Перед тем, как стать бабочкой… Путь внутренней трансформации

Евгения Катюшина

Что такое аналитическая психология? Каково значение сновидений и кто их создатель? Что несёт в себе болезнь и каково истинное значение исцеления? В чём суть пути индивидуации?Данная книга – содержательная попытка дать ответ на глубокие вопросы, зарождающиеся в человеческой психике. В книге раскрывается теор. база Юнгианства, ряд живых примеров толкования снов, психосоматических явлений и обзор человеческой жизни за пределами обыденного восприятия.Книга будет интересна широкому кругу читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перед тем, как стать бабочкой… Путь внутренней трансформации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1.

Юнгианство — это…

Глава 1. О юнгианстве

Как жаль, что вино, которое хранится в моих погребах, более никто не сможет оценить.

К. Г. Юнг

«Нет никакой надежды влить Знание в глупцов» — так говорил Юнг. Тот, кто открыт к знанию и раскрытию своей природы, реализации своего внутреннего содержания, поймёт меня даже интуитивно, прежде чем то, что он понял, обработает его мышление. Тот же, кто слеп, не увидит.

Всё, что пишу я или любой другой Искатель, — всё это уже давно доступно на уровне коллективного бессознательного. Гораздо ценнее то, что ещё предстоит открыть. Возможно, в данном сборнике и будет открыто нечто новое, однако на данный момент я не могу это предугадать.

Юнгианство — это высший эзотеризм. Вклад Юнга не понять лишь теоретически, прочитав кучу книг, не найдя точки соприкосновения со своей личной историей, Душой, природой. Не осознав себя: свою порой ужасающую тень; свой Дух-Анимус со всевозможными духовными устремлениями и Душу-Аниму, сопутствующую этому Духу в чувственном проживании себя; свою потенциальную целостность, к которой ты стремишься, связывая разорванные части своей психики воедино. Это путь индивидуации, который ты выбрал сам, который выбрала твоя Душа ещё до того, как персонифицировалась телесно.

Юнгианство — это традиция, которая внедряется в каждую клетку тела, формируя новые нейронные связи, где человек, его нутро начинают самую великую трансформацию.

Юнг внедрил новую призму, через которую человечество способно познавать себя и окружающий мир в новом времени, с приходом нового эона. Через иной, более глубинный символизм. Без символического мышления попытка связаться со своими глубинами равна нулю. Нужно иметь «двойные мозги», как говорил Алистер Кроули, чтобы воспринимать мир и буквально, и символически. Это необходимо для познания и чувствования Истины. Только лишь с помощью буквализма глубины не достичь. Разве что расшибить лоб в попытках пройти сквозь стену, вместо того чтобы нырнуть в океан. Это равносильно тому, что человек молится Богу как некоему отдельному от себя феномену, восседающему где-то там наверху, вместо того чтобы этот Источник открыть в глубине своей Души.

Себя, свою Душу, тело и ценность жизни мы можем понять и почувствовать только благодаря правому полушарию, которое отвечает за интуицию, чувство, творчество, воображение, магическое мышление и глубинные способности. Благодаря женской части себя, Аниме, которая ведёт нас и несёт любовь, мы можем вновь связаться с собой, своими истинными потребностями и задачей.

Аналитическая психология Юнга здесь — незаменимый помощник, который способен постепенно провести в глубину себя и снять шелуху, убрать лишнее, убрать то, чем человек не является. И чтобы прийти к этой чувственной и живой части, к её раскрытию, первое, что нужно сделать, — взять ответственность и столкнуться с личной тенью, вернув себе проекции, откопав все желания и потребности, что были когда-то зарыты во благо других, пока вы взращивали и питали зависимость от одобрения. И лишь тогда — родишься заново в своей Игре, где будешь главным игроком своей реальности.

Здесь и начинается осознанный путь, когда человек заново рождается, делает первый вдох, заявляя о себе: «Я есть». Знакомиться с собой, обретая себя, забирая право на свою жизнь у других, возвращая собственную Силу, когда-то отданную другим на растерзание.

Именно юнгианское мировоззрение и внутренняя потребность к познанию раскрыла во мне способность смотреть вглубь вещей, в себя. И жизнь обрела иные смыслы, ценности и полноту.

