Персонажи этой книги – люди дела и наши современники. В их разговорах – частные и глобальные проблемы людей, России, всего мира. За разговорами они едят, пьют, рыбачат, немного стреляют, влюбляются и бегут от любви. События происходят на небольшой ферме в полутора сотнях километров от крупного города ориентировочно в 2018 году. Эта повесть первая из задуманных автором. Следующие охватят период до 2024 года. Обложка книги подготовлена петербургским дизайнером Еленой Герловиной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игра в ножички предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Разрозненные приметы
Через восемь километров лес кончился, начались поля, покрытые коричнево-желтой щетиной скошенной травы и светлыми ролями упакованного сена. Вдали виднелся холм, судя по всему, остающийся справа. Где-то рядом с ним должна была быть река и сама ферма. Солнце было уже низко и било в глаза.
— Когда планируешь возвращаться, — спросил я Алену.
Ее снова начало укачивать, она лениво пожала плечами.
— Это будет центральный материал. Времени — сколько надо. Дня два, три.
— Один уже почти прошел.
— Значит, три.
— И ночи, — добавил я, усмехнувшись.
— Ты что-то путаешь, пуделек. Ночи — это у Джеймса Бонда.
— Умница, — подумал я, но вслух ничего не сказал. Все-таки она была классная журналистка. Откуда в такие годы такая уверенность и точность? Не иначе — талант.
Так — в дружеском молчании мы подъехали к большому бревенчатому дому, стоявшем на высоком цоколе, сложенном из обломков гранита. Справа от него был устроен навес, под которым стоял чистый «зализанный» «Уаз-патриот», замызганная угловатая «Нива» с прицепом и накрытый чехлом квадроцикл. На одной из балок под крышей я заметил пустое в это время года гнездо ласточек. Под этим гнездом я и оставил LC — такой же грязный, как чужая Нива.
Метрах в двухстах слева был еще один домик, небольшой и ладный, за которым вытянулись два ряда длинных, поблескивающих на солнце теплиц.
От парковки к дому вела дорожка.
— Что это за растения? — спросила Алена, указывая на пожухлые стебли, аккуратными островками покрывающие угол между дорожкой, навесом для машин и домом.
— Пионы, — ответил я.
— Пионы! — удивленно воскликнула Алена.
— А ты что ожидала? Капусту?
— Ну, не знаю. Но не пионы.
Мы поднялись по ступенькам на крыльцо. Дверь была закрыта на деревянный вороток, и в нее возле ручки видавшим виды ножом с деревянной рукояткой был приколот лист бумаги. Алена оторвала его и прочитала:
— Поешьте, отдыхайте. Буду на закате. А.
— Какое оригинальное гостеприимство! — Алена посмотрела на меня, потом повернула голову чуть больше и испуганно схватила меня за руку. Я тоже обернулся.
Две серо-черные овчарки стояли у крыльца и, свесив языки, смотрели умными глазами на нас. Их опущенные хвосты чуть-чуть шевелились.
— Нас приглашают довольно настойчиво, — сказал я и открыл дверь, поскольку ничего больше не оставалось.
До заката оставалось часа четыре.
Мы вошли на веранду. На веранде, она же что-то вроде прихожей — узкой, но шириной во весь фасад дома, с окнами в наружной стене, пахло деревом и собаками. Стены не были ничем обшиты, и из сочленений бревен кое-где торчал изоляционный материал. На глухих правых и левых торцах на вбитых в бревна гвоздях висели косы, подковы, какая-то прочая металлическая утварь, даже ржавое зубчатое колесо диаметром со среднюю сковородку. Весь этот бывалый металл носил следы чистки и в целом составлял забавную коллекцию. Там был даже краник от самовара и необычной формы ножницы. Вдоль всей внутренней стены было устроено из досок нечто вроде невысокого длинного ящика, на котором можно было и сидеть. Я это понял потому, что крышка была не цельной, и в одном месте из под нее торчал желтый полиэтиленовый пакет, точнее, его мятый край. На крючках напротив входа, рядом с дверью в дом, висели курки, плащи, а под ними на черных резиновых ковриках стояла пара сапог.
Я совершил быстрый проход по всей ширине веранды, сфотографировав рыбьим глазом обе торцевые стены, а потом еще, сменив объектив, паутину, сплетенную между каким-то ржавым тесаком, одной из полудюжины подков и ржавой шестеренкой. Паутина была пыльной и нежилой.
