Эти дневники для тех, кто никогда не принимал участия в избирательных кампаниях, но очень хочет попробовать. Для тех, кто уже закалился в предвыборных баталиях, и сравнивает свой опыт с наработками своих коллег. Для тех, кто хочет заниматься политическим и бизнес-консалтингом и ищет такую возможность. И еще для тех, кому любопытно смотреть не только на зеркало событий, но и на то, что творится за ним.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как работать со СМИ и выиграть. Избирательная кампания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Модульная речь
Модульная речь — текст из тезисов, собранных в логические цепи, которые составляют основные программные заявления кандидата, а также ответы на часто встречающиеся вопросы избирателей к кандидату. Она станет основой для выступлений на встречах с избирателями.
Модульную речь пишет для кандидата спичрайтер. Однако ни раз приходилось сталкиваться с тем, что модуль формируется командой (журналист, психолог, креатор, руководитель проекта, социолог). Кстати, специального человека, который писал только спичи, я в выездных командах не встречала. Человек, работающий в такой узкой направленности в небольшой команде, скорее роскошь, чем реальная потребность.
Модуль формируют из нескольких составляющих: собственных высказываний кандидата, опроса экспертов, аналитики, информационной фактуры, личных наблюдений, знаний, опыта членов команды.
Первые наброски модуля делаются из ознакомительной беседы с кандидатом, когда он рассказывает о себе, о своей жизни, о своих взглядах на развитие отрасли, района, округа, города, региона, России, отвечает на вопрос, зачем решил баллотироваться и др.
Конечно, все это пишется на диктофон, расшифровывается, выравнивается стилистически и компонуется. Из этого объёма информации должно получиться несколько пакетов: модуль, официальная (для печати в АПМ и в бюллетень) литературная биография, основные тезисы будущей программы развития региона. Кстати, этот материал можно использовать как основу для последующего размещения в СМИ.
Модуль затрагивает все стороны жизни кандидата: личную, социальную, общественную, политическую. Однако все предусмотреть в нем невозможно, да и нет необходимости.
На встречах с избирателями кандидат, конечно, использует модуль, а вот на выездных пресс-турах, как правило, помимо модуля, надо еще знать основную проблему отрасли, особенности предприятия, пути решения острых конфликтов и вопросов[2].
В написании модуля есть тонкости, соблюдая которые можно добиться очень хороших результатов и в освоении текста кандидатом (обычно модуль учится наизусть) и в восприятии речи избирателями. Модуль должен быть написан простым понятным языком, близким к тому, на котором говорит сам кандидат.
Однажды, написав модуль для кандидата, мы столкнулись с проблемой тяжелого запоминания текста, (объем модуля, как правило, действительно достаточно большой). Эта проблема разрешилась только тогда, когда мы переписали весь текст в привычной для кандидата языковой стилистике. Проблема запоминая была снята.
Модульная речь[3] строится по принципу от общего к частному, или, наоборот, от частного к общему. Лучше всего работает второй вариант.
Хорошо, когда в модульной речи есть ссылки на собственные примеры из жизни кандидата, жизни друзей и соседей. Это звучит искренне, естественно и вызывает доверие у слушателей. Журналист, работающий над речью должен учесть, что предложения должны быть выстроены в логическую цепь, просты в написании и произношении. Меньше запятых, больше точек. Еще Горький говорил по поводу легкости прочтения текста: «Уберите все «вши» из предложения».
Информация, заложенная в модуль, должна быть проверенной и достоверной. Чтобы не случилось осечки, ведь не всегда журналист владеет всеми вопросами как специалист, проверяйте готовые блоки с экспертом, запрашивайте дополнительную информацию. Для облегчения написания отраслевого или экономического блока консультируйтесь с ведущими специалистами. Потом расшифрованная запись вашего разговора сжимается до нескольких абзацев. И попадает в таком виде в модуль.
Хорошо, если в модуле есть крылатые фразы, анекдоты, смешные высказывания и т.д. Но они должны быть к месту и вовремя.
