У американских индейцев сильна была вера в то, что можно забирать душу у одного человека и переносить ее другому. Внутреннюю сущность легко запечатлеть на пленку, поэтому вожди и жрецы не любили фотографироваться. Эти знания индейцы передали бледнолицым, и инженером Джорджем Фицжеральдом была сконструирована особая фотокамера – идеальный аппарат для транспортировки жизненной энергии. Камера прекрасно справлялась с поставленной задачей, но не принесла счастья ни своему владельцу, ни его семье. Теперь злополучный аппарат появился в наше время. Сумасшедший фотограф c помощью старинной фотокамеры сводит с ума и убивает своих жертв… Бывшая сыщица Дарья Белова тоже попадает под разряд «фотогеничных», ее снимок с траурной лентой и белые похоронные туфли в подарок не оставляют сомнений в намерениях преступника. Чтобы с ним бороться, Дарье сначала нужно спасти своего друга, бывшего патологоанатома Адама Тынина, но для этого необходимо вызволить его из… психиатрической лечебницы.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотограф смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 2
Светотени
Старый дом глотал дождь сквозь пробоины крыши. Вода собиралась на чердаке и просачивалась в квартиры. На стенах появлялись темные потеки, возобновляя русла пересохших рек. Гудели водосточные трубы. И желтые пенные водопады устремлялись по каменным желобам, заливая и двор, и клумбы.
Наблюдатель смотрел на дождь сквозь толстое стекло. Порой он наклонялся, касаясь холодной поверхности щекой, и тогда по стеклу пятном-амебиной расползалось дыхание. Но вот он сполз с подоконника и, запахнув полы старого халата, забрался на кровать. Человек лежал, пока не уснул, а проснувшись, осознал: дождь закончился. В доме царила дряхлая тишина. Изредка она сдавалась, пропуская скрип половиц или стон камня. Порой разрывалась под бурчанием труб — у дома по-старчески барахлила канализация. Но когда тишина затягивала раны, становилось хорошо.
Человек прошел на кухню — тапочки со стертыми подошвами скользили беззвучно — и поставил чайник. Достал из холодильника фаянсовую тарелку с брикетом масла, круглый кус вареной колбасы и половинку батона.
Батон он нарезал крупными ломтями, а масла сверху клал чуть-чуть, для запаха.
Из комнаты он принес большой черно-белый портрет, который установил на детском стульчике. И сел лицом к портрету.
— Я так по тебе соскучился. — Он тщательно размешал сахар. — Я хочу, чтобы мы снова были вместе. А Женька говорит, что это невозможно.
Бутерброд он начал объедать, откусывая по периметру.
— Женька просто не понимает. Но мы-то знаем, в чем секрет.
Человек вытер губы.
— У меня есть твоя пластина. Я храню ее. Уже недолго. Я нашел то, что нужно.
Дашка слушала дождь. Шелест мешал уснуть и не позволял сосредоточиться. Мысли прямо в голове сырели и покрывались плесенью. И сама Дашка тоже покрывалась плесенью, от макушки до пят и обратно.
Так ей и надо, дурочке стоеросовой, идиотке дипломированной.
Попалась на крючок? Сиди и не дергайся. Хотя, конечно, послать бы к чертям собачьим Артемку с его профессиональным интересом. Что Дашке со статьи? С разговоров? Она толстошкурая и выдержит, а «Харон» все равно закрывать собралась. Остается одно слабое место — Адам.
Там-да-дам.
Он в клинике. Но любопытствующие и до клиники доберутся. Станут выспрашивать, вынюхивать… или прямо обвинят?
Дашка натянула одеяло на голову: она подумает обо всем завтра.
Но сон не шел, дождь усиливался, тоска тоже. И Дашка встала. Она дошла до кухни, вытащила начатую бутылку ликера и, плеснув в стакан, подняла его:
— Ваше здоровье, господа. Чтоб вам всем…
Но уснуть не выйдет. И Дашка нашла себе занятие.