— Смотри, — позвала Алена.
Она стояла в углу, где висели куртки, и разглядывала небольшой деревянный сундук, стоявший на табуретке.
Алена дотронулась пальцем до щеколды, замкнутой на петлю, но без замка:
— Взглянем?
Я ответил, что не очень-то подходит воспитанной горожанке без разрешения заглядывать в чужие сундучки. Алена покачала головой, но пальчик отдернула.
— Тебе бы чуточку авантюризма, — сказала она, — напористости…
— И баночку белил, чтобы закрашивать стыдливый румянец, — ответил я.
Вторая дверь — уже стальная с серьезным врезным замком, тоже оказалась не заперта. Овчарки цокали когтями по крыльцу, чуть слышно поскуливая. Оставаться на веранде было бессмысленно. Мы вошли дальше. Ничего особенного, никакой экзотики, ничего квази-деревенского. Просто кухня, обшитая вагонкой, с одним окном в левой стене, газовой плитой, столом, табуретками, большим холодильником, ладными самодельными шкафчиками на стенах и двумя дверями в другие помещения.
Алена толкнула меня в бок:
— Посмотри!
Я проследил за ее взглядом. Слева от холодильника стоял высокий березовый чурбан, изрубленный торец которого был таким темным, какими бывают плахи у мясников на рынках от впитавшейся крови. И так же, как на рынке, этот чурбан был посыпан солью. А на столе — на доске, которую, судя по зачерствевшим крошкам, еще утром использовали для резки хлеба, лежал длинный тяжелый нож с выгравированной надписью: "… есть много разрозненных примет, которые не предвещают ничего хорошего. Э. Хэмингуэй".
— Веселенькое начало, — сказал я, наклоняясь к ножу и поднимая фотоаппарат.
Алена промолчала. Она присела на край подоконника и что-то уже строчила в своем ай-пэде.
Я подождал, пока она закончит, и открыл следующую дверь прямо напротив входа в кухню с веранды, справедливо предположив, что справа может быть только небольшой чуланчик.
Вот тут уже была цивилизация. Хотя помещение и было сплошь деревянным, как и кухня, но оно было обширным, с окнами на три стороны. В два из них ярко светило заходящее солнце, из-за чего сучки в вагонке, которым были обшиты стены и потолок, кое-где светились янтарем.
Слева от входа начиналась лестница на второй этаж, под ней — лестница вниз, поуже первой; наверное, в цоколе тоже были комнаты. Напротив входа — западной стены, стоял диван. Кресло с широкими подлокотниками подпирало левую стенку, а в углу между ним и глухой восточной стеной с входной дверью помещался камин. Слева от камина, то есть справа от входа и напротив дивана, на стене висел телевизор. Под телевизором на самодельном стеллаже — полный комплект аудио и видеотехники. У северной стены стоял стол, стулья, что-то вроде комода.
— Здесь wi-fi работает, — сказала Алена, — не очень мощный, но есть.
— Петрович, когда описывал это место, какие слова использовал? — поинтересовался я. — Пещера отшельника? Отель пять звезд? Землянка старика и старухи у синего моря?
— Мишленовский ресторан, — съязвила Алена. Она уже подошла к столу, и сдернула салфетку с одной тарелок. Перед нами возлежал кусок буженины с аппетитной корочкой. На других тарелках были свежие огурцы, укропчик, хлеб. И прижатая к столу стаканом записка:"Остальное в холодильнике".
— Живем! — сказала Алена и бросила свой рюкзак на одно из кресел. Я свою сумку поставил на пол рядом.
— Ты заметил, что зеркала нет? — спросила Алена.
— Спасибо, что сказала. И что это значит?
— Значит, женщины нет.
— Плохо знаешь жизнь, агент 9-6-9! Штрафная пара сантиметров плюс тебе. Отсутствие зеркала не означает отсутствие женщин. Возможно, они появляются под покровом ночи и исчезают до рассвета, и им не нужны зеркала.
— Заткнись, идиот. Здесь везде одними мужиками пахнет. Ни-ка-кой косметики.
Я решил, что не воспользоваться угощением означает быть невежливым, сходил на кухню за ножом, нашел в холодильнике пиво, сделал бутерброды.
