Корпоративный конфликт. Предупреждение и разрешение в Российской Федерации, в Республике Казахстан

Дмитрий Васильевич Фирсенко

Изучение корпоративного конфликта важно для юридической и экономической сферы, это явление присуще любой хозяйствующей структуре. Изменение структуры корпорации порождает новые конфликты, требующие детального изучения. Книга написана по итогам научной работы 2018 года.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корпоративный конфликт. Предупреждение и разрешение в Российской Федерации, в Республике Казахстан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Корпоративный конфликт его сущность и особенности

1.1. Корпоративный конфликт его правовые и социальные основы

В правовой науке выделяют большое направление научного исследования — юридическую конфликтологию, оперирующую понятиями: типы общения, конфликт, причины конфликта, динамика развития конфликта, формы и способы разрешения конфликта, интересы и их согласование при конфликте, позиции при конфликте, потребности, интеграция интересов в конфликте и др. Юридическая конфликтология объединяет в себя всё многообразие конфликтов потенциально возможных в рамках правового поля. Её предмет — изучение общественных отношений, складывающиеся между различными субъектами в процессе конфликта в целях их предупреждения и разрешения.

Основной категорией является понятие конфликта. В научной доктрине России и Казахстана не сложилось единого понимания конфликта, несмотря на высокую степень конфликтности в наших странах и потребность в едином понимании этой сложной и комплексной правой категории, значительное число исследований, посвященных конфликту.

По мнению В. М. Жуйкова1, конфликт представляется в виде формы позиционного взаимодействия двух или более лиц, где одна из сторон осознает существование противоречий в интересах, потребностях, ценностях, способах их реализации и стремится к их преодолению, основываясь на эмоциональном представлении о справедливости своей позиции.

Иное понятие конфликта предложено известными питерскими медиаторами О. В. Аллахвердовой и А. Д. Карпенко. Под конфликтом названные авторы понимают психологическое эмоциональное (страх) и когнитивное (непонимание) напряжение, возникающее как результат реального или воображаемого (ожидаемого) ущемления своих интересов другой стороной. При этом, по их справедливому замечанию, в качестве неудовлетворенных могут выступать не только реальные интересы, но и интересы выдуманные или воображаемые, которые приписываются одной стороной другой стороне в конфликте и как следствие воспринимаются как угрожающие её интересам2. Ими предложено и другое более краткое понятие конфликта: это процесс столкновения и противоборства индивидов и групп, характеризующийся взаимным нанесением ущерба с целью защиты реальных и предполагаемых интересов3.

ГПК РФ, АПК РФ и ГПК Казахстана не оперирую понятиями конфликт либо корпоративный конфликт, однако совсем недавно в процессуальных регламентах появилась новая категория дел — корпоративные споры, истоки которых в корпоративном конфликте того или иного вида.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПК РФ) а именно ч. 6 ст. 27 относит к рассмотрению дел по корпоративным спорам исключительно к специальной подведомственности арбитражных судов. Так в ст. 225.1 АПК РФ приводиться юридическое определение корпоративным спорам где указано что к данной категории споров, относят споры связанные с созданием юридического лица, а так же управлением им или участием в юридическом лице которое является коммерческой организацией, а также в некоммерческом партнерстве, ассоциации (союзе) коммерческих организаций, либо иной некоммерческой организации, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей так же некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации в соответствии с Федеральными законами4.

Необходимо отметить, что в связи с обновлением российского АПК РФ предприниматели и иные хозяйствующие субъекты получили возможность выбора: обращаться за разрешением корпоративного спора в государственный арбитражный суд или передать корпоративный спор на рассмотрение и разрешение третейского суда.

Однако российский законодатель не избрал модель неограниченной арбитрабельности корпоративный споров, разделив все корпоративные споры на следующие категории:

1) корпоративные споры, подлежащие рассмотрению исключительно государственными арбитражными судами Российской Федерации;

2) подлежащие рассмотрению государственными или третейскими судами (по выбору субъектов, ищущих защиты) при наличии арбитражного соглашения.

3) подлежащие рассмотрению третейскими судами, деятельность которых администрируется постоянно действующими арбитражными учреждениями (ПДАУ)5.