Познай самого себя. И тогда познаешь богов и Вселенную.

Карл Густав Юнг внёс огромнейший вклад в коллективное бессознательное, наполнив это поле новыми смыслами и методами на пути развития как отдельного человека, так и человечества в целом. В книге Кингсли «Катафалк. Юнг и конец человечества» автор раскрывает Юнга и то, что он транслировал, в новом свете. Автор говорит о том, что Юнг — пророк. Как бы сам Юнг это ни скрывал в угоду материалистическим взглядам общества того времени.

Плюс-минус раз в две тысячи лет, с приходом нового эона, когда происходит смена верховного архетипа, смена коллективного мифа, приходит Учитель, дабы показать и сказать, каким образом развиваться в новом мире. В прошлый раз им был Иисус, которого причислили к лику святых. Юнг же открыл новые смыслы, отвечающие глубинным потребностям нового времени. Это новая, истинная религия. Религия не о буквальных вещах, которую изначально истолковали профанно и которая перестала отвечать истинным потребностям Души нашего времени, потому как она не о внешнем Боге и слепой вере, а религия о воссоединении Эго и Самости, раскрытии Божественного в человеческом. Потому как человек — не тот, кто пришёл прожить духовный опыт, а Дух, пришедший прожить человеческую жизнь.

Когда у Юнга спросили, верит ли он в Бога, он ответил: «Я не верю, я знаю». Потому как он установил связь с Богом в себе, с Самостью, с Божественным Внутренним Ребёнком, Источником жизни, с великим архетипом. Поэтому он не верил, так как вера связана с тем, чего не было в опыте. Он знал. Поэтому смешно и грустно одновременно наблюдать людей, ищущих бога в церквях, вместо того чтобы связаться с личным Источником в себе. Проще снять с себя ответственность, оторвать от себя божественную природу, поместив её в церковь, и быть просто собой же обесцененной тушкой.

На языке аналитической психологии это значит, что необходимо заново выстроить связь Эго — Самость. В новом мире это значимо. Душа персонифицировалась в этом теле, в этом мире для того, чтобы узнавать себя. И через себя — окружающий мир. Познавать, как через Микрокосм проявляется и преломляется Макрокосм. Осознать свою божественную природу и быть проводником тех архетипических сил, что жаждут быть проявленными, танцуя свой космический танец в каждом из нас. Необходимо открыть врата в Рай, как в состояние целостности, связи с Истинным «я».

Налаживание оси Эго — Самость начинается с Тени, продолжается в установлении контакта с контрсексуальной частью в себе (Анима/Анимус). На этом этапе мужчина познаёт свою женскую часть психики, женщина — мужскую. Анима и Анимус являются вратами к Самости, к полю коллективного Знания. Проще сказать, однако этот путь — длиною в жизнь, порой не одну.

Как только человек сможет открыться для всего, что ждёт его на жизненном Пути, его слуху станет доступен великий призыв, дуновение… непрерывная весть, сотканная из тишины.

Р. М. Рильке

Умение внимать внутреннему голосу и есть необходимое условие для индивидуации.

К. Г. Юнг

Глубинная психология Карла Юнга — как путеводитель по карте Души. Это один из немногих глубинных инструментов, который способен открыть себя настоящего и убрать то, чем не являешься. Юнгианство подсвечивает нашу тьму. Ту тьму, которой так хочется иногда избежать, свалив всё на других. Если же вы отрицаете этот факт, то вы никогда осознанно не сталкивались со своей Тенью, от которой вас воротило, и не смотрели на себя как на нечто инфантильное, на самообманчивое существо, страшащееся раскола надуманного образа о самом себе.

Сталкивать человека с собственной Тенью — значит показать ему его собственный Свет.

Юнгианцы часто занимаются именно этим. Подсвечивают. Тем самым возвращая человеку его целостность и ответственность за себя. Это не страшно. Это страшно интересно. И мне не только как психоаналитику, но и как обычному человеку тоже. Когда ты раз за разом узнаёшь и открываешь в себе нечто новое, море возможностей, и понимаешь, что всему причиной — только ты.