Были случаи, когда модуль приходилось серьезно корректировать по ходу встреч кандидата с избирателями. Это происходит по нескольким причинам, кандидат из-за обилия встреч начинает заговариваться, забывая, говорил ли он этот отрывок на этой встрече или нет. Есть еще одна причина, по которой надо постоянно вносить поправки в модуль. Это фактура, которая накапливается по ходу избирательной кампании и несет в себе важную информацию. Один из кандидатов ввел в свою схему встреч обороты: «Вчера я был на таком-то предприятии, меня спрашивали о том же, о чем говорите и вы, знаете, как я ответил…» А дальше вариации на тему. Когда мы уловили у него эту тенденцию, мы проанализировали все вопросы, которые задавались кандидату на встречах, и сделали вариант проведения встреч с вопросами и ответами. Кандидат по ходу речи из вопросов и ответов, которые сам себе ставил, проговаривал весь модуль, а само выступление смотрелось очень живо и естественно.
У Кандидата появилась возможность разнообразить свои выступления разными формами модуля.
Хорошо, когда модуль сопровождается активной жестикуляцией кандидата. Если ваш кандидат зажат и никак не может задействовать руки для общения, обязательно тренируйте его на активизацию движений. Это нужно, прежде всего, для съемок. «Замороженный» кандидат плохо смотрится на встречах, на телеэкране.
Вообще работа с кандидатом над его риторикой отдельная история, которая заслуживает особого внимания. Так как это действительно сложный и очень значимый процесс в каждой персональной кампании. Здесь я приведу всего несколько глав из практики работы с кандидатом над риторикой. Эта информация собрана из разных источников, в том числе из публикаций моих коллег, из разрозненных материалов в специальных изданиях, переработана, добавлены собственные наработки в этом не простом деле. Методы работы с кандидатом, которые я здесь описываю, опробованы на практике, прошли испытание временем и вполне легки в усвоении.
Сначала учимся говорить без запинки
Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает"
Наполеон Бонапарт
"Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует, и
они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью"
Т. Шибутани
Вся наша жизнь строится на общении — так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Вы и сами понимаете, что такой человек на голову выше остальных.
Приобретаем уверенность в себе при публичных выступлениях
Погружение
Уверенность в себе — наш молчаливый
союзник, который умножает наши силы
Мы знаем, чтобы уметь для того, чтобы больше знать, чтобы еще больше уметь…
Мы видим не глазами и слышим не ушами, а нашим компьютером — мозгом. Все сигналы, которые приходят к нам через эти органы обрабатываются в голове. Орел, к примеру, видит лучше человека, но он не понимает, что, охотник целится в его зоркий глаз из ружья. И не может адекватно реагировать на эту опасность.
Мы, люди, способны раскрываться гораздо шире и достигать гораздо больше, чем прочие известные нам существа, потому что делаем больше выводов из того, что воспринимаем, т.е., соображаем лучше. Наши знания, рожденные из практики (бытиё ведь определяет сознание), помогают нам приобретать больше навыков. Мы развиваемся и раскрываем в себе навыки по схеме"ЗНАЮ-УМЕЮ": совершая действия, мы увеличиваем знания, которые ведут к росту навыков, которые, в свою очередь, еще больше увеличивают наши знания, которые приводят к еще большему росту навыков и т.д. Это совершенствование походит на колесо, которое катится по жизни — мы знаем, чтобы уметь для того, чтобы больше знать, чтобы еще больше уметь, чтобы знать еще больше, чтобы
уметь…знать…уметь…знать…уметь…
С каждым оборотом колесо нашего развития разрастается, как снежный ком. Именно количество оборотов этого колеса обычно принципиально отличает опытного взрослого от несмышленыша-ребенка или профессионала от дилетанта. Именно по схеме"ЗНАЮ-УМЕЮ"мы учимся ходить, читать, писать, общаться, водить машину и уверенно выступать публично. Понимание этой схемы, очень важно, потому что по схеме"ЗНАЮ-УМЕЮ"мы можем изменять себя — формировать различные качества нашего характера и приобретать различные навыки. Одна лишь теория без практики, равно, как и одна лишь практика без выводов из нее, не могут создать единого поступательного движения к нашим достижениям. Итак, наш первый шаг — уверенность в себе и в своих способностях освоить шаг — Уметь-Знать-Уметь.