Белый лист на столе. Пара карандашей и старая резинка. Бутылка. Бокал. Память.
Лицо, которое не было живым, но должно было таковым казаться. Если обратиться к Вась-Васе за снимком… Дашка не станет обращаться.
Вторая линия рассекла лицо надвое, третья и четвертая довершили разделение. Лоб высокий. Нос широкий. Толстые губы и мягкий подбородок.
— Точка, точка, запятая, — мурлыкнула Дашка, вырисовывая левый глаз, — вышла рожица кривая.
И правый получился почти симметричным.
А ликер закончился. И дождь тоже. Спать пора? Пора. Теперь она сумеет заснуть.
Утро принесло еще одну порцию стыда и звонок в дверь. На пороге стоял Артем.
— Привет, звезда моя, — он отсалютовал скрученной в трубочку газетой. — Держи. Читай. Наслаждайся. Заодно можешь чаем угостить. Или кофеем. Я не привередливый.
— Обойдешься.
Дашка газету брала с брезгливой настороженностью. Анонс на первой полосе. И статья на разворот.
— Я был предельно объективен! — Голос Артема донесся с кухни. — Так что с тебя причитается.
— Леденящие кровь события? — Дашка хмыкнула. — Загадочная смерть в морге? Ты приврал.
— Самую малость. Ты что пить будешь? Чай? Кофе? Коньячок? Смотри, старушка, так и в алкоголики недолго записаться.
Статья была почти нейтральной. Имя Тынина не поминалось. Зато имелась фотография Дашки. Господи, ну и страшна же она! Волосы дыбом, взгляд бешеный, оскал волчий. Когда это Артемка снял? В клубе? У дома? А разницы нет — отвратительно вышло.
— Личность пока не установили, — Артем появился с двумя кружками. — На вот, похлебай горяченького — полегчает.
Горячий чай был в меру крепок и в меру сладок. Следовало бы сказать спасибо, но Дашка сдержалась: обойдется.
— Итак, имеем неизвестного с липовыми документами и странными сексуальными фантазиями.
— Не в сексе дело, — буркнула Дашка.
— Да ну? И почему же?
Насмешка в глазах задела. За кого он Дашку принимает?
За дуру с явной склонностью к алкоголизму.
— Слишком сложно. Сексом он и внизу мог бы заняться. Но он потащил тело наверх. И заметь, на руках нес. Мог споткнуться, уронить, разрушить собственную работу. Для чего?
— Для чего? — эхом повторил Артем.
— Принес и уложил…
Дашка замолчала, прикидывая возможности. Верить мальчишке нельзя, это понятно, но использовать — можно. Обратись она к Вась-Васе, тот изымет фотографию и скажет не вмешиваться. Артемка — дело другое… третье и четвертое.
И Дашка решилась. Она принесла папку и выложила содержимое на стол.
— Смотри. Он в точности повторил эту сцену.
Артем протянул было руку к фотографии, но Дашка шлепнула по пальцам:
— Трогать нельзя. Если ты и дальше хочешь со мной дружить.
— Хочу. Теперь — хочу. — Он подвинулся и уткнулся в снимок. — Старый, да? Копию сделать не дашь?
— Пока не дам. Но если мы подружимся, то все мое будет твое.
— Мы подружимся, — пообещал Артем. — Значит, он не желал… обесчестить труп?
Эта его пауза и осторожное словечко удивили Дашку. А мальчик не настолько циничен, каким желает казаться.
— Не желал. Наверное. Он сделал новое лицо. Переодел. Поднял. Уложил, как на снимке. И родинку нарисовал. Зачем?
Артем думал недолго:
— Чтобы сфотографировать.
Вскочив, он описал полукруг и оказался за Дашкиной спиной.
— Есть такая техника… я слышал… я не помню, как она называется… но короче, там фотограф все делает как на старой картине. Или вот на фотографии. Получается, что оно вроде и новое, и не совсем. И вот он точно так же. Новое, и не совсем. Класс!
