Когда два грешника говорят «да»

Дэйв Харви, 2007

В книге известного христианского консультанта по семейным отношениям рассказывается о ключевой драме всех супругов. Она не зависит от расы, этнического происхождения, места жительства или эпохи. Ею объясняются погибель и надежда любых человеческих отношений. Что все мы так или иначе склонны делать в нашем браке? Отрицать свой грех, указывая на грех другого. А отрицая свой грех, мы обесцениваем благодать. Вот что самое главное в этой книге: на уровне повседневности кухонь и гостиных она честно говорит о грехе и с большой надеждой – о поразительных возможностях Божьей благодати в Иисусе Христе. Не важно, только ли вы ждете вступления в брак или женаты уже много лет. Как пара, вы нуждаетесь в зеркале Божьего Слова, посмотреться в которое и поможет вам эта книга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда два грешника говорят «да» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Что на самом деле важнов браке

Богословы у алтаря

Разноцветные лучи света озарили церковь, когда распахнулись большие двери. Торжественным гимном наполнился свежий весенний воздух, проникавший в зал через открытые окна. Родственники и друзья поднялись на ноги, и темное дерево скамеек издало звук, говорящий о сохранности традиций, благолепии и благопристойности.

Едва заметно дрожа и покусывая губы, невеста начала свое свадебное шествие — путь, который она репетировала у себя во дворе два десятилетия. Ее ждал нетерпеливый молодой человек, сгусток энергии во фраке. Улыбка у него на лице и в его глазах была полна восторга, когда он смотрел на приближавшуюся невесту.

Служитель, совершавший бракосочетание, одобрительно кивнул, когда отец невесты выполнил свою часть церемонии и вложил руку дочери в руку жениха. «Есть ли здесь кто-нибудь, — спросил пастор, — кто знает причину, по которой этот мужчина и эта женщина не должны вступать в брак? Пусть говорит сейчас или навеки хранит молчание!» Все замерли, вежливо предвосхищая продолжение церемонии, пока священник сделал паузу, кивнув собравшимся. Но вдруг почтительную тишину нарушил голос одного старика: «Откуда вы знаете?»

Он встал из задних рядов, держась за спинку скамейки перед собой, и в его взгляде светилась сильная душевная страсть.

«Я не хочу проявлять неуважение, — заявил он, когда все лица обернулись в его направлении, — но откуда вы знаете — я имею в виду, на самом деле знаете, — что этот брак окажется удачным?»

Его тон был порывистым, но не дерзким, мог удивить собрание, однако был совершенно искренним.

Затем, понизив голос и потупив глаза, старик произнес медленно и осторожно свои последние слова: «Откуда… Как кто-нибудь вообще может такое знать?..».

Одни смотрели на говорившего с удивлением. Другие с негодованием. И пока эхо его неожиданного вопроса затихало под сводами церкви, время словно замерло и десятки находившихся в зале людей давали свои собственные ответы на этот вопрос, каждый слушая в голове свой собственный внутренний голос.

«Они любят друг друга — любовь побеждает всё», — думала подружка невесты.

«Совместимость — ключ, а брак — дверь», — думал общий друг.

Бывший молодежный пастор жениха и невесты, который много лет знал их семьи, говорил себе: «Всё зависит от родителей. У этих ребят всё получится, потому что они из хороших семей».

Дядя Боб, финансовый аналитик, поправил свой галстук и усмехнулся про себя: «Да вы, приятель, представляете себе, каким будет их семейный капитал через несколько лет? Хорошее финансовое планирование уничтожает все серьезные проблемы, которые мешают здоровью брака».

А друг жениха подумал: «Они прочитали все возможные книги о браке — что еще им надо знать?».

Спасая дух церемонии, пастор произнес: «Возлюбленные, мы собрались тут, чтобы посвятить этот брак Богу. Он усмотрит, чтобы брак был успешным. Давайте помолимся…».

Хороший вопрос, прекрасный ответ

Представьте, что такое произошло на самом деле. Что бы вы подумали? Кто прав? Все они? Никто из них? Что бы пришло вам на ум в тот момент?

