Нарциссы. Выращивание и уход

Дарья Резько, 2003

Книга знакомит читателей с удивительным многообразием нарциссов – одним из самых красивых и популярных луковичных растений. В издании подробно рассмотрены биологические особенности нарциссов, даны советы по агротехнике и выращиванию, рекомендации по борьбе с болезнями и вредителями. Также приведены сведения об использовании нарциссов в садовом дизайне. Издание хорошо иллюстрировано, предназначено для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нарциссы. Выращивание и уход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Исторические сведения

Много ли вы знаете о нарциссах? Скорее всего, совсем мало — лишь то, что цветут они весной белыми или желтыми ароматными цветками. А иначе как объяснить убогость их ассортимента в любительских садах?

Считают, что нарцисс был первым цветком, который люди стали разводить на клумбах. И не случайно. Нарцисс — цветок редкой красоты. Сколько в нем грации, сколько изящества в его простом наряде. Шесть лепестков в два круга, а в центре еще один добавочный венчик — корона. Склоненный набок цветок нарцисса как бы смотрит вниз.

Научное его название — Narcissus poetikus. Первая его половина происходит от греческого глагола «narkao» (одурманивать, ошеломлять), так как запах его действительно может иногда вызывать у людей нервных головную боль, а вторая — «поэтический», оттого что он был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни одно растение, исключая разве только розу.

У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир называл его «созданием красоты, бессмертною усладою». Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв, плели из цветов венки для пиров. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи.

У китайцев он обязателен в каждом доме в новогодний праздник, и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или среди залитых водой небольших камешков.

В Западной Европе одним из центров культуры нарциссов стала Англия. В эту страну нарцисс попал в 1570 году из Константинополя в качестве подарка одному из английских лордов и выращивался сначала только в его саду, но потом им увлеклись настолько, что было создано общество любителей нарциссов.

В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он лучше рос, ибо, согласно поверью, от его вида зависело счастье новой семьи.

В Швейцарии в праздник нарцисса, в первое воскресенье мая, все здания украшались разноцветными флагами, а двери домов и магазинов — гирляндами из этих цветов; на улицах и площадях устраивались гулянья.

Дикорастущие нарциссы встречаются на побережье Средиземного моря, на востоке Закарпатской области, на альпийских лугах, склонах гор и низменностях. Крупный массив этих цветов можно увидеть на влажной низменности (200 м над уровнем моря) в районе города Хуст. Здесь на 15 гектарах земли на хребте Свидовец растут нарциссы белой и желтой окраски.

Нарцисс — одно из любимых растений садоводов. Выращивают его в открытых грунтах в районах с умеренным и даже холодным климатом, где он переносит суровые зимы без всякой защиты от морозов. Созданы многочисленные сорта этих цветов, среди которых имеются виды с крупными розовыми привенчиками, придающими цветку особую прелесть, есть нарцисс тацетт с мелкими цветочками, собранными в соцветие. Все нарциссы так нежны и прекрасны, что вызывают восхищение.

В Турции сохранилась старинная поговорка: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб — пища для тела, а нарцисс — пища для души».

Им также восхищались Шекспир, очаровательно описавший его в своей трагедии «Буря», Эдгар По, описавший его как один из цветов той «долины многоцветных трав», где ему удалось испытать райскую любовь. А у Шелли в его «Мимозе» мы находим такое описание:

«Любовью тюльпан и горчинка зажглись,

И дивный красавец, влюбленный Нарцисс,

Расцвел над ручьем и глядит на себя,

Пока не умрет бесконечно любя…»

Причиной такого всеобщего восхищения являются отчасти сама красота и изящность цветка, а главное, как нам кажется, сложившийся еще в глубокой древности миф, сделавший его имя нарицательным; назвать кого-либо «нарциссом», как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя.

О происхождении этого мифа древние греки рассказывали следующее: «У матери всех богов, царицы неба Юноны, была любимая наперсница, горная нимфа по имени Эхо. Ей богиня доверяла все свои сердечные тайны, с нею делилась всеми своими впечатлениями, словом, это был ее ближайший и вернейший друг.

Но Эхо оказалась фальшивой и вероломной. Она находилась в тайных сношениях с мужем Юноны — Юпитером — и старалась всячески укрывать все его проделки.