К первой категории споров (не могут рассматриваться третейскими судами ни при каких условиях) законодатель относит следующие споры:

1) споры, предусмотренные п. 1, 3, 6 ч. 6 ст. 27 АПК РФ;

2) споры, предусмотренные разделом III АПК РФ;

3) споры, предусмотренные гл. 27, 27.1 и 28.2 АПК РФ;

4) споры, предусмотренные п. 1 — 5. ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ;

5) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

6) споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;

8) иные споры в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

На наш взгляд, отнесение споров о касающихся созыва общего собрания участников юридического лица; споров, вытекающих и относящихся из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью; споров, связанные с судебным оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов в том числе органов местного самоуправления и иных органов, и организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а так же должностных лиц; включая корпоративные споры, если на момент возбуждения дела в арбитражном суде или начала третейского разбирательства в третейском суде юридическим лицом, в отношении которого возникли такие споры, является любое хозяйственное общество, имеющее существенное значение для обеспечения обороны страны, безопасности государства (Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства») с некоторому оговорками считаем оправданным, это призвано снизит коррупционную составляющую при рассмотрении данной категорий споров.

Что же касается споров, связанных с применением положений Федерального закона «Об акционерных обществах» в частности глав IX посвящённых приобретению и выкупу обществом размещенных акций, а так же главы XI.1 о приобретении обществом более 30 процентов акций публичного общества (см. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ), а также споров, связанных с юридическими лицами такими как исключением участников, поименованных в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ, то, по нашему мнению, их вполне успешно могут разрешать не только государственные, но и третейские суды.

По мнению А. Колова6, которое разделяется многими исследователями и третейскими судьями, новые российские правила определения подведомственности безусловно являются носителями позитивного характера, предусматривают закрепление разумного баланса между интересами государства, хозяйствующими субъектами, третейских судей, участниками корпораций. Третейские судьи извлекут доходы в связи с ростом их значения и участия в рассмотрении корпоративных споров, так же повыситься квалификация судей. Безусловно есть выгода и для бизнесменов. Конфиденциальность является рассмотрения корпоративных споров в третейских судах так как большинство предпринимателей опасаются огласки, которая вредит их деловой репутации, что обычно возникает при разрешении их споров в Арбитражных судах, так же они опасаются за исполнимость решений, вынесенных государственным судом за пределами Российской Федерации и возможного давления со стороны государственных органов на государственные суды. Новые законы об арбитраже, в частности Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ и Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» направлены на установление правовой определенность в вопросах арбитрабельности корпоративных споров, а также направленны на уменьшение споров об арбитрабельности корпоративных споров.

Е. Е. Уксусова полагает, что корпоративные споры, не осложненные публичными элементами, могут стать предметом третейского разбирательства только на основании заключенного арбитражного соглашения об их передаче в третейский суд, администрируемый ПДАУ, утвердившим, депонировавшим и разместившим на своем сайте в сети Интернет Правила разбирательства корпоративных споров, с местом арбитража в Российской Федерации. Закон о арбитраже предусматривает, что арбитражные решения, принятые по Правилам ПДАУ, противоречащим установленным требованиям Закона об арбитраже, являются ничтожными (ч. ч. 8 и 9 ст. 45).7

Очевидно, что подсудность (арбитрабельность) корпоративных споров в Российской Федерации еще не раз будет предметом научной дискуссии и внимания законодателя. Следует ожидать либерализации регулирования по мере приобретения третейскими судами авторитета и доверия внутри страны и у зарубежных предпринимателей-инвесторов.

В Республике Казахстан применяется единый Гражданский процессуальный кодекс, в котором подсудность гражданских дел специализированным судам, устанавливается ст. 27 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК Казахстана)

1. Специализированные межрайонные экономические суды разрешают и рассматривают гражданские дела, относящиеся к неимущественным и имущественным спорам, сторонами в которых являются осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность физические лица без образования юридического лица, юридические лица, в том числе по корпоративным спорам, исключая дела, подсудность которых определена законом другому суду.

Действующий процессуальный регламент относит к корпоративным спорам следующие категории споров, стороной которых являются коммерческая организация, некоммерческая организация, ассоциация или союз коммерческих организаций, ассоциация либо союз) коммерческих организаций и/или индивидуальных предпринимателей, имеющая статус саморегулируемой организации в соответствии с законами Республики Казахстан, и/или ее акционеры, участники, члены, в том числе бывшие (далее — корпоративные споры).

В указанных статьях перечислены подведомственные арбитражному суду и специализированным межрайонным экономическим судам (далее СМЭС), исчерпывающий перечень корпоративных споров. Нужно отметить что, отсутствие юридического определения сложившегося термина «корпоративный конфликт» законодатель компенсирует через нормативное закрепление понятия — корпоративный спор, но стоить отметить что корпоративный конфликт относиться к более широкой категории.