— Как ты думаешь, — спросила Алена, задумчиво глядя в окно и неторопливо работая нижней челюстью, — с чего начать с ним разговор?
— Не знаю, — честно ответил я, — я сам думаю, на чем сфокусироваться. Пока из оригинального — только нож. Но этого мало.
— А у меня вроде есть правильная мысль. Спрошу-ка я его про буженину эту. Очень нежная, у меня только бабушка такую готовит. В чем удовольствие в жизни здесь?
— Ну, наверное, это крутое начало! Прямо в сердце. Странно, что когда ты думаешь, кучеряшки не шевелятся.
— Хватит ерунду молоть, пудель!
Алена отстранила мою руку с бутылкой, из которой я хотел налить ей пива, и потянулась к рюкзаку. Достала свою бутылочку, и прямо из горлышка глотнула.
— Хочешь?
— Я отрицательно помотал головой.
— Ну, тогда музыку включи.
Алена перешла на диван и вытянулась на нем.
— А что поставить? Тут полно бардов, старый рок и классика. Стоит Сибелиус.
— Ну и оставь его.
Я включил музыку и прошелся, потягиваясь, по комнате.
— На второй этаж не хочешь подняться?
— Неудобно. Нам поесть предложили, а не шнырять по дому, — Алена начинала дремать.
Я подумал включить свет, но не стал, и сел к окну с фотоаппаратом. Оказалось, в паре сотне метров от дома протекала река, и закат мог быть красивым. Хоть я и не считаю себя пейзажистом, тем не менее, облака на закате над рекой — это беспроигрышный вариант. Я даже не поленился достать штатив. Как только закат созреет, я был готов выскочить из дома.
Между прочим, я сел очень удачно. Ибо хозяин появился именно оттуда — с реки. Сначала донесся шум лодочного мотора, затем сама лодка выскочила откуда-то справа и, заглушив мотор, по инерции подошла к деревянному причалу, над которым при наступлении сумерек зажегся фонарь. Три силуэта, темные и одинаковые в последних лучах солнца, выскочили из лодки, взяли что-то из нее и пошли к дому.
— Вставай, пора на работу, — я тронул за плечо задремавшую Алену и включил в комнате свет.
Алена томно потянулась, одернула футболку, и переместилась в угол дивана, нацелив серые глаза на дверь. Я удивился, что она не бросилась к сумке и к пудренице.
На веранде, а потом в прихожей и кухне затопали, раздался звон ведра. Дверь раскрылась и в проеме, как в раме, появился…, в общем, тут надо поподробнее.
Это пресловутое"вдруг появился"сопровождает начитанного человека с самого детства, развиваясь с ним, приобретая характерные черты времени. Сначала это сказочные богатыри, тридцать три года лежащие на печи и вдруг вскакивающие на подвиги, потом это кашка, вдруг вытекающая из чудесного горшочка, затем также внезапно появляется соперник за внимание одноклассницы и иногда выигрывает, затем также неожиданно на выборах побеждает неизвестный герой, также вдруг приходит зима и заснеженный гаишник лишает тебя в новогоднюю ночь прав.
До зимы еще было далеко, но что-то — еще неясное, но уже неожиданное, произошло. Впрочем, чему удивляться, в дом вошел хозяин.
— Алексей, — произнес вошедший, шагнув в комнату.
Он пожал мне руку, а ладонь Алены только тронул за кончики пальцев.
— Игорь.
— Алена.
— Как добрались?
— Добрались, — ответил я.
— Нас выручил неизвестный тракторист, похожий на лешего, — сказала Алена.
— Палыч? Его действительно за лешего можно принять. Теперь он хоть бороду ниже второй пуговицы обрезает, а пару лет назад вообще жуть была.
Алексей прошелся по комнате, привычным движением чуть увеличил громкость музыки.
— Рыбу на ужин будете есть?
— Вы хозяин, мы как вы, — ответила Алена.
— Так тому и быть, — Алексей повернулся к двери в прихожую, — Валя, давай всю вываливай, мы поможем.
— Потрошить на улице буду, — донесся женский голос, и кто-то снова прошел на веранду и хлопнул входной дверью.
— Мы поможем, — Алена вдруг резво оказалась возле сумки и, распотрошив ее, вытянула за красный рукав свитер.
