Автор анализирует собственные жизненные ситуации и пути преодоления препятствий. Этому способствуют встречи со знаменитыми выдающимися людьми разных профессий и путешествия по миру. Информация, охватывающая многообразие человеческих знаний наравне с шокирующими (лицемеров и тех, кого не мучает совесть) откровениями автора, помогает разобраться в таких человеческих сущностях, как любовь, страсть, измена, предательство, одиночество, болезнь. Остросюжетное психологическое повествование происходит среди узнаваемых штрихов жизни современного общества.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взрослые игры эгоистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Гран При для женщины из России и немного о шар-пее-олигархе
В 2001 году в Литературной газете напечатали в сокращенном виде стихотворение Андрея Вознесенского о шар-пее «Не все мы — собаки». Тогда Женя и не предполагала, что ее китайский шар-пей появится на свет уже в следующем году. Поэма так затянула в свои живые клетки, что буквально преследовала, просачиваясь ассоциациями. Вознесенский подарил Жене газету со своим абсолютно нечитабельным автографом-столбиком:
"Прелестной
Женечке
очень
ценю"
и подпись.
«Шар-пей — это спагетти, намотанное на вилку доброты. Ты держишь его за маньяка или тибетского монаха, одетого в доминиканский подрясник. Потрясно! На его лице проступает лабиринт ума, выпуклый, как батареи или кишки наружу Центра Помпиду». «Шар-пей» в переводе звучит, как «песчаная шерсть». По жизни он привык надменно и с невозмутимым видом мудреца принимать комплименты, в то время как в его душе безумствует по-детски хитрый клоун. Уж не поэтому ли он так любит переодеваться?
Благо попал в руки изобретателя дизайнерской одежды с 20 Патентами, честно вычерченными собственной рукой, тогда у нее не было компьютера.
Рисунок 5. Пальто-брюки имеет также Патент, потому что никто раньше не додумался, связала сама
Вот в угоду ему, наряду с человеческими вещами и обшиванием себя, мужа, знакомых, Жене пришлось создать специальную модель, завоевавшую золотые медали в Женеве и Брюсселе, ну, и, такая мелочь, отмеченной Гран При на крупнейшей Международной выставке женщин-изобретателей в Сеуле, Корея. Подумать страшно — она стала на год Первой женщиной-изобретателем в мире! Естественно, на выставке, кстати, Россия участвовала впервые, победительница была обласкана прессой, телевидением, толпами поклонников…но ее представляла случайная девушка из Югославии, которая толком-то и не вникла в причину суматохи. Ну, а виновнице оставалось себя тешить словами Пушкина"Великая смелость, смелость изобретения". Телефонный звонок от Славы уже в Москве, подходит муж:
— Привез Жене инкрустированную тарелку Гран При!
— Да, ты что! Сейчас передам трубочку!
— Жень, из-за тебя Россия на пьедестале!
— Что ты говоришь? Да, ладно, что не случается в жизни…
Муж даже взгрустнул — у них на работе никто не дотянулся. Да и сам он был Заслуженным изобретателем России, а, вот, Гран При не случилось…
Но, как известно, время после победы коварно для победителя, особенно, если он — женщина, что уж тут лукавить, все знают…
Звонит коллега мужа по выставкам:
— Гран При — что он там придумал?
Родная племянница Алла:
— Что ты там изобрела, может нам пригодится?
И, не дожидаясь ответа, сменила тему разговора.
Вернемся к поэме Вознесенского.
«Куда по щебенке уводит нас сердце со взглядом ребенка на уровне детства?» В одном из путеводителей по шар-пеям, по-моему глубокому убеждению, по их особой «Планете», написано: «Шар-пей — мыслящее существо, умеющее самостоятельно оценить ситуацию и выбрать адекватные ответные меры». То есть, «Когда демократия надоест — он вас съест». Видимо, владельцам шар-пеев надо быть осторожнее пока не разгадана метка: «Вдруг, что-то значит по-китайски во лбу наморщенное — «икс»?»