В целях настоящего исследования корпоративный конфликт рассматривается нами как правовое явление, включающее в себя все стадии и этапы, в том числе и корпоративный спор, который воспринимается как разновидность корпоративного конфликта. Корпоративный спор — это корпоративный конфликт, переданный его сторонами на рассмотрении в соответствующий суд, компетентный его рассматривать.

Иное определение этого понятия предложено М. А. Турковым, который предлагает воспринимать корпоративный спор как вид корпоративных отношений, выраженный в наличии конфликта интересов, связанного с созданием юридического лица (подразумевается корпорации), управлением им либо участием в нем (т.е. связанные с реализацией имущественных, организационных, управленческих прав субъектов корпоративных отношений), который подлежит решению способами, которые предусмотрены законом8.

По нашему мнению, понятие корпоративный конфликт поглощает все возможные разногласия, возникающие между акционерами, управленцами, инвесторами и другими субъектами корпоративных отношений, на любых уровнях и стадиях взаимодействия с корпорацией.

В свою очередь корпоративные конфликты обладают рядом особенностей, которые если не выделяются в юридической конфликтологии, то, безусловно, в структуре данного научного направления требуют отдельного и более дательного рассмотрения.

Корпорация в исследуемых правовых областях нередко понимается одинаково, тем не менее, точного и единообразного термина «корпорация» нет ни в доктрине Российской Федерации, ни в доктрине Республики Казахстан9. Следует отметить то факт, что в России корпорация это не специфическая организационно-правовая форма юридического лица, а родовое понятие для нескольких видов юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), соответствующих указанным ГК РФ сущностным признакам. Кстати, в зарубежных правопорядках также отсутствует единообразное понимание корпорации. Такая ситуация, по мнению некоторых исследователей, имеет в своей основе два обстоятельства.

Во-первых, большинство стран термин корпорация не закрепило законодательно, и он используется как понятийная категория на доктринальном уровне.

Во-вторых, корпорация как термин имеет различное содержание в континентальной и англосаксонской правовых системах10.

Таким образом, можно констатировать о наличии в юридической литературе множества доктринальных определений этого термина, имеющих определенное значение к исследуемой нами теме. Что же объединяет эти понятия в нормативно-правовых сферах и реальной экономике исследуемых нами стран?

Несомненно, что это отношение к корпорации как к объединению юридических лиц11. Форма организации акционерное общество либо иное предприятие, организованное в той или иной правовой форме. Правовой признак корпорации — это разделение имущества и управления, т.е. блоки контролирования имущества и управления существуют и разделены.

Корпорация, по нашему мнению, не является начальной формой организации предпринимательской деятельности, корпорации отличаются от других форм предпринимательской деятельности своими размерами и организационно правовой формой и появляются значительно позднее иных простых форм экономической деятельности.

Сущность корпоративного конфликта, как явления имманентно присущего деятельности корпорации, состоит в следующем:

• отсутствие согласия между двумя и более сторонами;

• возникшие противоречия между участниками корпоративных отношений;

Расхождение в интересах у участников корпоративного конфликта, разное отношения к целям, ценностям, видению развития корпорации, а также, большое разнообразие предметов и объектов конфликта часто ведут к тому, что конфликты могут иметь различный характер, природу, свойства, цели. Опираясь на существующие многообразие форм и преследуя задачу разработки и выбора эффективного метода оценки, реагирования, управления конфликтом принята классификация конфликтов следующим образом:

1. По способу разрешения

• антагонистские;

• компромиссные.

2. По природе возникновения

• социальные;

• организационные;

• эмоциональные;

• личностные.

3. По направленности воздействия

• вертикальные;

• горизонтальные.

4. Рассматривая по степени выраженности

• скрытые конфликты;

• открытые.

5. По количеству вовлеченных участников

• внутри личностные;

• межгрупповые;

• межличностные.

С точки зрения практического разрешения конфликтов зарубежные исследователи, к примеру, У. Ф. Линкольн выделил пять групп причин (факторов) конфликтов. Ясное понимание истоков конфликта и его места в системе классификации, в силу их типичности, помогает быстрее найти способ его урегулирования, что, по нашему мнению, в равной степени относимо и применимо к корпоративному конфликту и к корпоративному спору.