Алексей оценивающе взглянул на нашу одежду и произнес:
— Солнце сядет, будет прохладно. Возьмите на веранде куртки.
— А моя в машине, — Алена высунула голову из ворота свитера и нежно посмотрела на меня, — сходишь?
Если бы литературные образы могли материализоваться, то из моих глаз на пол бы высыпался целый десант смеющихся чертиков — так забавна была перемена в поведении Алены.
— Если собираетесь рыбу чистить, то возьмите мои, они попроще.
Я не стал подыгрывать «агенту 9-6-9», очевидно, решившей включить женские чары, нашарил на веранде пару курток, одну надел сам, вторую, в карманах которой болталось что-то тяжелое, сунул в руки Алене. Она не обратила на замену внимания и вышла вслед за Алексеем на улицу. Овчарка тут же вынырнула откуда-то сбоку и сунулась носом ей в ладонь. Алена инстинктивно отдернула руку, но потом все-таки наклонилась и погладила собаку по холке.
Стемнело, Алексей щелкнул выключателем на крыльце и в разных местах усадьбы зажглись фонари.
За углом дома было нечто вроде хозяйственного двора — низкий сарай с широкими воротами, штабель бревен, рядом штабель досок и бруса, аккуратно проложенных тонкими рейками. Перед сараем пара чурбанов для колки дров и небольшой столик со скамейкой.
Около стола стояла женщина в куртке цвета хаки, в широкополой ковбойской шляпе, в джинсах и сапогах. Как раз в этот момент она держала в одной руке здоровенную рыбину, а в другой длинный нож с узким лезвием. Она стояла к нам боком, и я видел только прямой нос и темные волосы, собранные в длинный хвост, свисающий из-под шляпы на спину. На скамейке стояло оцинкованное ведро с торчащими рыбьими хвостами. Освещалось все это мощным фонарем со стены дома.
— А куда Карена подевала? — спросил Алексей, когда мы подошли к столу.
— В лодку пошел, какую-то блесну он из коробки выронил.
На берегу кто-то загремел цепью, и вскоре темная фигура показалась из-за кустов, направляясь к нам.
— Ты бы фонарь взял, — крикнул Алексей.
— Я телефоном посветил, — ответила фигура.
— Нашел? — спросила женщина в ковбойской шляпе.
— А то! Сладкая моя! — ответила фигура, она же, как я понял — Карен.
— Ну, знакомьтесь: Карен, Валентина, — сказал Алексей.
— А это, — он развел в стороны руки, — гости из… — он назвал наш журнал.
— Есть такой журнал? О чем? — спросила Валентина.
— О современных землевладельцах, — ответила Алена.
— Значит, не о чем, а о ком, — сказала Валентина, укладывая рыбину на доску и примеряясь к ее голове ножиком.
— Замри! — воскликнул Карен, отступив на шаг назад и вытянув руку в сторону Валентины.
Валентина замерла с вонзенным в рыбину ножом, потом покачала головой,
— Отстань, не хватало еще здесь позировать.
— Я запомню, — сказал Карен, возвращаясь к столу и, засучив рукава, запустил волосатые руки в ведро с рыбой.
— Смотри, какая красавица!
— Рыбой ограничимся, или мясо достать, — спросил Алексей. — Рыбы много, но мясо тоже есть.
— Мясо будем у моих родителей кушать, — ответил Карен. — А здесь мы сами поймали, сами поедим.
— Ты не один в гостях, — остановила его Валентина, — не только тебя спрашивают.
Я понял, что эта пара — муж и жена.
— Мы — за рыбу, — ответила Алена.
— Я тоже рыбу, — сказал я, давая понять всем, что у нее нет никаких оснований на такое смелое «мы».
В другой ситуации я, наверное, был бы только рад ее непринужденному «мы», но в этот вечер, после откровенного издевательства у плотины, я должен был некоторое время подержать дистанцию.
— Тогда мы отвечаем за рыбу, а вы за угли, — сказала Валентина и пододвинулась, давая место Карену у стола.
— Сегодня дождя не будет, — сказал Алексей, — устроимся на берегу.
— А как называется река? — спросила Алена.
