Hiking мимоходом. Философия приключений

Дмитрий Кругляков

Все получилось так, как того и хотел. Перепахав собственными ножками большую часть Венгрии, мне удалось осмотреть 29 городов и селений, не считая самого Будапешта. И теперь могу с достоинством утверждать, что не только побывал в этой удивительной стране, но и прикоснулся к ее истории, о чем и спешу рассказать всем в своем путевом дневнике.Книга является продолжением серии «Философия приключений» и рассказывает о впечатлениях автора от поездки в Венгрию, рассчитана на широкий круг читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Hiking мимоходом. Философия приключений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

День 3: Дорога на Веспрем

Медленный, затянувшийся, безрадостный рассвет. Серое блеклое утро, очертания мрачных туч. Неминуемое ощущение дождя. По местным меркам еще слишком рано. Только четыре утра. Покрутился, поворочался, достал схемы, карты и стал вычислять дальнейший маршрут движения. Часа через два, внезапно очнувшись от сладкой пелены грез, вновь выглядываю в окно. Перемены разительны. Голубое небо с белесыми облаками и резвящиеся в складках местности лучи солнца. Пора вставать, собираться в путь дорогу.

В доме по-прежнему тишина. Хозяина нигде не видно. На стойке бара среди прочих буклетов мятый листок со схемой города. На всякий случай прихватываю его с собой. Можно уйти незаметно, но делать этого, не попрощавшись, не следует. Осматриваюсь по сторонам, пока из подсобки не выныривает мой вчерашний собеседник. Его взгляд растерян. Думает, наверно, что буду требовать завтрак. Успокаиваю его жестом, давая понять, что ухожу. В ответ одобрительный кивок и на прощание: «Auf Wiedersehen!»

На улице прохладно. Чтобы немного согреться, иду быстро, временами переходя на бег трусцой. На подступах к «Балатону» натыкаюсь на супермаркет, где и прикупаю еды для завтрака. Накануне, поглощенный поиском ночлега, я заприметил стенд с планом города и подробным описанием туристических маршрутов. Вот к нему прежде всего и лежал мой путь, ибо прихваченная из мотеля схема на поверку оказалась обычным путеводителем по увеселительным заведениям города. Но увиденная левее «Балатона» автостанция внесла в мои планы незначительные коррективы, заставив изменить направление движения.

В общем, сперва уточнил существование автобусного сообщения с городком Кестхей (Keszthely), а затем попытался перекусить в местном буфете, хотя сразу же и отказался от этой затеи, успев, правда, заплатить за оказанные «услуги». Просто не нравится мне, когда воду набирают из-под крана для мытья посуды и кипятят, нагревая в СВЧ-печке.

Из информации на плане города узнаю, где расположен музей под открытым небом. Наношу предполагаемый маршрут на имеющуюся у меня карту «злачных мест» и отправляюсь в путь, не забывая обозревать окрестности и достопримечательности Zalaegerszeg. Идти пришлось долго. Километра два минимум. Но что поделать, коль падок я на народное творчество. Хорошо хоть, все время по главной улице [6]. Вот только с нужным поворотом немного напутал, свернул раньше, оказавшись на частной территории. Мне подсказали, что будет соответствующий указатель. На вид весьма неприметный, как и ведущая к музею улица, выбоинами, подсохшими лужами и антрацитовыми россыпями похожая на деревенскую околицу.

Музей открывается в десять утра. На часах 8:40. Слишком долго ждать. Терпения у меня не хватит. Приметив на территории комплекса группу рабочих, призывно машу им рукой. Один из них неторопливо подходит к воротам. Объясняю ему на пальцах, что хочу попасть в музей пораньше. Однако его ответ меня огорошивает.

Оказывается, в понедельник музей не работает. Предлагает прийти на следующий день. Нет, отвечаю, завтра не смогу, далеко ехать. Предлагаю деньги, прошу, чтобы впустил, добавляя, что все быстро осмотрю и тут же уйду. Постоял, подумал. Кричит своим товарищам. Кого-то зовет. То ли Юрика, то ли Йорика. Уходит, затем быстро возвращается. Разводит руками. Нельзя. Спрашиваю, а если…, делая пальцами характерный жест. Нет, качает головой, не получится. Резко бьет ногой, пиная воображаемого противника. Все понятно, выгонят с работы.