Среди них: структурные факторы, информационные факторы, ценности, отношения (установки и стереотипы), поведенческие реакции конфликтующих сторон12.

1) структурные факторы существуют объективно, независимо от воли и желания конфликтующих сторон. К примеру, географические и природные факторы, особенности политической и социальной системы субъектов, представляющих стороны конфликта, специфика системы законодательства того или иного государства и др.

2) информационные факторы, к примеру, ложная или умышленно профессионально искаженная или преждевременная информация, неверное понимание объёма и качества информации. Для устранения информационной причины конфликта, в том числе и корпоративного, необходимо вступить в коммуникативные отношения с первоисточником информации с целью её проверки или перепроверки, но нередко конфликтующие стороны этого не делают, а иногда такая возможность утрачивается (смерть генерального директора или председателя совета директоров, обладающих нужной информацией)

3) ценностные факторы — к их числу чаще всего относят мировоззрение конфликтующих сторон, религиозные предпочтения, формирующие различное отношение к правам и обязанностям, традиции и привычки. При возникновении конфликта на уровне ценностей его урегулирование еще более усложняется, поскольку субъекты конфликта очень редко готовы отступить от своих принципиальных убеждений. По справедливому замечанию О. В. Аллахвердовой, иногда ценности становятся структурным фактором, в смысле невозможности их изменить в рамках текущего конфликта в таком ситуации становиться крайне важно, чтобы конфликтующие стороны нашли в себе такую общую ценность, ради которой они готовы будут принять существующие противоречивые ценности друг друга13.

4) отношения (установки, стереотипы) (Б. Линкольн). В таком случае причиной конфликта является не фактическое поведение тех или иных субъектов конфликта, а негативное отношение одной стороны конфликта к таким субъектам вообще, нередко не в силу собственного опыта, а под влиянием иных субъектов или негативной информации, содержащейся в средствах массовой информации

5) поведенческие реакции (иногда весьма негативные, лежащие в глубине конфликта и нередко трудно выявляемые, и устраняемые в процессе конфликта).

Особенности корпоративного конфликта:

• объём вовлекаемых сторон — нередко трудно или даже невозможно определить количество лиц, чьи интересы затрагиваются при разрешении корпоративного конфликта;

• значительная экономическая составляющая;

• большая роль для сторонних организаций — при негативных последствиях для самой корпорации в результате корпоративного конфликта страдает сектор экономики и смежные отрасли;

Корпоративный конфликт может носить юридическую природу или иметь сложную эмоциональную составляющую. Для целей исследования нас интересуют конфликты, имеющие юридическое разрешение.

Национальный совет по корпоративному управлению считает, что к корпоративным конфликтам, не зависимо от природы их возникновения, то есть вызваны они конфликтом интересов, существующей разницей во взглядах и мнениях, опираясь на классификацию по типам разногласий все корпоративные конфликты следует разделить предлагаемым образом:

1. Стратегические разногласия. Разница во взглядах в формировании стратегии. На наш взгляд, разногласия могут возникнуть относительно текущей, среднесрочной и долгосрочной стратегии компании.

2. Разногласия по сделкам, совершенных или планируемых, под указанными сделками следует понимать весь широкий перечень сделок, совершаемый в рамках, корпорации включая, но не ограничиваясь купля или продажа продукции, активов, сделки по слиянию и/или поглощению, эмиссия или выкуп акций, выплата дивидендов, рекапитализация и т. п.

3. Управленческие разногласия касающиеся формирования состава директоров и менеджмента компании.

4. Системные разногласия. К ним относятся разногласия по формированию системы, отдельных элементов корпоративного управления и контроля, в частности численность, структура, состав правления, совета директоров, комитетов (к примеру, количество независимых директоров), содержание положений, устава, кодексов, инструкций, правил, порядков (к примеру перечень антирейдерских мероприятий), размер и способ компенсации гендиректору и менеджменту при увольнении или досрочном прекращении полномочий в силу различных факторов.

