобную информацию рекрутер сможет составить общее с вами понимание об особенностях и потребностях компании, а также сможет чётко и быстро ответить на вопросы кандидатов.
Задача HR-менеджера: один раз очень точно и подробно прописать все эти пункты, далее просто использовать текст при подготовке документов. Вам должен нравиться этот текст, вы должны им гордиться.
Второй момент, на который необходимо обратить внимание — Конкурентные преимущества. Встречаются ситуации, когда даже руководитель не может ответить на вопрос: чем ваша компания отличается от других на рынке? Какие преимущества имеет?
Сформулируйте семь-восемь преимуществ вашей компании, изучайте конкурентов, вникайте в особенности. Вся информация будет полезна.
Описание должности:
Название должности;
Причина появления вакансии, как долго вакантна должность;
Обязанности сотрудника;
Основная задача сотрудника;
Кому подчиняется сотрудник, кто находится в подчинении.
Пункт «Описание должности» является очень важным для HR-менеджера. При недостаточном понимании задач, которые будет выполнять занимающий её сотрудник, может возникнуть много курьёзных и противоречивых ситуаций. Но начнем по порядку:
Название должности. Сейчас большой популярностью пользуется название — Менеджер. Это слово, прежде всего, обозначает функцию — управление. Использование его повсеместно стало приводить сотрудников к смещению смысла и задачи, а кандидатов к непониманию истинной цели должности, что же в конечном итоге необходимо делать на работе. Вот в чем вопрос. Называя каждую должность своим именем: Секретарь руководителя, Помощник руководителя, Специалист по продажам и т.д. — мы вносим ясность и для себя, и для окружающих.
Причина появления вакансии указывается максимально честно. Если вдруг руководитель и сотрудник не смогли найти общий язык или совместно работать, опишите честно причины: разное видение задачи, отличие в понимании лидерства, разногласия по срокам выполнения проектов. Когда мы объективно не признаемся в причинах ухода сотрудников, ситуации могут повторяться.
Пример:
Принимая сотрудника на работу, вы выбрали хорошего кандидата, и он приступил к выполнению своих задач. По истечении испытательного срока он подходит к вам и говорит: «Я ухожу. На собеседовании вы мне обещали 25 000 руб., а по факту я получаю 18 000 руб. Меня это не устраивает». Вы идете к руководителю и слышите: «Он не заработал». Сотрудник уходит от вас, вы принимаетесь за новые поиски, и, вновь говорите кандидатам о сумме в 25 000 руб. Где гарантия выполнения руководителем обязательств по оплате? Может ли повториться ситуация в следующий раз?
Честно описывая причины ухода, вы становитесь честными перед собой и кандидатами, говорите им об особенностях работы в компании и о критериях эффективности труда. Ситуация становится объективной. Сравнивая новые заявки от руководителей с ранее исполненными, вы также можете выявлять закономерности.
Пример:
Если из отдела уходит третий сотрудник в период адаптационного срока, и в качестве причины указано «не сошлись характерами». HR-менеджеру необходимо проанализировать ситуацию. Что явилось истинной причиной увольнения? 1) принимая сотрудников не были учтены какие-то важные профессиональные качества или наоборот требования завышены; 2) не достаточно прояснены личные качества руководителя и мы подбираем сотрудников, которые не могут сработаться с ним; 3) у руководителя недостаточно компетенций для управления отделом и его следует заменить. Следует найти объективные ответы на вопросы и строить прогнозы на будущее.
Очень подробно в заявке прописываем обязанности сотрудника. В формулировках: что он будет делать?
Пример:
Должность программиста. Обязанности:
Написание программы… (конкретно);
Поддержка работы сервера;
Наладка работы компьютеров (12 штук) и т.д.
Должность секретаря. Обязанности:
Принимает звонки;
Встречает посетителей;
Готовит кофе.
Основная задача сотрудника. Ответ на вопрос: зачем мы берем его на работу?
Пример:
Должность секретаря. Основная задача: упростить работу руководителя, выполнение текущей работы по оформлению и печати документов.
Должность секретаря. Основная задача: следить за соблюдением графика работы руководителя.
Как видим, это две абсолютно разные функции, и следовательно нам потребуются совершенно разные кандидаты.