Где-то в глубине своего существа человек обычно знает, куда ему следует идти и что делать. Но бывают случаи, когда клоун, которого мы называем «я», ведёт себя настолько неосознанно, что внутренний голос не может дать почувствовать своё присутствие.

В конце концов, единственные события в моей жизни, о которых стоит рассказать, — это те, когда нетленный мир прорвался в этот преходящий.

К. Г. Юнг

Добро пожаловать, дорогой читатель. Я не претендую на всеобщее принятие и понимание. Я имею право чего-то не знать. Однако здесь то, что когда-то мной было прожито и нашло своё выражение. Надеюсь, ты найдёшь в этой книге ответы на внутренние вопросы.

Следуя истинной Воле

У тебя нет иного права, кроме как поступать согласно своей Воле.

«Книга Закона» А. Кроули

Сейчас речь пойдёт о том, к чему я иду и к чему веду каждого, кто обращается ко мне за помощью как к специалисту. Я всё больше замечаю, что именно в этом ценность моего дела.

Истинная Воля — это внутренний зов. Исполнять свою Волю — значит следовать этому внутреннему зову и делать то, что истинно желаешь. Это совсем не значит, что нужно исполнять всяческие инстинктивные прихоти инфантильного Эго. Это означает, что человек знает, куда он идёт, и желает следовать указаниям Самости — нашей психической целостности, внутреннему сверхчеловеку, невзирая на трудности жизни. Юнг говорил о том, что человек должен стремиться к сверхчеловеку, то есть к Самости — реализации своего внутреннего содержания (к реализации талантов и способностей, развитию недоразвитых теневых аспектов, оживлению и исцелению внутреннего Божественного ребёнка и т. д.), чтобы приблизиться к целостности, а не оставаться раздробленным существом. Если же он этого не совершает — он просто скатывается к животному.

Человек — это проводник между миром животных и миром сверхчеловека, между бессознательным состоянием и состоянием сверхсознания. Так вот, если человек не заинтересован в личном расширении, проживая жизнь, как слепой котёнок, следуя за инстинктом и тому, что ему навязывает социум, не стремится понять, в чём его Путь и индивидуальность, если боится проживания жизни по своим внутренним причинам, избегая правды — он совершает самое глубокое из предательств, которое может быть: он предаёт себя. Нет большего предательства! Человек не имеет права предавать себя! Неважно, насколько тяжёл тот багаж, который он тащит, насколько он болезнен и может мешать идти. Важно то, что человек должен исполнить свою Волю, свой Путь. Должен себе, своей Самости! И больше — никому и ничего! Только самому себе. Потому как нет иного Пути, который был бы более значим, чем ваш. Только ваш Путь значим.

В случае, если человек сопротивляется внутреннему зову и не исполняет истинный Путь, который ему дан, он будет платить за это самим собой — болезнями, катастрофами, жизнью. Высшая ценность в вашей жизни — это вы! Крайне важно почувствовать собственную ценность, ценность вашего опыта и того, что вы приносите с собой в мир. Крайне важно поступать так, как хотите вы! Выбирать то, что хотите вы, и жить той жизнью, которой хотите жить только вы, ваша истинная часть — Душа! В этом ценность. Не подстраиваться, не отказывать себе и не отказываться от себя. Это не про инстинктивные, меркантильные запросы Эго, это про высшие запросы Самости. Потому как по Пути идёт не наше Эго, а наша Самость. Здесь нет обесценивания Эго, так как именно то Эго, которое способно развиваться и вместить в себя Истинное «я», достигает целостности.

Смысл в следовании своей Воле, познании своего Пути и обретении психической целостности. Нет права этого избегать, предавая Самость. Эго по сравнению с ней — маленький остров в необъятном океане. Следуйте своему истинному зову! Да будет таков ваш закон!

Мой путь — это не ваш путь, потому что я не могу вас учить. Путь внутри нас, а не в богах и не в законах. Внутри нас путь, и истина, и жизнь. Горе тем, кто живёт примерами! Нет жизни в них. Если вы живёте в соответствии с примерами, вы живёте жизнью этого примера, но кто будет жить вашу жизнь, как не вы сами? Так живите сами. Есть только один путь, и это ваш путь. Да пойдёт каждый своим путём.

