Алтайские герои. Апрель

Дмитрий Афанасьевич Кобзев, 2019

В 2018 г. на сайте «Новости Горного Алтая» началась публикация рассказов из цикла «Алтайские герои. Подвиг каждый день». За год было опубликовано 362 рассказа, в которых поведано о ратных подвигах 410 человек. Это лишь малая толика – менее 1% наших земляков, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной. Но и она позволяет понять, насколько самоотверженны были наши люди в тылу и на передовой, сколько беды и горя принес человечеству нацизм. За годы войны на фронт из Ойротии ушли 42268 человек, из них 21299 навечно остались на полях сражений: кто-то погиб в бою, кто-то умер от ран, кто-то пропал без вести. 6555 человек были награждены различными орденами и медалями. В каждом рассказе содержатся сведения о том, в какой операции в эти дни участвовало подразделение героя, как его подвиг помог выполнить задачи, стоящие перед полком или дивизией. В большинстве случаев рассказ публиковался в годовщину описываемых событий. В данной электронной книге представлены апрельские рассказы этого цикла.

Оглавление

2 апреля 1944 г. Совершил 376 успешных боевых вылетов

В ночь с 1 на 2 апреля 1944 года группа немецких бомбардировщиков численностью до 80 самолетов произвела налет на железнодорожную станцию Сарны, которая расположена в Ровенской области Украины.

«Сброшено до 300 фугасных бомб, из них 150 — замедленного действия и 120 САБ (светящихся авиационных бомб). В результате разрушено недействующее депо, 25 жилых домов, 15 платформ, 12 вагонов, три цистерны, две бронеплощадки, три орудия, убиты 31 человек, семь ранены, — сказано в журнале боевых действий 148-й истребительной авиационной дивизии. — На отражение налета произведено два самолетовылета налетом 1 час 20 минут. Вылетали летчики гвардии капитан Трофимов и гвардии старший лейтенант Часнык». В результате воздушного боя наши летчики сбили два бомбардировщика «Хейнкель-111».

Гвардии капитан Евгений Федорович Трофимов и гвардии старший лейтенант Николай Леонтьевич Часнык были опытными пилотами, неоднократно отмеченными правительственными наградами. Например, старший лейтенант Часнык был награжден к тому времени Орденом Красной Звезды, Орденом Александра Невского, Орденом Красного Знамени, а гвардии капитан Трофимов — двумя Орденами Красной Звезды (причем один был получен им в 1940 году за участие в «зимней войне» с Финляндией) и Орденом Красного Знамени.

Судьба свела этих двух людей в 1941 году в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов, которую они окончили в начале 1942 года. После этого молодых пилотов направили нести службу на Северо-Западном фронте в составе 630-го истребительного авиационного полка. Они участвовали в боях под Сталинградом, на Курской дуге, в освобождении Украины. Весной 1944 года в составе 148-й истребительной авиационной дивизии прибыли на аэродром города Сарны.

Перед их подразделением стояла задача прикрывать с воздуха во взаимодействии с наземными силами противовоздушной обороны железнодорожные станции Сарны, Олевск, Моквин с удалением на запад и север до 50 километров. Авиация противника, действовавшая на этих направлениях, базировалась в Бобруйске, Барановичах, Слуцке, Пинске. Люфтваффе после появления в Сарнах советских истребителей сократило число бомбардировочных вылетов, предпочитая осуществлять налеты по ночам или в облачную погоду. Тем не менее налеты случались регулярно, до 2-3 раз в неделю.

В течение марта 1944 года в результате воздушных боев с противником был уничтожен 31 вражеский самолет, при этом с нашей стороны был потерян всего один борт.

За проявленные в этих воздушных боях умения и мужество Евгений Федорович Трофимов и Николай Леонтьевич Часнык были удостоены званий Героя Советского Союза.

Как говорится в наградных документах, помощник штурмана 148-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Трофимов к апрелю 1944 года в 20 воздушных боях сбил лично 14 и в группе три самолета противника. К концу войны гвардии майор Трофимов совершил 376 успешных боевых вылетов на истребителях МиГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, в 26 воздушных боях сбил лично 13 и в группе четыре самолета. Ко дню победы над Германией его полк базировался в районе Кюстрина на берлинском направлении и обеспечивал безопасность переправ через реку Одер.

Когда кончилась война, гвардии майор Трофимов, как и другие его сослуживцы, считал своего соратника Николая Леонтьевича Часныка погибшим. Дело в том, что 7 июля 1944 года он не вернулся с боевого задания. Уже после войны выяснилось, что его самолет был сбит и упал на занятой противником территории. Пилота взяли в плен, отправили в концлагерь Бухенвальд. В апреле 1945 года лагерь освободили американцы, а Николая Леонтьевича отправили в госпиталь. Именно в американском госпитале он и встретил известие о долгожданной победе над врагом. Вскоре он вернулся на родину, прожил долгую жизнь. Вся она была связана с авиацией. Умер он в Ростове-на-Дону в 1993 году.

Всю оставшуюся жизнь посвятил авиации и наш земляк, уроженец небольшого села Паспаул Чойского района Республики Алтай Евгений Федорович Трофимов. После войны он продолжал службу в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых самолетах.

В 1952 году окончил Военно-воздушную академию, служил в Йошкар-Оле, Приозерске, Новосибирске. В 1970-1972 годах был начальником Армавирского высшего военного авиационного училища. С 1972 года гвардии полковник Трофимов — в запасе, работал преподавателем в ГПТУ №5 в городе Армавир Краснодарского края. Он ушел из жизни в 1981 году.

После войны Евгений Федорович неоднократно бывал на своей малой родине, общался с подрастающим поколением. Школа в селе Паспаул носит его имя. Также именем героя названа школа в селе Каратузское.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я