Женина дорога к «Планете Шар-пей» начиналась с момента написания сценария к документальному фильму «Юнона и Авось. Аллилуйя любви», имеющему непосредственное отношение к спектаклю театра Ленком «Юнона и Авось». Композитор Алексей Рыбников создал рок-оперу на либретто Андрея Вознесенского, которая наделала много шума у нас и в мире, и не сходит со сцены до сих пор. Только ужасная автокатастрофа с актером Николаем Караченцовым, игравшим все годы без дублера главного героя Резанова, приостановила не надолго это триумфальное шествие.
Недосягаемый для простых смертных, Караченцов встретил Женю первый раз в инопланетном облике — весь в проводах, наушниках, о чем-то азартно говорящим в пространство на ходу и рассеиващим воздушные поцелуи.
Рисунок 6. С Николаем Караченцовым
До работы над сценарием Женя сделала фильм-интервью с Андреем Вознесенским. Он был бы уместен, видимо, в канве полнометражного фильма. Они спокойно разговаривали на улице в одном из старых московских переулков. Вдруг перед ней падает ниц пожилая женщина и слезно умоляет помочь в квартирных делах…до чего же наивен и непосредственнен наш народ… Повезло же Андрею, что его никто не заметил, когда он в спортивном костюме зашел к Жене и ее мужу домой.
Говорили на разные темы, но почему-то во время съемки она физически должна была исчезнуть из поля зрения… Со стороны странно, но пришлось прятаться за непонятными ящиками, и заумничать из-за угла.
— В поэме о Шар-пее, Вы мыслите только образами, как и полагается в век компьютеров, когда уже нет таких страстей. Если бы Вы писали либретто рок-оперы сейчас, то внесли бы изменения?
— Не знаю, тогда мне писалось так. А сейчас, может быть, я не стал бы так писать вообще. Цензура нас не пропускала. Я жил в Сан-Франциско. Только появились наркотики… Та романтика обернулась сейчас страшными вещами.
–…а как изменился язык!
— Язык — серьезная вещь, изменения в нем — это изменения в жизни. Стихи — единственное, что точно остается. Это коротко. Это код. «Как вы считаете, кто из «счастливчиков» более шар-пей?……Шар-пей вопросы съел. Шар-пей миллионер. Почти олигарх». Может быть, будет пробиваться, как импровизация, знак кода: «тьма-тьма-тьмать-мать-…» (Е.С. — Жизнь выходит из тьмы и уходит в тьму…) Дальше люди будут импровизировать сами, но визуально и одновременно. Мы уходим в слово, а это бессмертие. «Сын балалаек и би-лайна, пытаясь превратиться в лай, повторит: «Лайла-лайла-лайла». Чарует нас собачий лай». И не важно, кто является посредником — пергамент, книга или интернет.
— Кстати, как Вы относитесь к интернету? Наверняка недолюбливаете…
— Нет, почему же. Я сделал несколько поэм для интернета. Есть чат. В 20-х годах Маяковский и футуристы брали у Хлебникова самолет или паровоз и приручали его, делали фактом поэзии. Думаю, интернет тоже надо сделать фактом поэзии, посмотрим…
— Поэзия и политика вышагивают параллельно?
— Сейчас нет темы «Поэт и царь», начавшейся с Пушкина («Пушкин!» — окликнул своего тибетца из-за океана Василий Павлович. Рыжий Пушкин, виляя хвостом, вылез из-под дивана», и закрытой Пастернаком («От Пастернака и до Овидия поэт и собака — любовь в чистом виде»), а всех волнует, что думает власть о литературе — это хорошо. Я думаю, в историческом плане на моей судьбе случайно поставлена точка в отношениях поэта и власти. После этого поэзия и политика пошли параллельными курсами. Хрущев своим ором поставил последнюю точку. Всё это было страшно, но я тогда оставался самим собой, а сейчас тем более. Я положил начало процессу, поломав кости на этом. «Проносись накачанным обликом, одинокий, словно монарх, из морщин, родившийся Облаком в кожаных штанах. Хвост поднят торчком над жизнью копеечной, «на большой», улетай, о’кей. Одновременно шар и пейджер — шар-пей. Номер пейджера скрыт от людей».