К. Г. Юнг

Глава 2. Основные архетипы в аналитической психологии К. Г. Юнга

Архетип Тени

Познание своей собственной тьмы — лучший способ научиться иметь дело с тьмой других людей.

К. Г. Юнг

Архетип Тени вмещает в себя всё социально неприемлемое, что было ранее вытеснено человеком из поля сознания в бессознательное, а также весь потенциал Души: задатки, таланты, способности.

Как формируется Тень?

Корни зарыты в детстве. Когда ребёнок совершает поступок, за которым следует наказание и оценочное суждение значимого Другого как о некоем «плохом» действии, это «плохое» вытесняется в бессознательное и в тело. Или когда ребёнок проявляет активность и интерес к чему-либо, что для родителя не является выгодным в данный момент, реакция взрослого может быть более чем обесценивающей, следствие — то же подавление энергетически заряженной части себя, дабы быть удобным для родителя и не лишиться любви и одобрения. Из этих самых вытесненных содержаний и развивается Тень.

Данный архетип носит негативный и враждебный характер. Существует три уровня Тени: личная, групповая и коллективная.

1. Зачастую собственную тьму мы видим в других. Она проявляется в проекции своего «не Я» на другого, своей неосознаваемой части нас самих. То есть мы можем видеть черты, качества, линию поведения, образ жизни, которые нами сознательно отвергаются или, как мы можем считать, нам недоступны. В первом случае нашей реакцией правит отвержение неугодной проекции собственной тени, во втором — желание обладать чем-то, что есть у другого, не признавая ценность собственных умений и талантов.

Приведу пример личной тени из лекции Олега Телемского: в фильме «Красота по-американски» в сюжете есть фигура тираничного полковника, который презирает гомосексуалистов. В конце фильма в кризисной ситуации он сам становится захваченным гомосексуальной энергией. Эта захваченность и является его тенью. (От чего бежишь, к тому и прибежишь).

Или же другой пример из лекции: заядлый атеист по прошествии некоторого времени становится фанатичным верующим. Эти примеры иллюстрируют феномен энантиодромии, когда бессознательная или теневая установка заменят сознательную, а последняя уходит в Тень.

Энантиодромия говорит о том, что они не сумели соединить противоположности, полярности, живущие в их психике, и бессознательная Тень взяла вверх. Так как тень, если её всё больше подавлять и пытаться контролировать, даст ответную реакцию. Уровень бессознательного всегда энергетически заряженнее и мощнее, нежели Эго.

То, чему вы сопротивляетесь, становится лишь сильнее.

2. Пример групповой Тени — «козёл отпущения», где на человека проецируется собственная никчёмность, слабость всей группы, дабы снизить собственное напряжение и пребывать в иллюзии властности и силы. Но следует помнить, что в 90% случаях человек, на которого проецируется то или иное содержание, так или иначе внутренне подходит под эту проекцию. Значит, в нём самом, в его психике активен архетип козла отпущения или жертвы. Игры с проекциями почти всегда обоюдны, случайностей нет.

3. Коллективную Тень мы можем наиболее явно увидеть в мифологии и сказках. Например, в мифах о соперничестве двух братьев (о Каине и Авеле), мифе о Христосе-спасителе и Иуде-предателе. Кстати, так называемый Дьявол — тень Бога.

Мы видим игру противоположностей, но на глубинном уровне полярностей нет, они представляют единое целое.

Следующий пример — сказка «Красная шапочка», где Серый Волк и есть Тень. Наглядным примером Тени может послужить сказки Андерсена. Один из таких рассказов и имеет название — «Тень». Его сюжет заключается в том, что от учёного отделяется его тень и живёт собственной жизнью, вследствие чего сам учёный становится тенью. То есть бессознательная Тень восторжествовала над сознанием.

Позитивный аспект архетипа Тени заключает в себе таланты, способности, знания, ресурс. Человек может и не догадываться, какие способности в нём сокрыты, с помощью которых он может приблизиться к Целостности. Пока человек подавляет свою Тень, он находится в её власти, во власти некой Матрицы, в руках которой он является марионеткой. Пока оба мира (Сознание и бессознательное, свет и тень) разделены — наше сознание одержимо, человек невротичен и раздроблен.