Установки на уверенность
Важно для роста уверенности в себе из области"ЗНАЮ" — положительный настрой. Он очень важен, но один-единственный рецепт не всегда решает дело, поэтому здесь необходим комплексный подход.
Для роста уверенности в себе при публичных выступлениях применим правило:
Первое Правило — осознание положительных установок ("ЗНАЮ"):
— волнение перед аудиторией — это не патология, а нормальное явление;
— большинство людей боятся выступать публично (т.е., не я один);
— страх перед аудиторией не имеет разумного основания;
— избавиться от страха перед аудиторией не так трудно, как кажется.
Запомним! Все наши достижения начинаются в голове. Поэтому одно лишь одобрительное осознание этих установок способствует росту нашей уверенности в себе в дальнейшем.
Второе правило — практика публичных выступлений.
Практиковаться стоит везде, где только возможно — на работе, в магазине, на встрече и т.д. Практический опыт накапливается — с каждым выступлением приобретаются новые навыки, и если тахикардия всё еще беспокоит, то надо просто упорно продолжать накапливать опыт — практиковаться и снова практиковаться, а также не забыть присовокупить к практическим выступлениям следующее правило:
Третье правило — последующее после выступлений положительное самовнушение ("ЗНАЮ"), типа:"меня никто не заставлял — я сам выступил, что говорит о моей достаточной решительности";"получилось лучше, чем в прошлый раз — уже видел аудиторию, не то, что раньше, когда все слушатели были как в тумане";"уже больше занимался делом и меньше думал о себе — налицо прогресс"и т.д., а не так, как обычно:"опозорился, больше я на публичные выступления не ходок"и т.д. (Позитивное взбадривание после речи, плюс предварительный положительный настрой до публичного выступления, плюс само выступление — вот вам и полноценный оборот колеса развития навыка уверенности в себе. И ВАЖНО! закрепление этого успеха. Уверенность, в себе будет иметь значительно более крутую траекторию взлета, если практика ваших публичных выступлений будет сопровождаться сознательным положительным настроем ДО — и позитивным анализом ПОСЛЕ выступления).
Четвертое правило — контроль признаков уверенности: веди себя уверенно — и почувствуешь себя уверенно. Когда стая голодных волков окружает лося, и если лось выказывает при этом признаки неуверенности — трясется и дёргается, а также испуганно моргает — то волки, понимая, что страх проглотил половину его сил, тут же смело нападают на него (ибо для них это уже не лось, а еда) и разрывают на куски. Но если лось демонстрирует им целый набор признаков уверенности — стоит с гордо поднятой головой, смотрит решительно, и уверенно роет копытом землю, то волки — даже если в меру голодны — как правило, отступают. Они понимают, что такой будет драться в полный рост и, чего доброго, одну половину из них завалит, а другой придется выписывать костыли у доктора Айболита. В данном случае работает правило: твоя слабость — моя сила, моя слабость — твоя сила — колеблются чаши весов. Это правило всегда вступает в действие там, где ярко выражены элементы борьбы — переговоры, судебные разбирательства, дебаты, ответы на каверзные вопросы при публичных выступлениях и т.д. О нашей внутренней силе оппоненту говорят наши признаки уверенности, а о внутренней слабости — признаки неуверенности. Признаки уверенности всегда работают на нас, ибо это наши союзники.
Пятое правило — уверенность в своей манере выступать ("ЗНАЮ"). Одна из причин волнения — сомнение:"а вдруг я говорю или делаю что-то не то или не так?". Сомнения — прочь! Уверенность в своей манере говорить обычно появляется в результате использования четырех предыдущих рецептов, а также в результате тренировки перед зеркалом, работы с магнитофоном, а лучше всего — с видеокамерой.
Как преодолеть страх выступления перед аудиторией.
Согласно опросам, страх публичных выступлений стоит на втором месте после страха смерти.
Практика
Итак, установки поняты и приняты. Начинаем работать со страхом. Страх сводит на нет многочасовые усилия преподавателей. Голос, который, казалось бы, еще вчера звучал сильно и уверенно, на сцене, перед публикой, едва слышен.
