Влад Листьев & «Взгляд». 101 штрих к портрету

Евгений Ю. Додолев

В основе книги записки Евгения Ю. Додолева о создании и крушении самого рейтингового проекта отечественного телевидения –передаче «Взгляд». Двадцать лет спустя после закрытия Кремлем этой программы (в течение 2010—2011 гг.) автор встречался с теми, кто стоял у истоков «Взгляда». Здесь программа сквозь призму восприятия людей, имевших к ней непосредственное отношение. Как это бывает обычно в таких случаях, каждый читатель видит в издании что-то свое. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Влад Листьев & «Взгляд». 101 штрих к портрету предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОТ АВТОРА

Моя задача — рассказать в книге то, что я помню, и дать слово всем. А потом свести воедино, смешать этот коктейль из разных воспоминаний. И пусть читатель сам решает, кому верить…

И я понимаю, что довольных не будет. Еще и потому что все = великие. Которым трудно смириться с тем, что величие их не столь очевидно сейчас…

Адвокат Дмитрий Аграновский в дискуссии, что развернулась у меня в блоге, спросил:

«А кто помнит Листьева?».

Ну что сказать. Даже в медиа-сообществе не все, увы. Журналисты = «дети минут» (© Цой). Сюжет живет день. Журнал — месяц. Они (мы) не производят смыслов, не ваяют шедевры. Писатель и поэт тем и отличается от публициста, пылающего моментом. Да, репортеры вершат порой революции, но лишь как пехотинцы, а не полководцы. И даже лучшие из лучших, мега-реформаторы и первопроходцы преданы забвению. Владислав Николаевич Листьев перепахал отрасль, сменил ландшафт, разорвал шаблоны, но не снял ни одного фильма и не оставил ни одной строки. А ведь мог…

Листьев, Шульгина, Кордо. Лондон, 90-е.

Так я написал.

Мой коллега по «Совершенно секретно» и экс-сокурсник Листьева Дмитрий Лиханов ответил:

«Не мог. Он плохо владел письменным словом. Во всяком случае в универе».

Другие комменты.

Роман Берестов:

«Большинство людей старше 40 отлично помнит Листьева. Хотя, если спросить, чем именно он запомнился — никто не назовет сюжеты из „Взгляда“, большинство вспомнит „Поле чудес“ или (немногие) „Тему“. Но, помимо того, что его помнят, как первого „шоумена“ страны, ещё он один из святой троицы: Цой (рок-музыка, 1990), Тальков (поп-музыка, 1991), Листьев (шоу-бизнес, 1995). Хотя всех вместе, в варианте „три самых громких смерти начала 90х“, обсуждений я не встречал, но именно смерть на пике популярности будет являться центральной темой в разговоре о любом из них. Можно провести эту параллель, а можно не проводить. Думаю, внезапная смерть, например, Урганта от рук киллера и сейчас была бы всеобщей темой на месяц вперёд. А тогда и народ был чувствительнее, и шоуменов ещё не расплодилось тысячами. Обаяние, „народность“, лихость, огромная популярность и громкая смерть. Такой „коктейль“ большинством запоминается машинально. Помимо этой троицы, ещё Женя Белоусов имел „коктейль“, как у Влада. Но у Жени не было таинственной и интригующей смерти, и не было масштабной панихиды. Народ их любил, а за что — неважно. Душу они народную понимали, наверное».

Марина Ширяева:

Марина Ширяева (звукорежиссёр компании ВИD), Галина Чеботарёва (выпускающий эфирный режиссёр), Елена Саркисян (корреспондент), Екатерина (координатор).

«Нет, Жень, неправда, многие помнят! И даже не только те, а нас было немало, кто работал с Владом и видели его каждый день в Останкино, но и целое поколение людей 80-х, 90-х, которые были свидетелями и «действующими лицами» взглядовских эфиров.

Знаешь, один из руководителей телевизионной компании, в которой я работала перед уходом из Останкино в 2006 году, был приятно удивлён и очень благодарил меня, когда я сравнила его профессиональные методы работы с работой и отношением к людям Влада Листьева… а я знала, о чём говорила. Нашу программу «Академия» отдали под руководство Влада практически за 9 месяцев до его гибели… Кажется, такое решение было принято Советом директоров ВИДа, до этого программой занимались Саша Любимов и Ваня Демидов. Они поставили программу «на ноги» и её отдали Владу в общий поток — обычная практика. Конечно, харизматическая личность: журналист, ведущий, шоу-мен, продюсер, руководитель, — всё это очень важно, значимо, уникально, но для меня самое главное — это человек! Влад был настоящим ЧЕЛОВЕКОМ, он мог решить любую проблему — от творческой до примитивной бытовой — и это было очень важно. Важно, когда человека уважают и ценят за его труд, способности, талант… и Влад умел ЦЕНИТЬ!».