Необходимо встретиться с Тенью для сбалансирования психики и её функционирования: признать те качества в себе, которые раздражают в других, объединить противоположности и взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг, а не обвинять окружение в их неполноценности, делая из них козла отпущения собственных грехов. Тогда человек постепенно обретает целостность и идёт по пути индивидуации более бережно для себя.

Встреча с Тенью возможна не только при возвращении собственных проекций, но и в сновидениях, при помощи метода активного воображения, а также при помощи проективных методов.

Архетип Персоны

Персона — маска, которую человек надевает в социуме (профессор, повар, таксист, бизнесмен, мать и т. д.), то есть то, посредством чего личность играет в социальные игры.

Давно известно, что личность человека состоит из субличностей — тех внутренних частей психики, которые составляют единое поле. И часто в этом коллективном поле голосов, мнений, установок и желаний сталкиваются противоположные тенденции, создавая внутриличностный конфликт. В контексте работы с субличностями эффективен психосинтез Ассаджиоли.

Это разделение на части происходит в связи с требованиями социума и необходимостью соответствовать социальным нормам, дабы быть признанным. Чем значимей и престижней социальный статус, тем наиболее вероятна социальная идентификация с этой ролью.

Есть две крайности в развитии персоны:

1) недостаточно развитая персона, когда человек не вовлечён в социальные взаимодействия. Часто это связано со страхом, недоверием и ощущением небезопасности, которые были сформированы во внутрисемейных отношениях;

2) сверхвовлечён в социальные контакты, он будто сливается с маской, дабы быть замеченным, признанным, услышанным, одобренным и т. д. Как раз в данном случае есть высокая вероятность и опасность отождествления с социальной ролью.

Юнг говорил о том, что Персона — это то, что человек о себе думает, не являясь этим на самом деле. Почему важно отделять Персону от самой сути личности? Есть опасность идентификации с ролью и потери индивидуальности. В таком случае человек теряет связь со своей сущностью, со своей psyche, он теряет свою уникальность, следуя общественным стереотипам и сливаясь с определённым образом, которому подражает.

Ярким примером слияния с ролью может послужить роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».

Во избежание слияния Истинного «я» и Персоны задайте себе вопрос: «Кто я вне социальных ролей, когда на меня никто не смотрит?»

Анима и Анимус как архетипы личного и коллективного бессознательного

Данные архетипы являются контрсексуальными частями психики. Анима — это женское начало в мужчине, Анимус — мужское в женской. Анима — о чувстве, интуиции, творческом начале, пассивности, текучести, лабильности, об иньской энергии в мужчине, обращённости вовнутрь, тогда как Анимус — об идее, мысли, действии, активности, достижении, реализации в социальной сфере, вовне.

Изначально Анима формируется в мужчине из отношений с матерью или значимой фигурой противоположного пола, она принимает черты матери. Поэтому очень часто мужчины неосознанно выбирают себе в пару «символическую мать», которая так же будет о нём заботиться, лелеять, любить и т. д. В данном случае идёт речь о зависимости и одержимости родительским комплексом. Либо же, если собственная мать не выполнила свою материнскую функцию должным образом, она будет восприниматься в аспекте удушающей или пожирающей матери, и тогда мужчину неосознанно будут привлекать девушки, противоположные образу матери, в тени которых всё равно будет сидеть эта самая теневая сторона материнского архетипа.

Анима содержит в себе черты всех значимых женщин, с которыми когда-либо взаимодействовал мужчина. На уровне коллективном данный архетип представлен Матерью-природой или Богиней. Есть четыре уровня развития Анимы у мужчины:

1. Ева. На этом, самом первом и инфантильном, уровне мужчину привлекает в женщине её телесность, инстинктивная часть, сексуальность;

2. Елена. Этот уровень связан с романтическими отношениями, когда собственная Анима проецируется на конкретную женщину, тем самым вдохновляясь. Ощущение эмоциональной близости;

3. Мария. Уровень, на котором мужчина получает опыт истинной любви, чувства, проявляя заботу и теплоту как к партнёрше, так и к миру в целом. Желание помогать и потребность отдавать;

4. София. Уровень высшей, чувственной мудрости, единение с Душой, женской ипостасью божественного.