От схватки со страхом не уйти. Но так как страх многолик, необходимо знать, с какого боку к нему подойти, каким оружием с ним бороться.
Превращаем страх из врага в своего друга!
А для этого найдем корни этого страха, откуда он берет начало, откуда он черпает силу.
Причина страха. Неизвестность.
Это то, что чаще всего пугает начинающих ораторов, у которых нет опыта публичных выступлений. Неизвестность вызывает волнение и у опытных ораторов, если перед ними незнакомая аудитория.
А получится ли у меня? А как я буду выглядеть? А будут ли меня слушать? А смогу ли доходчиво донести свою мысль? А что обо мне подумают слушатели? А вдруг мой голос сорвется? А вдруг зададут вопрос, на который я не смогу ответить?
Все новое в той или иной степени вызывает настороженность, опасение… Неизвестность может таить в себе опасность, возможную угрозу для жизни. А инстинкт самосохранения требует особой осторожности при встрече с новым, неизвестным.
Что делать. Приемы. Техники. Упражнения.
"Набираться опыта"
Выступать, выступать и еще раз выступать… при всякой удобной возможности. Чтобы для вашего тела встать и заговорить на людях, было так же привычно, как утром умыться и почистить зубы. Как показывает практика, достаточно успешно выступить 10-20 раз, чтобы страх неизвестности сошел на нет.
Теперь это уже освоенная территория. Теперь это уже знакомая местность. Теперь я уже знаю, что ничего ужасного здесь нет. Теперь я уже могу предсказать развитие событий в этой ситуации…
Слово "успешно" здесь не случайно. Если опыт выступления оказался неудачным, если вас освистали, закидали помидорами, или проигнорировали, то страх перед последующим выступлением может только усилиться. И зачастую, чтобы потом разгрести завалы таких неудачных выступлений, потребуется огромная восстановительная работа.
Поэтому набираться опыта в публичных выступлениях лучше там, где вам гарантирована доброжелательная атмосфера.
Что еще важно — ваше выступление при всей своей ситуативной важности — потеряет на следующий день и актуальность и значимость. Информационное поле, в котором находится каждый из нас сейчас настолько плотно заполнено, что сообщение, или как говорят — месседж находится в актуале — от 10-30 минут. Поэтому «фоновые» выступления (перед концертом, на митинге, перед акцией или демонстрацией), как правило, мало запоминаются, не задерживаются, вытесняются другой, более интересной или важной информацией. Эти выступления нужны — для тренировки личности, для поддержания и цементирования общего впечатления от лидера, оратора, партии и т.п. Но циклиться на них, на удачных или, по вашему мнению, неудачных выступлениях — как минимум не благоразумно. Положите это понимание в копилку своих наработок и будьте спокойны — завтра вы снова для толпы будете как чистый лист. Особенно, если вы умеете лечиться от страха — смехом. Особенно над собой. А здоровый смех гораздо лучше, чем страх, вызывает хорошее ресурсное состояние, подходящее для выступления. Поэтому — да здравствует смех!
Сила позитивного мышления
Как-то наблюдали за одним олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту. Перед прыжком он некоторое время стоял на старте. С полузакрытыми глазами, слегка напрягал и расслаблял свои мышцы, как будто он что-то проигрывал внутри, в своем воображении… И только потом начинал бежать. Иногда он начинал бежать к планке через 5 секунд. Иногда через минуту. Причем это время было каждый раз разным.
Когда его начали расспрашивать, что же он делает в те мгновения перед стартом, выяснилось, что выйдя на старт, он в своем воображении начинал представлять, как он стартует, бежит к планке и прыгает вверх. Если в этом воображаемом прыжке он планку сбивал — то он стирал эту картинку и опять начинал представлять, как он стартует, бежит к планке, прыгает вверх… и так до тех пор, пока в его воображении ему не удавалось взять эту высоту.
И тогда он срывался с места. Бежал. Прыгал. И легко брал эту высоту! Потому что до этого он успешно взял ее в своем сознании. Так работает мыслеформа. И чем она позитивней, тем лучше и эффективней результат.