Анна Дергачева:

«Всех когда-нибудь забудут, а сдвиг в истории журналистики останется. Помню обаятельного Листьева из своего детства за телевизором».

Олег Трунников:

«Да, правда, но это выбор. Здесь и сейчас или потом и навсегда, и не обязательно. Реклама тех лет, Листьев в белом костюме с собакой — Господа, вы хорошо поработали… Тогдашние господа — гопники и бандиты. За пошлость нужно платить, не такой ужасной смертью, а забвением».

Елена Морозова:

«Его как раз прекрасно помнят. Все, кто застал. Манеру говорить, общаться. И не уверена, что тот каменный век был хуже сегодняшней расслабленности и торопливости. Листьев был еще культурным человеком и умел нормально подавать материал. Сейчас мало профессионалов, владеющих словом. Раскрепощенных и легко говорящих любую чушь в эфире — полно».

***

Помню, что «Взгляд» на самом деле творился Другими… Не теми, кто парадно персонифицировал Успех.

Александр Любимов как-то признал: «Ведущий — это часть большого коллектива. Сейчас такое шоу, как „Взгляд“, могут производить 10—15 человек. А тогда его делали человек 100—150. Да, в какой-то момент мы как ведущие тоже участвовали в формировании идеологии, но, если возвращаться к тем временам, это шоу не наше, а всей страны».

О да, «Взгляд» созидался людьми, которые не получали (ни тогда, ни после) завидные дивиденды всенародного обожания. При этом не просто одаренными, но порой — мое суждение — гениальными (по-телевизионному).

Телекомандиры с отменным вкусом и недюжинной отвагой: Анатолий Лысенко, Александр Пономарев и Эдуард Сагалаев.

Александр Пономарев.

Волшебный оператор-постановщик Владимир Брежнев.

Режиссеры-от-Бога Иван Демидов, Игорь Иванов, Макс Иванников и Татьяна Дмитракова.

Без ТВ-талантов монтажера Владимира Краузова не стал бы Влад Листьев признанным мэтром индустрии.

Героические выпускающие Стас Ползиков и Андрей Шипилов.

Гений креатива Константин Эрнст.

Талантливые «родители» мега-передачи Анатолий Малкин и Кира Прошутинская.

Замечательные звукорежиссеры Татьяна Дюжикова и Марина Ширяева.

Вдохновенный музредактор Елена Карпова, и, между прочим, в известном смысле спасшая спивающегося Листьева (с которым она вместе училась), поскольку именно она познакомил «Листа» с той сакраментальной Женщиной, которая, как водится, стоит за спиной любого выдающегося мужа — Альбиной (Лена привела ведущего в мастерскую Назимовой)…

Несравненные ТВ-мастера Михаил Ольховский и Владимир Краузов.

Фотографию последнего разместил осенью 2019 года в Facebook’e. С подписью: «Без ТВ-талантов монтажера Краузова не стал бы Влад Листьев признанным мэтром индустрии. На ТВ были люди, без коих „Взгляд“ не стал бы тем, чем стал. И, соответственно, ведущие („первая тройка“) не обрели бы статус всесоюзных кумиров».

Многие знатные телевизионщики откликнулись.

Андрей Столяров:

«Я помню Володю и не только его смену. Лучшие часы, дни, недели проходили на монтаже, я и любимую передачу назвал „МОНТАЖ“».

Светлана Бодрова:

«Я помню и общаюсь! Он в новой „Жди меня“, но тоскует без меня!».

Астафьев и Листьев. Фото Дмитрия Азарова.

Лео Соловьев:

«Володя старая спокойная рабочая лошадка. Именно силами таких людей вымощена дорога на высокий пьедестал всех тех, кто запрыгнул в конце 80-х в этот сумасшедший поезд. К тому времени Краузов уже работал на телевидении почти 15 лет».