Но еще более важно, что бы вы ответили, если бы этот старик пришел и задал вам вопрос о вашем собственном браке прямо сейчас. И даже не вопрос «Будет ли он удачным?» — а что-то вроде: «Может ли ваш брак быть таким, каким ему полагается быть?».

Если вы дочитали книгу досюда, значит, этот вопрос актуален и для вас. Наши цели, связанные с браком, не останавливаются на вопросах: «Будет ли он долгим?» или «Будет ли он успешным?». К чему стремятся люди в этих важных отношениях? Чтобы брак процветал и укреплялся даже в трудные времена. Так что я хотел бы предложить ответ, который может и не прийти вам в голову. В нем отражается основная мысль данной книги.

Во-первых, позвольте мне сказать, что все ответы удивленных гостей на той воображаемой свадьбе правильны: любовь, совместимость, хорошее семейное воспитание, хорошее планирование, знания, совместная вера. Каждый из этих моментов — полезный и даже жизненно важный компонент удачного брака. Вероятно, вы сможете придумать и другие хорошие ответы.

Но есть ответ, который стоит на первом месте по отношению к другим и помогает им работать сообща самым наилучшим образом. Этот ответ настолько емкий, что всю оставшуюся часть книги мы будем изучать его. Сначала он может показаться не слишком важным. Но, основываясь на Писании и на всём, чему я научился, работая пастором двадцать один год, я уверяю вас, что эта истина способна потрясти ваш мир. Вот она.

Тем, что мы думаем о Боге, определяется качество нашего брака.

Прислушайтесь ко мне

Позвольте объяснить вам кое-что. Каждый человек смотрит на жизнь с определенной точки зрения. Некоторые называют это мировоззрением. Мировоззрение определяется многими вещами: нашей культурой, полом, воспитанием, текущим положением и т. д. Но самое важное, чем формируется мировоззрение человека, — это его понимание Бога. Тем, что человек думает о Боге, определяется, что он или она думает о том, как мы попали сюда, какова наша конечная цель и что происходит после того, как мы умрем. Так что, по сути, наше мировоззрение, наш взгляд на жизнь определяется нашим взглядом на Бога. И когда мы начинаем говорить о богословии, мы фактически открываем то, что мы думаем о Боге. А то, что мы на самом деле думаем о Боге и о том, что для нас значит жить для Бога, и есть наше богословие. Иначе говоря, богословы — это не просто умные парни из семинарий или очень умные мертвые парни на кладбищах… Вы сами — тоже богословы! Послушайте известного богослова наших дней Р. Ч. Спраула:

Ни один христианин не в состоянии обойти богословие стороной. Каждый христианин — богослов. Может быть, не богослов в техническом или профессиональном смысле, но тем не менее — богослов. Вопрос для христиан не в том, богословы они или нет, а в том, хорошие они богословы или плохие[3].

Так какой вы богослов? На этот вопрос ответить нетрудно. Сознаем мы или нет, но наши представления о жизни, о потребностях, о браке, любви, конфликтах и обо всём остальном всё время проявляются в наших словах и делах и неизбежно отражают наше представление о Боге. Если вы прислушаетесь к себе, то услышите, что богословие срывается с ваших уст каждый день. Посмотрим, узнаете ли вы его в этом разговоре.

«Мне действует на нервы, когда ты так поступаешь!»

«Неужели? Да я просто так устроен: я не виноват, что мое поведение так на тебя действует».

«Тебя ведь нисколько не заботит то, что нужно мне, верно?»

«То, что нужно тебе? А ты не забываешь о том, что нужно мне? Мои чувства в нашем браке тебя вообще не волнуют».

«Почему ты не можешь мне доверять?..»

Типичная перебранка супругов? Да. Но намного больше, чем просто перебранка. Такие простые высказывания, которые могут прийти на ум каждому женатому человеку (хотя мы не всегда произносим их вслух), исходят из сердец, которые уже заняли определенную позицию касательно того, кто мы есть, что нам нужно, что на самом деле важно и какую роль во всем этом играет Бог. В подобных разговорах супруги выкатывают свое богословие из гаража, где оно обычно стоит, и устраивают заезд наперегонки.