— Появилась благодатная почва для всякого рода сатанинских происков, потому что у людей исчерпались все иллюзии. Откуда же ждать спасительную мечту?
— Только из себя. Если вы найдете свет внутри себя. Остальное все уже заполнено всякими лучами: космическими, вредными, плохими, хорошими.
Идешь как бы на голос, слышишь его, а другие не слышат. Вот такой голос и диктует мне стихи, я записываю, тороплюсь, часто не понимаю сам, потом расшифровываю. Сейчас чаще это происходит. Какое-то напряжение идет. XX век кончился, и не успел высказаться. А может, наоборот… Точно знаю, энергия идет сверху. У других людей тоже, наверное, что-то есть. Сейчас в России идет интересный процесс: что-то жуткое творится и на улицах, и в жизни, но в тоже время в искусстве определенный подъем. Обычно считают, что, когда пушки говорят, музы молчат. Но мы живем в парадоксальное время, когда музы просто кричат, хотя и пушки говорят, и на улицах стреляют, и киллеры повсюду бегают.
Вынырнув из укрытия, Женя спросила не на камеру, как бы он посоветовал подойти к сценарию документального фильма о спектакле."Найди девочку, которая ждет своего морячка…"Она ослушалась…
— Понимаешь, это было, а Ромео и Джульетта — выдумка.
В Вероне сразу у платформы Женя подхватывает бойкого веронца, чтобы найти дорогу к дому Джульетты, и он с радостью готов показать. Галоп через петляющие дороги Вероны, муж плелся сзади, сильно отставая и проклиная ее одержимость. И, вот, балкон, где Джульетта слушала Ромео. Самый известный в мире балкон не аутентичен, но выполнен из обломков мрамора XIV века. В 1972 году во дворике установили бронзовую статую Джульетты работы Нероу Константини, но желающих легкого счастья оказалось так много, что ее правая грудь и рука потрескались от прикосновений, тогда запрятали в музей, а в 2014 году снаружи поставили копию, и она перед ними.
Всегда с аншлагом здесь проходили выступления Владимира Васильева. Об этом Женя болтала с ним в машине, когда ехали на интервью в связи с документальным фильмом. Он сетовал, как быстро всё меняется. Действительно, будто вчера они общались на дне рождения Юрия Любимова и молчаливая Катя улыбалась…
Много позже Жене пришлось поделиться на телевидении о встречах с Андреем Вознесенским. Она с мужем пересеклась с автором идеи фильма"Юнона и Авось. Аллилуйя любви"по ее сценарию в ресторане. Он со своей очередной спутницей, видимо, там пробыл уже долго и на столе остался коньяк и, как нельзя кстати, соленые огурцы. Подкрепившись тем что было, она пошла в бой, так как всю тяжесть ответов на всевозможные вопросы, в том числе по фильму, два продюсера возложили на хрупкие плечи. Ей стали задавать примитивные вопросы, и пришлось взять инициативу в свои руки.
— Давайте я расскажу всё, что знаю, а потом восполню пробелы…
В результате часа четыре без перерыва вспоминала…муж и съемочная группа, раскрыв рты, слушали. Так получился телевизионный фильм"Андрей Вознесенский. Кодовое слово"Авось".
…малыш шар-пей озорно бегал с разрешения охраны по закоулкам редакции журнала"Ювелирный мир", куда Женя принесла статью о встрече на вилле Кардена под Каннами.
Карден вспоминает, как только поселился на вилле, приходит к нему с бутылкой водки новый русский из Узбекистана, он купил участок по-соседству:"Приезжай к нам в Узбекистан, дело откроешь". Женя восхищенно впитывает, как Вознесенский бегло и малословно щебечет на английском — дар гения…
Рисунок7. Дружеская беседа с двумя гениями
Андрей:
— Пьер, помнишь выставку видеом? Я расклеил по всему Парижу афиши с голой попой и вставленной в нее запиской. По легенде, перед смертью писатель Барков залез в камин и засунул в попку"Жил грешно, умирал смешно". Попку я купил в Америке.
Пьер:
— Помню-помню (смеется).