Я не удивился ее чисто женской привычке забывать все на свете в подходящий момент: я отлично помнил, что уходя вчера из офиса и заглянув через ее плечо в экран ее компьютера, я увидел прекрасную карту той местности, где мы сейчас находились.
— Жаль, что в нынешний период нового освоения России пионерам этого дела не дано права переименовывать географические объекты, — Карен многозначительно поднял нож, — я мог бы предложить неплохое название для речки…
Валентина не дала ему договорить. Ее резкий юмор давал понять, что брак их — как брак иглы и наперстка: толкаются, а тянут одну нитку.
— Если бы тебе дать на это право, ты бы и Ключевскую сопку назвал бы мангалом, шашлычник!
— Женщина! Не смей смеяться над любовью мужчин к мясу! Это бесперспективно и опасно с точки зрения эволюции! — ответил Карен.
Алена использовала такой гастрономический поворот разговора в своих интересах:
— У вас буженина на столе была великолепная. На углях готовили? — спросила Алена.
— Не знаю, ответил Алексей, — угостили. Но неплохая — это правда.
Алексей показал, где у него стояла поленница, и ушел куда-то за дом. Я набрал дров и пошел в сторону берега. Алена поплелась за мной.
На берегу был устроен круг из больших камней, на которых кое-где лежали досочки. Посредине большого круга был сложен круг поменьше — кострище, а рядом с ним еще один очаг — пониже и продолговатой формы. Три чурбана образовали вокруг кострища импровизированный столик.
Я бросил поленья на землю, сложил шалашик.
— Спички не взяли!
— Возьми, — Алена стояла у меня за спиной.
Я повернулся. Она мило улыбалась и протягивала ко мне две руки: в одной был нож в кожаных ножнах, во второй спички.
— Нашла в карманах, — сказала она, решила, что пригодятся.
— Умница, — ответил я, присел, настругал щепок и запалил огонь.
Алена села на камень, оперлась подбородком на ладони.
— Тихо как. Сеном пахнет.
Ветерок действительно доносил легкий запах скошенной травы. Удивительно, что Алена обратила на это внимание. Насквозь ведь рафинированная девочка. Не иначе, как в роль вживается.
— Я с детства этот запах помню. Маленькая была, меня на каникулы в деревню отвозили, к дедушке с бабушкой.
И у этой девочки с обложки было совсем не глянцевое детство!
— А теперь что? Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. В журналисты попал… Колобок ты, а не"агент 9-6-9", — сказал я.
— Хоть здесь перестань дурачком прикидываться. Никто же не смотрит, — ответила Алена.
Смотрела на нас зелеными глазами только одна из овчарок. Она неслышно подбежала со стороны дома и сейчас стояла в паре шагов от нас, изредка приоткрывая пасть и свесив язык.
— Иди ко мне, — позвала овчарку Алена.
Собака поняла, и, опустив голову, подошла к ней.
— Хорошая, добрая, вонючая, — сказал Алена, поглаживая собаку по голове.
Со стороны дома послышалось шуршание, и из сгустившихся сумерек вышел Карен.
— Не помешаю?
— Нет, что вы, — ответила Алена.
— Там уже достаточно рыбы. Сейчас руки помоют, и придут.
— А куда Алексей уходил? — спросила Алена.
— У него ведь живности много. За сараем — кролики, птица разная. Там, дальше — коровник. Завтра утром — парное молоко. Не жизнь, а песня! Только гор не хватает.
— Ну, на одном молоке не проживешь, — заметила Алена.
— А вы, однако, правы, — ответил Карен. — Значит, песня короткая, чтоб работе не мешать.
Я хотел добавить, что эта утренняя красота, которую Карен назвал песней, длится не дольше завтрака. Но не стал вмешиваться в разговор. Фотографу вообще лучше помалкивать и во время кнопку нажимать.
Овчарка встрепенулась и повернула морду. Из темноты в круг света от костра вошла Валентина с ведром в одной руке и пачкой бумажных тарелок в другой. Карен потянулся к огню и поворошил обугленной палкой угли, затем смахнул с одного чурбана невидимые травинки.
— Поставь сюда!
Следом за Валентиной в круг света вступил Алексей, сопровождаемый второй псиной. Выудил откуда-то из темноты, из-за камней закопченную решетку для гриля, раскрыл ее на чурбане.
Карен засунул руку за спину и достал квадратную бутылку виски.