В первом случае нам нужен сотрудник, который будет хорошим исполнителем и четко выполняющим процессные задачи. Во второй ситуации нам более подойдет человек, умеющий убеждать (руководителя и посетителей), обладающий навыками тайм-менеджмента.
Задача HR-менеджера: четко прояснить вопрос основной задачи нового сотрудника, как бы сложно не было руководителю сформулировать её. Такой подход поможет сделать работу эффективной и грамотной.
Условия найма и оплаты труда:
Форма найма;
График работы, режим дня;
Место работы, орг.техника;
Оклад, премии, проценты, бонусы;
Нематериальная мотивация;
Соц.пакет и гарантии.
Форма найма: по трудовой книжке, по трудовому договору, договор возмездного оказания услуг.
График работы: нормированный 5/2, 6/1, 2/2; ненормированный график работы.
Режим дня: с 10 до 17, с 8 до 18, с 14 до 18, или просто 40 часов в неделю, обеденный перерыв.
Место работы: стол в отделе, прилавок в торговом зале, нет рабочего места, стол в open-офисе или место на диване и т.д.
Техника: компьютер, специальные программы (указываем, если они есть), принтер, сканер, кассовый аппарат, паровой утюг и т.д. Указываем всю технику, с которой сотруднику придется сталкиваться при выполнении должностных обязанностей.
Оклад, премии, проценты, бонусы. Все пишем в цифрах и процентах. Если оклад различен на испытательный срок и после, фиксируем. От чего зависят премии и бонусы, когда бывают, за что начисляются.
Нематериальная мотивация — любые элементы не фиксирующиеся в денежной эквиваленте и не выплачивающиеся в материальном плане.
Например:
доставка сотрудников или развозка;
возможность пользоваться служебным транспортом;
выдача форменной одежды;
питание.
Социальный пакет и гарантии, в него входит: медицинское страхование, дополнительные отпуска и т.п.
Требования к кандидату:
Анкетные
Возраст, пол, образование, привычки, здоровье
Личностные (психологические)
Характер, темперамент
Знания, умения и навыки
Знания, опыт, навыки работы.
Требования формулируются на основании всей предыдущей информации, которую мы собрали о компании, вакансии и выполняемых функциях.
Задача HR-менеджера: сформулировать все требования совместно с руководителем и максимально их расширить. Выше говорили о расширении требований к вакансии, то есть раздвижение границ возраста, лабильность и толерантность к полу нового сотрудника, мягкое отношение к образованию.
Пример:
Вы — HR-менеджер. Вы читаете это издание или получаете информацию о выполнении своей работы при помощи современных технологий (интернета, видеокурсов и тренингов), у Вас может не быть высшего образования по рекрутингу, но выполнять свои задачи и функции вы можете грамотно, эффективно и в срок.
Также и с нашими кандидатами. Расскажите руководителю о том, что рассматривая кандидатов более гибко, мы увеличиваем шансы компании на успех в подборе необходимого специалиста и достижении стратегических целей.
Пункты привычки и здоровье заполняете только в том случае, если у вас есть в связи с этим ограничения или наоборот возможности.
Примеры:
Есть компании, которые поощряют здоровый образ жизни и следят за привычками сотрудников. Создают и проводят оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования. Подход является ценностью компании и категорически не принимаются сотрудники, имеющие вредные привычки.
Есть компании, которые не обращают внимания на вредные привычки сотрудников или даже выделяют их в требования.
Важно! Умственный труд и интеллектуальная нагрузка относятся к здоровью.
Характер и темперамент также указываются только в случае необходимости. Этот пункт станет опорным, если вы захотите использовать в собеседовании психологические тесты и задания для кандидатов. Если характер и темперамент не важны для выполняемой работы, смело пропускайте этот пункт (задачи и обязанности вы уже выше сформулировали).
Знания, умения и навыки формулируются из пунктов: работа с орг.техникой, функциональные обязанности и задача должности.
Пример:
Должность секретаря-референта (как помощника руководителя). Основная задача должности: следить за исполнением графика работы руководителя. Знания, умения навыки: тайм-менеджмент, управление временем, стили и виды планирования, ведение электронного дневника, умение стенографировать и т.д.
Далее необходимо понимать, насколько обладание навыками и знаниями критично для вас? Или вы можете и готовы обучить нового сотрудника методам и стилю работы, который принят в вашей компании.