Дашкины мысли работали много медленнее. Она закрыла глаза, вспоминая вчерашний день. Зал. Колонны. Мусор. Вазы с орхидеями. Тело на постаменте. Тело на полу. Один плюс один. И в два не складывалось.
— С ним не было камеры, — сказала Дашка.
— Именно! Ее забрал убийца! — Артем, наклонившись, поцеловал Дашку в макушку. — Умница ты моя. Теперь я знаю, где искать нашего неизвестного. Ну или догадываюсь. Ты со мной?
Конечно. Этого типа ни на минуту нельзя выпускать из поля зрения.
Всю ночь Елена проворочалась в постели. Стоило закрыть глаза, как мягкая кровать вдруг превращалась в болото. Елена падала и, пробивая толщу матраца, оказывалась в вывернутом наизнанку месте. Там на нее смотрели мертвые лица с нарисованными глазами.
Елена пыталась сбежать из этого сна, но ее не отпускали.
— Эй, подруга! — крикнул кто-то. — Проснись же!
Елена очнулась и стряхнула цепкую Динкину руку.
— Ну ты и… — Динка не обиделась. — Приболела, да? Я Валику скажу, что ты приболела. И Мымре тоже…
— Нет.
Не время расслабляться. Елена встанет. Она не больна. Просто кошмар. Случается.
Умывалась Елена ледяной водой. Расчесывалась долго, хотя и видела, что опаздывает. И только когда хлопнула дверь — Динка таки не дождалась, — Елена нашла в себе силы выбраться из ванной комнаты.
Дальше — проще. Натянуть джинсы, собрать волосы в узел, глянуть в зеркало — лицо осунулось, а на скулах вспыхнул румянец — и вызвать такси. Упасть на сиденье. Закрыть глаза. Пятнадцать минут полудремы. Проснуться. Рассчитаться, ловя непослушными пальцами купюры. Выйти. Войти. Рожденный кондиционером ветер донес Валиков рык:
— Явилась!
— Извини, если опоздала, — сказала Елена и глянула на часы.
Всего-то на семь минут. Динка порой на полчаса умудрялась, но Валик терпел. И сейчас он вдруг отвернулся и буркнул:
— Пошевеливайся.
Елена пыталась, но она будто брела в тумане. Сквозь него проступали очертания студии. В масляно-желтом свете софитов перекатывался темный шар — Валик. Его лица Елена не видела.
— Все, Ленка, хватит! — Слово-команда оборвало ее танец на очередном па. — Видишь! Можешь, когда захочешь!
Валик хвалит? Валик хвалит ее? Странно. И плевать. Собиралась она на автомате. Выходила так же. Выбравшись на улицу, Елена удивилась длинным теням, что расчертили асфальт на полосы. Уже вечер? А день куда исчез? Его сожрала Валикова камера.
— Леночка? — Мымра вынырнула откуда-то сбоку и сразу вцепилась в руку Елены. — Ты хорошо сегодня поработала.
А ведь Мымра стара. Ей за сорок, но она носит стильные костюмы и туфли на тонком каблуке, а волосы стягивает в узел. Лицо от этого становится строгим и каменно-гладким.
— Спасибо, — сказала Елена, вглядываясь в родинку над губой Мымры. Некрасивая. Почему Мымра ее не удалит?
— Пойдем. Погуляем, — предложила Мымра тоном, не терпящим возражений. Елена и не собиралась возражать: она не дура Мымре перечить.
Гуляли, к счастью, недалеко, до стоянки. Белый Мымрин «Лексус» поджидал хозяйку в тени.
— Я рада, что вы с Димой нашли общий язык.
— Большое вам спасибо за…
Мымра жестом оборвала фразу.
— Он просил передать, что будет рад снова увидеть тебя. — В Мымриной сухой лапке возник телефон. Простенький, дешевенький, неинтересный. — Вот. Номер вбит в память. Звонишь, назначаешь встречу, приходишь вовремя.
Это сон продолжается, поэтому Елена и вопросов не задает, и подарок принимает. Во снах все иначе.