Алексей перешагнул через камни, скрылся в темноте и вернулся из нее со вторым чурбаном, который устроил, поворочав, ближе к огню.
— Стаканы и вилки? — вопросительно сказала Валентина, оглядывая чурбаны, — не принесли!
— А где они? — Алена легко поднялась.
— На кухне.
Алена упорхнула в сторону светящихся окон дома. Одна из овчарок побежала за ней, а вторая, насторожив уши, смотрела на реку.
Валентина засунула обе руки в ведро и начала вынимать из него куски рыбы, и раскладывать их на решетке. Закат, костер, ее ковбойская шляпа, тонкие пальцы с перстнем, уверенно управляющиеся с белыми ломтями рыбьих тушек — все это было красивой картинкой. Я вынул из сумки фотоаппарат.
— Снимайте, но использовать только по согласованию со мной, — сказала Валентина, не повернув даже головы.
— А я не гордый и не прячусь, — Карен пригнул к себе голову овчарки, — ну, сфотографируемся на память?
Я сделал несколько снимков и показал их Карену.
— Почему собаки всегда получаются лучше, чем я? — с артистическим возмущением спросил Карен.
— Забудь три языка, забрось живопись, прекрати преподавать, высунь язык — и тоже обретешь такую первобытную привлекательность, — Валентина не меняла манеры шутить и обращалась со словами небрежно, как с хорошо знакомыми драгоценностями.
Алексей в этом диалоге не участвовал. Он перекладывал угли из костра в жаровню, ворошил их и только улыбался уголками губ.
Я сделал несколько фото его лица, красного от бликов пламени, крупным планом и, рассматривая их, удивился, что щетина на его подбородке была не очень-то заметна. Похоже, он брился еще утром. Странно, что меня это удивило, наверное, такой у меня в голове сидел стереотип: фермер, рыбалка, борода. Я вспомнил некоторых своих знакомых. Уж не хотят ли они обрести первобытную привлекательность после того, как получили свои дипломы?
В сопровождении овчарки вернулась Алена. Она поставила на чурбан пять нормальных стеклянных стаканов, положила рядом вилки, и села не на то место возле меня, откуда поднялась, а немного дальше — на высокий плоский камень. Перед тем, как сесть, поправила что-то в заднем кармане. Сказала, оправдываясь:
— Одноразовых не нашла.
— У Алексея из одноразовых не пьют, — ответил Карен, — ни-ко-гда!
— Я и хлеб захватила, — Алена выложила из пакета большие ломти хлеба и пристроила их там же на чурбане.
— Не сидите на камнях, — сказал Алексей, выудил откуда-то из тьмы за собой серый кусок доски и подал Алене.
— Спасибо, сказала Алена, — но мне показалось, что камень теплый.
— Показаться может, но тут, на берегу, все быстро остывает.
— А потом память на всю жизнь, отдается в каждом шаге, — сказал Карен, отвинчивая колпачок с бутылки.
— Подожди, — остановил его Алексей. — Может, моей?
Карен широко улыбнулся, завинтил колпачок обратно и поставил бутылку на землю у камня.
— Знаешь, что не откажемся! Да, сладкая?
Алексей пошарил в своей брошенной на камни куртке и достал бутылку — тоже квадратную, но с горлышком, залитым красным сургучом.
— Дай-ка посмотрю, — Карен взял бутылку и стал рассматривать горлышко.
— Ого, товарный знак! Фирменный стиль! Это что, редиска, свекла?
— Репа, — ответил Алексей. — С нее все началось.
Я посмотрел на Алену. Было интересно, как она начнет работать. Достанет айфон, или по старинке блокнот с карандашом.
Но Алена пошла круче, просто в пике какое-то. Она взяла стакан с прозрачной жидкостью, и сказала:
— Я, конечно, здесь оказалась по работе. Но можно, я сегодня не буду работать. Никаких вопросов, никаких интервью. У вас тут так хорошо, простор, закат, река.
— Дело ваше, — ответил Алексей.
Он пристраивал на углях решетку с рыбой. Пристроил, повернулся к нам, взял свой стакан.
— Буду банален, но — за здоровье!
— И за контакт цивилизаций, — сказал Карен. — Шутка ли, Высший Разум в лице представителей респектабельного СМИ приземлился у костра на берегу речки без названия и пьет фермерский самогон из репы.
