Эта книга посвящена поколению Х – людям, родившимся в 1964–1984 годах. Вы узнаете, какие ценности объединяют представителей этого поколения. Познакомитесь с примерами практических решений, ориентированных на деловое взаимодействие с «Иксами». Вы поймете логику действий, приоритеты, ожидания поколения Х. Представители поколения Х смогут осознать себя и свои действия как на работе, так и в личной жизни. Книга будет полезна профессионалам, работающим с людьми в разных сферах, – управлении, маркетинге, продажах, рекламе, коммуникациях, стратегическом планировании.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория поколений. Необыкновенный Икс. 1964 – 1984 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Мир российских иксов, или все мы родом из детства
Как повлияли на Иксов семья и школа? Давайте вспомним, представим и проанализируем происходящее глазами ребенка того времени в возрасте до 10 лет (без всяких взрослых умных выводов и обобщений).
Окружение, семья и школа
У меня было детство!
У меня было самое лучшее детство!
Какая семья у поколения Х? Чаще всего семья Беби-бумеров, в которой двое детей, а родители много и с удовольствием работают. Кто-то из родителей приехал из других регионов, городов, а порой даже стран (по распределению как молодые специалисты, на учебу, на большие стройки), некоторые принадлежат к разным этническим группам. В это время встречается много смешанных семей — межэтнических, межрегиональных, интернациональных, в которые родители привнесли свои культуру и ментальность.
В связи с высокой занятостью родителей-трудоголиков Иксы достаточно самостоятельны и автономны, недаром их называют «поколением с ключом на шее». Ребенок многое делает сам: идет в школу и возвращается из нее (подобное случается даже в старших и подготовительных группах детского сада), забирает из детсада младших братьев или сестер, делает уроки, ходит в разные кружки и секции, готовит или разогревает еду, гуляет, совершает покупки в магазинах — в общем, организует свой день. Проверка домашних заданий родителями сводится к вопросу, сделаны ли уроки, и только в особо сложных случаях мать или отец приходят на помощь. В то же время родителям-Беби-бумерам важно, чтобы ребенок учился на «хорошо» и «отлично». Об этом говорят дома, на работе, в общественных местах.
У семьи, в которой растут Иксы, есть разные совместные мероприятия, праздники.
На дни рождения мама и иногда старшие дети-Иксы (как девочки, так и мальчики) пекут фирменные торты или делают в вафельнице трубочки с вареной сгущенкой.
На Новый год собираются с друзьями и родителями, накрывают большой стол с обилием домашних салатов, тортом собственного приготовления и под бой курантов поднимают бокалы с шампанским…
Причем наступление Нового года дети и родители отмечают вместе, и только после полуночи, когда на телеэкранах вспыхивают «Новогодние огоньки», у каждого поколения начинается свое празднование. А еще на Новый год с предприятий, где работают родители, детям приносят подарки с конфетами и мандаринами, приходит Дед Мороз со Снегурочкой, которым ребенок с готовностью читает стихи или поет песенки. И, конечно, Новый год — это утренники, когда из подручных вещей мастерятся карнавальные костюмы.
На День Победы семья собирается по возможности с дедушками-бабушками — участниками, ветеранами войны или работниками тыла, вместе обедают и поют военные песни.
1 и 9 Мая, а также 7 ноября семья участвует в демонстрациях и парадах. Иксы ходят на эти мероприятия, где общаются со взрослыми, идут в колоннах, поют песни и машут флажками.
У семьи есть почти ежедневные общие «информационные мероприятия»: например, завтрак, когда на кухне каждый рассказывает о своих планах на день, собираясь на работу, в детсад или школу, при этом все друг друга слушают и задают вопросы, в том числе ребенку. И все это, как правило, под сводки новостей и прогноз погоды по радио или по телевизору, который включен в гостиной. По субботам дети-Иксы, а также их родители смотрят «АБВГДейку», а по воскресеньям — «Будильник», «Ералаш» и «В гостях у сказки».
Семья ребенка-Икса много участвует в различных соревнованиях — как спортивных, так и общественно полезных. Проводятся командные состязания «Папа, мама, я — спортивная семья» (которые в 1969 году придумал альпинист и спортивный комментатор Борис Клецко и позднее на их основе сделал телепередачу), в любое время года и практически в любом месте идут «Веселые старты», развивается туризм. В это же время появляются такие турниры, как «Золотая шайба», «Кожаный мяч», «Плетеный мяч», «Лыжня зовет!». Помимо массового приобщения детей к активному и здоровому образу жизни, эти мероприятия преследуют и другую цель — именно на них отбираются для большого спорта самые сильные и перспективные ребята.
У семьи есть еще одна задача: нужно круглый год обеспечивать себя продуктами. Поэтому все взрослые и дети работают на даче или огороде, выращивая картошку, яблоки, ягоды и т. п. После сбора урожая, в течение большей части лета и в начале осени, семья делает заготовки: варит варенье, закатывает банки с огурцами, компотами. Запасы хранятся в погребе, на балконе или под кроватью и в холодное время года постепенно съедаются.
Дети-Иксы не очень любят такую «обязаловку», но понимают всю ее важность и вкусность, поэтому наравне с родителями копают, пропалывают, собирают, порой самостоятельно отправляясь на дачу, если она находится в черте города. А еще существует такое явление, как «выездная» дача, куда дети отправляются с дедушками-бабушками на все лето.