Можно подразделить типы корпоративных конфликтов по следующей природе их определения, они могут быть обусловлены:

1. Культурными, политическими традициями страны, правовой средой функционирования;

2. Как складывается структура собственности, контроля у хозяйствующего субъекта.14

Таким образом, изучив опыт исследователей и практиков, а также используя личный опыт можно прийти к следующим выводам:

К видам корпоративного конфликта можно отнести следующее:

разногласия между миноритарными и мажоритарными акционерами — согласно законодательства и в деловой практике большее прав при голосовании и управлении у акционеров с большим количеством акций, так же существует понятие, блокирующий пакет акций. Почему так? Подразумевается, что это лицо изначально было сильнее заинтересовано в участии / развитии компании и неся существенный коммерческий риск вложило большую сумму средств соответственно и имеет больше права на принятие и/или одобрение решений, но иногда встречаются иные ситуации, когда наоборот мажоритарный акционер своими действиями наносит ущерб деятельности корпорации и тем самым ущемляет интересы миноритарных акционеров.

разногласия между управляющими и акционерами — существуют правовые нормы, ограничивающие роль управляющих в развитии корпорации и при принятии решений, таким образом снижается эффект от их как положительных, так и справедливо сказать отрицательных действий, но законодательно нельзя урегулировать качество принимаемого решения так любая предпринимательская деятельность несёт в себе коммерческий риск, который хоть и можно рассчитать, но определить вероятность исхода (к примеру, от внедрения новой стратегии компании) трудно.

разногласия в оценке эффективности принятых решений — фактически для снижения негативного последствия существуют процедуры коллективного принятия решений. Для предотвращения корпоративного конфликта это нередко не имеет значения, поскольку игнорируется управомоченными субъектами. При негативном и даже при позитивном итоге принятого решения также существует основа для корпоративного конфликта в силу различной оценки эффективности деятельности.

К социальным причинам корпоративного конфликта следует отнести следующие факторы:

низкая региональная культура корпоративных взаимоотношений — слабый уровень сотрудничества и взаимодействия, каждый старается сделать всё сам, чужое мнение и предложение всегда избыточно, нередко без оснований критикуется с преобладанием эмоциональных аргументов;

нацеленность предпринимателей на быструю выгоду — отсутствие длительного подхода к развитию корпорации, большинство решений принимаются с целью быстрого извлечения выгоды от деятельности корпорации в ущерб долгосрочным перспективам развития и возможно приводящим к негативным последствиям.

малый управленческий опыт — отсутствие сложившегося опыта управления корпорациями. В ходе развития корпорации она проходит различные стадии своего развития, нередко старые системы управления и координации деятельности не работают, нужно внедрять новые, в том числе это касается и методов снятия напряжения или устранения зарождающихся конфликтов.

Исходя из анализа социальных и иных причин возникновения корпоративных конфликтов, можно сделать следующий вывод: их виды, частота возникновения, способы урегулирования зависят от истории развития корпоративного бизнеса в различных территориях и странах, сложившихся традиций в сфере корпоративных отношений, желании бизнеса совершенствоваться и воспринимать высокую корпоративную культуру, взаимоотношений бизнеса и государства, устойчивости экономической политики государства. Следует отметить, что перечисленные ранее причины возникновения корпоративных конфликтов присущи всем без исключения корпорациям, поскольку любая корпорация проходит сложный путь своего становления, находится на разных стадиях своего развития, может обновляться и изменять стратегию деятельности неоднократно как под влиянием внешних, так и внутренних факторов.

Так же в правовой науке встречается термин «конфликт интересов», интересное определение этому термину предложила комиссия США, занимающаяся ценными бумагами, которая определяет конфликт интересов как конфликт между личными и профессиональными интересами15, на наш взгляд предложенное определение очень тонко показывает природу конфликтов в том числе и особенно корпоративных конфликтов.

1.2. Особенности возникновения корпоративного конфликта

Несмотря на то, что в юридической конфликтологии, кофликт раскрывается и понимается как явление и подчиняется общим принципам конфликтологии, в настоящем исследовании корпоративный конфликт предлагается воспринимать как постоянное явление, находящееся на разных стадиях развития. Таким образом возникновение конфликта воспринимается одна из стадий которая является первичной и возникает сразу при формировании состава акционеров, участников, управленцев.

Так как где существуют стороны всегда существуют разные подходы и мнения, которые могут трактоваться как противоречия, а любое противоречие во взглядах является почвой для конфликта.

Стоит отметить, что корпоративный конфликт может быть:

Умышленным — лицо или группа лиц целенаправленными юридическими действиями создаёт обстоятельства, ведущие к корпоративному конфликту. К умышленному корпоративному конфликту можно отнести рейдерский захват.

Неумышленным — лицо или группа лиц ввиду различных причин и обстоятельств совершают юридически значимые действия, приводящие к корпоративному конфликту. Неумышленные корпоративные конфликты возникают чаще всего из-за не знания закона, неправильного формирования учредительных и корпоративных документов.