Мы выпили. Я смотрел на Алену. Она хватанула большой глоток и чуть не поперхнулась.
— Как? Лучше, чем раньше? — спросил Алексей.
— Хорошо, — ответил за всех Карен.
— Я так и думал, — согласился Алексей, — с медом лучше.
Потом посмотрел на Алену и пояснил:
— Это не самогон. Просто настойка. Древний рецепт.
— Ну да, подтвердил Карен, — репа и мед, остро и пряно, горько и сладко, как судьба художника.
— Хорошо сказал, — ответила ему Валентина, — иначе кто бы догадался, что среди нас художник. А теперь все ясно!
Она внимательно посмотрела на Алену, потом пристально вгляделась в ее лицо и спросила:
— Вы, — она назвала фамилию Алены. Мы что-то читали ваше. Помнишь, Карен? Год назад. Там и фотография ваша была. Кажется, это было эссе об этих идиотах — «биорисовальщиках». Представляете, — Валентина заговорила громче, обращаясь ко всем нам, — придумали новое течение. Рисуют молоком, кефиром, где-то слайсы мяса или сыра лепят. Потом под стекло — и к людям!
— Долго такая живопись держится? — задал вопрос Алексей.
— Не очень, — ответил Карен, — плесень — лучший критик. Ничего не говорит, ничего не пишет. Просто все жрет.
— Но ваша статья, — он обратил взгляд к Алене, — мощнее плесени. Вы так тонко, так изящно с ними расправились. В общем чисто по-женски не оставили камня на камне.
Я впервые увидел, что Алена может смущаться. Я это понял по ее еле дрогнувшим губам, небольшой ямочке, возникшей на щеке, и глазам, которые она спрятала в квадратное око стакана.
— Спасибо, мне приятно, что вы читали.
— Читали, не то слово! Радовались, наслаждались, — Карен болтал остатками настойки в стакане.
— У вас есть стиль — сдержанный, точный, со взглядом в перспективу, — продолжила Валентина таким голосом, как будто диктовала статью.
— Как у Коко Шанель — маленькое черное платье, но — в журналистике, — прервал ее Карен. — Ну, что, не пора рыбу переворачивать?
Я заметил, что при упоминании француженки ресницы Алены дрогнули, а темные зрачки метнулись в сторону Алексея.
— К маленькому черному платью нужен бриллиант. Идеально, если им становится сама женщина. В данном случае — автор, — добавил я, не сбившись ни разу. Мне редко приходится говорить среди интеллектуалов. Обычно я их фотографирую, потом смотрю на снимки и раздумываю: в чем же проявляется интеллект. Фотография — честное искусство.
В ответ на мои слова Алена бросила на меня уничижительный взгляд:
— Коко Шанель, между прочим, сказала, что роскошь — это вызов не бедности, а вульгарности, — и она снова махнула ресницами в сторону Алексея.
А он в это время поворачивал решетку, поливал чем-то куски рыбы, снова поворачивал и чем-то поливал. Другими словами — колдовство было в разгаре.
— Мы, кстати, за знакомство так и не выпили. Первый тост ведь за здоровье был, тост землепашцев, — сказал Карен, подливая в стаканы из бутылки с красным сургучом на горлышке.
Чокнулись, сдвинув стаканы над чуркой с хлебом.
— Карен, просто художник. Муж мадам, — Карен церемонно склонил голову в сторону Валентины.
Валентина полезла в карман, вынула кожаную визитницу, достала две карточки и протянула одну Алене, вторую мне."Галлерея…", директор, — прочитал я. Стал понятен ее интерес к живописи, к художникам, к алениному творчеству в том числе.
— Готово, — Алексей снял с углей решетку и по дуге, рассыпая по воздуху клочья дымка и запаха, перенес ее к нам.
Валентина проворно раздала бумажные тарелки.
— Помидоры здесь, в тазике. Лук, укропчик, прочие части натюрморта. Сначала смотрим, потом едим, — Карен двигал по пожухлой траве тазик с зеленью, устраивая его в равной досягаемости от всех коленей.
Соответственно, колени двигались тоже, сдвигаясь к огню, к чурбанам, к натюрморту, который предстояло разрушить.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игра в ножички предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других