тренинг
«Свой позитивный фильм»
Создайте в воображении самый лучший сценарий вашей будущего выступления.[4] Фильм, в котором у вас все удается, все получается и даже больше чем получается, а выходит просто очень удачно. Вас радостно встречают аплодисментами. Вам улыбаются. Вы чувствуете себя расслабленно и комфортно. Вы легко контактируете с залом. Ваш голос звучит громко и уверенно!…
Крутите этот фильм в своем воображении 10—20—30—100 раз.
С каким ожиданием, с каким чувством на этот раз вы выйдете перед аудиторией?
Конечно, в отличном настроении, в уверенном и комфортном состоянии.
И еще один тренинг
«Берем в управление свое состояние»
А теперь о таком состоянии как безразличие, скука, усталость, серость — там, где нужно быть ярким, зажигающим, вдохновляющим…
Или наоборот, чрезмерная возбужденность и энергичность там, где нужно быть спокойным, солидным, серьезным и уравновешенным…
Как вызывать внутри себя эмоциональное состояние, в каком хотелось бы находиться?
Действительно, свято место пусто не бывает. Если мы прогнали страх из своей души, на место страха может прийти любая другая эмоция, зачастую еще менее подходящая для выступления, чем волнение.
Вспомните — свято место пусто не бывает. Если вы не замещаете страх, то что придет вместо него? Замещайте!
Итак, наша задача: чтобы по щелчку пальцев (как по мановению волшебной палочки) мы могли изменять свое состояние.
Представляете, да? Щелкнули одним пальцем — стали уверенным и напористым. Щелкнули другим пальцем — стали веселым и оживленным. Щелкнули еще раз — стали солидным и серьезным!
Это возможно? Да. И это значит — научиться закреплять нужное состояние, настроение и уметь вытаскивать его на свет божий в нужный момент.
Этой техникой пользуются актеры и политики.
Начали!
"Волшебные слова"
Как поднимают боевой дух воины перед битвой? Боевым кличем — УРА!!!!!
Как приводят себя в медитативное состояние тибетские монахи? Поют мантру — АОУМ!
Точно так же у каждого из нас есть слова (фразы), которым стоит только прозвучать у нас в голове, как само собой начинает меняться наше состояние.
●"Я сделаю это!"
●"Да! Я готов!!!"
●"Вперед, вперед, вперед!"
И у каждого свой вариант таких слов. Вспомните их или ищите.
Вкратце о том, как это работает.
У каждого человека свой набор фраз, меняющих состояние.
Одна и та же фраза может вызывать совершенно разные эмоции у разных людей.
Не обязательно проговаривать эти слова вслух. Они произведут такой же эффект, если их проговорить про себя.
Обычно фраза, которая напевается (со встроенной мелодией) действует сильнее, чем фраза, которая просто проговаривается.
Если фразу проговорить несколько раз подряд, то она работает как насос — с каждым разом все сильнее накачивая нужное состояние.
Полезно иметь в запасе несколько фраз для одного и того же состояния. Если одна фраза не сработает — то сработает другая.
Есть еще один вариант — заякорить себя. Хорошее настроение, уверенность в успехе и любое другое позитивное состояние можно запомнить на уровне подсознания и закрепить его каким либо действием — например, щелчком пальцев или коротким движением — например, сжать кулак и сделать короткий взмах рукой, или — любым вашим вариантом активного движения, которое вы впоследствии можете воспроизвести. Запомнили свой фурор? Закрепили? А теперь воспроизведите его в обычном состоянии. Сработало?
Любой из этих вариантов требует небольшой подготовки. Но, не смотря на простоту и доступность этого рецепта, работает он всегда и очень помогает быстро войти в нужное состояние.
И снова — тренируемся!
Задачник
Поразмышляйте над следующими ситуациями. Подумайте, какие фразы запустили бы для вас нужное состояние в этих обстоятельствах.
Вы выступаете и чувствуете, что аудитория засыпает. А вы хотите ее пробудить, взбодрить, воодушевить. Как раскрутить себя на более бодрое, живое, яркое выступление? Как взорваться фонтаном энергии? Как настроить себя на яркое, увлекательное шоу? Какая внутренняя фраза для вас запустит такое состояние?