Разделение на умышленный и неумышленный корпоративные конфликты имеет ключевое значение т.к. это позволит выбрать стратегию работы с такими конфликтами нужно понимать, что даже правильно оформленные с юридической точки зрения документы, но в результате приводящие к корпоративному конфликту, влекущему за собой негативные последствия.

Причинами корпоративных конфликтов могут быть:

• Несовершенство законодательства;

• Отсутствие документально оформленных договорённостей;

• Работа на доверии, без проведения своевременного и обязательного юридического оформления корпоративных и иных отношений;

• Подчинение деятельности целей корпорации своим личным целям;

• Агрессивное поглощение со стороны более сильных конкурентов.

К примеру, А. С. Семёнов говорит о конфликте между мажоритарными и миноритарными акционерами. У мажоритарных акционеров есть множество способов извлечения доходов от деятельности корпорации, тогда как у миноритарных есть только два: продажа акций, получение дивидендов16, размер которых нередко занижают, а иногда и не выплачивают с целью понудить к продаже акций таких акционеров.

На наш взгляд, к конфликту не следует относиться как к «злу», лучше воспринимать его как неотъемлемую часть деятельности корпорации, поэтому изначально нужно вырабатывать внутренние механизмы, которые будут направлены на фактическое сглаживание конфликтных ситуаций, не переводя их в стадию корпоративного спора, требующего больших усилий и различного рода затрат для его разрешения.

А. С. Грабовец разделить корпоративный конфликт на несколько логичных, по его мнению, уровней:

• первый уровень война — которая классифицируется и характеризуется как бескомпромиссная борьба, идущая до победного конца в которой применяются любые средства в том числе насильственных средств;

• второй уровень игра — предполагается что существуют заранее спланированные действия, которые направленны на решение конфликта используя заранее предусмотренный порядок запланированных действий;

• третий уровень спор — в ходе этого уровня стараются использовать исключительно мирные способы целью которых стоит достижение взаимопонимания и согласия со сторонами.

По мнению названного автора, корпоративный конфликт состоит из трёх стадий:

1. Пред конфликтная. Характеризуется временем оценки и осмысления сторонами конфликта имеющихся у них собственных ресурсов позволяющим поддерживать конфликт и осуществлять агрессивные действия, направленные на развитие конфликта всё это, осуществляется до принятия решения. Можно отнести к этим ресурсам: наличие финансовых средств, доля голосующих акций, доступ к информации; наличие правовых основ, поддерживающих позицию конфликтующей стороны, административные ресурсы и возможности, видимый интеллектуальный потенциал.

2. Конфликт. Проявление инцидента и следующих за ним действий, которые направлены на изменение управление поведением соперничающих сторон (например, принятие альтернативных решений, имеющих юридическое значение). Существенным явлением на этапе конфликта выступает существование так называемой критической точки, при достижении её конфликтующие стороны достигают максимальной остроты в противоборстве.

3. Разрешение. Видимым фактором разрешения конфликта можно назвать отсутствие проявляющихся признаков инцидента, это возникает и наблюдается только при изменении возникшей конфликтной ситуации, когда перестают существовать предметы конфликта17.

Стадийность корпоративного конфликта, предложенная названным и рядом других исследователей (напряжение — накопление противоречий, инцидент-стычка, конфликтные действия — действия и противодействия, эскалация — деиндивидуализация, кульминация — от результата к ущербу, разрешение—уничтожение одной из сторон)18, на наш взгляд, не отражает в полной мере объективную ситуации происхождения конфликта и его развития. Это упущение приводит к отсутствию выработки правильных механизмов его перехода в различные стадии и возможное устранение причин возникновения.

Проведенный анализ различных точек зрения и личный опыт участия в корпоративных конфликтах позволяет предложить следующую стадийность развития корпоративных конфликтов:

1. Заложение основ корпоративного конфликта: именно эта стадия для целей исследования берётся в качестве начальной, поскольку при создании корпорации фактически допускаются нарушения, которые приводят в будущем к видимой части конфликта;

2. Корпоративный инцидент: на этой стадии проявляются очертания будущего конфликта, признаки, первые источники противоречий;

3. Корпоративное сопротивление: возникают блоки, поддерживающие стороны инцидента, аргументация в защиту будущих позиций, формирование позиций у сторон;

4. Корпоративное противостояние: сформированы противоборствующие стороны, которые имеют аргументацию и открыто высказывают недовольство противоположной позицией. В ходе корпоративного противостояния возможно деструктивное поведение или конструктивное.

