Данная книга является дополнением к основной книге «Игропедагогика». В этой книге я более детально разбираю возраст до 10 лет, поэтому книга будет интересна педагогам и воспитателям, работающим с детьми до 10 лет. А также книга будет проводником в мире воспитания для родителей, активно ищущих все самое лучшее для развития своих детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игропедагогика. Часть 2. Секреты для педагогов дошкольников и педагогов младшей школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Технологии игропедагогики
Технология приветствия
Для детей в возрасте 4—10 лет очень важна эта технология, потому что это возраст симбиотический и им остро не хватает поддержки при отлучении от матери. Дети могут с трудом привыкать к новому. Также им необходимо формировать состояние ПРА-МЫ (об этом подробно рассказано в книге «Игропедагогика»).
Технология приветствия позволяет нам бережно отнестись к ребёнку, сформировать ему основу для коммуникации, а также позволить ему начать день с безопасного пространства. Она помогает гармоничному развитию всех психических процессов личности. Очень важно в момент приветствия узнать о ребёнке информацию, которая у него накопилась с момента последней встречи до сегодняшней встречи.
Например, дети рассказывают о том, чем они занимались дома, как прошёл их вчерашний вечер, как прошло сегодняшнее утро.
Глаза в глаза. В момент приветствия необходимо смотреть в глаза, это балансирует контакт.
Тактильный контакт. В технологию приветствия здорово включать тактильный контакт. Например, пожатие руки, похлопывание по плечу, объятия и т. д.
Формирование образов. В приветствие можно включить создания образов, когда ребёнок рисует или создаёт образ, который будет поддерживать его в течение всего дня.
Поддержка. Когда ребёнок здоровается, его должны поддерживать эмоционально или звуками, которые поднимают эмоции. Например, хлопаньем в ладоши.
Мы команда. Это очень важный момент, и если педагог уделяет ему достаточное внимание, он решает большой вопрос во взрослении ребёнка. Это закладывает успешное будущее в развитии личности. В данном возрасте крайне важно ощущать принадлежность к команде. Выходя из семьи, ребёнок попадает в новое общество, и там его принимают, там он становится членом команды.
Дополнительно: в технологию вы можете заложить целеполагание, награждение (признание), правила игры и правила сегодняшнего дня.
_________________________________________________________________________
Кейс детского сада РЖД (Москва).
«Мы не ожидали, что с помощью этой технологии мы решим наш застарелый вопрос. Вопрос был в следующем. В группе был мальчик, который своим поведением заставлял не только детей, но и педагогов постоянно „держать ухо востро“. Потому что гиперактивность плюс невоспитанность и слабая нервная система часто приводили к агрессивному поведению и нарушению дисциплины и границ других детей. Мы придумали, что дети приходя приносят мамино тепло в группу. Каждый ребёнок, заходя в группу, очень бережно нёс в руках тепло своей мамы. И за очень короткое время мы обрели полное спокойствие в нашем коллективе».
Технология прощания
Технология остро необходима для детей старше четырёх лет, потому что позволяет получить ребёнку положительную оценку своих заслуг и сегодняшнего роста. Также технология позволяет сделать акцент на принадлежности ребёнка к команде. Для детей шести-семи лет технология позволяет развиваться, переходить от эгоцентризма к децентрации, и развивать эмпатию.
Важным в технологии является:
— создание традиции, а это значит, технология должна быть неизменна изо дня в день, до формирования привычки.
— передача похвалы о ребёнке родителю.
— мотивация на следующую встречу.
Технология прощания должна быть наполнена позитивом.
Технология прощания должна интриговать человека. И этим мотивировать его на следующую встречу с педагогом.
Технология прощания может быть совмещена с рефлексией, а может быть отдельным элементом.
Технология прощания может содержать задание на дом.
Особенности задания на дом:
В прощании необходимо заложит командный дух домашнего задания и индивидуализацию каждого одновременно.
Так же следует обратить внимание на то, что это должно быть не механическое выполнение задания, а задание с наблюдением за окружающим миром, за близкими людьми, за событиями.
Технология благодарности
Благодарность важна для детей двух-трёх лет. Чтобы понять её суть, необходимо вспомнить, что два-три года — это симбиотический возраст. У детей ещё очень слабое привыкание к социуму, острое желание пребывания с мамой. Если у ребёнка плохо проходил симбиоз (во время внутриутробного развития, например), то и сейчас будет сложнее. Если же ребёнок получил удовлетворение от пребывания с матерью, то и в возрасте двух-трёх лет ребенок будет легче переносить отсутствие матери. Но всё же для ребёнка это всегда сложно. В этом возрасте малыш остро нуждается в закрытии всех потребностей симбиоза, и одна из потребностей — это пребывание с мамой. Мы с вами уже изучили, что благодарность является ключом к прохождению стадии симбиоза. Дети такого возраста могут испытывать совершенно разнополярные эмоции одновременно. Проживает ребёнок эти эмоции спонтанно, не скрывая их, здесь и сейчас. Реагирует моментально на любую ситуацию. Мама ушла — переживания, маму ждёт — переживания, забрали игрушку — переживания. И все эти переживания могут быть противоречивы. В это время нарабатывается опыт эмоционального интеллекта. Поэтому роль педагога очень важна.
Пик эмоций ребёнок проживает в момент удовлетворения своих потребностей. Когда удовлетворены его потребности, вот в этот момент он проживает пик эмоций. И как только он получил своё, он завершает проживание этих эмоций. Ребёнок в этом возрасте эгоцентрик, поэтому он не может адекватно реагировать на ваши эмоции (на эмоции взрослого). Он только начинает понимать, что другие люди тоже что-то чувствуют. Это понимание необходимо закладывать именно в этом возрасте.
Когда педагог благодарит ребёнка за приход на занятия, за сделанные или несделанные дела, всё это помогает ему ощущать принятие, симбиоз вне пребывания с матерью. Это очень важная технология для детей младше семи лет. Её необходимо выполнять обязательно.
Дети старше трёх лет также имеют большую потребность в благодарности.
Суть технологии заключается в том, что сам педагог много благодарит окружающих, и собственным примером показывает ребёнку благодарность к собственному окружению.
Воспитатель постоянно говорит «благодарственные слова» детям, взрослым, самому себе. Очень важно благодарить детей. Так закладывается эмпатия, и педагог учит, как использовать «волшебные слова». Порой педагог не может благодарить, мы столкнулись с этим в своей практике. Если Вы наблюдаете у себя такие затруднения, пробуйте благодарить на автомате. Позже вы начнёте благодарить от всего сердца. Это всего лишь опыт.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игропедагогика. Часть 2. Секреты для педагогов дошкольников и педагогов младшей школы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других