Когда Юпитер отправлялся к товаркам Эхо, горным нимфам, она умела так занять забавными рассказами ревнивую Юнону, что часы пробегали незаметно…

Но однажды Юнона заметила наконец ее хитрость и пришла в такой гнев, что тотчас же лишила ее языка.

„С глаз долой, мерзкая обманщица! — крикнула ей разгневанная мать богов. — Пусть отныне отнимется у тебя язык, которым ты сумела так меня очаровать! Я окажу тебе только одну милость: ты сохранишь способность повторять последний слог слова кричащих тебе о чем-нибудь людей“.

И вот с этих пор опечаленная нимфа Эхо удалилась в лес, где живет и теперь и повторяет последний слог слова или последнее слово речи, с которой мы к ней обращаемся.

Но, живя уединенно в лесу, окруженная скалами, Эхо с трудом переносила одиночество и старалась всячески найти себе кого-нибудь, кто бы ее полюбил.

Однажды лесом проходил цветущий юноша, сын речного бога Кефисса, красавец Нарцисс, которому было предсказано, что он достигнет глубокой старости только в том случае, если никогда не познакомится с собой, никогда не увидит своего лица, что в те времена было нетрудно: никаких зеркал еще не существовало, и видеть себя можно было разве только в спокойной воде.

Увидав Нарцисса, Эхо безумно в него влюбилась и старалась всячески его увлечь. Но Нарцисс не поддавался и оставался совершенно холоден к ее ласкам. Тогда Эхо в отчаянии обратилась с мольбой к богам и просила сжалиться над нею и наказать Нарцисса за такую бесчувственность. И растроганные боги услышали ее моление и наказали его.

Почувствовав однажды сильную жажду, он остановился на краю чистого и спокойного, как зеркало, источника и, нагнувшись, хотел было напиться; но тут в первый раз в жизни увидел свое прелестное изображение и так был пленен его красотой, что влюбился в себя и, будучи не в состоянии ни на минуту оторвать от него глаз, зачах от любви, зачах и поблек, как цветок.

Однако милосердные боги не дали ему совсем погибнуть, а превратили его в прелестный цветок, который замечательно красив, чудно благоухает и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде…»

Овидий так говорит, описывая эту легенду в своих прелестных «Метаморфозах»: «Он сам собой любуется, окаменев от удивления. Навек застыв, как дивное изображение из паросского мрамора, он не наглядится на все, что находит в себе прелестного».

По другому сказанию, у Нарцисса была сестра-близнец, которая так на него походила, что отличить их друг от друга не было никакой возможности, тем более, что она и одевалась одинаково с ним и так же страстно увлекалась охотой. Сестру эту он любил до безумия, но вдруг она умерла.

И вот, оставшись один, чтобы хоть сколько-нибудь утишить свое горе, он стал ходить к источнику и смотреть на свое изображение, которое напоминало ему образ любимой сестры.

Однако чем больше он в него всматривался, тем тяжелее чувствовал потерю и, наконец, в минуту глубокого отчаяния не выдержал и бросился в воду, как в объятия дорогого ему, бесценного существа…

Немецкий поэт Исидор Ориенталис, глядя на нарцисс, восклицает: «Эта стройная фигурка, эта чудная головка наклоняется к себе и, блестя вечной красотой, как бы ищет источник».

Вследствие всего этого нарцисс у древних греков был цветком умерших, цветком погибших, и этой эмблемой он является часто в древнегреческой мифологии.

Так, из него плели себе венки фурии — богини мести и возмездия; им забавлялась Прозерпина в то время, как ее похитил Плутон; его же рвала Европа в то время, когда Юпитер, превратившись в белого быка, приблизился к ней и увлек ее на остров Крит…

О существовании нарцисса у древних римлян говорится только у Плиния, который описывает три его вида, и главным образом желтый, родиной которого может считаться юг Европы, особенно Португалия.

Из его цветов римляне плели венки и украшали себя во время пиршеств или при возвращении с войны с победой. Изображение его неоднократно встречается на стенах Помпеи.

Скажем еще, что нарцисс был любимым цветком нашего великого писателя Тургенева, доказательство чего мы находим в оставшемся после него альбоме, куда он имел обыкновение, шутки ради, записывать все то, что ему особенно нравилось. Записи эти он делал неоднократно, и вот в одной из них за 1867 год на вопрос «какой из цветков ему больше всего нравится?» он ответил: «Нарцисс». Любопытный альбом этот хранился у Виардо Гарсиа.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нарциссы. Выращивание и уход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я