Когда два грешника говорят «да»

Дэйв Харви, 2007

В книге известного христианского консультанта по семейным отношениям рассказывается о ключевой драме всех супругов. Она не зависит от расы, этнического происхождения, места жительства или эпохи. Ею объясняются погибель и надежда любых человеческих отношений. Что все мы так или иначе склонны делать в нашем браке? Отрицать свой грех, указывая на грех другого. А отрицая свой грех, мы обесцениваем благодать. Вот что самое главное в этой книге: на уровне повседневности кухонь и гостиных она честно говорит о грехе и с большой надеждой – о поразительных возможностях Божьей благодати в Иисусе Христе. Не важно, только ли вы ждете вступления в брак или женаты уже много лет. Как пара, вы нуждаетесь в зеркале Божьего Слова, посмотреться в которое и поможет вам эта книга.

Оглавление

Введение

Должно быть, вам любопытно, что за парень написал книгу «Когда два грешника говорят “да”». Меня зовут Дэйв, и я… как бы помягче выразиться… грешник. То, что двадцать пять лет назад я сказал «да» моей прекрасной жене, не только не решило эту проблему, но увеличило ее в десять раз. Помолвленные люди иногда думают, что «да» обладает волшебной силой, превращающей нас в бескорыстных и инстинктивно любящих людей. Это не так. Сказал бы я «да», если бы знал, что оно на самом деле будет для меня значить? Без сомнения. Но тогда улыбка на моих свадебных фотографиях, совершенно точно, стала бы менее уверенной и более отчаянной!

Что я имею в виду, когда говорю, что я — грешник? Вот представьте себе человека в рубище и пепле, простертого на земле и посыпающего голову прахом от стыда…

Нет, забудьте про это. Представьте другое.

Я всегда использовал один безотказный способ пропылесосить машину на заправках. Дайте мне пятьдесят центов и четыре минуты — и на моих ковриках можно будет оперировать. Ключ ко всему — правильное расположение ковриков, проворство ног и раскрытые двери. Как только пылесос начинал работать, я превращался в черную дыру, засасывающую всё, что не приколочено. Конечно, бывали и кое-какие неудачи. Так я потерял важные документы, чеки и даже одного-двух домашних животных. Но при использовании упорядоченной системы всегда бывают потери. Она и была моим способом чистить машину. Единственным способом.

Случалось ли вам быть настолько верными своему методу, чтобы это выглядело, скажем… глупо?

Однажды на мойке я заплатил свои две монеты и ринулся пылесосить машину, но стукнулся коленом об открытую дверь. Удар был таким, что обе мои ноги подкосились. Когда я лежал и стонал от боли, шум пылесоса проник в мое сознание, напоминая, что драгоценные секунды уходят. И я осознал, что «четырехминутная пылесосная система» Дэйва вот-вот обесценится. Хромая от боли и держась за свое травмированное колено, я поднялся на ноги и упал в машину. На той мойке до сих пор помнят об этом представлении. Как бы то ни было, я установил там рекорд, успешно почистив всю машину за четыре минуты. Очевидно, во мне жила довольно-таки смешная жажда соревнования.

Может быть, вы думаете, что человек, который двадцать один год был пастором и консультантом для супружеских пар, должен быть выше такого поведения? Читайте дальше. Всё хуже, чем вы думаете.

У меня есть проблемы с контролем над собой. Кроме того, я люблю быть правым. Вдобавок, мои поступки определяются тем, что думают обо мне другие люди. Я беспокоюсь о проблемах, которые не могу решить. На страницах этой книги вам откроются и другие мои недостатки, а также примеры недостойной мотивации. Но я могу поклясться, что, чем больше вы узна́ете обо мне, тем больше будете восхищаться моей женой.

Я нашел в Библии место, которое описывает самую большую мою проблему и самую большую проблему моего брака: «ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17).

И мне нравится не только то, что этот отрывок так хорошо отражает мою жизнь. Он был написан человеком, который, уж точно, должен был разрешить проблему греха в своей жизни. Разве не апостол Павел говорил: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13)? Да. Но он также и признавался: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:24).

«Бедный» апостол Павел? Что это значит? Получается, что на самом деле он был плох? А если я скажу вам, что прославляющий Бога, вдохновляющий душу, продолжающийся всю жизнь замечательный брак проистекает из убеждения в том, что мы — такие же грешники, как Павел? Я заинтриговал вас достаточно, чтобы вы перешли к первой главе? Туда мы и направимся, если вам хватит смелости. И любопытства.

Позвольте мне помочь вам тем же способом, который помог мне. Сказать: «Я — грешник» — значит смело заявить о фундаментальной реальности, которую многие люди даже не хотят замечать. Но когда мы признаём эту болезненную реальность, мы впускаем в свою жизнь несколько важных обстоятельств. Мы оказываемся в хорошей компании — ведь все герои веры с ветхозаветной эпохи до настоящего времени боролись с грехом на передовой, а не где-то в закутках своей души. Мы также признаём то, о чем все вокруг нас уже знают, — и особенно наши супруги. Но самое большое благо от признания своей греховности состоит в том, что оно делает Христа и Его деяния драгоценными для нас. Иисус сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк. 5:31-32). Только грешники нуждаются в Спасителе.

Если вы женаты или собираетесь пожениться вскоре, вы обнаружите, что ваш брак — не книжный роман. Брак — союз двух людей, которые приходят в него со своим жизненным багажом. И в этом багаже всегда есть грех. Часто он проявляет себя прямо в медовый месяц, иногда — через несколько недель после. Но чемоданы греха всегда рядом. Иногда они мешают своим владельцам идти, иногда неожиданно открываются и из них вываливается давно забытое содержимое. Мы не должны игнорировать свой грех, потому что именно на его фоне Евангелие сияет ярче всего.

Так мы подходим к основной цели нашей книги. «Когда два грешника говорят “да”» — совсем не депрессивная мысль, а позитивное утверждение: чтобы уяснить самую суть брака, мы должны разобраться с самой сутью греха. Один великий пастор сказал однажды: «Если бы грех не был горек, Иисус не был бы сладок»[1]. Этим он выразил глубинную истину Евангелия. Пока мы не поймем, в чем проблема, мы не сможем получить наслаждение от ее решения. Благодать воистину поразительна благодаря тому, от чего мы ею спасаемся.

И переложение этой мысли на контекст брака таково: когда грех становится горьким, брак становится сладким. Когда грех, который мы приносим в брак, становится для нас реальным, тогда Евангелие становится жизненно важным, а брак — сладким.

Звучит пугающе? Конечно. Но Евангелие — это добрая весть, которая решает проблему плохих новостей. Тот самый грех, который вы боитесь признать, и есть причина, по которой Христос умер за вас. Евангелие преображает наш страх в поклонение.

Что в мире сравнится с усладой такой —

Мой грех весь, как есть, целиком,

К кресту пригвожден, и я кровью святой

Искуплен всесильным Христом.[2]

Если вы уже пришли ко Христу, то о жизни грядущей вы позаботились. Так почему бы не постараться сделать лучше эту? Ваш брак может быть построен или восстановлен на прочном и долговечном фундаменте. Но мы должны начинать движение оттуда же, откуда начинается Евангелие. Ведь именно в нем надежда для двух грешников, которые сказали друг другу «да».

Примечания

1

Thomas Watson, The Doctrine of Repentance (Edinburgh: Banner of Truth Trust, repr. 1987), 63.

2

Horatio G. Spafford, “It Is Well With My Soul,” verse 3, 1873 («Течет ли жизнь мирно, подобно реке»).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я