Это может не быть очевидным для вас прямо сейчас, но я уверен, что станет понятнее по мере чтения книги. Хороший супруг-богослов, который занимается богословием ежедневно, сможет распознать выражаемые в этом разговоре взгляды на Бога и на себя, проблемы и отношение, представления о добре и зле, которые отстаивают и о которых спорят. Богословие присутствует в словах: «Мне действует на нервы». В акцентах: «То, что нужно мне». И в основных утверждениях: «Я так устроен».

А потому не заблуждайтесь. То, как муж и жена обустраивают свой брак изо дня в день и из года в год, основано на их богословии. Оно управляет тем, что мы думаем, что мы говорим и как мы себя ведем. Ваше богословие управляет всей вашей жизнью. И им определяется то, как вы живете в своем браке.

Начнем с начала: приведем в порядок пуговицы

Приходилось ли вам неправильно застегивать рубашку? Когда пуговицы и петли перепутаны, рубашка выглядит так, словно ее надел первоклассник. (Предполагаю, что это проблема мужчин.) Недавно такое со мной случилось. Я застегнул первую пуговицу неправильно и продолжал застегивать, пока не превратился в кошмар. Вот забавно: я думал, что выгляжу прекрасно, — да, внизу осталась лишняя пуговица, но это, очевидно, было особенностью модной рубашки.

Такие моменты ставят мою жену Кимм в неловкое положение. Должна ли я опять заниматься его внешним видом, — думает она, — или пусть ребята в офисе над ним посмеются? Но на тот раз она была милостива и я начал день застегнутым правильно.

Просто поразительно, сколь неаккуратным и распущенным может выглядеть человек, который не застегнул правильно первую пуговицу. Начните плохо — и вы уже не сможете исправить положение. Правильное начало — ключ к тому, чтобы всё остальное было правильно.

Брак подобен рубашке. Если вы начинаете правильно, то и многие другие «пуговицы» брака — общение, разрешение конфликтов, любовь, роли в семье — всё выстроится по порядку и будет работать вместе.

Какая же первая пуговица брака? Мы уже сказали. Это… богословие! Но как выглядит «правильно застегнутое» богословие? Давайте кратко осветим три самых важных компонента прочного, библейского супружеского богословия.

Основа вашего брака — Библия

Чтобы быть хорошим богословом, а следовательно, хорошим супругом, мы должны познать Бога таким, каков Он на самом деле. Мы должны получить свое понимание и толкование Бога и реальности из Писания. Именно в Писании Бог явлен правильно — Его характер, Его деятельность, Его сердце и Его славный замысел искупления. Если точнее — то в Библии мы встречаем Бога таким, каким Он дал Себя познать в личности Иисуса Христа. Христос есть «Истина» (Ин. 14:6). Знать Его — значит знать Истину. Основанные на истине браки, по сути, основаны на Христе.

Мы, очевидно, живем в такое время, когда значение брака непросто уловить. Освобождаясь от каких бы то ни было авторитетов, брак идет по стопам культуры, что бы эта культура ни делала. В ходе безумной ночи развлечений одна поп-звезда вышла замуж, а утром подала на развод. Для нее брак был игрушкой на несколько часов, вроде вечера в спортзале или посещения ресторана. Просто спонтанная прихоть. Никому ведь нет от этого вреда…

Вот почему Библия так важна. Как Слово Божье, она наполняет брак вечным и славным смыслом. Она авторитетно говорит о том, каким задуман брак. Она — одновременно и стандарт оценки брака, и ключ к радости в нем. Вы одновременно и удивляетесь, и сбрасываете с плеч тяжкий груз, когда осознаёте, что длительность и качество вашего брака не основаны на силе вашей преданности ему. Напротив, они основаны на чем-то находящемся полностью вне вашего брака — на Божьей истине, которая просто и ясно представлена на страницах Писания.