— О Диме лучше не трепаться. Ясно?
Более чем.
— Будешь вести себя хорошо, и все у тебя получится.
Очнулась Елена на выходе со стоянки, когда мимо с ревом пронесся Мымрин «Лексус». В руке Елена держала телефон. Надо позвонить…
И выспаться.
Номер третий пропустила занятия. В ином раскладе данный факт не вызвал бы интереса со стороны Адама, однако в совокупности с нестандартным поведением персонала он приводил к выводам неприятного толка.
И когда Адам задал вопрос, ему ответили:
— Антонина отдыхает.
Сестра врала. Костяшки ее побелели, а на шее проступили сосуды. Изменение окраски кожных покровов также свидетельствовало об испытываемом волнении. Следовательно, изначальное предположение верно: с номером третьим случилась неприятность. А приглашение к Всеславе лишь добавило уверенности.
— Добрый день, — Всеслава изобразила улыбку. — Присаживайся.
В ее кабинете два кресла, разделенные узким столом. Первое — массивное и мягкое, анатомических очертаний. Второе — с жесткой спинкой и подлокотниками. На столе ее всегда царит порядок. Шторы задернуты. Цветы политы. И книги на полке выстроены по ранжиру.
— Ты беседовал с Антониной Кривошей? — Вопрос, требующий лишь формального подтверждения. Камеры пишут все, и отрицать очевидность, зафиксированную в памяти сервера, бессмысленно. Адам не отрицает.
Адаму неудобно в мягком кресле. Он терпит.
— О чем вы разговаривали?
— О жизни.
— Чьей?
— Что с ней произошло?
Всеслава молчит. Выражение ее лица не поддается истолкованию. Пальцы гладят ободок колечка, и камешки тускло поблескивают.
— Она попыталась покончить жизнь самоубийством.
Казенная фраза с минимально информативным наполнением.
— Твоей вины в этом нет, — продолжила Всеслава. — Но мне крайне важно знать, о чем вы разговаривали.
— К ней приходил человек. Вы ведь регистрируете все посещения? Кто он?
— Адам! — Она никогда прежде не срывалась на крик. И сейчас довольно быстро взяла себя в руки. — Пойми, это неважно: кто к ней приходил. Более того, я не могу тебе ответить.
— А кому можете?
— Это не игра, не логическая загадка, это жизнь. Человек едва не умер. А если я не буду знать, в чем проблема, я не смогу ей помочь. И она повторит попытку. Будет повторять, пока очередная не окажется успешной. Поэтому, Адам, пожалуйста, прекрати копать и просто расскажи, о чем вы с ней разговаривали.
Просьбу Адам исполнил. Он излагал информацию сжато, но стараясь не упускать деталей. Когда же рассказ был закончен, Адам повторил прежний вопрос:
— Кто к ней приходил?
— Муж, — ответила Всеслава.
Мотоцикл ревел, пробиваясь сквозь плотный воздух, и Дашка боролась с желанием раскрыть руки и поймать ветер. Городские улицы проносились мимо, глядя на нее разноцветными глазами витрин. Громыхали машины по встречной. Белой полосой слилась разметка, и впереди, заслоняя купола старой церкви, маячила спина Артема. Черная кожа, белые швы, хромовые заклепки.
Мальчик понтуется.
Дорога вильнула, огибая громадину древнего парка. Из-за порушенной ограды выглядывали львиногривые тополя и пятнистые березы. У заросшего тиной пруда столпились ивы, а щербатый фонтан грел спину на солнце. У фонтана Артем и остановился.
— Приехали, — крикнул он и стянул шлем. — Как тебе прогулка?
— Спасибо. Жива.
Дашка огляделась. Фонтан не работал уже тысячу лет. И от фигуры пионера остались лишь ноги, торчащие из разросшегося куста сирени. Пахло медом и летом. Гудели пчелы. А на раму мотоцикла села бабочка.
Жизнь продолжается?
— Нам туда, — Артем указал в глубь парка. Там, в плотной тени старых деревьев, клубились мошки и царила сырость. А сквозь плитку проросла трава.