Постоял, подумал, а где наша не пропадала? Нельзя платно, будем смотреть бесплатно. Забор-то прозрачный. Фотоаппарат с зумом. Начинаю обход, сворачиваю на чуть приметную тропинку, вьющуюся вдоль ограждения. Хорошо, что дождей еще не было. Пока сухо, не грязно. Да и бурелома с мусором нет. Все убрано, прилегающая территория ухожена. Специально для меня старались? Красивые избы. Беленые, крытые не то снопами прутьев, не то соломой иль дранкой. Церквушки так себе. Наши намного наряднее. Осмотрел все, куда смог дойти и пробраться. Шел, пока в речушку не уперся. Не пройти и не перепрыгнуть. Не такая уж и широкая, но зачем ноги мочить, пачкаться? Впереди еще дорога.

Возвращаюсь к центральному входу. Недалеко от ворот на территории музея между строениями возвышается деревянная колокольня или колокольня «в юбке», как ее еще называют. Красивая, но уж больно далеко стоит. Фотоаппаратом и так и этак. Что вышло, то вышло. Главное, что теперь представление о ней имею. Там же на лавочке перекусил, молочка попил. Хотел кота подкормить. Отказался. Как знаешь, брат, а мне пора.

На автовокзал прибываю за полчаса до отправления автобуса в Кестхей (Keszthely). В оставшееся время успеваю пробежать по близлежащим улочкам, осмотреть красивую церквушку и заглянуть в информационный офис, который есть практически в каждом городе. Его можно узнать по большой букве «i» над входом.

Любой турист может бесплатно получить там как устную информацию, так и взять буклеты с планами того или иного города Венгрии, а также туристические, маршрутные и автомобильные карты края или страны в целом. На сей раз мне удалось обнаружить подробную карту Венгрии (масштаб 5,5 км) со всеми интересующими меня населенными пунктами, в последующем не раз выручавшую меня, а также прихватить план города Кестхей.

В дороге план города был досконально изучен, что помогло избежать лишней траты времени на поиск дороги от автовокзала к замку Фештетича, главной достопримечательности города.

Попросту говоря, до автовокзала я не доехал, а вышел на остановке недалеко от пешеходной артерии города, схожей с нашим Арбатом, как только мелькающий за окном силуэт замка начал стремительно уменьшаться. Расчет оказался верным, дорога короткой и вскоре я мог лицезреть огромное здание во всей его красе.

Замок Фештетича, возведенный в стиле барокко, является третьим по величине дворцом Венгрии и относится к концу XVIII века.

От посещения музея-выставки был вынужден отказаться, памятуя об имеющемся печальном опыте. Вместо этого обошел со всех сторон замок. Прогулялся по парку. Насладился открывшимися видами. Жаль, что фонтаны не работали, а часть парковых скульптур была закрыта деревянными коробами. Но и без этого красота и величие комплекса взволновали воображение. Небольшая прогулка по улицам города дополнила и укрепила сложившееся благостное впечатление.

Не зря я там оказался. Очень понравилось. По возможности еще раз заеду. Автовокзал отыскал достаточно быстро, даже умудрился срезать пару километров, решившись пройти напрямки через заброшенный парк. Все же неплохо иметь под рукой хорошее картографическое подспорье. Там же обнаружилась и маленькая железнодорожная станция.

Сей факт меня сильно обрадовал, поскольку позволил спокойно изучить оба расписания и выбрать приемлемый вид передвижения. Путешествовать по маленьким городам, в которых транспорт ходит раз в сутки, занятие весьма утомительное. Можно было, конечно, вернуться в Будапешт и все перепланировать, но мысли об этом, не успев даже возникнуть, тотчас стремительно исчезали, вытесняемые авантюрными собратьями.