Я знаком с одним программистом, работа которого слишком сложна для меня. Я даже не пытаюсь в ней разобраться. Не так давно он рассказал мне о компьютерной программе, у которой даже инструкцию по использованию можно было понять только через личное общение с ее создателем. Программисты со всего света прилетали на занятия, которые вел этот человек, чтобы узнать, как надо пользоваться его программой. То есть программист создал программу и написал к ней инструкцию, в которой он — единственный авторитет. Давайте начнем с этого. Здесь всё понятно.

То же самое происходит в браке. Бог сотворил «программу» брака, написал «инструкцию» и постоянно разъясняет ее нам. Он — единственный верный и надежный авторитет в вопросах брака. Будучи его Создателем (смотрите первые две главы Книги Бытие), Он знает, как брак устроен и как сделать его прочным. Будучи Господом брака, Он дал всё, что нам нужно знать для жизни и благочестия — в том числе и брака — в Своем Слове.

Библия — основа благополучного брака.

Источник благословенного брака — Евангелие

Если мы хотим жить, полагая Библию в основание брака, давайте убедимся в том, что ясно понимаем ее. Вот краткое изложение библейского учения.

В первых двух главах Бытия Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы они жили в уповании на Бога и во славу Божью. Однако в третьей главе они отвернулись от Бога, чтобы жить для себя. На сцену вышел грех. Непосредственно в результате этого они лишились удивительных для нас личных отношений с Богом, которыми наслаждались, и этот разрыв повлиял на всех людей, которые рождаются после них. Много, много страниц спустя, в самом конце Книги Откровение, Бог полностью восстанавливает личные отношения, утраченные Адамом и Евой, и творит новые небеса и новую землю для Своего народа.

То есть личные, поистине близкие отношения были разрушены грехом в далеком прошлом. Затем, поскольку грех будет устранен, такие отношения полностью восстановятся в какой-то момент. Достаточно понятная история. Но что происходит в шестидесяти четырех книгах Писания между этими событиями? Получение Евангелия, вот что происходит. Бог послал Своего Сына, чтобы решить проблему греха. Он — не просто пример морального благочестия или урок, показывающий нам, как жить. Бог послал Сына, чтобы Он принял на Себя суд, обещанный в Бытии 3 вследствие греха, и чтобы мы могли жить в восстановленных с Богом отношениях вечно.

Евангелие — сердце Библии. Всё в Писании — либо подготовка нас к Евангелию, которой предваряется его принятие, либо непосредственная причастность, участие в Евангелии. В жизни, смерти и воскресении Христа Евангелием дается окончательное решение проблемы нашего греха — сегодня, завтра, в тот день, когда мы предстанем пред Богом, и вечно.

Воистину, нет конца славе Евангелия, и потому мы проведем вечность, радуясь, что Святой Бог позволил распять Своего единственного Сына ради грешного человека. Евангелие вскрывает нашу самую очевидную и основную проблему: грех отделил нас от Бога и друг от друга. Таким образом мы стали объектами Божьего гнева. Христианин понимает необходимость креста. Наш грех был так ужасен, что требовал крови, крови Бога, чтобы смыть его! Без креста мы — в войне с Богом, а Он — в войне с нами.

Итак, Евангелие — центр всей богословской мысли. Это высшая реальность, которая придает смысл любой другой реальности. Не заблуждайтесь, полагая, будто Евангелие нужно только для благовестия и обращения грешников. Посредством Евангелия мы понимаем, что мы всё равно остаемся грешниками, хотя и спасены. Через Евангелие мы получаем силу сопротивляться греху. Правильное понимание и постоянное применение Евангелия — это и есть жизнь христианина.

Отсюда следует, что Евангелие — бесконечный источник Божьей благодати также и в вашем браке. Чтобы стать хорошим богословом и рассчитывать на длящийся всю жизнь благословенный брак, вы должны ясно понимать Евангелие. Без него вы не можете видеть Бога, себя или свой брак такими, какие они есть на самом деле.

Евангелие — источник благословенного брака.