а) Деструктивное поведение сторон конфликта способствует переходу в стадию корпоративного спора;

б) Конструктивное поведение способствует разрешения корпоративного конфликта. На этой стадии широко применимы досудебные методы разрешения.

5. Корпоративный спор: решение возникших разногласий в суде.

6. Результат корпоративного конфликта. Почему используется термин результат корпоративного конфликта? На наш взгляд, именно он наглядно демонстрирует, что конфликт есть постоянная составляющая, мы лишь можем достичь каких-то промежуточных результатов, которые:

а) будут удовлетворять либо обе стороны (это возможно, когда для решения конфликта применялись конструктивные методы решения);

б) будут удовлетворять одну сторону (это происходит при разрешении корпоративного спора).

Результат корпоративного конфликта имеет своё экономическое продолжение в судьбе корпорации.

1.3. Объект и субъекты корпоративного конфликта

Правильное определение субъекта и объекта корпоративного конфликта позволяет правильно определить направление деятельности по работе с конфликтами и пути их разрешения. Традиционно определяют:

• Субъекты — участники корпоративного конфликта;

• Объект — права участников корпоративного конфликта.

Шихвердиев А. П. различает субъект и объект корпоративного конфликта следующим образом:

• к субъектам корпоративных конфликтов предлагается отнести участников корпоративных отношений;

• объектом являются права собственности на акции компании (доли в учредительном договоре и т.д.) и права, вытекающие из акций и долей.19

Различия в интересах у участников конфликта их полярное отношение к ценностям, а также нормам общественной жизни, разнообразие объектов и предметов противоборства ведут к тому что конфликты могут носить непредсказуемый и разнообразный характер. Исходя из этого, в целях выбора адекватного метода реагирования, диагностики и управления конфликтом отечественные конфликтологии классифицируют их различными способами часть из них уже приведена и рассмотрена выше.

Шиткина И. С. отстаивает позицию, в которой она отмечает что существенного отличия субъектного состава участников корпоративных конфликтов от, казалось бы, неотъемлемой части конфликта состава участников корпоративных отношений, хочется отметить, что в некоторых вопросах можно согласиться с мнением И. С. Шиткиной.

Состав участников корпоративных конфликтов, по мнению И. С. Шиткиной может состоять из:

• контролирующих акционеров (мажоритарные акционеры);

• миноритарные акционеры;

• должностные лица (лица занимающие важные должности в органах управления общества, например, директора, управляющие директора);

• экономический субъект, то есть хозяйственная структура как самостоятельное лицо, включающий близкие интересы для всех участников и акционеров;

• субъект чьи интересы нарушены или могут быть нарушены самим обществом в результате принятых или принимаемых решений (работники общества, кредиторы, потребители и т.п.).20

Для целей исследования, данная формулировка, принятая в научной среде, не совсем подходит в связи со своей узкой направленностью, поэтому примем некоторую расширенную трактовку определения субъекта и объекта корпоративного конфликта:

Субъективная сторона корпоративного конфликта — это его участники, включая, но не ограничиваясь сотрудниками, работниками по найму, акционерами и участниками корпорации, а также сторонние лица и организации, вовлечённые в процесс корпоративного конфликта, чьи интересы затрагивает корпоративный конфликт.

У каждого субъекта корпоративного конфликта есть свой интерес, позиция, представление о своих силах и силах противника, целях, ресурсах. Именно эти представления, зачастую которые могут быть ложными, формируют позицию, мотивацию и настрой субъекта конфликта.

Объективная сторона корпоративного конфликта — это правовая или иная ситуация, приводящая к конфликту субъектов.

Данные определения позволяют более детально и глубоко изучить структуру корпоративного конфликта и логически приводят к другим двум понятиям:

• Субъективная сторона корпоративного конфликта — это определённая последовательность действий, направленная на защиту интересов субъекта;

• Объективная сторона корпоративного конфликта — это определённая последовательность действий, направленная на решение конфликта, по существу.

Исходя из приведённых доводов видно, что разрешение корпоративного конфликта возможно без негативных последствий, когда обе стороны будут придерживаться объективной стороны корпоративного конфликта, искать способы эффективного разрешения конфликта, по существу.