Вы выходите на аудиторию уставший… аудитория вам неинтересна, но вы понимаете — чтобы ваше выступление удалось, вам нужно чувствовать интерес к этим людям… излучать любовь, внимание, понимание… Какие слова внутри вас запустят такое состояние?
Из зала в вашу сторону полетел жесткий, неожиданный вопрос. И вы начинаете чувствовать слабость в ногах, дрожь в голосе, туман в голове… А хотелось бы вернуть себе ощущение силы, уверенности, спокойствия. Ощущать твердый стержень внутри. Какая фраза внутри вас запустит это состояние?
Все эти задачи для самостоятельной работы. И для вашего самообразования.
Возвращаемся к теории
Ответы на наезды, манипуляции, жесткие вопросы. Прием «Бумеранг»
Бонус для общего развития.
Сейчас немного о словесной эквилибристике. О приемах, которые позволяют ответить достойно на открытый «наезд», манипуляцию, жесткий вопрос, направленные в ваш адрес.
Существуют приемы, которые позволяют красиво и элегантно натренировать свой языковой и мыслительный аппарат для отражения подобных «наездов».
«Бумеранг».
Классический пример из воспоминаний Корнея Чуковского.
Члены редакции дореволюционного журнала"Сигнал", редактором которого он в то время являлся, были привлечены к судебной ответственности по обвинению в оскорблении его Величества, императора Николая II. Материалом для обвинения послужили карикатуры без подписи и стихи, в которых усмотрели намек на царя.
Обвинительную речь произнес прокурор Камышанский. Он с гневом сообщил, что какие-то литературные подонки осмелились поместить на страницах журнала пасквиль, в котором содержится гнусный намек на священную особу государя-императора.
С защитой выступал адвокат Груденберг.
"Представьте себе, что я на стене дома рисую, ну, предположим, фигуру осла, а какой-то проходящий мимо человек вдруг заявляет, что это прокурор Камышанский… Скажите, господа присяжные заседатели, кто же оскорбляет господина Камышанского? Я или тот прохожий, который в моем простодушном рисунке усматривает черты сходства с уважаемым общественным деятелем прокурором Камышанским?
В журнале"Сигнал"рисуется дегенерат, идиот, а господин Камышанский пытается утверждать, что это изображение государя-императора. Если он еще раз попытается повторить это, мы привлечем его к судебной ответственности за оскорбление его Величества государя-императора Николая II".
История взята из книги О.А. Баевой
"Ораторское искусство и деловое общение"
В чем заключается прием"Бумеранг". Мы берем то, в чем нас обвиняют, и возвращаем это обвинение обратно тому, кто выдвигает его в наш адрес.
В этом примере пытались приписать"оскорбление императора". Адвокат взял это обвинение, и оно, как бумеранг вернулось обратно."Это вы господин прокурор оскорбляете императора своими словами!!!"
Словесная эквилибристика (борьба с наездами)
Путешествие в историю.
Конец 18 века. Только что отгремела великая французская революция. Англичане в то время ненавидели французов. Но судьба распорядилась так, что Вольтер оказался на улицах Лондона. Вдруг толпа агрессивно настроенных англичан окружила его."Француз! Француз!", — раздались крики, — "Повесить его!". Казалось, что от смерти уже не уйти. Но что сделал Вольтер? Он воскликнул, обращаясь к обезумевшей и неуправляемой толпе:"Англичане! Вы хотите меня повесить за то, что я француз? Но не достаточно ли я уже наказан тем, что я не англичанин?"Раздался смех, и англичане оставили Вольтера в живых…
В чем-то это похоже на магию, не так ли? Когда буквально несколькими словами, как волшебным заклинанием, удается поменять отношение к себе со стороны совершенно неуправляемой толпы.
Давайте разберемся, как эта магия работает!
Время от времени такое бывает практически с каждым. Иногда кто-то чужой и намеренно — а гораздо чаще близкий, родной и совсем не нарочно — выпускает в вашу сторону"отравленную стрелу" — обвинение, наезд, оскорбление.
● Не ожидал, что ты такая жадина!
● Ну, ты и лентяйка!
● Что за свинарник у тебя в комнате?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как работать со СМИ и выиграть. Избирательная кампания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других