Цель вашего брака — слава Божья

Переориентировав свой брак на библейскую истину, мы увидим нечто поразительное. Брак не просто изобретен Богом. Он принадлежит Богу. Бог единственный может притязать на созидание, задачи и цели брака. Фактически, брак существует для Бога в большей мере, чем для вас, меня и наших супругов.

Это правильно. Брак в первую очередь касается не меня или моей супруги. Очевидно, мужчина и женщина в браке важны, но они второстепенны. Бог — самая важная личность в браке. Брак существует нам на благо, но прежде всего — во славу Бога.

Это может показаться странным, удивительным или трудным для восприятия, но такова жизненно важная истина для каждой супружеской четы христиан. Церковное богослужение может стать религиозной составляющей в свадьбе, но власть Бога в браке — это ежедневная реальность супружеской жизни.

В ходе своего пасторского служения я не раз видел печальный результат неспособности дать Богу то, что принадлежит Ему по праву.

• Молодые пары устремляются очертя голову в любовные отношения, не обращая внимания на мудрость тех, кто рядом с ними, и стараясь использовать брак как способ узаконить свои неконтролируемые желания. Они не видят, что брак прежде всего принадлежит Богу.

• Христианские супружеские пары относятся к своим библейским ролям и к супружеской ответственности, довольствуясь «средствами, которые работают», — даже если получаемый результат намного меньше, чем должен быть. Они не видят, что брак прежде всего принадлежит Богу.

• И самое печальное — христианские семьи распадаются из-за развода, когда один или оба супруга ставят личные нужды выше того, что соединил Бог. Они не видят, что брак прежде всего принадлежит Богу.

Апостол Павел написал значительную часть пятой главы Послания к ефесянам прежде всего как обращение к женатым людям. В предыдущих главах он уже говорил о том, что Христос сделал для них как отдельных личностей. Апостол побуждал мужей и жен: «поступайте достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). А глава 5 полна конкретных указаний, позволяющих построить прочный брак. Самое примечательное в подходе Павла — то, что Христос является отправной точкой для всех наших поступков в браке.

Жены должны подчиняться мужьям, «как Господу» (Еф. 5:22). Мужья должны питать и содержать жен, «как Господь церковь» (Еф. 5:29). И мы видим, что, хотя действуем мы, через наши действия развертывается иная, более великая драма.

Мы вновь наблюдаем ее в стихе 32, где происходит нечто славное и загадочное. «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Комментатор Джордж Найт предлагает следующее полезное соображение:

Хотя это и было неведомо людям времен Моисея (оставалось «тайной»), брак был задуман Богом с самого начала как символ или образ отношений между Христом и Церковью. Когда Бог планировал, каким должен быть брак, Он делал это ради великой цели; браку суждено было оказаться прекрасным земным образом отношений, которые однажды установятся между Христом и Его Церковью. Люди многих поколений не знали этого — вот почему Павел может использовать слово «тайна». А теперь, в Новом Завете, Павел открывает эту тайну, и она поразительна.

Когда апостол пожелал рассказать ефесянам о браке, он не просто нашел полезное сравнение и внезапно подумал: «А ведь Христос и Церковь могут стать хорошим учебным примером…». Нет, всё гораздо грандиознее. Павел видел, что, когда Бог изначально создавал брак, Он уже выстраивал супружеские отношения по образцу отношений Христа и Церкви. Такова одна из Божьих великих целей брака: представлять отношения между Христом и Его искупленным навечно народом![4]

Я думаю, это очень глубокая истина. Брак учрежден в мире — и у вас, и у меня дома — как напоминание, как живой образ отношений Христа и Церкви.

Месяцы подготовки, Великий День, запоминающийся медовый месяц — всё это важно. Но есть нечто намного более важное, чем прекрасный альбом со свадебными фотографиями. Когда мужчина и женщина объединяются в браке, в мире появляется еще один предназначенный к сохранению на всю жизнь образ отношений между Христом и Его Церковью.

Как просто вести себя так, словно муж и жена — единственные составные части брака. Но брак в конечном итоге принадлежит Богу. И более того, брак поразителен не потому, что доставляет людям радость, или создает среду для воспитания детей, или стабилизирует общество (хотя он и делает всё это). Брак поразителен потому, что Бог создал его с намерением явить Свою славу.

