Организация и методика обучения спортивным видам единоборств. Учебное пособие

Евгений Васильевич Головихин

Учебное пособие для студентов, тренеров-преподавателей, инструкторов, специалистов, работающих в сфере спортивного образования. Научное обоснование тренировочного процесса.

Оглавление

КАРАТЭ, КАК НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Яркие образы бойцов, которые умело, мощно и эффективно демонстрируют приёмы атаки и защиты, находят выход из лю — бых сложных ситуаций, расправляются с множеством врагов, борются за справедливость — обычно это первый стереотипный образ при слове КАРАТЭ. Средства массовой информации до — вольно специфично доносят до потребителя образы каратистов. На самом деле каратэ является древнейшей системой специали — зированных знаний, умений и навыков, которые в основном бы — ли накоплены эмпирическим путём. Более пяти столетий приоб — ретался и обобщался опыт практической деятельности в каратэ. Отбиралось лучшее и наиболее эффективное и, несмотря на от — сутствие теоретических обоснований в подготовке мастеров ка — ратэ, результаты тренировок духа и тела были впечатляющие.

В настоящее время каратэ — популярнейший вид обще — ственно-социальной деятельности, соединивший в себе здоровый образ жизни, спорт, профессионально-прикладные умения, фи — лософию. Возможности развития личности через систему заня — тий каратэ — неограниченны. Соответственно каратэ можно рас — сматривать как научную и учебную дисциплину, представляю — щую способ организации знаний о роли и месте каратэ на раз — личных жизненных этапах личности, особенностях и общих за — кономерностях его функционального развития.

Объектом изучения каратэ являются физические, психиче — ские возможности и способности индивидуума, которые изме — няются при систематическом воздействии средствами каратэ.

Предметом исследования выступают общие закономерно — сти процесса занятиями каратэ. В каратэ можно выделить три направления, где проявляются эти закономерности: профессио — нально-прикладное, спортивное, оздоровительное.

Профессионально-прикладное направление включает в себя вопросы о причинах возникновения каратэ, его роли и месте как

социальной подсистемы в жизни человека и общества в настоя — щее время; соотношение каратэ с другими подсистемами (обуче — ние, воспитание, трудовая деятельность); перспективах развития в связи с происходящими изменениями в жизни современного общества; поисками адаптированных форм обучений в соответ — ствии с целями занятий каратэ; использование возможностей ка — ратэ для формирования духовной культуры общества; формиро — вание аспектов безопасности жизнедеятельности; практическое применение в экстремальных ситуациях.

В спортивном направлении изучаются общие основы спор — тивной тренировки, закономерности управления и развития ка — ратэ (мотивация к самосовершенствованию, вид спорта, профес — сиональная деятельность тренеров-преподавателей, влияние спортивных занятий на здоровый образ жизни, прикладная направленность, развитие личности).

В оздоровительном направлении изучается влияние средств каратэ на процесс жизнедеятельности организма челове — ка; оптимальный подбор упражнений для развития необходимых двигательных и координационных качеств; адаптационные про — цессы к физическим и психическим нагрузкам; направленное развитие черт характера и свойств личности; общее физическое развитие занимающихся; повышение работоспособности, жизне — способности и уровня здоровья; долгосрочные программы по — стижения возможностей развития личности в духовном и физи — ческом плане через занятия каратэ.

Основными задачи каратэ как учебной дисциплины являет — ся обобщение практического опыта, дидактическое описание развития предмета, осмысление сущности системы занятий, вы — работка оптимальных способов управления и организации учеб — но-образовательного процесса, формирование здоровьесберега — ющих технологий.

Обязательно надо отметить специфическое влияние на за — нятия каратэ ряда наук: философии, психологии, педагогики, ан — тропологии, акмеологии, социологии, физиологии, биохимии, биомеханики. Их законы и закономерности напрямую влияют на процесс развития каратэ во всех его проявлениях.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я