— Я тут в детстве гулять любил. Еще карусели работали. Помнишь?
— Помню.
Только детство у Дашки было чуть раньше. А карусели и сейчас есть. Старый круг с перелинявшими лошадками, слоном, верблюдом и ракетой, которая всегда была занята. А Дашке страсть как хотелось прокатиться. И сейчас она задержалась у ограды, глядя на постаревшие игрушки и остро ощущая собственный возраст.
— Она работает, — Артем оперся на ржавую ограду. — Никому не нужна, но работает. Дядя Витя за ней присматривает. За всеми ними. И если хочешь, я договорюсь. Покатаешься.
— С чего такая любезность?
— Ну… мне же надо с тобой дружить? Идем.
Артем свернул на едва заметную тропку. Тропка вилась среди желтых лютиков и белых ромашек, чтобы остановиться у заросшего травой холма. В холме имелась дверь с надписью «Посторонним в…».
Продолжение надписи было аккуратно закрашено.
— И что это? — спросила Дашка, разглядывая железную дверь с ржавыми пятнами.
— Бункер.
Точно! Был в парке бункер. Один из тысяч, рожденных «холодной войной».
— Здесь теперь клуб. Частный, — и Артем потянул дверь на себя. Та пошла с душераздирающим скрипом. — Дамы вперед.
Дашка в жизни не сунулась бы в эту дырищу, когда б не Артем. Он стоял, смотрел, ждал, что Дашка заупрямится и распишется в собственной слабости. И она гордо шагнула во влажную темноту.
Внутри бункера гудело, и гул расползался по стенам, порождая мелкую дрожь.
— Фонарик держи. Свет здесь только внизу, — Артем сунул тонкую палочку фонаря. — Под ноги смотри. И держись за перила.
Заботливый какой.
Но советам Дашка вняла. Перила, к слову, оказались не ржавыми, а гладкими и отполированными до блеска. Пятно света прыгало со ступеньки на ступеньку, иногда — на стены и совсем редко — на потолок. В потолке бородавками торчали светильники.
Артем шел следом. Ступал он беззвучно, как кот, и эта его манера добавляла Дашке нервов.
— На самом деле тут классно. Особенное место. — Наверное, Артем почувствовал Дашкину неуверенность, если заговорил. — Я иногда прихожу. Просто отдохнуть, и вообще… есть такие места, где людям от тебя ничего не надо.
— А по жизни надо?
— По жизни всем всегда надо, — серьезно ответил Артем. — Осторожно. Тут одна ступенька сточена. Если хочешь, возьми меня за руку.
Обойдется.
Лестница закончилась перед очередной дверью. Дашка сама попыталась открыть ее, но дверь оказалась тяжеленной, а петли — ржавыми. Пришлось уступить место Артему.
В свете фонарика его лицо казалось старше и серьезнее, да и сам он — удивительное дело! — не вызывал прежнего раздражения.
— Кто в домике живет? — крикнул Артем с порога. — Выходи знакомиться. Моя подруга и заодно хороший человек. Звать — Дарья. Прошу любить и жаловать.
Дарья моргала, пытаясь привыкнуть к резкому свету.
Изнутри бункер оказался огромным. Сколько бы он вместил? Тысячу? Две? Дашка не знала. Очертания его терялись в алых тенях, порожденных красным светом. Длинные ряды ламп уходили в темноту. Стены прятались за гобеленами маскировочной сетки, а на полу причудливым узором лежали старые ковры.
— Добро пожаловать, — сказал кто-то, неразличимый пока. — Темка, я уж думала, что ты нас позабыл.
Из-за сетки — она не укрывала стены, но разгораживала пространство на сегменты — вышла женщина в китайском халате с драконами. На голове ее возвышался парик по моде семнадцатого века.
— Разве вас забудешь, Лидия Марковна? — Артем припал к ручке. — А где дядя Витя?