Организация собеседований:
Кто проводит первичны отбор и собеседования?
Сколько кандидатов хочет посмотреть руководитель?
Срок первичного отбора?
Как организовать собеседования с руководителем (в какой день, сколько человек за день)?
Присутствие HR-менеджера на собеседованиях.
Подробно:
Кто проводит первичный отбор и собеседования?
Часто встречаются ситуации, когда существует сотрудник отдела персонала, который просто отбирает резюме и анкеты. Когда первичные собеседования проводит руководитель, это встреча-знакомство, по итогам которой руководитель выбирает наиболее заинтересовавших его людей, а HR-менеджер уже после проводит подробное собеседование с оценкой компетенций и знаний. Любой вариант возможен, и задача — выбрать наиболее подходящий для конкретной ситуации и более эффективный в конкретном случае.
Сколько кандидатов хочет посмотреть руководитель?
В различных ситуациях и разные руководители либо хотят смотреть ВСЕХ, либо просят только одного самого лучшего. Необходимо заранее обсудить с руководителем этот вопрос и совместно решить, сколько кандидатов вы выбираете: только одного или трех для выбора уже руководителем.
Какой срок первичного отбора?
Минимальный срок — 1 неделя. Однако помним об особенностях должности. Если у нас вакансия продавец или грузчик, то первичный отбор может составлять 1-2 дня. Имеет смысл подготовить заранее или иметь базу кандидатов на наиболее «текучие» должности.
Как организовать собеседование с руководителем?
Каждый руководитель вырабатывает свою систему встреч с кандидатами. Наиболее часто встречается вариант: HR-менеджер провел беседу, и кандидат соответствует заявленным требованиям, он звонит руководителю и договаривается о встрече с кандидатом в удобное для обоих время. Иногда происходит по-другому, руководитель назначает день и время, а HR-менеджер приглашает кандидатов на это время (например, по понедельникам с 12-00 до 15-00).
Второй аспект: время беседы с каждым кандидатом. Будет эта встреча продолжаться 1-2 часа или 10-15 минут. Обязательно обсудите, о чем будет эта встреча, и предупредите кандидата, на какое время ему рассчитывать.
Иногда руководитель просит назначить всех кандидатов на одно время.
Например:
«На 19-00 назначить собеседование 5-6 человек, я всех вместе приму».
Это тоже примеры из практики, и они работают в конкретной ситуации. Если вам важно, чтобы кандидаты видели, что они не в единственном экземпляре у руководителя есть выбор, он ценит свое время и факты, тогда можете смело применять этот способ.
Присутствие HR-менеджера на собеседованиях. Если у вас как HR-менеджера есть такая возможность, то лучше там быть. Хотя бы первые 2-3 собеседования при первичной работе с данным руководителем. Присутствие на собеседовании дает HR-менеджеру много информации о том, как проводит собеседование руководитель: что говорит, что делает?
Наблюдение необходимо, чтобы ваша информация не отличалась от информации, которую руководитель дает кандидатам, чтобы вы действовали в одном направлении. А также посмотреть, на что обращает внимание руководитель. И применять все это в следующих ситуациях подбора.
Очень важно! Обсудите роль каждого (руководителя и HR-менеджера) на этом повторном собеседовании. Что вы будете делать: смотреть и наблюдать или активно участвовать в процессе? Чтобы уже на собеседовании не возникло вопросов и непонимания.
На повторном собеседовании с руководителем HR-менеджер является моральной поддержкой для кандидата. Кандидат уже знаком с вами и знает, что вы его оценили положительно, раз пригласили на эту встречу, следовательно, он будет искать в ваших глазах и действиях поддержки и иногда пояснений.
Итог. Заявка на вакансию:
Информация о компании;
Описание должности;
Условия найма и оплаты труда;
Требования к кандидату;
Организация собеседований.
Важно!
Автор не претендует на истину в последней инстанции и данная структура Заявки на вакансию (как и Профиля должности) не является единственно верной. Хочу только сказать, что это необходимый минимум важной для успеха Подбора персонала информации, обобщенный опыт практической работы и опыта коллег. Даже в приведенных примерах, вы увидите как по-разному данные блоки могут быть укомплектованы и применены в конкретной ситуации Подбора.
Примеры реальных Заявок на подбор персонала Приложение 1.