Взгляд то и дело натыкается на знакомые названия, сортируя их по значимости и по удаленности от запланированного маршрута. Sűmeg, Tapolca, Pápa, Veszprém. В Шюмеге находится крепость XIV века, одна из крупнейших в стране, в Папе дворцовый комплекс и заповедный парк. Но они лежат в стороне. К тому же представление о здешних крепостях и дворцах я уже имел. Мнение о Тапольце у меня почему-то так и не сформировалось, поэтому останавливаюсь на Веспреме. Отправление автобуса в 12:45. Есть время добежать до Балатона, тем более что по карте озеро находится сразу за железнодорожным полотном.

Нормальные бы люди не успели. Мне же повезло больше. Осторожно перешел железнодорожные пути в неположенном месте, перескочил бурелом, какие-то лужи и… уперся в ограду платного пляжа. А часики тикают, время идет. Желание нарастает, под ложечкой сосет. Нет, думаю, не отступлю, все равно Балатон увижу. Метров через триста заборчик закончился. Потянулись газоны. Бегу по ним, пока никто не видит. Еще метров двести, огибая постройки. Впереди рокочущее море-океан. Шумит, бурлит, клокочет. Вода грязная, мутная, словно огромная лужа после купания стада слонов. На берегу два рыбака сидят. Им стихия нипочем. Не стал им мешать. Прогулялся по пляжу и тем же маршрутом вернулся обратно, а там уж и время подошло в путь дорогу отправляться.

Проезд до Веспрема обошелся в 1020 форинтов. Путь лежал через Tapolca. Ничего интересного. А ведь собирался туда заскочить. Есть там редкая пещера Таваш. Знаменита подземным озером длиной четыре километра, по которому можно кататься на лодках. К спелеологическим ценностям я пока равнодушен. А те, кто нет, не перепутайте. Пещера расположена в 4 км от города по дороге в Веспрем. Я, например, был уверен, что пещера, как и термальные источники Будапешта, в самом городе находится. Вот так бы приехал и куковал. Еще одно интересное наблюдение. В городке Nagyvázsony сохранилась 29-метровая башня-крепость XV века. Красиво смотрится на фоне города. А вот недалеко от Кестхея, в районе населенного пункта Gyenesdiás, есть небольшой участок дороги, с которого отлично просматривается вся панорама озера Балатон.

В Веспрем прибыли часа в три. Не знаю почему, но мне вдруг захотелось остановиться в этом городе. Возможно, тот вид, что открылся моему взору, когда мы въезжали, все за меня и решил. Либо показалось, что до темноты не успею облазить все его закоулки. В общем, решение было спонтанным.

Гостиница оказалась рядом. Цена вопроса 6800 или 7300, но с завтраком. Последний вариант показался предпочтительнее. Лучше бы я этого не делал. Подарил отелю пятьсот форинтов. Потом расскажу.

Тогда корил себя, зачем остался, нужно было ехать дальше. Сейчас думаю, остался и правильно сделал. Отдохнул. Вдоволь нагулялся по городу. Кстати, для меня он был своеобразным перевалочным пунктом.

Я не предполагал даже, что буду его осматривать. Информация о городе скупая, фотографий нет. А приехал и обалдел. Ах! Возможность будет, обязательно посмотрите, не пожалеете. Он стоит того.

Веспрем называют «городом королев». Здесь находилась первая епископская резиденция страны, поэтому право коронования венгерских королев всегда принадлежало веспремским епископам. Недалеко от главного входа в крепость, именуемого Воротами Героев, с правой стороны можно осмотреть источник, выполненный в виде головы орла с короной. При моем появлении из клюва птицы потекла тоненькая струйка воды. Холодная, но пить ее я так и не решился.

На противоположном конце крепости над смотровой площадкой возвышаются обращенные ликами к городу скульптуры Святого Иштвана, первого венгерского короля, и первой венгерской королевы Гизелы.

Что еще? Пожарная башня, мощенная булыжником мостовая, поросшие мхом и кустарником монолитные крепостные стены, скульптурные композиции в нишах стен фасадов зданий, замысловатая лепка. Тишина, неспешность, покой.

В Веспреме было начато воплощение моей задумки — ведение дневника путешественника, а также родилось название книги «Hiking мимоходом». Благодатное место. Ну а дальше вы знаете. Теперь пытаюсь наверстать упущенное. Отставание от сегодняшних реалий двое суток. Не нагоню, допишу в Москве.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Hiking мимоходом. Философия приключений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я