Помимо семьи в классическом понимании у ребенка-Икса есть еще одна семья — дворовая, уличная. Мальчишки и девчонки проводят огромное количество времени, иногда даже больше, чем с родителями, во дворе и на улице в различных совместных играх и приключениях. Такая «суррогатная семья» часто формируется внутри одного или нескольких дворов в микрорайоне, поэтому собрать тех, кто хочет пойти гулять, очень легко. Достаточно увидеть, кто уже есть во дворе, пройтись по квартирам или просто выйти из подъезда и покричать. В этой «семье» всегда есть ребята разного возраста, и каждый, даже самый маленький, учится отвечать за себя. В то же время работает принцип присмотра старших за младшими, а потому родители без проблем отпускают детей гулять до самого вечера в разное время года.
В этот период строится много новых детских садов и школ, потому что Иксы — самое большое из поколений в России (первые классы доходят до буквы «К»).
По сравнению с нынешними детсадовцами маленьких Иксов водят на дополнительные занятия не так много — в основном на спортивные, иногда на музыкальные. У Икса-дошкольника много свободного времени. При этом считается, что «хороший ребенок» обязательно должен чем-то заниматься в свободное время, поэтому с началом обучения в школе Икс отправляется в три-пять, а то и больше кружков одновременно. Особой популярностью у родителей пользуются музыкальные школы, и Иксы там учатся массово, даже мальчики. Такое дополнительное обучение за небольшие деньги доступно семьям разного уровня, независимо от величины города. Кружки по шахматам, танцам, плаванию, авиамоделированию, радиотехнике, клубы интернациональной дружбы и т. п. открыты во Дворцах пионеров, по рисованию и лепке — в художественных школах. Занятия там проходят в группах. А вот индивидуальным подходом детский сад и школа не отличаются, исключения бывают только в случае обнаружения у ребенка ярко выраженного таланта. Получается, настоящий Икс с детства свободен в выборе того, чем он хочет заниматься.
Надо отметить, что в жизни Икса присутствует много вещей, сделанных своими руками. Поскольку купить готовые (особенно необычные, интересные, прикольные) вещи очень трудно, Икс вынужден все делать сам — в кружках, на уроках, дома. Из садика эта модель переходит в школу, где принцип «сделай сам» продолжает работать.
Кстати, в школе помимо основной учебы есть разные виды других занятий: дежурство, работа с младшим подшефным классом, уборка классов, участие в общественной жизни. Линейки, смотры строя и песни, политинформации, поездки на предприятия родителей, экскурсии, сбор макулатуры, интернациональная дружба и помощь народам других стран в виде тетрадок, ручек, карандашей, которые отправляются «в Африку», — все это естественная часть жизни поколения Х.
К окончанию начальной школы Икс может выбрать для себя специализацию: наиболее сильные ребята часто переходят в спецшколы — спортивные, физико-математические (кстати, без всякого блата). Именно в это время создаются и знаменитые ФМШ — физико-математические школы в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве, а потом и в других городах, куда отбирают наиболее одаренных ребят со всей страны (но это история для тех, кто постарше).
Планирование дальнейшей жизни — как тактическое, так и стратегическое — для Икса закладывается в детском саду и развивается в школе. Если хорошо себя ведешь и учишься, участвуешь в общественной жизни, станешь пионером, потом комсомольцем, а дальше открывается множество перспектив.
Привычка всегда использовать план закладывается в Иксов самым естественным образом: в садике установлен режим дня — с завтраком, обедом и полдником. Этот же режим будет частично соблюдаться в школе, особенно в группах продленного дня, а также в пионерских лагерях. Даже в теле — и радиопрограммах отведено специальное время для детских фильмов и передач.
И, конечно, важной частью детства становятся каникулы, когда у ребенка появляется огромная свобода — ходить по утрам в кино, гулять, играть, открывать мир.
С материальной точки зрения у детей-Иксов много похожего. В школу они ходят в одинаковой форме, в домах у всех в основном типовые вещи, но ребята не особо переживают из-за нехватки разнообразия, для них важнее огромные пространства для приключений, которые вызывают множество эмоций.
Иксы считают, что у них «было самое лучшее в мире детство», как написал в своей песне Антон Лирник, но никому не раскрывают этот секрет.
Вот что было в этом детстве Икса:
У меня было самое лучшее детство,
Я таскал абрикосы во дворе по соседству.
Дергал за косы отличницу Зойку
И завтракал под «Пионерскую зорьку».
А по воскресеньям под «В гостях у сказки»
Я шил ватно-марлевые повязки.
Я палил дымовухи и бросал их с балкона,
У меня на стене был плакат Сталлоне.
Меня не возили в Европу на лето,
Мне не покупали PlayStation третий.
Зато!
Зато!
У меня было детство!
У меня было детство!
У меня было детство!
У меня было самое лучшее детство!
Поколение X сделало выводы
Чему научились российские Иксы в семье, детском саду и школе?
• Быть взрослыми: уметь делать разнообразные жизнеобеспечивающие вещи, принимать на себя ответственность.
• Комбинировать множество дел в течение дня так, чтобы время на «погулять» обязательно оставалось. Икс всегда найдет свободные минуты для себя и будет переживать, если их не хватает.
• Сочетать разноплановые занятия, быстро переключаться между ними при необходимости.
• Использовать подручные материалы, не бояться ситуации, когда чего-то нет в наличии. Уметь находить все необходимое в окружающем мире.
• Ценить свободу, когда в любое время можешь пойти куда хочешь.
• Собираться и переезжать в новые, более комфортные условия, которые сначала нужно благоустраивать.
• Соревноваться в разных направлениях, если нужно, быстро объединяясь в команды. Нельзя сказать, что Иксы очень любят состязаться (в детстве этого хватило!), но если уж на то по — шло…
• Уметь жить и в городе, и на природе. Знать множество секретов и деталей выживания в этих условиях (поиск еды, медицинская помощь). Уметь выращивать овощи, ягоды и фрукты, собирать их и заготавливать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория поколений. Необыкновенный Икс. 1964 – 1984 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других