Структура Заявки на подбор сотрудника
Информация о компании
Описание должности
Название должности
Причина появления вакансии
Как долго вакантна должность
Обязанности сотрудника
Основная задача
Сотрудник в подчинении
Сотруднику подчиняется
Условия найма и оплаты труда
Форма найма
График работы
Место работы, сопутствующая орг.техника
Оклад, премии
Нематериальная мотивация
Соц. пакет и гарантии
Требования к кандидату
Возраст
Пол
Образование
Привычки, здоровье
Характер, темперамент
Опыт и навыки работы
Знание орг. Техники
Организация собеседований
Кем проводится первичный отбор и собеседование
Сколько кандидатов предоставить для собеседования руководителю
Срок первичного отбора
По каким дням проводятся собеседование с руководителем и по сколько человек
Присутствие на собеседовании менеджера по подбору персонала
Дата
Подпись ответственного за открытие вакансии __________________________________
Отметка о выполнении:
Дата закрытия вакансии ___________________________________
ФИО принятого на работу сотрудника ___________________________________
Описание работы
Название должности:
Отдел:
Ключевые задачи отдела:
Количество сотрудников в отделе:
Отвечает за:
Должностные обязанности:
Подчиняется:
Количество подчиненных:
Проблемы, которые необходимо решить наймом этого человека:
Результаты, ожидаемые от этого человека:
Процент командировок от рабочего времени:
Перспективы должностного роста:
Абсолютный минимум требований
1. Образование(специализация):
1.1 Необходимые курсы, тренинги, сертификаты:
2. Необходимые знания и навыки:
2.1 Знание ПК
2.2 Знание оргтехники
2.3 Навыки работы на компьютере (программы, уровень — программиста, пользователя)
2.4. Знание специальных программ
3. Знание иностранных языков (уровень владения):
3.1 Как иностранный язык будет использоваться на работе:
4. Практический опыт работы в должности (в предпочтительных вариантах / срок)
4.1. В какого рода организациях
4.2 В каких должностях
4.3 Если необходим опыт руководящих должностей, то с каким количеством человек в подчинении
4.3 Желательно не менее _______ года (лет), допустимо не менее ______ года (лет)
5. Пол, возраст:
6. Компании, кандидаты из которых не желательны:
7. Наличие водительского удостоверения: Да/Нет
Наличие личного автомобиля: Да/Нет
8. Личностные характеристики:
8.1
8.2
8.3
8.4
Этапы отбора
Кто будет проводить собеседование
Предусмотрено ли для кандидата тестовые задания
В какой последовательности
Кто проверяет каждое тестовое задание
Информация о вознаграждении
Оклад на этой должности
Премии для человека, занимающего эту должность: Да/Нет
Сумма:
Способ выплаты премий
Льготы, предусмотренные для этой должности
Предоставление автомашина: Да / Нет
Возмещение дорожных расходов: Да / Нет
Сумма: в месяц
Компенсации за использование личного автомобиля: Да / Нет
Сумма: в месяц
Дополнительная информация:
Ваше пожелания (пожелания к поиску/пожелания к кандидату/ компании/ пожелания к биографии кандидата и т.д.)
Какое количество кандидатов необходимо предоставлять на собеседование:
1 кандидат в день
2 кандидат в день
3 кандидат в день
Другое
Причины открытия вакансии
Планируемая дата выхода на работу
Дата подачи заявки _________________
______________ Подпись
Основная задача должности:
Зачем нужен этот сотрудник?
В чем цель работы сотрудника для всей организации в целом?
Как будет измерен результат (сроки, показатели)?
Это вопросы, на которые HR-менеджер должен обратить особое внимание руководителя. Задать их стоит не один раз, чтобы формулировка была понятной и простой.
Как будет измерен результат (сроки, показатели)?
Здесь мы говорим о задачах, выполняемых новым сотрудником, и о том, какие критерии оценки деятельности персонала важны для руководителя и учитываются в компании. Задача HR-специалиста — донести информацию до кандидата, ведь понимание этих критериев человеком, который приходит работать в компанию, позволит ему оправдать ожидания работодателя.
Вспомним еще раз про заработную плату в 25 000 руб. Что должен сделать сотрудник, чтобы получить данную сумму, какие ошибки приведут к каким потерям. Если мы четко обсудим с руководителем такой вопрос, то ситуации «он не заработал» не появится.