Анимус — мужское начало в женщине. Он множественен, в отличие от Анимы. В голове женщины куча мыслей, которые были интроицированны во взаимодействии с авторитетными мужчинами. Но эта картина среднестатистическая, могут быть отклонения, всё сугубо индивидуально. Данный архетип формируется под влиянием отца либо Анимуса матери.

Стадии развития Анимуса в женской психике:

1. Тарзан. В мужчине привлекает телесность, сила, инстинктивность;

2. А) Романтический герой. Романтические отношения, желание меняться ради кого-то. Б) Человек-дело. Женщина, которая меняется ради увлечения, хобби, дела;

3. Носитель Слова. Уровень развития Анимуса, на котором женщина способна делиться опытом, внести что-то новое в развитие человечества. На этом уровне женщина достигает высоких социальных позиций, имеет авторитет. Способна влиять на окружение. Здесь не стоит путать с одержимостью негативным Анимусом, где женщина добивается высоких должностей, оставаясь при этом несчастной, жертвуя собой и своей феминностью;

4. Духовный наставник, или Учитель. На этом уровне происходит единение с Самостью или со Священным ангелом-хранителем, как выразился бы, возможно, человек, обладающий знаниями традиции Телемы. Здесь женщина ощущает связь с божественным началом в себе, воспринимая мир как разговор с Самостью.

Уровни — это лишь ограниченная формула, притянутая за уши, просто как ещё один указатель в карте Души.

Следует ещё сказать о том, что эти архетипы являются вратами в коллективное бессознательное, через связь с которыми человек может получать интуитивные ответы на актуальные вопросы Души, получать подсказки в сновидениях, толкуя те глубинные образы, что идут из глубин объективной психики, из Anima Mundi.

Архетип Самости

Самость — это не то, что мы выбираем, а то, что выбирает нас.

М. Стайн

Само определение Самости, данное Юнгом, очень многозначно и глубинно. С одной стороны, оно говорит и о том внутреннем зове, к которому стремится каждое существо, и о той тёмной Силе, которая тащит каждого на дно во имя пробуждения и самосознания самого себя.

Самость — это архетип психической целостности. Это Источник, из которого все мы родом. Это образ Бога в нашей Душе. Самость — это то, что включает в себя целостность психических процессов, переживаний, чувств, уроков на жизненном пути. Это то, что движет нами, это наш центр, жизненный центр, в котором содержится весь наш потенциал.

Самость — это та первичная Сила, жизненный источник, что ведёт нас и нами движет. Она может нас как оживить, если следовать внутреннему зову, так и умертвить, если наше Эго сопротивляется той ответственности за выбранный нашей Душой путь, которая лежит на нас с рождения.

В процессе социализации, которая важна для выживания, социального и личного развития, понимания мира и самого себя, человеку приходится «делиться» на части, что и разрушает эту первичную целостную структуру Души. Однако этот процесс разделения на противоположности и полярности неизбежен. Более того, он крайне важен для развития нашего сознания, развития Эго.

Первичная целостность — это состояние полного слияния, единства с бессознательным. Здесь нет места сознанию, а значит, нет места развитию. Развиваться просто нечему и некому. Самость может проявить себя через Эго. И разделение, сепарация необходима для рождения «я» как отдельной категории для дальнейшего развития на пути индивидуации.

Когда сознание рождается из бессознательного, первое как бы теряет свою связь с первичной Силой. Однако зачастую во второй половине жизни человек снова начинает выстраивать эту связь Эго — Самость. Когда во внешнем мире многое достигнуто, многое испробовано, человек в середине своего жизненного пути чувствует нехватку чего-то более ценного. Возникает потребность в чём-то большем. Самость как бы начинает заигрывать с нами, как выразился бы Арнольд Минделл, привлекая внимание Эго к себе.

На самом деле Самость всегда с нами заигрывает, всегда на связи. Однако лишь во второй половине жизни в человеческом сознании вызревает готовность к обращению внутрь. Однако и так происходит не всегда. Всё индивидуально. Кто-то может и в двадцать лет начать осознанное знакомство с внутренними глубинами, а кто-то и в шестьдесят.

Задача здесь — вновь обрести эту самую психическую целостность. Это тернистый путь. И знакомство начинается с Тени, с возвращения себе когда-то утерянной части себя, где содержатся истинные потребности человеческой Души.