Роман Берестов:

«Влад в любом случае стал бы „звездой“, с одними коллегами, или с другими. Потому что он был человек-феерверк, который взлетает, и взрывается в вышине. Такая роль. Мне даже нравится версия, что Влад сам организовал свою смерть и похороны, как величайшее шоу в своей жизни (это бред, но красиво звучит). Если посмотреть на мотивы, то, в принципе, так и было. После попытки самоубийства, вероятно, связанной с вынужденным умерщвлением сына (боже, что я такое говорю, это всё бред и вымысел), он искал способ довести начатое самоубийство до конца (le chemin de papa). Сначала алкоголь, затем опасная игра с опасными людьми в: „Ну пристрелите меня уже кто-нибудь“. Так не играют, когда хотят жить долго и счастливо».

Александр Политковский:

«Непонятно, о чём беседа. В 1992-ом не было нелинейного монтажа. Он выполнял всё, что я придумывал на бетакамах. Мы сделали „За окнами август“. Да, он реализовывал всё, что я придумывал. Для меня он лучший… Но при чём тут Влад? У каждого своя работа!».

Татьяна Пушкина:

«Я помню Володю, 45 аппаратная, неподъемные рулоны, Вовка Жечков работает в видеотеке; там же, в 45-й, монтажеры Дима Паппе и Андрей Разбаш».

Наталия Метлина:

«Вова — мой первый Режиссер монтажа! Это класс!».

Александра Ливанская:

«Вся программа „Взгляд“ со всеми её авторами и программа „До и после полуночи“ — это история нашего телевидения. И самая прекрасная страница этой истории. Мы делали то, что никто до нас на ТВ не делал. А позже, когда Листьев стал ведущим программ-калек с американского ТВ, всё уже стало хуже. Вторичность всегда — плохо. Но меня недавно поразило вот что. Я, как член государственной комиссии, принимала гос. экзамены на факультете журналистики МГУ. Садится за мой стол девушка. Показывает свой билет. Там вопрос: СМИ периода перестройки. Я обрадовалась: услышу про наши программы. А девица начинает рассказывать про газету Правда. Я обомлела. Я ей называю телепрограммы, газеты, журналы того времени. Смотрит на меня, ничего не понимая. Наконец, спрашиваю: „ну вы же знаете это имя — Владислав Листьев, самый известный журналист Перестройки?“ Девушка молчит».

(Дмитрий Горин ей там же, в моем боге ответил: «Александра, нашла тоже, где искать знания о ТВ — на факультете журналистики!»).

Усачев, Кушанашвили, Демидов.

Марина Ширяева:

«Да! Безусловно! Команда имеет огромное значение, на мой взгляд, решающее! Помнится, что в «молодёжке» было 11 бригад, работающих на ВЗГЛЯД… Кто-то ездил с ТЖК, командировки по разным городам, кто-то готовил сюжеты к эфиру, кто-то готовил сам ЭФИР ВЗГЛЯДа…

Все были молодые, азартные, любопытные и очень хотели делать что-то интересное! Молодёжная редакция в то время очень отличалась от других редакций… «Мир и молодёжь», «12-й Этаж», «Весёлые ребята», «Монтаж» — какие были проекты, какие замечательные, талантливые ребята работали, как было интересно! ВЗГЛЯД — отдельная песня, это был грандиозный МАСШТАБНЫЙ проект по тем временам…

Листьев и Дмитракова.

Команда ведущих — все молодые красавцы с горящими глазами! Острая проблематика с захватывающими сюжетами, интересные гости программы, музыканты… Многофункциональная студия с разными «площадками», специальная выгородка, световая и звуковая схемы — технический отдел Останкино «стоял на ушах»…

Инженеры АСБ-4 бегали всё в «мыле»… Веня Голубцов, первый эфирный звукорежиссёр, дневал и ночевал в студийной аппаратной… Он же позвал Веру Глаголеву (не путать с тезкой-актрисой — Е.Д.) в пару, брата Сашу — они разрабатывали технологию эфира, наполнение сложнейшей звуковой схемы. Были мастера, что и говорить, приятно вспомнить…

А какие операторы работали — это же был самый ЦВЕТ Останкино…

Сама идея такого эфира была уникальная, необычная, смелая. Тогда ничего подобного на телевидении у нас в стране никто не делал».

***

Да, они создавали «Взгляд», Краузов и десятки других, чьи лица сопряжены в памяти моей с бессонными ночами монтажей, беспечным куражом дерзких командировок и адреналиновыми «орбитами» дневных эфиров, которые как бы трамплинили кульминационный пятничный вечер.

Телевечер, который для двухсот миллионов зрителей начинался с магического пароля:

В эфире «Взгляд»!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Влад Листьев & «Взгляд». 101 штрих к портрету предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я