В памяти всплывают увиденные в Переделкино у Андрея заготовки видеом, которые ютились в сарайчике рядом с домом. Внешне непримечательном, а внутри современно обустроенном. Выбрасывая что-то, она теперь думает, что Андрей бы прибрал к рукам потенциальную видеому. При этом цинично соображает"ах, вот, почему Андрей никогда ничего не возвращал — ни слайды, ни фото, ни диктофоны, даже приемник" — в его поэтическом хозяйстве всё пригождалось и находило более достойное применение. Деликатно Женя вмешивается в воспоминания друзей, и интересуется кто был на премьере.
Пьер:
— Ив Монтан и Симона Синьоре, Джек Ланг, мадам Помпиду, конечно, весь бомонд.
Андрей:
— Я пригласил эмигранта Нуриева, он восторгался, как Володя Васильев поставил танцы полуголых мужчин. За сцену его не пустили. Он был оскорблен. Княжна Шуховская спросила, что надеть, и я ответил, что полное вечернее. А на балконе сидели люди в свитерах. Наши звезды, манекенщицы и некоторые парижанки пришли в платьях от Пьера. В такой одежде не сядешь в машину, тем более в автобус, если только в метро. Такие юбки, что не подойдешь. Пьер, помнишь те платья, что специально для приема в «Максиме» ты подарил Шаниной, исполнительнице роли Кончиты, и жене Караченцова, актрисе Людмиле Поргиной?
Пьер:
— О, да, конечно. Возможно, вы проголодались, слушая меня. Кушайте, не стесняйтесь.
Андрей:
— В Париже в одной из сцен на Шанину надели трусики телесного цвета, а в Москве ничего на ней не было. Вот тебе и Париж…
Интервью о спектакле и подвиге Кардена есть во многих моих публикациях в журналах и, конечно, в документальном фильме, поэтому здесь я не буду уделять ему должного внимания.
Слушая с искренним восхищением разговор двух гениев и, улавливая паузу для продолжения своего интервью, Женя интересуется:
— Мы так хорошо поговорили о спектакле, но хотелось бы ещё немного о моде. Андрей говорит, что Вы делаете из толпы произведения искусства. Мне интересен Ваш взгляд на элегантность.
Пьер:
— Не знаю, что сказать по этому поводу. Я сам не применяю понятие «элегантность». Но современная мода стала такой разной и трудной для восприятия. Она немного сумасшедшая, может быть, так и надо… Для меня очень важно, что я работал с Жаном Кокто, с Кристианом Диором. Понимаю, что сейчас происходит с модой, но это не мой стиль. А какая ситуация с модой в России?
Андрей:
— Ситуация сумасшедшая.
Пьер:
— Можно многое критиковать, но я этого не люблю. Я считаю, что нет смысла заниматься вещами несерьезными, потому что они остаются на задворках.
Небольшая московская зарисовка…
Через стекло витрины ресторана «Музей» на 1-й Тверской-Ямской улице невозможно было не заметить человека в черной тюбетейке и шелковом одеянии сочного красного цвета, сидящего в современном интерьере и что-то пишущего. К чересчур нетривиальному виду Александра Васильева уже привыкли и мы, а не только за границей. Художник чувствует себя естественно в любой обстановке. Возможно, умению сохранять гармонию с окружением помогает ему закалка, полученная в Азии.
— Как Вы считаете, всё же кто лучше творит женскую моду — мужчина или женщина?
— Мужчина, конечно. Женщины стараются себя украшать. Женщина-модельер наивна, именно, как женщина. В то же время 90 % мужчин — создателей моды принадлежат к неадекватной сексуальной ориентации. Когда они создают женскую моду, они создают это для себя, так как они себя видят в образе женщины, чтобы привлечь внимание мужчины. Вы верите, что натуральный мужчина будет думать про меха, кружева и бриллианты? Оставшиеся проценты безуспешны. Успешны все остальные.
Конечно, хочется выманить секрет, как ему всё удается. И, оказалось, он предельно прост. Он старается всё успеть и при этом не делать людям зла. Он убежден, что это возможно, если не идти по головам других. Мудро, не возразишь.
