Представьте себе отель, который предугадывает ваши желания, ресторан, где блюда готовятся с помощью искусственного интеллекта, и туристическое агентство, которое организует путешествия в виртуальную реальность. Все это и многое другое вы найдете в нашей книге! Это не просто книга, а настоящий гид по миру будущего. Мы расскажем вам, как новейшие технологии меняют правила игры, какие инновации уже работают и как они могут сделать ваш бизнес успешным и конкурентоспособным.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Индустрия гостеприимства в эпоху инноваций» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Инновационный проект как путь к лучшему бизнесу
«Инновация — это результат привычки, а не случайного действия».
Сукант Ратнакар
Инновационный проект — такая программа изменений, которая позволяет достигать стратегических целей бизнеса. В проекте могут быть и отдельные мероприятия по маркетингу, производству, исследованиям, организации процессов, а также комплексную работу одновременно в нескольких направлениях.
Развитие многих государств, регионов, мелких и крупных компаний сегодня часто зависит от инновационной деятельности. Именно она помогает нам развиваться. Поэтому данная сфера привлекает большое внимание не только в практической плоскости, но и в теоретической.
Инновации — достаточно сильное преимущество для любой компании, действующей в условиях рынка, при этом развитие инновационной сферы является важным фактором экономического роста национальной экономики. Инновации имеют самые разные формы: новые товары, услуги, технологии и т. д. При этом практически каждое новшество создается в рамках проекта. Так, инновационный проект — выстроенные в определенной последовательности этапы работы компании по созданию и распространению новшества.
У такого проекта две большие стадии.
На первой стадии формулируются стратегические цели и задачи, которые важно достичь по результатам всей инновационной деятельности. Для этого анализируется текущее состояние, оценивается перспективность всего проекта, декомпозируются цели на конкретные задания и мероприятия, оформляется весь проект.
В процессе второй стадии реализуются все запланированные мероприятия, мониторится и контролируется деятельность. Полученные результаты оцениваются (рисунок 1).
Чтобы внедрить такой проект, необходимы ресурсы: финансы, четкие сроки, персонал, технические возможности. И при подготовке, и в процессе обязательно возникнут какие-либо риски. На них остановимся подробнее: чем лучше знать врага в лицо, тем эффективнее можно подготовиться к атаке.
Риски в инновационных проектах. Риск — неопределенность, способная привести к потерям. Это сложно прогнозируемая вероятность появления проблем. Риски бывают внутренними и внешними, допустимыми или критическими, а также техническими, политическими, экологическими или коммерческими. На их влияют человеческий фактор, глобальные изменения в мире или рыночные механизмы.
Основные процессы инновационного проекта
В инновационной деятельности особую роль играют смешанные риски, связанные непосредственно с новизной проекта — заранее сложно предсказать, насколько успешно удастся его реализовать. Так, важен риск невостребованности новой продукции или услуги, появившейся в результате внедрения новшеств. Он возникает вследствие неопределенности внешнего окружения и возможностей организации.
Внешние факторы риска невостребованности продукции в ходе реализации инновационного проекта:
— политические причины, включая санкционные ограничения;
— нормативно-правовые изменения: вступление в силу новых законов;
— демографические: падение рождаемости, рост средней продолжительности жизни, миграция населения;
— социально-экономические: изменение платежеспособности потребителей и спроса;
— финансовые: изменение ключевой ставки и ставок по кредитам для бизнеса, инфляция, скачки курса валют;
— экологические или климатические: влияние на окружающую среду, ужесточение экологических норм, техногенные аварии, стихийные бедствия;
— рыночные: появление конкурентов или товаров-аналогов. На эти причины организация не может повлиять, их необходимо учесть и спрогнозировать. Деятельность самой компании также оказывает влияние на риск невостребованности продукции и эти факторы можно корректировать.
Внутренние причины:
— неправильная организация бизнес-процессов, нарушения в производственной схеме;
— низкая квалификация персонала, что влияет на качество продукции и эффективность производства;
— недостаток собственных средств, нерациональное использование ресурсов, сбои в поставках и снабжении;
— ошибки в сбытовой политике и некорректные маркетинговые решения;
— проблемы в управлении командой и отсутствие лидерских качеств у руководства;
— недостаток господдержки и неразвитость инновационной инфраструктуры
— нехватка банковских, юридических, посреднических услуг и сервисов.
При возникновении любого из рисков необходимо принять решение и подкорректировать свои действия, чтобы проект не провалился.
Как можно защититься от рисков в процессе реализации инновационных проектов
Избегать, уклоняться, уходить и не решать вопросы, игнорировать риски.
Сохранять, принимать риск и его последствия на себя.
Страховать риски, искать инвесторов, в том числе венчурных, партнеров и т. п.
Минимизировать последствия, снизить долю влияния риска на проект, оптимизировать потенциальные потери путем снижения вероятности влияния на реализуемый проект.
Один из самых эффективных вариантов защиты — управленческое решение, основанное на анализе информации и использовании — Big data.
Сегодня проще сделать полный анализ рынка, предпочтений потенциальных клиентов и предложений конкурентов, используя современные технологии. Анализ данных нужно активно применять для управления рисками проекта.
Другой способ обезопасить проект от рисков — ограничить сумму вложений, соответственно, и возможных убытков. Так, можно лимитировать затраты на проект и не выходить за рамки заранее определенного бюджета. Диверсификация проектной деятельности также позволит компании снизить риск убытков при реализации отдельных проектов. Это сработает, если параллельно запускать несколько проектов в разных отраслях и направлениях.
Передать риски можно не только сторонним организациям, например, при страховании, но и самостоятельно позаботиться о себе, создав внутренний страховой фонд, своеобразный резерв средств для покрытия неожиданных потерь, либо использовав хеджирование — заключение встречных сделок, чтобы перекрыть риски по проекту другими требованиями и обязательствами.
В целом управление рисками в инновационных проектах лежит в основе всех решений — финансовых, производственных, технических. Всегда сохраняется вероятность наступления событий, способных повлиять на проект. Компания должна быть готова к этому, чтобы снизить влияние сторонних и внутренних факторов на конечные результаты деятельности.
Управление инновационным проектом представляет собой сложный процесс, состоящий из множества этапов. Важно отметить, что в инновационной деятельности качество реализации каждого этапа непосредственно оказывает влияние на конечные результаты деятельности.
Что можно сделать прямо сейчас
«Наука — это организованное знание. Мудрость — это организованная жизнь». Иммануил Кант
В системе стратегического планирования инноваций есть следующие целевые ориентиры процесса генерации проекта:
— обеспечить достижение проектных целей;
— достичь соответствия информационной системы требованиям контрактов, нормативных актов, законодательства;
— определить порядок потребностей бизнеса;
— адекватно отреагировать на организационные требования и требования бизнеса, которые соответствуют принятой стратегии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Индустрия гостеприимства в эпоху инноваций» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других