Другая сторона вопроса: Как руководитель поймет что подбор прошел успешно? Задайте этот вопрос и сформулируйте с руководителем критерии успешности вашей работы, по возможности сделайте их конкретными (цифры и факты).
Четкая формулировка основной задачи должности помогает понять HR-менеджеру, что для руководителя является самым важным и определяющим эффективность сотрудника на занимаемой должности.
Какие обязанности выполняет сотрудник?
Что нужно знать и уметь, чтобы справиться с обязанностями?
В своей работе мы постоянно сталкиваемся с понятием «Компетенции». Более подробно эту тему мы рассматривали выше, теперь же обратимся к вопросу о том, как определить компетенции, и приведём примеры:
Вакансия Продавец торгового зала. Обязанности:
Встреча клиентов;
Предложение товара;
Предложение сопутствующих товаров и услуг;
Работа с ККМ;
Выкладка товара;
Оформление торгового зала.
Компетенции:
Умение устанавливать контакт;
Умение прояснить потребности клиента и предложить товар;
Умение работать с ККМ;
Знание ассортимента и мерчендайзинга;
Чувство вкуса.
Компетенции могут быть обязательными, то есть кандидат должен владеть ими в совершенстве. Или же в компании есть политика «мы сами научим», тогда некоторые компетенции могут быть необязательными. Из нашего примера, если работе с ККМ и ассортименту мы можем научить уже непосредственно на рабочем месте, тогда «знание ККМ» и «знание ассортимента» мы не будем включать в перечень необходимых требований.
Формулировки в формате «что будет делать?» помогают во время собеседования легко провести оценку кандидата по этим параметрам.
Пример:
Если в графе компетенции (из нашего примера) написать: коммуникативные навыки, для HR-менеджера появляется вопрос: А что же необходимо увидеть, и как это может проявиться на собеседовании? Наши руководители часто именно так формулируют компетенции своих сотрудников: чтобы умел разговаривать.
В нашем случае, компетенция «умение устанавливать контакт» легко опознаваема в поведении человека: Насколько умело установил контакт с интервьюером? Насколько его жесты располагающие и открытые по отношению к собеседнику?
Следующая компетенция «умение прояснять потребность». В поведении проявляется: Задает ли вопросы по ходу вашего рассказа? Какие вопросы задает?
Как формулировать компетенции в формате: что делает?
В каждом конкретном случае и для конкретной должности формулировка компетенций будет различной. Часто даже наше представление и представление руководителя об одном и том же «навыке» будут не совпадать. Не путайте себя понятиями «коммуникативные навыки» или «организационные умения», сформулируйте ответ на вопрос: что делает сотрудник?
Именно ошибка в формулировке и неверное понимание часто приводят HR-менеджера к ненужным действиям. Например: руководитель определил, что сотрудник должен обладать «лидерскими качествами», и HR-менеджер подбирает психологические тесты, разрабатывает процедуру собеседования, отвечающую проявлению этих качеств. А руководитель имел в виду: «во время моего отсутствия, брать на себя текущие задачи». Как видим из примера, при согласовании понятий мы экономим время и более эффективно справляемся с работой.
Еще несколько примеров:
Коммуникабельность (пример для продавца торгового зала):
Легко устанавливает контакт с незнакомыми людьми;
Спешит на помощь к партнеру по общению;
Проявляет интерес к другим людям.
Коммуникабельность (пример для офис-менеджера)
Легко устанавливает контакт с незнакомыми людьми;
Имеет постоянную потребность в общении;
Умеет прояснять ситуацию (т.е. задавать вопросы).
Содержание Профиля должности сотрудника:
Описание компании, отдела, должности. Сфера деятельности, основная задача, должностные обязанности, ожидаемый результат.
Условия работы, форма найма. Место работы, режим и график работы, оплата, бонусы, соц.пакет.
Требования к кандидату. Анкетные, Личностные, Знания, Умения и Навыки.
Корпоративная культура. Дополнительные особенности, требования, вредность.
Документ «Профиль должности сотрудника» имеет похожую структуру с Заявкой на вакансию.
Если должности ранее не существовало, мы четко прописываем Профиль, и он будет нашим опорным документом в подборе.
Отличием тут является пункт Корпоративная культура.