Можно провести некую параллель между Целостностью и Божественным Ребёнком. Ребёнком как символом целостности, Душа которого — не tabula rasa, не чистый лист. Это то зерно, в котором заложена вся Вселенная, зерно, которое может дать неимоверные плоды, цветение бесконечной Вселенной в одной земной жизни.

Так вот, говоря о Внутреннем Ребёнке, который живёт внутри нас, нас социализированных, Целостности можно достичь путём активации этого самого Ребёнка, которого социум «закопал» в целях сделать нас удобными. Ребёнка, который открыт миру, который лёгок, бесстрашен, который желает и чувствует. Наступил эон Гора-ребёнка. И сейчас как никогда актуален и реален процесс раскрытия своей внутренней сущности, освещения своей Тени, возвращения некогда утраченной внутренней ценности и налаживания контакта с миром внутренним. Божественному ребёнку всё подвластно, и для него нет ничего невозможного.

Самость приходит к нам во снах, она и есть режиссёр наших ночных видений. Она проявлена во всех наших повседневных делах и ситуациях. В наших невротических действиях и телесных симптомах. Она с нами в медитациях, в галлюцинациях душевнобольных, в наших страхах, в которых сокрыт Дар и ресурс для нового вдоха. Она в подавленных состояниях и озарениях, в телесных ощущениях, в общении со всем миром. Повсюду. Всегда.

По пути индивидуации идёт не Эго, но Самость.

К. Юнг

Об архетипах Евы и Лилит

Это небольшая статья об архетипах женственности, которые присущи женской половине человечества. Но обращу внимание, что эти архетипы в психике мужчины также содержатся, и они присущи его Аниме. Мужчина вступает в отношения с женщиной, черты которой схожи с внутренним содержанием его Анимы. И очень часто эта Анима — Ева, а не Лилит. Ева и Лилит — два архетипически противоположных полюса, это те полярные энергии, которые присущи каждой женщине, однако одна проявленность доминирует в сознании, а другая — в бессознательном.

Ева — архетип в женской психике, несущий в себе постоянство и стабильность. Женщина здесь больше о функционале матери и домохозяйки, нежели о первозданной женщине — Богине. Она обладает способностью к деторождению и воспитанию потомства, в ней очень развит материнский инстинкт. Она нежна и преданна. В отношениях с мужчиной она проявляет много материнской заботы. Ева часто занимается воспитанием не только своих детей, но и мужчины. Она нацелена в основном на семью, а не на собственное развитие. Плачевность такого положения в том, что женщина растворяется в своей функции и отождествлении себя с социальной ролью, с персоной.

В данном случае архетип Лилит, который доминирует в бессознательном и, таким образом, является неконтролируемым, может проявиться деструктивно. Например, зависимостью от сексуальных связей, телесности или же в аффекте в виде упрёков о личной несвободе. Хотя женщина сама выбрала такой путь, которому приходится подчиняться, она может этого не осознавать. Однако в каждом нашем выборе есть выгода, которая, как нам кажется, может нас оберегать или ограничивать.

Архетип Лилит, напротив, проявляется в своей свободолюбивости, в своём свободном проявлении сексуальности и нахождении в контакте со своим телом. Женщина, в сознании которой доминирует данная полярность, горда, умна и независима. Она заинтересована в своём развитии и творческом акте, при этом не завися от мужчины и голосов окружающих. Её мало волнует мнение других и ограничения социума. Она проявляется своей нестандартностью. Ей порой чужд быт, порядок и стабильность. Для себя она является самоценностью.

В отношениях такая женщина принимает и любит мужчину таким, каков он есть, не стараясь его изменить с помощью воспитания, как делает это Ева. И таким образом, очень часто находясь рядом с такой женственностью, мужчина начинает раскрываться сам, избавляясь от своих персон и масок, ему открывается его нутро, чувственная сторона — собственная творческая Анима, и мужчина способен вернуться к самому себе и собрать части своей личины воедино.

Такая женщина часто может слышать в свой адрес критику, однако ей это говорит о том, что она на своём пути и должна только лишь своей Душе.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Перед тем, как стать бабочкой… Путь внутренней трансформации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я