Как видно корпоративный конфликт многогранен причины, стороны, степень охвата интересов третьих лиц может быть достаточно существенна как для региона, страны, а в некоторых случаях мира, всё зависит от уровня вовлеченности субъектов корпоративного конфликта и их масштабов экономической деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Корпоративный конфликт. Предупреждение и разрешение в Российской Федерации, в Республике Казахстан предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Жуйков В. М. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. 1998. N 6.

2

Аллахвердова О. В., А. Д. Карпенко. Медиация — переговоры в ситуации конфликта: учеб. пособие. СПб. 2010. С. 11.

3

Аллахвердова О. В., А. Д. Карпенко. Указ. соч. С. 132.

4

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (ред. от 28.12.2—2017) // СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3012. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».

5

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 33 АПК РФ не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда подведомственные арбитражным судам споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом данный пункт кодекса не будет подлежать применению со дня вступления в силу федерального закона, устанавливающего порядок определения постоянно действующего арбитражного учреждения, которое вправе администрировать споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 8 ст. 13 Закона N 409-ФЗ) См. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

6

Колов А. О рассмотрении корпоративных споров третейским судом, публикация от 22.02.2017. URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/kolov/1093323/ Цит. по: Агешкина Н. А., Беляев М. А., Бирюкова Т. А., Вахрушева Ю. Н., Великанов А. П., Елизарова Н. В., Закиров Р. Ю., Иванишин П. З., Ковалькова Е. Ю., Кожевников О. А., Кухаренко Т. А., Михалева Т. Н., Парфирьев Д. Н., Смоляров М. В., Хлистун Ю. В. Научно-практический комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (постатейный) / под ред. А. П. Морозова // СПС КонсультантПлюс. 2017.

7

Уксусова Е. Е. Новый российский Закон об арбитраже и связанные с ним отдельные законодательные изменения // Судья. 2018. N 3. С. 30 — 41; Она же. Уксусова Е. Е. Новый порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам в арбитражных судах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 6 // СПС «КонсультантПлюс»; Любимова Е. Е. Арбитрабельность корпоративных споров в свете принятия Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Арбитражные споры. 2017. N 1. С. 119 — 128.

8

Турков М. А. К вопросу о понятии корпоративного спора в арбитражном судопроизводстве РФ // Ленинградский юридический журнал. 2016. N 2. С. 242 — 251.

9

Суханов Е. А. Понятие и виды корпораций в зарубежном и российском праве // Хозяйство и право. 2013. N 11. С. 3 — 4.

10

Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е. Г. Афанасьева, А. В. Белицкая, В. А. Вайпан и др.; отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. 992 с.

11

В российской юридической литературе отмечается, что признание ряда юридических лиц корпорациями в России не вызывает особых дискуссий (ст. 48, 50 и 65.1 ГК РФ). Правда, некоторые положения отечественного законодательства обязывают отличать «корпорацию» от «корпоративной организации», лишь последняя из которых обладает правами юридического лица (ст. 65.1 ГК РФ). Корпорация же выступает родовым понятием и может использоваться в значении юридического лица, а также корпоративного объединения либо корпоративного траста. См. подробнее: Лаптев В. А. К вопросу о понятии «корпорация» в российском праве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 1. С. 23 — 26.

12

См. подробнее: Аллахвердова О. В., А. Д. Карпенко. Указ. соч. С. 11—17.

13

Аллахвердова О. В., А. Д. Карпенко. Указ. соч. С 14—17.

14

См.: Национальный совет по корпоративному управлению. Корпоративные конфликты в современной России и за рубежом // Исследование подготовлено Центром экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе (ЦЭФИР РЭШ). 2011. С.7—8.

15

Disclosure required by Sections 403, 404, and 407 of the Sarbanes-Oxley Act of 2002 // Release No. 33—8138 (Oct. 22, 2002).

16

См.: Семёнов А. С. Конфликт между мажоритарными и миноритарными акционерами // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2007. №6. С.32—33.

17

См.: Грабовец А. С. Корпоративные конфликты в России: понятия, виды, основания возникновения и способы разрешения// Труд и социальные отношения 2013. №12. С.23—24.

18

О. В. Аллахвердова, А. Д. Карпенко. Указ соч. С. 18—20.

19

См. Шихвердиев А. П. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие. [Электронный вариант] Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 2003. 201 с.

20

См. Шиткина И. С. Корпоративное право. — М.: Кнорус, 2011. — С. 147—148.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я