Корпоративная культура:
Корпоративные компетенции;
Особенности труда и отдыха;
Вредность и компенсации;
Стиль и имидж компании на рынке.
Корпоративные компетенции и чем они отличаются от Профессиональных? Ответ очень простой. Наша компания уже существует, и сотрудники постоянно взаимодействуют друг с другом. Если одной из традиций компании является постоянное занятие спортом, выезды на природу с целью физических тренировок и поощряется активный образ жизни, то это и будет нашей корпоративной особенностью, а корпоративной компетенцией: активная жизненная позиция. Корпоративная компетенция нам помогает в отборе кандидатов с точки зрения взаимодействия и участия их в жизни компании. Понимаем, что если кандидат будет пассивен и любимое хобби у него — диван, то ему будет сложно или невозможно жить и эффективно налаживать отношения в команде. Такой кандидат или имеет желание измениться, или уйдет из компании через какое-то время.
Особенности труда и отдыха это принятые нормы поведения в компании. Как принято у нас работать.
Например:
У всех сотрудников гибкий график работы, и главным для нас являются результаты каждого конкретного сотрудника, его финансовые и трудовые показатели.
Или:
Все сотрудники приходят на работу к 9 утра, а уходят тогда, когда уходит руководитель.
В таком коллективе кандидат, желающий получить чёткий рабочий график (с 8 до 17) или стабильное рабочее время, долго работать не сможет или не сможет вообще. Человеку может быть сложно подстроиться под ритм коллектива и по объективным причинам: нужно забирать ребёнка из детского сада, не успевает по времени к отправлению последней электрички и т.п. — что, в свою очередь, вызовет неудобство у обеих сторон (и у него, и у компании. Необходимо информировать об этом кандидатов и быть готовыми к их осознанному выбору.
Ошибка HR-менеджера может проявиться в том, что кандидат очень понравился и с точки зрения профессионализма очень подходит компании, но игнорирование вопроса Особенностей труда и отдыха в конечном итоге приведет к разрыву отношений и даже к негативному имиджу на рынке труда всей компании (если ситуация будет повторятся).
Пример:
В компании работает два секретаря у генерального директора. Один секретарь с 8 утра до 15 часов, второй приходит к 14 или 15 часам. Руководитель никогда не приходит на работу рано утром, но необходимо обеспечение офиса (ответы на звонки и мелкие обязанности), руководитель приходит в 12 или 13 часов и задачей второго секретаря является быть в офисе пока не уйдет директор. Иногда это происходит в час-два ночи. Секретарь должен быть в офисе для помощи руководителю и организации процессов, подготовке документов и т.п. Это особенность работы, и новый сотрудник должен быть готов к такой работе и понимать свою задачу.
Другой пример:
В компании есть 28 календарных дней отпуска — это закон! График отпусков формулируется в декабре и подписывается руководителем. Когда подходит очередь сотрудника, он идет в отпуск не смотря на все форс-мажоры — это закон!
Особенности такой работы всегда есть в компании, даже если это нигде не прописано. И задача HR-менеджера: предупредить об этом кандидата.
Вредность и компенсации могут быть особенностью работы компании. Существует физическая вредность производства (пластмассы, краски и т.п.), интеллектуальная нагрузка. Вредность может компенсироваться сотруднику: материально, льготами, днями к отпуску, или никак не компенсироваться. HR-менеджер должен обязательно фиксировать это в Профиле должности сотрудника и информировать кандидатов, а также искать сотрудника, который будет готов работать в таких условиях или видеть собственные плюсы и перспективы работы с вашей компанией. Сокрытие информации приводит к негативным последствиям, о чем ранее говорилось.
Стиль и имидж компании на рынке определяют определенный набор качеств сотрудника. Если ваша компания является клиенториентированным игроком рынка, таким же должен быть и ваш новый сотрудник. Стиль и имидж компании дают возможности или же ограничивают сотрудника в поведении как внутри, так и вне компании. Этот аспект особенно важен для крупных компаний с уже стабильным имиджем, а молодым и развивающимся организациям необходимо его формировать.
Корпоративные компетенции. Примеры:
Обучаемость
Стремление к повышению образованности;
Поисковая активность;
Постоянное расширение круга знаний.
В компании люди любят учиться, постоянно искать и получать новую информацию (книги, вебинары, семинары и т.д.).