— Ушел. Но обещал вернуться. — Голос у Лидии Марковны оказался сиплым, прокуренным. — А вы, девушка, чем увлекаетесь?
— Трупами, — честно ответила Дашка.
— Оригинально… — И Лидия Марковна гордо удалилась.
Артем же потянул в глубь бункера.
— Идем. Надо подождать.
Дашка не сдвинулась с места. Хватит с нее. Поиграла в козу на веревочке. И Артем все правильно понял:
— Дядя Витя знает всех более-менее талантливых людей в этом долбаном городе. Хобби у него такое: таланты собирать. И если наш неизвестный был спецом, как ты говоришь, то дядя Витя его вспомнит. Поэтому не капризничай. Будешь хорошо себя вести, куплю конфету.
— Я тебе не подружка!
— Ну да. Знакомьтесь, это Даша. Даша у нас бывший мент, который в новой жизни от старых привычек избавиться не может. Не дури, Дашунь. Я знаю, что делаю. Просто поверь. И пойдем.
Дашка шла. Тени путались в сетях, иногда сети сменялись рисунками. Огромные люди со снопами на плечах. Трехгорбый верблюд и белая лошадь в наливных яблоках. Яблоки, упав, прорастали людьми.
Красиво.
— Это Лидии Марковны. На самом деле она физику преподает. А в сорок лет вдруг ощутила талант. И вот… применяет. А это, — Артем указал на мозаику из бутылочного стекла. — Егора. Он у нас политик. Ультраправый радикал.
На темно-зеленом бархатистом фоне плыли звезды и спутники.
— Слоны — Серегины. Лодка — Аньки. Анька у нас кораблями бредит. Смешно, да? Работать на птицефабрике и мечтать о кораблях?
Не смешно.
Белое море сливалось с белым небом. Желтая лента прочертила линию горизонта и свернулась клубком. Восходящее солнце отражалось в воде и на остром, как плавник касатки, парусе.
Артем уже тянул дальше, в утробу бетонного кита.
— Сюда. Садись. Или ложись. В общем, чувствуй себя как дома.
За очередной завесой обнаружилась комната. Она была слишком обыкновенна для такого необыкновенного места. Скрипучая кровать, подушки горой, покрывало до земли, тахта, застеленная домотканым покрывалом, круглый стол, на столе — сервиз. Чашки и тарелки украшены портретами Ленина, и надпись по ободку вьется — «Слава КПСС!».
Артем стянул ботинки и завалился на кровать, обрушив подушечную гору:
— Появится дядя Витя, разбудишь, — сказал он и закрыл глаза, обрезав все вопросы, которые Дашка собиралась задать. Она было решила, что Артем притворяется, но тот и вправду уснул.
Потянулось ожидание. Дашка закрыла глаза, отрешаясь от места. Она слушала, как гудит генератор, спрятанный в толще бетона, и красный свет, проникая сквозь веки, не раздражал…
…Адаму это место пришлось бы по вкусу.
Самоубийство не укладывалось в схему поведения номера третьего.
Она не закончила рассказ. Рассказ был для нее важен. Продолжение его требовало отсрочки.
Тогда почему вчера?
Спрашивать бесполезно: Адама просили не вмешиваться, и просьбу следовало воспринимать как приказ. Нарушение его приведет к применению силовых методов со стороны администрации: в этом милом заведении имеются особые палаты.
Отказ от не существующего пока расследования наиболее логичен.
Адам вернулся к исходной точке пути. Он уже трижды обошел административный корпус, четко осознавая, что смысла в подобных действиях немного, но не имея сил отказаться от действий вообще.
Он остановился у южного крыла, в тени кустов сирени. Та разрослась, побеги поднимались до второго этажа. В темно-зеленой листве виднелись лиловые и белые кисти соцветий. Но внимание Адама привлекли не они, а окно второго этажа.
Узорчатая решетка. Толстое стекло. Желтые шторы. Комната не видна, но виден силуэт. Силуэт разделился надвое, и одна его половина исчезла, а вторая так и осталась стоять у окна.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотограф смерти предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других