После ужина у Кардена состоялся обход владений. Ступая по отполированному паркету, про себя Женя отмечает"вроде из красного дерева". Дошли до одной из сфер и присели за круглым небольшим столом. Вокруг симбиоз своенравной путаницы и грациозной продуманности. Смеются и шутят в одной из коварных сфер — Карден, Вознесенский и Женя. Неожиданно всё под ногами завертелось, и они оказались на открытой террасе. Ни одной прямой линии. В тиши рая, словно голубые блюдца, утопают бассейны с блестящей соленой водой. Разбросаны лукавые и пластичные фигуры из гипса, дерева, бронзы. Чугунные человечки, белая гипсовая девушка, лежащая на боку, разбитая птица у входа на трибуну театра. Розыгрыши судьбы? Внизу Средиземное море, а перед ними открытый театр мест на 250–300. Женя чувствует земное тепло шелти, уткнувшейся мордочкой в ее колено.
«Следующая собака будет такой» — мечтает она. «Нет, только шар-пей» — читает вслух ее мысли Андрей Вознесенский. Он, пропустивший через себя шар-пейное чудо, знал, что пророчить на ее линии судьбы.
«Тебя, как тайского врача, экстрасенсорное начало ведет — рыча-рыча-рыча. Чары».
Ну, а Женя позднее убедилась, что «От сплетни шрапнельной и прочих скорбей спасает шар-пей».
Дни пролетают быстро, а с ними и годы. Шар-пей с печатью меланхолии на своей экзотической мордочке, мужественно встретил очередной Новый Год в закрытом элитном поселке, но по желанию друзей-собственников дома, в подвале. Очутился он тут из-за салюта, от которого в Москве дом ходил ходуном. Достойно подчинившись странным новогодним установкам, Нэнси все вытерпела, надеясь на дальнейшее понимание. Вышли на воздух после массового ура и прямо над Нэнси, пролетели петарды и оглушительный салют накрыл всех своим безумным ликованием.
Рисунок 8. После испытания салютом
Излечившись шоком от салюта, уже в Москве, когда муж был в командировке, Женя вышла в ночь с Нэнси в придомный палисадник. Открывает парадную дверь, и в него вцепляется мертвой хваткой пит-буль. Ее истошный крик и вырвавшееся наружу неистовство, чудовищным образом разомкнули клыки и, вот, Нэнси стоит ночью перед хозяйкой с немым возгласом"СПАСИ!". Промывка, дезинфекция и врач, всю ночь накладывающий бесконечные швы.
Андрей Вознесенский убежден, что муза поэта должна быть ведьмой, занятно, а художника… Об этом Женя поинтересовалась у Никаса Сафронова.
— Неписаные истины, что художники любят пышнотелых, потому что по энергетике художник все же сангвиник. В нем есть какой-то внутренний огонь, который зажигает. Надо его успокаивать.
Она ловит на себе бесконечную печаль взгляда. Отмечает в мыслях естественность и простоту. Бесспорно, он овладел высшей властью — повелевать собой. Он складывает кусочками впечатления, дерзко и ловко смешивая опыт истории и разные стили живописи, чтобы динамично пронести сквозь собственную душу и закрутить интригу уже на холсте, доводя до совершенства мельчайшие детали, фон и антураж. Сам о себе:
— Романтик, вечно не выспавшийся, не злобный, расположенный к людям, замкнутый, любящий одиночество, но в силу необходимости общественный деятель. Если много людей, то теряюсь, потому что мысли разбегаются. Я понимаю, что есть недоброжелатели, есть люди, которые меня не понимают.
…что не спал перед интервью тоже, ясно…промелькнувшая тень убедительна…
Проникнув в сокровенные мысли истинного бунтаря и окутанная причудливой паутиной придуманных им великих истин, она всё же разглядела лазейку для личного познания их кажущейся новизны и безрассудно погрузилась в благодатное творчество Художника. Пришла домой и раскрыла подаренный альбом, начинающийся со слов:
Спасибо, что Вы есть такая неожиданная, аристократическая, тонкая, чувственная, щедрая, умная.
Будем дружить, так как искусство нуждается в Вас!
Приятно. Но быть музой как-то и тут не сложилось…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Взрослые игры эгоистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других