Обучаемость
Особенности приобретения навыка человеком;
Восприимчивость к критике;
Способность меняться, исходя из обратной связи.
Для компании важен способ получения навыка и конструктивная реакция на критику. Для руководителя необходимо, чтобы приобретение знаний шло только по принципу передачи информации внутри компании.
В этих примерах рассмотрены две реальные компании. Как видим, они различным образом видят понятие «Обучаемость», и сотрудники в компании работают по-разному.
Активная жизненная позиция
Активные хобби;
Стремление к переменам и поиску;
Желание быть в центре событий.
В таких компаниях 90% сотрудников имеют активные увлечения: бег по утрам, прыжки с парашютом, волейбол, скалолазание и т.д. Сотрудники вовлекают в спорт и новичков, у них так принято!
HR-менеджеру необходимо видеть эти особенности и учитывать их при подборе. Обращаю внимание: формулирование компетенций по образцу: «Что делает?» помогает найти подходящих кандидатов и создавать эффективную команду, помогает видеть эти проявления на собеседовании и грамотно строить работу.
Примеры реальных Профилей должности Приложение 2.
Профиль должности сотрудника (пример 1)
№
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ
1.
Название должности
Название должности, статус должности в соответствии с корпоративной категорией
2.
Место должности в организационной структуре
— Общая структура Компании,
— Подразделение, к которому относится должность
— Взаимодействие со смежными подразделениями,
— Система подчинения,
— Общее описание функций,
— Перечень бизнес-процессов, в которых участвует должность.
3.
Функционал должности
— Управленческие функции (для управленческих должностей),
— Перечень рабочих задач,
— Перечень операций (действий).
4.
Формальные требования к сотруднику на данной должности
Перечень жестких требований:
— Пол,
— Возраст,
— Образование,
— Желательный опыт (описание и указание общего временного периода опыта),
— Место жительства (если важно),
— Знание иностранных языков (если требует должность),
— Семейное положение (если важно).
5.
Специальные знания
Перечень специальных знаний, необходимых для данной должности (например, норм трудового права).
6.
Ключевые профессиональные навыки
Перечень ключевых навыков, необходимых для работы в данной должности, включая программные и компьютерные.
7.
Информационные потоки в рамках данной должности
Описание информационных потоков внутри компании:
— Какую информацию передает / получает,
— Кому / от кого,
— В каком виде,
— Как часто.
Описание информационных потоков вне компании:
— Какую информацию передает / получает,
— Кому / от кого,
— В каком виде,
— Как часто.
8.
Внутренние регламенты и стандарты, регулирующие деятельность на данной должности
Перечень внутренних нормативных документов (регламентов, инструкций), в которых закреплены стандарты и нормативы для данной должности.
1.1
Описание компании
1.2
Место отдела в структуре компании
1.3
Основная задача должности, функциональные обязанности
2.1
Условия работы
2.2
Оргтехника
2.3
Режим работы и график работы
2.4
Форма найма
2.5
Оплата
2.6
Соц.пакет
3.1
Требования к кандидату
Заявка на вакансию
Документ, который составляется для должности, уже существующей в компании. Состоит из пяти важных элементов. Подробно описывается HR-менеджером для эффективного поиска нового сотрудника.
Профиль должности
Документ, который составляется для новой должности. Состоит из 4 пунктов, имеет схожие в «Заявкой» элементы, создается HR-менеджером совместно с руководителем компании или отдела.
Важно:
Знания, навык и опыт кандидата на предыдущем месте работы лишь на 10% влияют на его успех в будущем.
А 90% успеха гарантируют его личностные качества!
Знания, опыт работы в предыдущей компании не показатель успеха на новой должности: у него был другой коллектив, другой руководитель, другие стратегические цели компании, темп и критерии эффективности. В наших примерах мы больше обращали внимания на личностные особенности, которые будут актуальны и необходимы для эффективного выполнения определённых задач компании.
Если мы формулируем Заявку и Профиль грамотно, пишем о компетенциях, необходимых для выполнения конкретной работы в конкретных условиях, то в нашей работе не будет сложного подбора, наша работа будет легкой и будет приносить удовлетворение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Простые тайны. Книга о технологии подбора персонала в компанию, пошаговая инструкция для поиска нужных людей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других