Цель благословенного брака — слава Божья.

Богословие брака — это повседневное богословие

Итак, мы начали изучать ясное, точное, библейское богословие брака. Но если ваш брак похож на мой, то вы не живете со своим богословием в башне из слоновой кости, полной мирного библиотечного покоя и глубоких мыслей. Мы — «повседневные» богословы, которые пытаются жить по своей вере в том мире, где пары сердятся и хлопают дверями.

Итак, помня о Благой Вести Евангелия — что Христос пришел в мир спасти грешников, — я должен задать вам главный вопрос. Вы всё еще грешите? А ваш супруг/супруга?

Позвольте облегчить вам задачу и ответить за вас.

Мужья, та великолепная женщина, на палец которой вы надели обручальное кольцо… грешница. Жены, тот мужчина, который поклялся вам в верности до гроба… грешник. Во время всех свадебных церемоний по всему миру, каждый день без исключения, точно такие же грешники говорят «да». Точно такие же грешники отмечают свою десятую, двадцать пятую и пятидесятую годовщину свадьбы. Точно такие же грешники делятся последним поцелуем у смертного одра супруга. Точно такой же грешник написал эту книгу. И грешники ее читают.

Ежедневной борьбой с грехом, которую ведут все истинные христиане, изобличается тот факт, что, хотя Христос, без сомнения, спас нас, — Он не преобразил нас мгновенно и полностью в негрешников. Этот славный процесс начинается в тот момент, когда мы обратились, и продолжается в течение всей нашей жизни на земле. Но завершится он только тогда, когда мы покинем этот грешный мир.

Вот почему здесь, в первой главе, — и даже в заглавии книги! — я постарался подчеркнуть реальность и личный характер греха. Бог изменяет нас, грешников. Этот процесс изменений стремится к славной цели — сделать нас подобными Его Сыну, нашему Спасителю. Но чтобы становиться более подобными Христу, мы должны для начала признать тот факт, что мы грешники. Прощенные — да. Но всё еще сражающиеся с внутренним порывом отвернуться от Бога к себе самому.

Без такого ясного понимания библейской истины мы не поймем смысл Креста и не будем день ото дня всё больше осознавать нашу потребность в благодати и милости. Без твердого представления о грехе само понятие того, что значит знать Бога, сильно размывается. Корнилий Плантинга заметил: «Здравое учение состоит в том, что без полного представления о грехе Евангелие благодати становится неуместным, ненужным и совершенно неинтересным»[5]. «Без полного представления о грехе» слепая самоуверенность направит нас к попыткам сделать брак прочным лишь нашими собственными силами. А всё то, что мы пытаемся сделать собственными силами, не ставит перед собой целью прославить Бога и не получает своей жизни из источника Евангелия.

Если ваш медовый месяц — далекое воспоминание, а ваш брак утратил часть своего огня и искры и вы задаете себе вопрос, как дошло до того, что вы уже называете друг друга «мама» и «папа» не только в присутствии детей! — подумайте вот о чем: может быть, пришла пора отказаться от мысли, что проблемы и слабости в вашем браке вызваны недостатком информации, недостатком преданности или недостатком общения? Может быть, пришла пора увидеть эти проблемы такими, каковы они на самом деле? И признать, что они вызваны войной в вашем собственном сердце?

Если вы читаете эту книгу, например, в расцвет блаженного медового месяца — самое время наклониться над ухом вашей возлюбленной и нежно прошептать: «Я действительно большой грешник — и я твой на всю жизнь».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Когда два грешника говорят «да» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

R. C. Sproul, Knowing Scripture (Downers Grove, IL: InterVarsity, 1978), 22.

4

George Knight, Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism, ed. John Piper & Wayne Grudem (Wheaton, IL: Crossway, 1991), 175–176.

5

Cornelius Plantinga, Not the Way It's Supposed to Be: A Breviary of Sin (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans, 1995), 199.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я